Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткий терминологический словарь





Аборигены (лат.). Коренные обитатели.

Абстракционизм. Направление в искусстве XX в,. отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре, графике. Использует для создания своих произведений бесформенные красочные пятна, линии, системы объемов и геометрических фигур. Разновидности абстракционизма – ташизм, супрематизм, неопластицизм и др.

Абсурда искусство. Течение в западно-европейском театре и кино, представляющее мир как хаос. Главные темы: пессимизм, отсутствие взаимопонимания, предчувствие гибели. Поступки, речи персонажей алогичны (С. Беккет, Э. Ионеско, А.Адамов (Франция)).

Агиографическая литература. Описание жизни святых, в соответствии с установившимся строго определенным типом, а также описание жизни императоров, описание их военных успехов, доблестей, формирование образов идеальных императоров.

Академия Платона. Афинская философская школа, основанная в 387 г. до н.э. известным философом Платоном. Она находилась в роще местного героя Академа. Академия не имела религиозного характера, в ней велись диспуты, читались доклады, широко использовались типы бесед, которые сложились еще у Сократа. Наряду с этикой, поэтикой, философией, теологией, натурфилософией особое внимание уделялось математике. В 529 г. эдиктом Юстиниана была закрыта, как и все другие философские школы в Греции.

Акрополь (гр.). Верхний город. Обнесенная крепостной стеной часть города, где находились главные святыни. Наиболее известен Акрополь в Афинах.

Анимизм (лат.). Часть религиозных верований первобытных людей, согласно которой каждая вещь, предмет, растение имеют душу, одушевлены, а потому могут «вести себя» подобно людям.

Антропоморфная форма божеств. Уподобление божеств людям, появляется на более поздних стадиях развития ралигиозного сознания, демонстрирует некоторую меру осознания человеком своего места в мире.

Апокрифы (греч.). Произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книги Святого Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Святого Писания, не признанные церковью каноническими. Некоторые апокрифы широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествия во ад, Успения Богородицы и др.).

Аполлон (греч., римск. Аполлон, Феб). Бог солнечного света, предводитель муз, покровитель искусства, бог красоты; сын Зевса и Лето. Бог Гермес изготовил для него лиру. Место обитания – гора Парнас. Изображение – юноша с лирой, колчаном, стрелами и луком.

Апологетика (греч.). Область теологии, рассматривающая сущность данной религии, раскрывающая особенности ее догматической системы, нравственных принципов. Большое внимание уделяет доказательству бытия бога.

Аркбутаны (фр.). Наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного здания внешним опорным столбам (контрфорсам).

Аскет (греч.). Человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни, соблюдающий духовную и нравственную дисциплину, физическое воздержание (умерщвление плоти), предписанные евангельскими заповедями. Аскетизм приравнивается к подвигу. Смысл аскетизма – отрицание страстей, утверждение в добре, подражание божественному естеству.

Афина (греч., римск. Минерва). Многоликая богиня плодородия, мирного труда, хранительница Эллады; войны и победы (Афина Промахос), мудрости, знаний, искусства и ремесла (Афина Полиея). Покровительница города Афины (Афина Парфенос). Дочь Зевса. Родилась из головы Зевса в полном вооружении: со шлемом, в панцире, копьем и щитом. Изображается в воинских доспехах со змеей и совой у ног, с золотым руном на груди, украшенным головой Медузы Горгоны.

Барокко (ит.). Стилевое направление в искусстве Европы конца XVI-сер. XVIII вв. Барокко свойственны динамичность образов, стремление к пышности, совмещение реальности и иллюзии, усложненность композиции. Зародился в Италии в период кризиса идей и художественных принципов Возрождения, отразил глубокие противоречия и разлад в духовной жизни итальянского общества. Во Франции и России использовался в целях возвеличивания абсолютизма, связанных с ним новых социальных идей и настроений.

Бенедиктинцы. Члены первого, самого богатого и влиятельного католического монашеского ордена, основанного в 6 в. в Италии. Устав банедиктинцев включает несколько обетов – постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание, труд как физический, так и, в первую очередь, – умственный (перевод, толкование и изготовление книг, собирание библиотек). В XI-XIII вв. активно участвовал в миссионерской деятельности католической цекркви в славнянские страны. Внутри ордена существовало несколько мощных ветвей (клюнийцы, цистерианцы и др.). В XII-XIV вв. насчитывал более 15 тыс. бенедиктинских монастырей. С XVII в. одна из конгрегаций ордена издает материалы по церковной истории. Благодаря бенедиктинцам до наших дней сохранились шедевры древнегреческой, древнеримской и средневековой литературы.

Библия (греч.). Строго определенное по своему составу собрание древних текстов, канонизированное христианской и иудаистской церквями. Книги Ветхого Завета (38 книг) и Нового Завета (27 книг), которые признаются христианской церковью написанными по внушению Св. Духа, т.е. боговдохновенными. Библия складывалась на протяжении длительного времени – с X-VIII вв. до н.э.- по II в. н.э. Библия лежит в основе богослужения и догматики иудаизма (Ветхий Завет) и христианства (Ветхий и Новый Заветы).

Богословие. Набор богословских дисциплин (апологетика, догматическое богословие, нравственное или практическое богословие, обличительное или сравнительное богословие; экзегетика; пастырское богословие; литургия).

Гимнасий (гр.). В Древней Греции государственное учебно-воспитательное заведение в Афинах, а также и на эллинистическом Востоке, получившая распространение в V-IV вв. до н.э. В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет и до 18 лет занимались спортивным развитием, получали литературное, философское и политическое образование.

Гомилетика. Богословская, теологическая система, обосновывающая и защищающая религиозное учение о боге, его качествах, признаках и свойствах; система правил и норм жизни верующих и духовенства.

Готический стиль (ит.). Художественный стиль между XII-XVI вв., завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Сменив романский стиль, готическое искусство было преимущественно культовым и развивался в рамках религиозной идеологии. Готические приемы позволили создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Готические приемы нашли отражение в городской архитектуре, декоративно-прикладном искусстве (мебель, утварь, одежда). Готику сменяют стили: Возрождение, барокко.

Дадаизм (фр.). Модернистское литературно-художественное направление в 1916-1922 гг., сложившееся в Швейцарии в среде анархиствующей интеллигенции. Средствами выражения служили бессмысленные сочетания слов и звуков (Т. Тцара, Р. Гюльзенбах, М. Янко), каракули, псевдочертежи, набор случайных предметов (М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, Ж. Арп).

Даки. В древности северо-фракийские племена, расселявшиеся к северу от Дуная до отрогов Карпат.

Деспотия (греч.). Форма неограниченной власти одного лица.

Десятина. Отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих.

Джайнизм (инд.). От имени собственного Джина; одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. По преданию это учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых, прозванный Джина (победитель), устранил препятствия на пути религиозного спасения. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Центральное место занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела.

Дизайн. Художественно-конструктивное проектирование предметов промышленного производства, выпускаемых большими тиражами, с целью повысить их эстетические свойства.

Догматическое богословие. Область теологии, доказывающая истинность основных догматов, принятых первыми Вселенскими соборами.

Дольмены (брит.). Древнее III-II тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой.

Доминиканцы. Члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом Доменико де Гусманом. Доминиканцы дают обет бедности, воздержания, послушания; им запрещается есть мясо. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 12-летний срок и подчиненный папе. Имеют монастыри, которыми руководят приоры. Их эмблема – собака с зажженым факелом в зубах, они сами называют себя "псами господними". С 1232 г. орден руководил инквизицией. Принимал участие в колонизации Америки. Из его рядов вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Зевс (греч., рим. Юпитер). Верховный бог греческого пантеона, бог неба, громовержец и тучегонитель, бог дождя. Жена – богиня Гера. Имел многочисленное потомство. От Геры – Арес (бог войны), Геба, Гефест, Илифия; от Дионы – Афродита; от Мнемозины – музы; от Алкмены – Геракл и так далее. Место культа З. – Олимпия, место постоянное пребывания – небо над Олимпом. Символы Зевса: скипетр, крылатая богиня Ника, стоящая на шаре, и орел у трона.

Зооморфная форма божеств. Уподобление божеств животным, напр., шакалу, быку, и др., птицам – сова или насекомым – жук скарабей и др. Подобная форма поклонения характерна для ранних стадий развития религиозного сознания и отражает непосредственную зависимость человека от природы.

Иезуиты. Члены католического монашеского ордена, созданного в 16 в. испанским аристократом Игнатием Лойолой. Орден организован по принципу строгой централизации, жесткой дисциплины и бесприкословного подчинения. Во главе ордена стоит генерал, избираемый пожизненно. Орден стал главным орудием Контрреформации, участвовал в деятельности инквизиции, вел борьбу с народными антифеодальными движениями. Орден добился привилегированного положения в итальянских государствах, Франции, Испании, Португалии; проникал во многие страны, способствуя их колонизации. Активно вмешивался в политическую жизнь ряда европейских государств, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующим изгнаниям иезуитов из некоторых стран. Иезуиты активно участвовали в культурной жизни разных стран,организуя школы, субсидируя театральные постановки с целью распространения религии.

Иероглифы (греч.). Древние неалфавитные, рисуночные знаки письма (египетские, японские, китайские).

Иллирийцы. Древние индоевропейские племена на Северо-Западе Балканского полуострова (далматы, паннонцы и др.) и на Юго-Востоке Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.). С конца З по конец I в. до н.э. иллирийцы были покорены римлянами и романизированы.

Импрессионизм (фр.). Художественное направление в искусстве конца XIX-начало XX вв., стремившееся запечатлеть мимолетные состояния природы, настроения человека, впечатления от увиденного.

Ирригация (лат.). Искусственное орошение полей с помощью прорытых каналов, строительства водосборников, систем распределения воды.

Кабатажное плавание. Плавание у линии берега.

Керамика (гр.). Глиняные бытовые и ритуальные изделия; получившие название по кварталу гончаров, располагавшемуся вне городских стен. Среди керамических изделий различают сосуды сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, роспись, полива и др.). формы, размеры и название керамических изделий определялись их назначением (приз победителю; подарок к свадьбе; для масла во время занятий в палестре; для хранения зерна, вина, масла; смешивания воды и вина и др.).

Калафонический (прекраснозвучный) стиль в музыке XIII-XIV вв. Ведущий стиль пришел на смену единичным распевам одного слога двумя-тремя звуками. Его особенность в использовании развернутых вокализов с длительными мелодическими линиями, главенство музыки над текстом. Яркое и эмоционально насыщенное развитие музыкального материала вне зависимости от текста. Систематическое рассечение слов посредством введения в них серии бессмысленных слогов, разрушающих последовательность текста. При таком исполнении восприятие текста отодвигалось на второй план. Все внимание слушателей сосредотачивалось на процессе движения и развития музыкального материала.

Кармелиты. Нищенствующий католический орден. Основан группой крестоносцев в 1155 г. в Палестине. Навание происходит от горы Кармел, на которой первоначально поселились основатели ордена, построив там часовню. В 13 в. переселились в Западную Европу, где основали несколько монастырей. В 16 в. орден раскололся на несколько ветвей, в частности появились женский и мужской ордена босоногих карметиток и кармелитов.

Каста (порт.). Общественная группа, оберегающая свою замкнутость. В Индии и в некоторых других странах Востока замкнутые общественные группы, объединенные определенным видом профессиональных занятий, представлениями об общем происхождении, заключающие браки только между членами своей касты, имеющие свои обычаи и законы.

Квадривиум (лат. четырехпутье). Цикл предметов, изучаемых в школах – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Классицизм (лат). Стилевое направление в искусстве конца XVII-начала XIX вв, пришедшее на смену барокко в связи с упрочением абсолютизма, отразившее его художественно-эстетические и идейные потребности. Характерной чертой его является нормативность, установление строгих правил для всех видов искусства и их оценки, ориентация на образцы античного искусства (темы, сюжеты древнегреческой и древнеримской мифологии и истории).

Кодификация (лат.). Объединение и запись законов, регулирующих жизнь общества, пришедшая на смену устной форме хранения и передачи правил, установок, имеющих силу закона.

Конгломерат (лат). Бессистемное соединение частей.

Контрабанда. Беспошлинный и незаконный способ торговли, широко практиковался как внутри государств, разделенных внутренними таможенными постами, ввиду наличия частных земель и дорог, так и особенно в международной торговле. Во Франции в XVII в. товар, перевозимый с юга страны в Париж, облагался от 36 до 40 различными налогами. Широко практиковался контрабандный перевоз товаров в испанские колонии, что разоряло казну, купцов и ремесленников этой страны. Испанские суда иногда возвращались назад, даже не разгружаясь в колониальных портах, по причине избытка контабандных товаров в колониях.

Контрфорсы (фр.). Стенка, укрепляющая основную несущую конструкцию.

Копты. Название египтян, исповедывавших христианство.

Крестовые походы. Военные походы западноевропейских феодалов в восточные страны с захватнической целью, проходившие под прикрытием религиозных лозунгов (освобождения «гроба господня», «святой земли», защиты католицизма от «неверных» – турок-сельджуков). Походы имели место в XI-XIII вв. В исторической литературе описано восемь походов на Восток. В XII-XIII вв. были осуществлены крестовые походы немецких феодалов против славянских и других народов Прибалтики. В XIII-XV вв. папство организовало под видом крестовых походов ряд карательных экспедиций против еретических течений в католицизме. Монотеизм (греч.) – религиозное представление и учение об едином боге, в противоположность политеизму – многобожию.

Кромлехи (брет.). Древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней.

Кубизм (фр.). Формалистическое течениев искусстве, возникшее в начале 20 в., которое схематизировало натуру и сводило все пластическое многообразие к геометрическим фигурам (кубу, цилиндру, шару, конусу и др.). Художники – Ж. Брак, П. Пикассо, Н. Габо, Г. Ульман.

Лазер. Аббревеатура слов английской фразы: «Light Amplification by Stimulated Emissionof Radiation», что означает «усиление света в результате вынужденного излучения». Источник оптического излучения, характеризующегося большой плотностью энергии. Существуют газовые, жидкостные и твердотельные лазеры.

Лидийцы (гр.). Жители древнего государства Лидии, расположенном на западе Малой Азии.

Ликей Аристотеля. Название учебного заведения по месту его нахождения. Лией – это предместье Афин, где был расположен храм Апполона Ликейского. Там же был гимнасий, в котором Аристотель проводил занятия философией в 334-323 гг. до н.э. Занятия проводились в крытой галерее (перипате). От этого слова и произошло название учеников школы – перипатетики. После Аристотеля в Ликее вели занятия известные в свое время ученые. Ликей был закрыт эдиктом Юстиниана в 529 г.

Литургия (греч.). Основное христианское богослужение – обедня (у правослваных) и месса (у католиков); определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров.

Мегаполис (гр.). Единое городское пространство, объединяющее множество разросшихся мелких городов.

Менгиры (брет.). Вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник.

Мифология (гр.). Совокупность сказаний, передающих верования древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и героях.

Модерн (фр.). Художественно-стилевое направление конца XIX- нач. XX вв. Использовал новые технико-конструктивные средства, сочетание новых для своего времени материалов (бетона, стекла, металла), изобразительно-декоративных средств, характеризующихся ассиметрией, стилизованными растительными узорами, обращением к фантастическому миру животных и растений.

Модерн. Художественный стиль конца XIX-начале XX вв. В разных странах называли по-разному: сецессион, арт-нуво, югенстиль и др. Важнейшими чертами стиля явился отказ от классической ордерной системы в архитектуре, расширение круга используемых материалов (бетон, стекло, металл и др.), разработка новых конструктивных и декоративных приемов (ассиметрии, введения элементов растительного и животного мира в декоративном убранстве зданий). Применялся в архитектуре, оформлении интерьеров, в промграфике, декоративно-прикладном искусстве, моде. Стиль модерн активно использовали испанец А.Гауди, бельгиец А. ван де Вельде, француз Т. Гарнье, австриец А. Лоос, немец П. Беренс, голландец Г.П. Берлаге. и др. «Потока сознания» литература – творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале XX в. Термин заимствован из кн. «Научные основы психологии» У. Джемса. Как изобразительный прием - прямое воспроизведение душевной жизни, для чего использует форму внутренного монолога. Принцип модернистской литературы, используется в кинематографе и театре. Претендует на исчерпывающую полноту в изображении действительности (Дж. Джойс, В. Вульф, М. Пруст).

Мозаика (фр.). Изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток, широко использовался в оформлении византийских храмов.

Монофизитство. Богословско-догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в V в. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща одна природа – божественная, а не две – божественная и человеческая, как утверждали представители официальной церкви. На Халкидонском соборе (451 г.) монофизитство было осуждено и приравнено к ереси. Борьба с М. приводила к восстаниям христиан-монофизитов (Александрия – 457 г., Иерусалим – 458 г., Антиохия – 468 г.). Длительная вооруженная борьба привела к отелению от византийской церкви т.н. нехалкидонских церквей.

Монофилитство. Официальная господствующая доктрина (VII в.). Учение о единой воле и единой энергии богочеловека Христа, явившаяся попыткой религиозно-дипломатичекого компромисса между монофизитством и диофиситством или православием.

Монументальный (лат.). Огромный, поражающий своими размерами, основательный, прочный.

Неоклассицизм (фр.). Общее название художественно-стилевого направления 2-ой половины XIX- нач. ХХ в., основанного на обращении к традициям античности, возрождения и классицизма. Проявился в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, частично в музыке, как формальное заимствование элементов классических произведений, сюжетов, мелодий. В отличие от классицизма не имел прочного теоретического обоснования, поэтому остался поверхностным и подражательным стилем в искусстве.

Олигархия (гр.). Власть небольшой группы богатых людей.

Паламизм. Учение Григория Паламы (14 в.) о «божественном свете», воспринимаемом чувствами. Согласно библейской легенде на горе Фавор ученики Христа увидели божественный свет. Природа этого света и возможность его восприятия явились предметом теологических споров. Дар видеть божественный свет обретают праведники. Противники паламитов отрицали возможность бытия чего-либо отличного от божественной сущности.

Палеологовское Возрождение. Период в византийской культуре второй половины XIII-сер. XV вв. Времени правления династии Палеологов, характерной чертой которого был расцвет византийского искусства на фоне средневековой религиозности, экономического и политического упадка. В этот период усилился интерес к античности. Искусство отличала повышенная эмоциональность, мистический индивидуализм, усиление светского и личностного начала. Многообразие школ способствовало интенсивности и разноплановой художественной жизни в эти годы. Распространение получают изображения сцен трапез в сюжетах «Брак в Кане», «Тайная вечеря», «Троица» и др.; появляются элементы натюрморта; больше внимания уделяется бытовым сценам и предметам. Возрастает интерес к истории и фольклору.

Палестра (гр.). Частная школа в Древней Греции для обучения мальчиков 12-16 лет борьбе, бегу, метанию диска и копья, гимнастическим упражнениям и т.п.

Панегирик. Похвальное слово.

Пантеон (гр.-лат.). Собрание всех богов; храм, посвященный всем богам; усыпальница великих людей.

Парча. Декоративная ткань с золотой или серебряной нитью.

Патристика. Учение отцов церкви. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских писателей II-VIII вв. На ранних этапах для нее характерны были интонации живой беседы, характерной для античной философии. Высшей точки патристика достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочинения были признаны важнейшей составной частью «св. предания».

«Перекачка мозгов» (drine brane). Термин, родившийся во второй половине XX в., обозначающий процесс переманивания одаренных специалистов из развивающихся стран частными фирмами и исследовательскими центрами на Западе, прелагающими лучшие условия жизни. Процесс имеет цель: получить уже готовые, более дешевые, но не менее талантливые кадры, чем те, которые существуют в собственных странах, сократить собственные расходы на образование подобных кадров, ослабить потенциальных конкурентов.

Пираты (каперы, флибустьеры, буконьеры, приватиры). Грабители чужих кораблей на море. Пиратство известно с древнего времени. В новое время пираты нуждались в убежищах и покровителях. Покупали право на пиратство, плавали под флагом той страны, у правительства которой купили разрешение грабить суда военных противников этой страны или торговых конкурентов. Известно имя английского приватира-адмирала Дрейка, грабившего испанские суда и делившего добычу с английской королевой Елизаветой. Под покровительством Франции действовали буконьеры в начале XVII в. с ордонансом Людовика XIV. Мальтийская оружейная палата в XVII-XVIII вв. ведала пиратскими делами рыцарей мальтийского ордена, подчинявшегося папе римскому. Пираты Атлантического океана исчезли к 1725 г., за исключением некоторых бандитских групп, грабивших суда до 20-х годов XIX в.

Полис. Самоуправляемая община, «город-государство», объединяющая как жителей города, так и сельских местностей, прилегавших к городу. Полноправным гражданином полиса мог быть тот, у кого родители были полноправными гражданами, обладал земельным участком, был способен обеспечить себя вооружением для участия в ополчении. Форма гос. правления в полисе могла быть разной.

Полузооморфная форма божеств. Соединение черт животного и человека, появляется как переходный этап между зооморфной и антропоморфной формами в политеистических религиях. Наиболее яркие образцы таких божеств обнаруживаются в Древнем Египте (напр., бог Анубис – мужчина с головой шакала и др.).

Портик (лат.). Часть здания перед фасадом, с треугольной крышей, опирающейся на колонны, или открытая галерея, состоящая из колонн.

Пререфаэлиты (англ.). Группа английских художников и писателей XIX в., выбравшая манерой своего творчества подражание искусству раннего Возрождения до рафаэлевской поры (художники Россетти Д.Г., Хант Х. Миллес Дж. Э., писатель и теоретик У.Моррис).

Принцип 4-х уровней толкования Святого писания – предложен Св. Августином: буквальный (сюжет, что изображено в соответствии с текстом Библии, жития, молитвы и т.д.); аллегорический (раскрытие смысла образа, символа; как изображено: цвет, свет, жест, пространство, время, детали и пр.); моральный (зачем, что говорит это лично тебе, уровень обратной связи); анагогический (толкование текста в высшем, символическом значении, открытие глубинного смысла). Например, Иерусалим – буквальный смысл – город в святой земле; аллегорический – торжествующая церковь; моральный – благоверная душа; анагогический – небесное отечество.

Проводники. Электрические вещества, проводящие электрический ток. Проводники делятся на электронные (металлы, полупроводники), ионные (электролиты) и смешанные, где имеет место движение как электронов, так и ионов (напр., плазма).

Пэры – равные королю. Наследственные дворяне, небольшая группа, пользовавшаяся личным влияним при дворе, установленными законом привилегиями. В Англии они не освобожались от налогов, в отличие от других стран. Во Франции они считались соправителями короля в провинциях, некоторые из них были претендентами на престол. В Испании в XVIII в. было 119 грандов. Почет, оказываемый им королем, заключался в том, что он называл их своими кузенами, а попа римский позволял сидеть в своем присутствии. Ордерная система античная – система несущих и несомых частей здания, их художественное оформление, получившая распространение в Древней Греции и названная именами племен и областей: дорическая, ионическая, коринфская. Широко использовалась в Новое время во всех странах при строительстве светских и религиозных зданий, внутреннем убранстве помещений.

Регулярные парки (фр.). Парк с геометрически правильной планировкой, специально-разработанными правилами стрижки кустарников и деревьев, размещением в парках скульптур, беседок, китайских домиков, мостиков и др. В числе известных архитекторов парковой архитектуры XVIII в. – француз Ле Нотр, англичанин Чеймберс. Появлению регулярных (или пейзажных) парков содействовали идеи просветителей и требования классицизма, согласно которым не только сам человек, но и окружающая его природа должны быть облагорожены в соответствии с определенным идеалом.

Рельеф (фр.). Вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды рельефа – барельеф и горельеф.

Риторика (греч.). Наука о правилах красноречия в том числе и церковного.

Робот (чешск.). Термин, употребленный впервые в пьесе К. Чапека в 1920 г., которым часто обозначают машину с антропоморфными (человекоподобными) действиями. Машины предназначены для замены человека при выполнении опасных для жизни работ или при относительной малодоступности объекта (под водой, в космосе и др.).

Романский стиль Cтиль средневекового западно-европейского искусства X-XII вв. Романский стиль создает суровые, крепостного характера здания, монастырские комплексы, церкви, замки.

Рыцарство. Привилегированный социальный слой в феодальном обществе; все светские феодалы-воины; мелкие светские феодалы, служившие своим сеньорам и связанные отношениями вассалитета. Расцвет рыцарства приходится на XII-XIV вв. С XV-XVI вв. в связи с появлением огнестрельного оружия и появлением постоянных армий в государствах рыцарство утрачивает свое значение, но в некоторых странах (например, в Англии) остается почетным званием, присуждаемым за особые заслуги перед отечеством.

Сакральный (лат.). Обожествляемый, считающийся священным.

Салоны (фр.). Комнаты для приема гостей в домах аристократов. Популярны с 16 в. Одновременно званые собрания, на которые приглашались люди определенного круга. В салонах формировалось общественное мнение, политические идеи, философские учения, ставились любительские спектакли, давались концерты знаменитыми пианистами и артистами. В некоторых салонах, близких к правящей верхушке решались судьбы кандидатов на те или иные должности и звания. С 1759 г. в салоне Лувра проводились регулярные художественные выставки. Работы, получавшие высшие оценки критики и публики, награждались медалями.

Синтоизм (японск.). Древнейшая религия японцев, обожествление Солнца.

Спарта (гр.). Центр Древнегреческого государства в Лаконии (юго-восточная часть Пелопонеса), образованного в Х в. до н.э. и состоявшего из 5 деревень. Прославилось своим воинственным духом, такой организацией общественной жизни, при которой воинская деятельность признавалась ведущей. Названия Лакония, Лакедемон и Спарта употребляются в литературе как синонимы.

Сюрреализм (фр.). Сверхреализм модернистское формалистическое направление в искусстве, провозгласивгшее источником искусства сферу подсощнания (инстинкты, сноведения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Сюрреализм развивал ряд черт дадаизма. Художники: С. Дали, Х. Блум, И. Танги, в литературе А. Бретон, Ф. Супо.

Табу (полинезийск.). Запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось.

Тирания. Форма единоличного правления в Древней Греции, установленная в большинстве случаев насильственным путем. Различают раннюю тиранию VII-VI вв. до н.э., которая возникла в ходе борьбы между родовой знатью и демосом в греческих полисах (в Коринфе, Мегаре, Афинах, на острове Самос). Тираны обычно способствовали росту производства и подъему культуры. Поздняя тирания (IV в. до н.э.) возникла в условиях крушения полисного строя. Устанавливала жестокий произвол и насилие. Это второе значение слова тирания, впоследствии закрепилось.

Тотем (америк.). Животное, растение или предмет, которому поклонялись члены одной социальной группы (рода, племени). Герб племени с изображением объекта поклонения.

Треба. Молитва и священнодействие, совершаемые священнослужителями по просьбе верующих (молебны за здравие, упокой, отпевание усопших, молитвы по случаю засухи и др.).

Тривиум (лат. – трехпутье). Цикл учебных предметов: латинская грамматика (чтение и письмо); риторика - правила построения речи, умение говорить связно и красиво; диалектика - умение рассуждать и спорить в соответствии с правилами.

Триумфальная арка (рим.). Архитектурное сооружение, устроенное по типу городских ворот с одним или несколькими пролетами, надписями, украшенное статуями, рельефами. Фонационное письмо (от греч. фонэ – звук) письмо, в котором каждый звук имеет свое графическое изображение.

Фетишизм (лат.). Неодушевленный предмет, почитаемый как носитель чудодейственной силы, окружаемый религиозным поклонением.

Фракийцы. Группа древних индоевропеских племен (даки, одрисы, геты и др.), населявших Северо-Восточную часть Балканского полуострова и Северо-Запад Малой Азии.

Францисканцы. Католический нищенствующий монашеский орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207-1209 гг. Францисканцы жили в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, призывали к аскетизму и бедности. Они занимались благотворительностью. Францисканцы вели борьбу против ересей, участвовали в инквизиции. С 1256 г. папа предоставил францисканцам право преподавания в университетах. В XVI-XVIII вв. в ходе реформационных преобразований в некоторых странах были изгнаны из них. Орден возглавляет генерал, избираемый на 6 лет. Существует женский монашеский орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским.

Фреска (итал.). Живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

Функционализм. Х удожественное направление в архитектуре и дизайне, требующее строгого соответствия архитектурного и дизайнерского проекта производственным и бытовым задачам. Широко использует достижения строительной техники, стандартные секции, строчную застройку кварталов и улиц.

Экзегетика (греч.). Раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии.

Экспрессионизм (лат.). Направление в искусстве, выразившее индивидуальный протест против уродств окружающего мира, ужасов войны, чувства обречености. Характерные приемы связаны с гротескной, изломанной и деформированной формой, подчеркнутым эмоциональным состоянием изображаемых объектов (художники: О. Дикс, Ж. Грос, в музыке – А. Шенберг и др.).

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.