Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура и современность. Постмодернизм





Массовая и элитарная культура. Глобализация культурная

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространенности национализма. М., 2001.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

Белл Д. Америка как массовая культура. М., 1981.

Бердяев Н. А. Философия неравенства // Русское зарубежье. Власть и право. Л., 1991.

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000.

Дианова В. М. Российский постмодернизм. Культурные ценности и практики культуры: структура духовного мира современной России. СПб., 2003.

Иванов Д. В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений. СПб., 2002.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.

Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М., 2003.

Массовая культура России конца ХХ века. СПб., 2001.

Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004.

Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Соколов Е. Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001.

Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

1. Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.

2. Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.

3. История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.

4. Культура как знаково–символическая система.

5. Культура и цивилизация: понятия, различие подходов к пониманию их взаимосвязей.

6. Исторические типы культуры. Принципы историко–культурных типологий.

7. Системный и структурно–функциональный подходы к изучению культуры. Функции культуры.

8. Культура и религия.

9. Культура и мораль.

10. Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.

11. Культура народная, элитарная и массовая.

12. Основные подходы к изучению культуры и специфические методы ее изучения.

13. Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.

14. Культура, культуры и субкультуры. Социальная дифференциация и стратификация культуры.

15. Культура и повседневность.

16. Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.

17. Культура и личность. Культурная идентичность, инкультурация, культурная компетентность.

18. Культурная коммуникация. Эволюция способов и средств коммуникации в ее значении для культуры.

19. Истина и знание в культуре. Связи культуры с наукой и образованием.

20. Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).

21. Xронотоп культуры.

22. Культурогенез как особый тип культурной динамики.

23. Культура и процессы глобализации в современном мире.

24. Социальные институты культуры и их значение. Памятники культуры.

25. Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.

26. Культура и пол. Гендерная проблематика в культурологии.

27. Модернизм и постмодернизм в культуре XX века.

28. Культура постиндустриального и информационного общества.

29. Восток—Запад как ориентиры культурного развития России.

30. Мифология как форма самосознания культуры.

 

Примечания

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 2000; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

(обратно)

Ионин Л. Г. Социология культуры. С. 15.

(обратно)

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.

(обратно)

Там же. С. 36.

(обратно)

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 55.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429.

(обратно)

Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч. II. СПб., 2000. С. 394.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 166.

(обратно)

Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Культуральная антропология: Учебное пособие. СПб., 1996. С. 5.

(обратно)

См.: Фрейд З. Недовольство культурой. М., 1990.

(обратно)

Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996. С. 481.

(обратно)

Аванесова Г. Л. Трактовка духовной культуры в отечественной аналитике // Философия культуры. Тез. докл. и выступл. Первого Российского философского конгресса. Т. VI. СПб., 1997. С. 6.

(обратно)

См.: Бердяев Н. А. О культуре // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994. С. 523–530;Ильин И. А. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 291; и др.

(обратно)

Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. С. 124. См. также: с. 9, 119, 120.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 45.

(обратно)

См: Культурология. Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2005; Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

(обратно)

Кондаков И. В. Введение // Современные трансформации российской культуры. М., 2005. С. 13.

(обратно)

Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.; СПб.; Нью–Йорк, 2006.

(обратно)

Грани глобализации. М., 2003. С. 12.

(обратно)

Кондаков И. В. Глобалитет России (к постановке проблемы) // Современные трансформации российской культуры. М., 2005. С. 83.

(обратно)

Кондаков И. В. Глобалитет России (к постановке проблемы). С. 86.

(обратно)

Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 20–х годов. Киев, 1994. С. 52.

(обратно)

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С. 186.

(обратно)

La culture et l avenir. Paris, 1985, p. 21.

(обратно)

История человечества. Т. 7. XX век. М., 2005.

(обратно)

Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия. Онтология в системно–синергическом осмыслении. СПб., 2006. С. 381.

(обратно)

Компаративистика. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2001.

(обратно)

Дилигенский Г. Человек перед лицом глобальных процессов // Грани глобализации. М., 2003. С. 329.

(обратно)

Бек У. Общество риска. М., 2000. С. 12.

(обратно)

Дилигенский Г. Человек перед лицом глобальных процессов. С. 336.

(обратно)

ЛевадаЮ. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М., 2000. С. 168.

(обратно)

Лихачев Д. С. Декларация прав культуры. СПб., 2005. С. 3.

(обратно)

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2–е изд. М.;СПб., 2005. С. 14.

(обратно)

Конев В.А. Онтология культуры. Самара: Самарский университет, 1998. С. 6.

(обратно)

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. С. 16.

(обратно)

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 53.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 12.

(обратно)

Там же. С. 21.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М., 2006. С. 5.

(обратно)

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. С. 54.

(обратно)

Особый интерес к их изучению в отечественной научной литературе связан в основном с теоретико–методологическими исследованиями 1950–1980 гг., когда были опубликованы классические работы В. Ф. Асмуса, Л. Г. Спиркина, П. В. Копнина, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, В. М. Штоффа и др. См., например: Асмус В. Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М., 1973; Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1974; В. А. Лекторский. Субъект, объект, познание. М., 1980; Штоф В. М. Моделирование и философия. М., 1966; и др.

(обратно)

См.: Дмитриев Т. А. Уиллард Куайн // Философы XX века. Кн. 2. М., 2004. С. 166.

(обратно)

Межуев В. М. Понятие культуры. М., 2004.

(обратно)

См.: Лотман Ю. М. Избранные статьи. Культура и программы поведения. Таллинн, 1992.

(обратно)

Levy–Strauss A. La pensee sauvage. P., 1962, p. 173;см. также: Леви–Стросс А. Структурная антропология. М., 1973; и др.

(обратно)

См. подробнее: Автаномова Т. А. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; и др.

(обратно)

См. подробнее: Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск, 1982.

(обратно)

Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992;см. там же: Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении.

(обратно)

См. подробнее: Типология и классификация в современных исследованиях. М., 1982;Розова С. С. Классификационная проблема в современных науках. Новосибирск, 1986.

(обратно)

См. подробнее: Садовский З. Н. Основания общей теории систем. М., 1974; Философско–методологические основания системных исследований. М., 1983;Коськов М. Системный подход в культурологии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. СПб., 2001; и др.

(обратно)

См., например: Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991;БиблерВ. С. Замыслы. М., 2002; ФлиерА.Я. Культурогенез. М., 1995; и др.

(обратно)

Иванов С. А. Методы изучения культуры. Великий Новгород, 2002.

(обратно)

См.: ФилипповС. М. Искусствокакпредметфеноменологиииигерменевтики. Автореф. дис. … докт. филос. наук. М., 2003.

(обратно)

Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1999. С. 5–6.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Там же. С. 8.

(обратно)

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 1989. С. 253–262.

(обратно)

Там же. С. 255.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. М., 2004. С. 99.

(обратно)

Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2002. С. 226.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. С. 387.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. С. 390.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. С. 514.

(обратно)

Там же. С. 508.

(обратно)

Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. С. 136.

(обратно)

Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 194.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 9–10.

(обратно)

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 103.

(обратно)

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно–гражданском плане // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 20.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 364.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. С. 229.

(обратно)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2–е изд. Т. 42. С. 115.

(обратно)

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 146.

(обратно)

ИльинИ. Основы христианской культуры // Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 291.

(обратно)

Зиммель Г. Избранные труды. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 104.

(обратно)

Кассирер Э. Критический идеализм как философия культуры // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С. 140–141.

(обратно)

Соколов Е. Г. Лекции по культурологии. Ч. 1. СПб., 1997. С. 47.

(обратно)

Межуев В. М. Философская идея культуры // Теоретическая культурология. М.; Екатеринбург, 2005. С. 118.

(обратно)

См.: Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997;Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

(обратно)

См.: Райбекас А. Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, 1977.

(обратно)

См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 441.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. Культура социальных отношений. СПб., 2000. С. 15.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

(обратно)

Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 24. С. 120.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 33.

(обратно)

Уайт Л. Три типа интерпретации культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 575.

(обратно)

Радклифф–Браун А. Историческая и функциональная интерпретации // Антология исследований культуры. Т. 1. С. 635.

(обратно)

См.: Соколов Э. В. Культурология. М., 1996.

(обратно)

См.: Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978.

(обратно)

См.: Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 25.

(обратно)

Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 177.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 758.

(обратно)

См.: Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987. С. 27.

(обратно)

Ильин И. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 21.

(обратно)

Ильин И. Собр. соч. Т. 1. С. 290.

(обратно)

Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. С. 114.

(обратно)

Франк С. Культура и религия // Философские науки. 1991. № 7. С. 81.

(обратно)

Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 35.

(обратно)

Экуменическое движение (от греч. огкицеул – населенная человеком часть Земли) – движение за объединение христианских церквей всего мира.

(обратно)

Православие и новая духовность. Рига, 1992. С. 9.

(обратно)

Там же. С. 12–13.

(обратно)

Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсен Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984. С. 26–27.

(обратно)

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983. С. 157.

(обратно)

Шубарт В. Европа и душа Востока //АУМ. Синтез мистических учений Востока и Запада. 1990. № 4. С. 66.

(обратно)

Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992. С. 133.

(обратно)

Мелиоранский Б. М. Разделение Церквей // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Ред. кол. С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М., 1995. Т. 2.С. 426–432.

(обратно)

Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси / Сост. М. В. Назаров. М., 2000. С. 53–61.

(обратно)

Попова О. С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI и XI вв. (Равенна и Киев) // Византийский временник. 1998. Т. 55 (80). Ч. II. С. 219.

(обратно)

Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. С. 51.

(обратно)

Синергия определяется как соединение человеческой энергии нетварной божественной энергией, как сотрудничество, соработничество человека и Бога.

(обратно)

Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М., 2006. С. 19–20.

(обратно)

Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. С. 8.

(обратно)

Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987. С. 139.

(обратно)

Там же. С. 113.

(обратно)

Там же. С. 27.

(обратно)

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1987. С. 217.

(обратно)

Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 212.

(обратно)

См.: Ф. Ларошфуко Де, Паскаль Б., Лабрюйер Ж. – П. Суждения и афоризмы. М., 1990. С. 213.

(обратно)

Фромм Э. Психоанализ и религия. С. 220.

(обратно)

Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974. С. 168.

(обратно)

Булгаков М. Мастер и Маргарита // Булгаков М. Романы. М., 1987. С. 495.

(обратно)

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 312.

(обратно)

Там же. С. 315.

(обратно)

Там же. С. 312.

(обратно)

См.: Мир человека. Хрестоматия. М., 1995. С. 209.

(обратно)

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 445.

(обратно)

См.: Ортега–и–Гассет Х. Этюды о любви // Звезда. 1991. № 12.

(обратно)

См.: Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. М., 1992.

(обратно)

См.: Чанышев А. Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. Т. 1. М., 1990.

(обратно)

Соловьев В. С. Собр. соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 505.

(обратно)

Кон И. С. Сексуальность и культура. СПб., 2004. С. 54.

(обратно)

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 122.

(обратно)

Там же. С. 132.

(обратно)

Там же. С. 118.

(обратно)

Кон И. С. Сексуальность и культура. С. 20.

(обратно)

Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // Философия любви. М., 1990. Т. 2. C. 415.

(обратно)

Кон И. С. Сексуальность и культура. С. 41.

(обратно)

Соловьев В. С. Собр. соч. Т. 2. С. 511.

(обратно)

Гегель Г. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 383.

(обратно)

Там же. С. 384.

(обратно)

Суздалев П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984. С. 216.

(обратно)

Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1955–1957. Т. 6. С. 283.

(обратно)

Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 61.

(обратно)

Суздалев П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. С. 216–217.

(обратно)

Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1985. Т. 21. С. 414.

(обратно)

Там же. С. 480.

(обратно)

Там же. С. 385.

(обратно)

См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1985;Культурология. Краткий словарь / Под ред. И. Кефели. СПб., 1995.

(обратно)

Сноу Ч. – П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч. – П. Портреты и размышления. М., 1985.

(обратно)

Паскаль Б. Мысли. СПб., 1995. С. 413.

(обратно)

Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 64.

(обратно)

Там же. С. 312.

(обратно)

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 312.

(обратно)

Ортега–и–Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. С. 333.

(обратно)

Соловьев В. С. Оправдание добра // Собр. соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 79.

(обратно)

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 275.

(обратно)

Ортега–и–Гассет Х. Что такое философия. С. 163.

(обратно)

Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996. С. 71.

(обратно)

Соловьев В. С. Смысл любви // Собр. соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 505.

(обратно)

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. С. 326.

(обратно)

Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 485.

(обратно)

Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 120.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 406.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 13.

(обратно)

Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 121.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 220.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 201.

(обратно)

Там же. С. 119.

(обратно)

Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1991. С. 58.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 221.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 224.

(обратно)

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 255, 368.

(обратно)

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 373.

(обратно)

Там же. С. 371–372.

(обратно)

Помпеев Ю. А. Основы экономической культуры. СПб., 1999. С. 7.

(обратно)

Помпеев Ю. А. Основы экономической культуры. С. 11.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства// Собр. соч.:В2 т. М., 1993. Т. 1. С. 54.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. С. 155.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. С. 301.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Методологические и семантические векторы политической легитимации. Великий Новгород, 2002. С. 49.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Методологические и семантические векторы политической легитимации. С. 15.

(обратно)

Подробнее см.: Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 106–108.

(обратно)

Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 1047.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 357.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. Культура социальных отношений. СПб., 2000. С. 54.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2000. С. 48.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества. С. 49.

(обратно)

Ильин И. О правосознании // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 227.

(обратно)

Там же. С. 229.

(обратно)

См.: Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX – начала ХХ века. Великий Новгород, 2002.

(обратно)

Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX – начала ХХ века. С. 23.

(обратно)

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.). Это результат и целенаправленного формирования личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

(обратно)

Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в работе «Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology» в 1948 г.

(обратно)

Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. В научный оборот термин ввел в XVIII в. шведский ученый Карл Линней, также еще используются термины «эффект Маугли» или «дети джунглей». Первые документальные свидетельства связаны с именем доктора Дж. Сингх, попечителя сиротского приюта в Миднапоре в Индии (1920 г.), который написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками–волками – восьмилетней Камалой и полуторогодовалой Амалой, воспитанными волками и находившимися на его попечении. Записи делались на протяжении длительного времени, так что достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами. В 1938 г. на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну.

(обратно)

Подробнее см.: Теория институтов А. Гелена // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 2.

(обратно)

Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2000. С. 298–304.

(обратно)

Подробнее см.: Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis., 1980. P. 70–84.

(обратно)

Подробнее см.: Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Собр. соч.: В 4 т. М., 1989. С. 49–401.

(обратно)

Поппер К. Р. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 4. C. 49.

(обратно)

Подробнее см.: Дюркгейм Э. 1) Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995;2) Элементарные формы религиозной жизни // Классики мирового религиоведения. Антология / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 1998. С. 230.

(обратно)

Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. Т. 1.

(обратно)

См.: Маркс К. Капитал: Критика политической экономии: В 3–х т. М., 1988.

(обратно)

Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

(обратно)

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2003.

(обратно)

Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 2005. Т. 7. С. 382.

(обратно)

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. М., 2003.

(обратно)

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990. С. 148.

(обратно)

См.: Хакен Г. Синергетика. М., 2005.

(обратно)

Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996;Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 201–219.

(обратно)

Подробнее см.: Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000.

(обратно)

Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

(обратно)

См.: Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2–е изд. М.;СПб., 2005. С. 33.

(обратно)

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995. С. 77.

(обратно)

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Гл. 6.

(обратно)

Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 48.

(обратно)

Леви–Стросс К. Печальные тропики. М., 2000.

(обратно)

Ясперс К. Смысл и значение истории. М., 1993. С. 121.

(обратно)

Конфуцианство в строгом смысле не является религией, однако по способу своего функционирования в обществе эта традиционная идеология схожа с религией.

(обратно)

Эрнесто Че Гевара известен в современной России прежде всего как борец за независимость, но в культуру Латинской Америки он вошел как автор трудов по социальной философии и политологии «Латиноамериканская мечта для Африки», «Глобальная юстиция» и др. См.: Че Гевара Э. Статьи, выступления, письма. М., 2006.

(обратно)

См.: Бромлей Ю. Б. Очерки теории этноса. М., 1983.

(обратно)

См., например: Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М., 1994. С. 5–14.

(обратно)

См.: Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 5–18.

(обратно)

Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 283.

(обратно)

Гумилев Л. Н., разъясняя свое представление об этнических стереотипах поведения, приводит в качестве примера типичные реакции на появление нетрезвого хулигана в общественном транспорте: русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец потребует вызвать сотрудника правоохранительных органов, татарин постарается изолироваться, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить». См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 87.

(обратно)

В российской этнологии данной концептуальной позиции придерживается В. А. Тишков. См.: Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

(обратно)

Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения. М., 1964. Т. 2. С. 244.

(обратно)

Об этнической организации экономических сетей см.: ШрадерХ. Экономическая антропология. СПб., 1998.

(обратно)

См.: Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.) etc.: Brooks / Cole Publishing Company, 1996.

(обратно)

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 22–25.

(обратно)

См.: Мид М. Культура и мир детства. С. 342.

(обратно)

Там же. С. 360.

(обратно)

См.: Herskovits M.J. Les bases de l'antropologie culturelle. Paris: Payot, 1967. P. 30.

(обратно)

См.: Derry J. W.Immigration: acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46(1). P. 7.

(обратно)

См., например: Бутинов Н. А. Детство в условиях общинно–родового строя // Этнография детства / Под ред. Н. А. Бутинова, И. С. Кона. М., 1992. С. 5–16.

(обратно)

См.: Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991. С. 36.

(обратно)

См.: Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 251.

(обратно)

См.: Кон И. С. Ребенок и общество: Историко–этнографическая перспектива. М., 1988. С. 206.

(обратно)

См.: Мондимор Ф. М. Гомосексуальность: Естественная история. Екатеринбург, 2002. С. 215–227.

(обратно)

Российская гомосексуальная культура повседневности раскрывается в кн.: Ротиков К. К. Другой Петербург. СПб., 2001.

(обратно)

См.: Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. СПб., 2002.

(обратно)

См., например, раздел «Другая любовь в системе ценностей и антиценностей» в кн.: Клейн Л. С. Другая любовь: Природа человека и гомосексуальность. СПб., 2000. С. 19–136.

(обратно)

Булгаков С. Н. Соч. в 2–х т. М., 1993. Т. 1. С. 155.

(обратно)

См.: Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. С. 480.

(обратно)

Культурология. ХХ век. Словарь. С. 328.

(обратно)

Там же. С. 381.

(обратно)

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 84.

(обратно)

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 14.

(обратно)

Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 110.

(обратно)

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 353.

(обратно)

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 20.

(обратно)

Malinovski B. Culture // Enciklopedia of social sciences. 1931. Vol. 4.

(обратно)

См.: Попов В. В. Социология культуры. М., 1993. Разд. «Институциональная культура»;Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2007.

(обратно)

«Институт культурный» // Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. С. 156;Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

(обратно)

Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. М., 2003.

(обратно)

Там же. С. 50.

(обратно)

Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. С. 40.

(обратно)

Россия в период реформ Петра I. М., 1973. С. 11.

(обратно)

Schramm W. Men, Messages and Media. A Look at Human Communication. N. Y., 1973. P. 55.

(обратно)

Аристотель. Политика. М., 1911. С. 100.

(обратно)

Винер Н. Я – математик. М., 1964. С. 313.

(обратно)

Doob L. Communication in Africa. New Haven, 1961. P. 100.

(обратно)

Кацпржак Е. И. История письменности и книги. М., 1955. С. 43.

(обратно)

См.: Исследования по русскому языку. СПб., 1889–1895. Т. 1. С. 297.

(обратно)

Куконков П. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. 1995. Вып. 9.

(обратно)

Delhes K. Soziale Kommunikation. Opladen, 1994.

(обратно)

Лукьянчикова М. С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной коммуникации // Россия и Запад: диалог культур. М., 2000. Вып. 8. Т. 1. С. 289.

(обратно)

Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997–1999. Ч. 1–5; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992; Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000–2001. Т. 1–2; Виолле–ле–Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997 (издание представляет собой фрагмент многотомного «Толкового словаря французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения», созданного известным архитектором и историком культуры Э. Э. Виолле–ле–Дюком и изданного во Франции в 1858–1875 гг.);Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913; Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1914;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1994.

(обратно)

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

(обратно)

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 194.

(обратно)

Живов В. Об исторической науке у Карло Гинзбурга // Новое литературное обозрение. 2004. № 65. Цит. по электронной версии журнала: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/.

(обратно)

См.: Гинзбург К. 1) Сыр и черви: картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000; 2) Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. М., 2003.

(обратно)

Пушкарева Н. История повседневности [Электронный ресурс]: [статья в электрон. энцикл. «Кругосвет»]. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ artic–les/105/1010512/1010512al.htm. Загл. с экрана. К. Гинзбургу и нарративной методологии его «микроисторических» исследований посвящено несколько статей журнала «Новое литературное обозрение» (2004. № 65).

(обратно)

Гуревич А.Я. 1) Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; 2) Категории средневековой культуры. 2–е изд., испр. и доп. М., 1984;3) Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М., 1989;4) Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; ПоляковскаяМ. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989; Ястребицкая А. Л. 1) Повседневность и материальная культура Средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991. М., 1991. С. 84—102; 2) Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995; Dulmen R. van. 1) Kultur und Alltag in der Friihen Neuzeit. Bd. 1. Das Haus und seine Menschen: 16. – 18. Jahrhundert. Miinchen, 1999;2) Kultur und Alltag in der Fraheren Neuzeit. Bd. 2. Dorf und Stadt: 16. – 18. Jahrhundert. 2. Aufl. Miinchen, 1999;3). Kultur und Alltag in der Friiheren Neuzeit. Bd.3. Religion, Magie,Aufklarung: 16. – 18. Jahrhundert. Miinchen, 1994.

(обратно)

Кнабе Г. С. 1) Древний Рим – история и повседневность. М., 1986;2) Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993; Лотман Ю.М.1) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. М., 1983;2) Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII – начало XIX века. 2–е изд., доп. СПб., 1994;Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды: панорама столичной жизни. СПб., 1996.

(обратно)

SchutzA. Collected Papers: The Problem of Social Reality. Hague, 1971; Schutz A., Luckmann Th. The Structures of the Life–World. L., 1973; Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995; GarfinkelH. Studies in Ethnomethodology. New Jersey, 1967; Goffman E. The presentation of self in everyday life. N. Y., 1959 (Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000);Ci–courelA. V. Method and measurement in sociology. L.; N. Y., 1964.

(обратно)

Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985;Гусев С. С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб., 1994;КозырьковВ. Г. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999; Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999; Шкуратов В. А. Историческая психология. 2–е изд., перераб. М., 1997. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

(обратно)

Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.;Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999. Новиков А. И. Мещанство и мещане: против мелкобуржуазной философии жизни. Л., 1983.

(обратно)

Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. С. 326.

(обратно)

См.: Лелеко В. Д. Открытие повседневности: живопись малых голландцев // Повседневность как текст культуры: Материалы междунар. науч. конф. 27–29 апр. 2005 г. Киров, 2005. С. 327–344.

(обратно)

Власов В. Г. Бидермайер // Власов В. Н. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1. СПб., 1995. С. 106.

(обратно)

Кес Д. Стили мебели. 2–е изд. на рус. яз. Будапешт, 1981. С. 179–180.

(обратно)

Пушкарева Н. История повседневности.

(обратно)

Барт Р. Мифологии. М., 1996;КнабеГ.С. 1) Древний Рим…;2) Материалы к лекциям…;Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…;Лотман Ю.М., Погосян Е. А. Великосветские обеды…; Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2–е изд., испр. и доп. М., 2001; Топоров В. Н. 1) К символике окна в мифопоэтической традиции //Балто–славянские исследования. 1983. М., 1984. С. 164186; 2) Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227–284;Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. СПб., 1998.

(обратно)

Леви–Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2–е изд., испр. М., 2005;Толстой Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995;Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX – начала ХХ века. Вып. 2. М., 1990. С. 67—135.

(обратно)

Международный коллоквиум «Asthetik im Alltag: Form und Lebensform. Offenbach a. M., 1978»;Восьмой международный конгресс по эстетике «Die Ast–hetik, das tagliche Leben und die Kunste»: Ausgew. Vortr. / 8. Kongr. fur Asthetik. Bonn, 1984.

(обратно)

Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1971; Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

(обратно)

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…; Лотман Ю. М., Погосян Е. А.Великосветские обеды…; Чернова А. «…Все краски мира, кроме желтой»: опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М., 1987; LetschH. Der Alltag und Dinge um uns. Berlin, 1983.

(обратно)

См. относительно полную библиографию проблематики повседневности по состоянию на начало 2002 года в работе В. Д. Лелеко «Пространство повседневности в европейской культуре» (СПб., 2002).

(обратно)

Библиографический список конференций в хронологическом порядке: Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 18–20 февр. 1998 г. / Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1998;История российского быта: материалы XIV Всерос. заоч. науч. конф. / науч. ред. С. Н. Полторак. СПб., 1999; Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 24–26 февр. 1999 г. Вып. 2. СПб., 1999;Научная рациональность и структуры повседневности: Тез. науч. конф. Санкт–Петербург. 22–23 нояб. 1999. СПб., 1999;Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах: материалы науч. конф. 19–21 февр. 2001 г. /Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 2001;Проб







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.