Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Представление о культуре в европейской философии(античность, средневековье, возрождение)





Представление о культуре в европейской философии(античность, средневековье, возрождение)

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям. В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода: 1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.; 2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.; 3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты). На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки – оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод). На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях). Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

Представления о культуре в 17-19 вв.

Культура XVII века. Это столетие знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. В XVII веке наука действительно рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Наука становится универсальной, все превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так принято на веру. Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины - рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка, Исаака Ньютон, Блэза Паскаля. Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Однако же главным феноменом XVIII века назовем Просвещение. И самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т.д. Культура XVIII века, как и предыдущая, продолжает строиться на талантах. Здесь назовем имена Вольтера, Дени Дидро, Жана-Жака Руссо. Особенной чертой XVIII века явилось распространение светских салонов, где рождалось великое искусство общения людей, где часто в дискуссиях сталкивались высокоодаренные личности с разным мировоззрением. Эстетически прекрасный XVIII век, век “галантных празднеств” искусства рококо закончился грандиозной трагедией Французской революции. Наверное, главной причиной начала революции можно назвать глубокое размежевание двух культур - “высокой” и “низкой”, аристократической и буржуазной. В прямом и переносном смысле они говорили на разных языках.

 

Современные культурологические концепции: социологический подход к исследованиям культуры.

Символическая школа в культурологии

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ-понятие, очерчивающее стандарты деятельности людей. В них содержатся побуждения и ограничения, разрешения и запреты. К. н. ориентируют человека на то, как именно следует по ступать в соответствии с представлениями о должном, существующем в той или иной культуре. Они выражают алгоритмичность культуры, в них закреплена совокупность деятельностных схем, обеспечивающих преемственность. В отличие от других норм (правовых, административных, технологических и т. д.), К. н. носят более гибкий, подвижный, относительно мягкий характер.

Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях – все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества.Традиция является одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.

Ценность — есть определенная объективная объектность, находящаяся в обладании конкретного субъекта права (человека или группы людей). Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной (выдающейся универсальной) ценностью;где У ниверсальная ценность — есть материальный предмет (объект), в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов, как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий классов, народов, наций или всего человечества); Выдающаяся универсальная ценность — это культурную ценность значимая для мирового сообщества.

Основные функции культуры.

Осн. Функц. Культ.: функция духовного производства, ф-я целепологания, ф-я соц трансляции, ф-я коммуникации.

Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления. Духовное производство, связано с производством материальным. Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание. Особенности духовного производства: Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.

Целепологания - формирование основных жизненных принципов и идеалов, развитие духовных качеств. Развитие через матер культуру вкуса к определенным технич достижениям. В момент рождения с первых шагов человек начинает творить, что является естественной потребностью закономерностью развития.

Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Коммуникативная – На уровне языка происходит связь в малых и больших соц группах. Символический язык рисунков прошлых лет дает возможность постичь глубины знания древних египтян, шумеров, ацтеков. Музыка в своих символических знаках передает опыт духовных переживаний. Средства массовой печати кино способны в кратчайший срок объединить, дать определенное знания большому кол-ву людей.

Осн. Функц. Культ: функц. Адаптации, функц. Социализации, компенсаторная функц.

Адаптации – через культуру происходит приспособление к новым условиям(миграция), конденсатором культуры ее символическим выразителем является язык с помощью которого человек приспосабливается.

Социализации – культура формирует соц группы. Эволюционно человек поставлен в условия выживания в сообществе.

Компенсаторная – многие виды искусства способны восстановить утраченные физические и духовные силы человека (физ.куль-ра, танец, музыка, театр

Культура Просвещения.

Просвещение представляет собой широкое антифеодальное движение периода становления капитализма (17-18 вв.). Оно охватило практически все европейские страны. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Однако разработка идеологии просвещения отвечала в целом интересам иных социальных сил. Новый прогрессивный класс буржуазии через своих идеологов провозгласил культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы.

Идеология Просвещения наиболее ярко проявила себя в Англии, Германии и особенно во Франции, которая в 18-м веке становится гегемоном духовной жизни Европы. В новую эпоху, как им во времена Версаля, французскому образцу по-прежнему подражают. Даже Англия, извечный антагонист Франции, признает авторитет французской культуры. Это происходит потому, что в последней, наряду со специфически национальными, отразились некие общие социальные процессы, имевшие место в культуре других стран, только были выражены они острее и осознаны глубже идеологами Просвещения. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требования равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимость суждений.

Худ культура 18в отразила идеологию и противоречия своей эпохи. Особенностью ее было не только противостояние идей но и противостояние стилей. Основными стилями были классицизм, рококо, сентиментализм, просветительский реализм. Из этих стилей рококо был стилем искусства связанным с французской аристократией. Он в своих формахвыразил настроения исторической обличенности. Классицизм 18в остается похожим на классицизм 17в но меняет свою идеологию.

 

Искусство постмодернизма

Постмодернизм - направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 1970-х - 1990-х гг. противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", последовательно развивающего модернистские концепции. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеч. возможностей. Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного процесса. Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 1970-х гг. были построены общественные центры, окруженные ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древнеримские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д.

39 Типологические особенности развития белорусской национальной культуры.

В последние годы очень много говорится о развитии национальной культуры, в особенно-сти белорусского языка. Дошло до того, что чуть ли не в приказном порядке стали переводить русскоязычные школы в белорус-скоязычные. Теперь мы стали очевидцами вытеснения белорусской национальной культуры западноевропейской и, особенно американской масскультурой, чуждой нашему славянскому народу. На протяжении нынешнего и будущего года в республике должна быть разработана концепция развития белорусской национальной культуры. Участие в этом примут представители Института проблем культуры, Академии искусств и Академии музыки, Университета культуры, Академии наук. Основное внимание будет уделено развитию профессионального искусства и народного творчества, а также проблеме языка, в частности белорусской орфографии. За последние годы в республике открылось несколько новых музеев. Так что сейчас общее количество более 120. Но материальная база их не может удовлетворить. Всего шесть процентов от общего количества произведений искусства (остальное в запасниках) могут увидеть сегодня посетители Национального художественного музея. Идет строительство новых площадей, но выделен-ных средств не хватает. Только в этом году в республике прошли Фестиваль национальных культур в Гродно, Фестиваль аутентичного фольклора на Могилевщине, "РэхаАутюкоу" в Минске и другие. Все это - поддержка традиционного народного искусства, которое всегда было фундаментом для развития национальной белорусской культуры. А что делается для возвращения в Беларусь вывезенных из нее ценностей. По словам министра культуры Александра Сосновского, возобновятся поиски Креста Евфросиньи Полоцкой. Он был вывезен из Могилева в начале войны вместе с другими ценностями. В их числе коллекция икон и нумизматические собрания, золотой и серебряный ключи от Могилева, золотые изделия из раскопок Помпеи, коллекции живописных полотен, фарфоровых изделий и другое.

 

 

представление о культуре в европейской философии(античность, средневековье, возрождение)

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям. В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода: 1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.; 2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.; 3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты). На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки – оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод). На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях). Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.