|
Ранние этапы становления культурологического знанияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Студент должен знать: - проблемы культуры в трудах мыслителей от античности до Просвещения Студент должен уметь: - раскрыть основные положения теорий о культуре раннего этапа становления культурологического знания Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Проблемы культуры в трудах мыслителей от античности до Просвещения: Аристотель, Цицерон, И.Кант, Д. Вико, И. Гердер, Ж-Ж. Руссо. Культурологическая мысль XIX в. Студент должен знать: - основные положения эволюционизма - основные положения диффузионизма - основные положения функционализма - марксистское учение о культуре - основные положения теории культурно-исторических типов - теорию социально-культурной динамики Студент должен уметь: - раскрыть основные положения культурологических учений XIX в. Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Основные положения эволюционизма в работах Э. Тайлора, Г. Спенсера), основные положения диффузионизма в трудах Ф.Ратцеля, Л. Фробениуса, основные положения функционализма в работах Б. Малиновский, А. Радклифф-Брауна, марксистское учение о культуре, основные положения теории культурно-исторических типов в трудах Н.Я. Данилевского, О Шпенглера, А. Тойнби, теория социально-культурной динамики П. Сорокина. Культурологические концепции конца XIX – начала ХХ в. Студент должен знать: - основные положения «Науки о природе и науки о духе» - основные положения психоаналитических концепции - основные проблемы культуры в русской философии - основные положения игровой концепции культуры - основные положения символической теории культуры - основные положения структурализма - теорию осевого времени - основные положения школа «Анналов» Студент должен уметь: - раскрыть основные положения культурологических концепций конца XIX – начала ХХ в. Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Основные положения «Науки о природе и науки о духе» В. Дильтея; основные положения психоаналитических концепций З. Фрейда и К. Юнга; проблемы культуры в русской философии (Н.Бердяев, П. Флоренский); основные положения игровой концепции культуры Й. Хейзинга; символическая теория культуры в трудах Э.Кассирера, Л. Уайта; положения структурализма в трудах К.Леви-Строса; теория осевого времени К. Ясперса; основные положения школы «Анналов» (Ф. Бродель, М. Ле Гофф, Л. Февр). Культурологические концепции конца ХХ в – начала XXI вв. Студент должен знать: - основные положения постмодернизма (Ф. Лиотар, У. Эко, М. Фуко) - основные положения деятельностного подхода к изучению культуры Э.С. Маркаряна и М.С. Кагана Студент должен уметь: - раскрыть основные положения культурологических концепций конца ХХ в – начала XXI вв.
Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Основные положения постмодернизма (Ф. Лиотар, У. Эко, М. Фуко). Деятельностный подхода к изучению культуры в трудах Э.С. Маркаряна и М.С. Кагана. Самостоятельная работа: - чтение учебника по темам раздела, работа со словарями и справочниками. - работа с конспектом лекций; повторная работа над учебным материалом учебника, подготовка к практическим занятиям. Основная литература по разделу
Дополнительная литература по разделу
3. Основные понятия культурологии Понятие культуры Студент должен знать: - научные определения культуры - функции культуры - субъект культуры - определение и научные подходы к цивилизации - современные теории и типологию цивилизаций - отношение между культурой и цивилизацией Студент должен уметь: - проанализировать культуру как систему культурных феноменов - выявить типы связей между элементами культуры - обосновать культуру как процесс деятельности человека и вместе с тем ее результат
Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Понимание культуры в обыденном сознании, в науках об обществе и человеке. Понятие «культура» в зарубежной и отечественной культурологической мысли. Многозначность термина "культура". Сущность культуры. Субъект культуры. Функции культуры: трансляция социального опыта, познавательная, функция социализации личности, коммуникативная, регулятивная, семиотическая, ценностная, знаковая и др. Формы культуры: материальная, духовная, художественная. Цивилизация: понятие, определение, сущность. Современные представления о цивилизации. Историческая динамика отношений культуры и цивилизации. Морфология культуры Студент должен знать: - различные подходы к структурированию культуры - обыденная и специализированная культура - материальная, духовная, художественная сферы культуры Студент должен уметь: - проанализировать разные структурные элементы культуры Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Различные подходы к структурированию культуры. Структурные элементы культуры: предметный мир культуры, носители культуры, комплекс образцов поведения. Субстанциональные и функциональные элементы культуры. Обыденная и специализированная культура в работах Э.А.Орловой и А.Я. Флиер. материальная, духовная, художественная сферы культуры в теории М.С.Кагана.
Культурогенез Студент должен знать: - теории происхождения культуры - понятия «антропогенез», «социогенез» и «культурогенез» Студент должен уметь: - проанализировать отношение между культурогенезом и антропогенезом, социогенезом - раскрыть понятия «культурная самоидентичность» Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Основные теории происхождения культуры. Становление культуры. Культурная самоидентичность. Динамика культуры Студент должен знать: - закономерности развития культуры - традиции и инновации Студент должен уметь: - раскрыть проблемы социокультурной динамики - разобрать основные концепции динамики культурно-исторического процесса - показать изменение культуры в результате её взаимодействия с другими культурами - раскрыть понятия «культурная самоидентичность» Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС Содержание и закономерности развития культуры.Понятие социокультурного процесса. Устойчивое и изменчивое в культуре. Механизмы социокультурной динамики. Причины культурных изменений: внешние и внутренние. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Формы саморазвития культуры. Межкультурные коммуникации. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Принципы взаимодействия культур. Интеграция, ее формы. Аккультурация. Ассимиляция. Понятие культурной традиции, её роль в обществе. Формы культурной традиции: обычай, обряд, культурная норма. Новация, творчество в социокультурном процессе. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|