Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ранние этапы становления культурологического знания





Студент должен знать:

- проблемы культуры в трудах мыслителей от античности до Просвещения

Студент должен уметь:

- раскрыть основные положения теорий о культуре раннего этапа становления культурологического знания

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Проблемы культуры в трудах мыслителей от античности до Просвещения: Аристотель, Цицерон, И.Кант, Д. Вико, И. Гердер, Ж-Ж. Руссо.

Культурологическая мысль XIX в.

Студент должен знать:

- основные положения эволюционизма

- основные положения диффузионизма

- основные положения функционализма

- марксистское учение о культуре

- основные положения теории культурно-исторических типов

- теорию социально-культурной динамики

Студент должен уметь:

- раскрыть основные положения культурологических учений XIX в.

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Основные положения эволюционизма в работах Э. Тайлора, Г. Спенсера), основные положения диффузионизма в трудах Ф.Ратцеля, Л. Фробениуса, основные положения функционализма в работах Б. Малиновский, А. Радклифф-Брауна, марксистское учение о культуре, основные положения теории культурно-исторических типов в трудах Н.Я. Данилевского, О Шпенглера, А. Тойнби, теория социально-культурной динамики П. Сорокина.

Культурологические концепции конца XIX – начала ХХ в.

Студент должен знать:

- основные положения «Науки о природе и науки о духе»

- основные положения психоаналитических концепции

- основные проблемы культуры в русской философии

- основные положения игровой концепции культуры

- основные положения символической теории культуры

- основные положения структурализма

- теорию осевого времени

- основные положения школа «Анналов»

Студент должен уметь:

- раскрыть основные положения культурологических концепций конца XIX – начала ХХ в.

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Основные положения «Науки о природе и науки о духе» В. Дильтея; основные положения психоаналитических концепций З. Фрейда и К. Юнга; проблемы культуры в русской философии (Н.Бердяев, П. Флоренский); основные положения игровой концепции культуры Й. Хейзинга; символическая теория культуры в трудах Э.Кассирера, Л. Уайта; положения структурализма в трудах К.Леви-Строса; теория осевого времени К. Ясперса; основные положения школы «Анналов» (Ф. Бродель, М. Ле Гофф, Л. Февр).

Культурологические концепции конца ХХ в – начала XXI вв.

Студент должен знать:

- основные положения постмодернизма (Ф. Лиотар, У. Эко, М. Фуко)

- основные положения деятельностного подхода к изучению культуры Э.С. Маркаряна и М.С. Кагана

Студент должен уметь:

- раскрыть основные положения культурологических концепций конца ХХ в – начала XXI вв.

 

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Основные положения постмодернизма (Ф. Лиотар, У. Эко, М. Фуко). Деятельностный подхода к изучению культуры в трудах Э.С. Маркаряна и М.С. Кагана.

Самостоятельная работа:

- чтение учебника по темам раздела, работа со словарями и справочниками.

- работа с конспектом лекций; повторная работа над учебным материалом учебника, подготовка к практическим занятиям.

Основная литература по разделу

  1. Культурология /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2005.
  2. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2005 (2003).
  3. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2006.

Дополнительная литература по разделу

  1. Антология исследований культуры. В 2т. Т.1. СПб.,1997.
  2. Иконникова С.Н. История культурологии. СПб., 1996.
  3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  4. Культурология / Под ред. А.Н.Марковой. М.: Юнити-ДАНА, 2004.
  5. Культурология /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2001.
  6. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. 2005. №1. С.160-168.

3. Основные понятия культурологии

Понятие культуры

Студент должен знать:

- научные определения культуры

- функции культуры

- субъект культуры

- определение и научные подходы к цивилизации

- современные теории и типологию цивилизаций

- отношение между культурой и цивилизацией

Студент должен уметь:

- проанализировать культуру как систему культурных феноменов

- выявить типы связей между элементами культуры

- обосновать культуру как процесс деятельности человека и вместе с тем ее результат

 

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Понимание культуры в обыденном сознании, в науках об обществе и человеке. Понятие «культура» в зарубежной и отечественной культурологической мысли. Многозначность термина "культура". Сущность культуры. Субъект культуры. Функции культуры: трансляция социального опыта, познавательная, функция социализации личности, коммуникативная, регулятивная, семиотическая, ценностная, знаковая и др. Формы культуры: материальная, духовная, художественная. Цивилизация: понятие, определение, сущность. Современные представления о цивилизации. Историческая динамика отношений культуры и цивилизации.

Морфология культуры

Студент должен знать:

- различные подходы к структурированию культуры

- обыденная и специализированная культура

- материальная, духовная, художественная сферы культуры

Студент должен уметь:

- проанализировать разные структурные элементы культуры

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Различные подходы к структурированию культуры. Структурные элементы культуры: предметный мир культуры, носители культуры, комплекс образцов поведения. Субстанциональные и функциональные элементы культуры. Обыденная и специализированная культура в работах Э.А.Орловой и А.Я. Флиер. материальная, духовная, художественная сферы культуры в теории М.С.Кагана.

 

Культурогенез

Студент должен знать:

- теории происхождения культуры

- понятия «антропогенез», «социогенез» и «культурогенез»

Студент должен уметь:

- проанализировать отношение между культурогенезом и антропогенезом, социогенезом

- раскрыть понятия «культурная самоидентичность»

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Основные теории происхождения культуры. Становление культуры. Культурная самоидентичность.

Динамика культуры

Студент должен знать:

- закономерности развития культуры

- традиции и инновации

Студент должен уметь:

- раскрыть проблемы социокультурной динамики

- разобрать основные концепции динамики культурно-исторического процесса

- показать изменение культуры в результате её взаимодействия с другими культурами

- раскрыть понятия «культурная самоидентичность»

Содержание тем в соответствии с дидактическими единицами ГОС

Содержание и закономерности развития культуры.Понятие социокультурного процесса. Устойчивое и изменчивое в культуре. Механизмы социокультурной динамики. Причины культурных изменений: внешние и внутренние. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Формы саморазвития культуры. Межкультурные коммуникации. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Принципы взаимодействия культур. Интеграция, ее формы. Аккультурация. Ассимиляция. Понятие культурной традиции, её роль в обществе. Формы культурной традиции: обычай, обряд, культурная норма. Новация, творчество в социокультурном процессе.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.