Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО.





Концепция индустриального общества была сформулирована Р. Ароном и У. Ростоу и получила развитие в работах по постиндустриальному обществу (Д. Белл, О. Тоффлер). Индустриальное общество следует за аграрным (традиционным) и предшествует постиндустриальному. Тоффлер характеризует К. о. и. термином “второй волны” из трех. В рамках К. о. и. натуральное хозяйство, характерное для аграрного общества, уступает место массовому рыночному производству. Общество организуется “вокруг принципа функциональной эффективности” (Белл). Производство стандартизированных товаров и услуг оказывается более эффективным, чем штучное. Д. Белл отмечает три отличительные черты индустриального общества — 1) рост крупных корпораций; 2) отпечаток, который накладывают машины и их ритм на характер труда; 3) трудовой конфликт, воплощающий в себе противостояние классов.

Положение человека в контексте К. о. и., т. о., неоднозначно. С одной стороны, это “человек-масса” (X.Ортега-и-Гассет), похожий на других, не имеющий определенных жизненных целей, чувства личной ответственности, “одномерный человек” (Г. Маркузе), ориентированный на некритичное соглашательство с существующим мироустройством и бездумное потребление. Это позволило говорить о “массовом обществе”, которое вызвало резкую критику со стороны ряда исследователей. С другой стороны, нельзя забывать, что в контексте аграрного общества возможность развиваться, как личность, была доступна лишь немногим. С разрушением сословной иерархии массы выходят на историческую арену (Ортега-и-Гассет).

Важная особенность К. о. и. — установка на научно-рациональное познание. Это относится не только к собственно науке, но и всему образу мышления. Знание рассматривается как нечто объективное (А. де Сен-Симон). Наука нацелена на изучение мира, как он есть, но не ставит целью решение проблемы “как должно быть”. Наука становится мировой, объединяя усилия ученых из разных стран. Во многом развитие науки и техники превращался в самоцель, моральные ноуяь! и ограничения заменяются авторитетом науки. Для К. о. и. характерны ориентация на будущее, представление о необратимости исторического прогресса (при этом под прогрессом понимается научно-технический прогресс), а также идея преобразования и подчинения человеком природы.

Со временем К. о. и. трансформируется; Белл выделяет три главных изменения: 1) модернизация предприятий благодаря управляющим (т. н. “революция менеджеров); 2) относительное сокращение пролетариата и рост технического и профессионального слоя;

3) изменение политической системы в направлении бюрократизации и технократизации. Изменение положения личности, тесно связанное с повышением роли информации, автоматизацией и компьютеризацией производства, знаменует переход от К. о. и. к культуре постиндустриального общества.

Д. А. Чекалов

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ТОТАЛИТАРНОГО — совокупность общественных связей, ценностных установок сознания и поведения, интересов и целей, присущая обществу, где вся жизнедеятельность строится на принципах “чрезвычайного положения”, с опорой на насилие. К. о. т. отличается господством особого рода идеологии как комплекса идей, к-рые легитимизируют право системы на существование. К. о. т. провозглашает ценности, нацеленные на построение “светлого будущего” или “тысячелетнего рейха”, создание “нового человека”, интересы и свобода к-рого подчинены интересам государства. К. о. т. отличается жесткой управляемостью со стороны режима, политической и идеологической заданностью, опорой на массовый энтузиазм, апелляцией к простейшим архетипам массового сознания, преданностью власти и вождям и вместе с тем псевдодемократизмом (поэтизация “простого человека” из народа, воспевание народных масс как движущей силы истории и пр.). В конечном счете К. о. т. становится инструментом манипулирования мыслями и чувствами человека. Художественно-идеологический проект замещает реальную действительность, а все, что противоречит ему, отвергается и изгоняется. К. о. т. характеризуется стремлением разрушить художника в человеке и человека в художнике, изъять из культурного обихода сами понятия личности, творчества, индивидуальности, собственного достоинства.

б. Н. Шевелев

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО — типкультуры добуржуазного периода и характера (древняя и средневековая Европа, классический Восток, африканские культуры). Ее основой является система межличностных отношений — коммунократических, коммуналистических, солидаристских, коллективистских, патерналистских — качественно отличных от буржуазных (безличных, вещных, юридических). В традиционной культуре отношения людей строятся как их собственные отношения, еще не облекаются в форму общественных (К. Маркс); имеют характер “механической солидарности”, где связи людей основываются не на объективном разделении труда, а на их личных отношениях (Э. Дюркгейм); воспринимаются как “аскриптивные” (приписанные), статусные (Т. Парсонс).

Важнейшей особенностью К. о. т. является неразрывное единство индивида и группы. Образ действий человека диктуется его принадлежностью к группе, первичному коллективу, и его основные социально-культурные характеристики изначально присущи ему уже через сам факт этой принадлежности. Человек формируется и социализируется только как член своей группы, его индивидуальные качества, интересы, устремления как бы “растворяются” в групповых, определяются в соответствии с его местом в иерархии своего коллектива.

В узком смысле К. о. т. — это образ жизнедеятельности, главную роль в котором играют традиции, стабильность, прошлый опыт (в отличие от общества буржуазного, культура которого базируется на идее прогресса).

В. К. Королев

КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ — этап развития Западноевропейской культуры. Начало Просвещения — “славная революция” 1688 г. в Англии; конституционализм, парламентаризм и религиозная терпимость становятся базовыми политическими ценностями буржуазии, всего третьего сословия. Конец Просвещения — Великая французская революция 1789— 1794 гг. Результат этих революций — необратимость общеевропейского процесса становления техногенной цивилизации и буржуазных общественных отношений.

Для эпохи Просвещения характерно: 1) понимание природы, в том числе и природы человека как разумно устроенных; 2) деистическое миропонимание, исключающее вмешательство творца в развитие природы и общества, естественный характер законов природы и общества. Задача человека — постижение этих законов, использование их в своих целях; 3) признание однолинейно-исторического развития, движущей силой которого является прогресс знаний; 4) борьба против суеверий позитивных религий, стремление заменить их универсальной религией Разума; 5) выработка основ естественной (понимаемой как рациональной) морали, естественного права (“Декларация прав человека и гражданина” 1789 года); 6) популяризация идей (масонские ложи, “Энциклопедия”, салоны); 7) замена типа рационализма (аристотелевский дедуктивный заменяется опытно-экспериментальным);

8) сотериологическая идея теряет религиозную форму. Цель и смысл человеческой истории в ней самой, а не за ее пределами.

С. М. Пешкова

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП - понятие, выражающее спещифику культуры относительно устойчивой совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторического развития. Специфика К. с. г. обусловлена прежде всего тем, что создается их представителями, имеющими различный интеллектуальный уровень развития, социокультурные статусы и занимающими неодинаковое положение в обществе. К. с. г. хотя и близка к базовой культуре общества, отличается от нее несколькими чертами, напр., особым вероисповеданием (старообрядцы), этническим происхождением (донские казаки) и т. д. Уровень специфичности К. с. г. по отношению к основной культуре в каждом конкретном случае уникален.

А. С. Емельянова

 

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ — понятие, выражающее специфику культуры определенной группы людей, объединенных исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями и обладающих рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от социальных институтов и социальных организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются под воздействием объективного общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Исторически первыми видами общности были: семья, род, племя, община. В процессе исторического развития формируются такие общности как народности и нации, с присущими им социальными нормами, ценностными системами и интересами. К. с. о. — это определенный уровень развития общества в целом, на который накладывается специфика организации социальной жизни (обряды, обычаи, эпос, религия), а также особенности национального характера, определяющие данную общность как культурную составляющую общества.

А. С. Емельянова

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — понятие, обозначающее определенный исторический этап развития культуры (V—XV в.). В европейской культурно-исторической традиции сложилась практика представления этого этапа в основном тремя культурными организмами — культурой Западной Европы, Византии и Арабо-мусульманского Востока. Наличие определенной специфики каждой культуры, особенно исламской, не лишает возможности выделить некоторые общие черты, характеризующие культуру данного исторического периода в целом.

Прежде всего она отличается феодальным укладом жизни (в разных формах), преобладанием натурального хозяйствования и идеологии пропитания (достойного содержания). В социальной сфере господствуют сословная иерархия и идеология личного служения, иерархическая вертикаль. Доминантами духовной жизни являются: монотеистическая религиозность (бе зусловное господство христианства, или ислама); традиционализм, ретроспективность, опора на прошлый опыт; символизм мира и его восприятия, потребность разгадывания величия и красоты Божественного творения (от христианской экзетезы до арабского орнамента); дидактизм, стремление передать другим людям свое понимание величия Божьего промысла; универсальность, энциклопедичность знаний (арабская наука); историзм, обусловленный введением временных координат рождения Бога и Страшного суда.

Средневековый человек служит Богу и своему феодалу, не претендует на личностную жизнь, реализует в своей жестко регламентированной жизни предназначенную ему социальную профессиональную роль, во многом совпадая с ней. До XIII века безусловно преобладала тяга к общему, типичному, каноничность человека; в позднем средневековье в городах начинается мировоззренческий переворот, знаменующий начало становления человека как личности.

В. К. Королев

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА— организационно-управленческая деятельность государства в сфере культуры, направленная на создание в ней определённой системы регуляции. Государственная К. п. направлена на: утверждение общности культурной жизни страны; расширение сети культурных учреждений и координацию их деятельности; выработку и реализацию в жизнь единой политики в области образования и

науки; учёт, охрану и изучение культурного наследия, поддержку традиций; утверждение национального единства через развитие уникальности и самобытности национальной культуры; формирование средств массовой информации, обеспечивающих поддержку проводимой государством политики.

Методы достижения этих целей могут быть различны и зависят от идеологических ориентации правительства, от своеобразия культурных, политических традиций в обществе, от специфики социально-экономической ситуации и т. д. Существует закономерность: чем больше государство ориентируется на общенародные интересы, тем меньше оно опирается в К. п. на жесткие авторитарно-бюрократические методы управления.

В демократическом обществе значительное место в формировании и проведении К. п. играют неправительственные организации (творческие союзы, ассоциации, частные издательства и т. д.) и частный бизнес.

Г. Г. Нестеров

КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ. Важным разделом исследований культуры является изучение ее истории, то есть генезиса и исторических этапов развития культуры. В рассмотрении последних особое внимание целесообразно уделить европейской культуре. Вместе с тем важно увидеть многообразие, “полифонизм” мировых культур. Научный (европейский) тип культу ры проявляет свое унифицирующее воздействие лишь на современном этапе исторического развития, вовлекая в научную орбиту традиционные культуры, воздействуя на них, формирует многообразную палитру современных культур (Европы, Латинской Америки, Японии и др.).

Главная проблема тут состоит в том, чтобы избежать европоцентризма, монолинейного понимания культурно-исторического развития, в котором европейская культура понимается универсалистски не по своему выходу (вкладу) в культуру современности, а по предполагаемой обязательности (универсальности) путей ее исторического развития. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрения основных типов древних культур (Китай, Индия, Египет, Вавилон).

В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как, например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.

Нам, выросшим, в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (Древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришли по-разному.

Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого уровня потребления. Восточные страны “усвоили” научный опыт, произошла “трансплантация” (пересадка) науки в иную культурную среду, и там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства.

Учитывая приведенные обстоятельства, в истории культуры можно использовать следующие принципы:

1) географический (локализация культур в географическом пространстве); 2) хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени); 3) национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

Построить историю мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии:

приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий.

Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники.

Г. В. Драч

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ — социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, основанная на системе “вещной зависимости” (К. Маркс). Совместная деятельность людей определена здесь крупным производством, “рациональным типом экономики” (М. Вебер). Рост массового производства происходит совместно с процессами индустриализации, урбанизации, модернизации, совершенствованием науки, техники, развитием торговли и рынка. Самоорганизация социальной жизни приводит к необходимости построения гражданского общества, правового государства, идеологии индивидуализма и прогресса.

М. В. Заковоротная

ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ. Термин “постиндустриальное общество” появился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до Великого Кризиса 1929-1933 гг. Примечательно, что первоначально О. п. рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем, уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из “верхнего среднего класса” постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.

С конца 60-х годов термин О. п. наполняется новым содержанием. Наиболее известными работами, посвященными этому периоду, являются “Становление постиндустриального общества” Д. Белла (1973) и “Третья волна” А. Тоффлера (1980). Сам термин “постиндустриальное общество” был предложен Беллом.

Согласно теоретикам О. п. исторический процесс делится на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

В рамках аграрной культуры люди, работая малыми группами, по преимуществу взаимодействовали с естественной природой, находясь в зависимости от нее. В индустриальной культуре работа является взаимодействием между человеком и искусственной средой, где людей заслоняют машины, которые производят товары. В постиндустриальной культуре на первый план выходит взаимодействие человека с человеком:

чиновника и просителя, врача и пациента, учителя и ученика, поэтому люди должны учиться жить друг с другом. Природа оказывается выключенной из рамок трудовой и общественной жизни.

Переход к постиндустриальной культуре характеризуется деконцентрацией и децентрализацией в производстве и в сфере принятия решений (распределение властных полномочии). Общество постепенно приходит к гибким режимам и графикам, которые заменят синхронизацию в режиме конвейера, все выше ценятся оптимальные размеры и масштабы. Техническая база О. П. основывается на достижениях биологии, генетики, электроники, использовании искусственных материалов, а также деятельности под водой и в космосе; при этом производство станет не таким громоздким и экологически опасным. Большая его часть станет малообъемной и легкой в управлении. Отходы одних производств будут использоваться в качестве сырья для других.

Становление О. п. представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определить как “богатую индивидуальность”, “многомерного человека”. Если еще 30—50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных (социальных) связей определялись, в первую очередь, тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую — его личными способностями, то “многомерный человек” реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми.

Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним, как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах “рыночный ренессанс”.

За “рыночным ренессансом” в действительности стоит колоссальное развитие нерыночной сферы — системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и, что очень важно, домашнего труда — по воспитанию, “производству” человеком самого себя и своих детей, труда непосредственного общения. Характерной чертой складывающегося О. п. становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора “развития потенциала человека”, где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем развитие этой сферы все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурентоспособность стран в мире. При этом развитие человеческих возможностей все меньше является прерогативой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного самоуправления, общественных организаций, и, наконец, самих граждан.

Л. А. Путилина

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ — социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, основанная на системе “личной зависимости” (К. Маркс). Совместная деятельность людей определена традицией, внеэкономическим принуждением, точным воспроизведением образцов, ориентацией на прошлое. Традиция сохраняет нормы и модели поведения, она “закрыта” от вмешательства, сомнения, определяет устойчивый социальный порядок, систему социальных ролей и статусов.

Понятие О. т. в целом охватывает многообразие обществ докапиталистической формации. О. т. развивается в рамках локального “мира-экономики” (Ф. Бро-дель).

М. В. Заковоротная

Тема 8

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ — проблема взаимоотношения К. и Л., определяющая, как и почему К. и Л. неразрывно связаны друг с другом. Имеет два аспекта: 1) в К. 'формируется определенный тип Л. Общее историческое прошлое, коллективная историческая память, пространственно-временные модели, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, образцы и нормы деятельности, биосоциальный опыт, особенности географического пространства, специфика социальных институтов, преобладающие экономи-еские модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, исторические традиции в науке, технике и искусстве, этические и эстетические идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т. д. — факторы, влияющие на формирование Л. в К. 2) Л. воссоздает, изменяет, открывает новое в К. Без Л. нет К., так как Л. не только движущая сила и создатель К., но и главная цель ее становления.

Без Л. невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов К. Началом подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность в традициях. Человек стал создавать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь со-творцом истории. Опосредованная связь одного человека с другими через продукты культуры, опыт и знания — основа становления человеческой К. и истории. В коллективной жизни людей наблюдается постоянная тенденция к созданию отдельных культурных миров, но возможно это только с учетом истории К. всего рода человеческого. К. творится в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдаче личности. Творчество — создание новых образов, знаний, изобретений, средств общения, ценностей и т. д., обновление бытия в К. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие Л., сопровождающееся развитием К.

М. В. Зановоротная

КУЛЬТУРА МАКРОСРЕДЫ — культура, существующая в макросреде — в цивилизации, обществе или крупной социальной группе (нация или класс).

Обычаи и законы одной макросреды могут быть не приняты другой. Чужой национальный уклад иностранец оценивает как невозможный и дикий, но “изнутри”, в условиях культуры, где данный уклад развивался, он воспринимается единственно возможным.

Материальная культура только на ранних этапах может определить главные ориентиры для развития макросреды, в более позднем и развитом состоянии архетипы жизнедеятельности в макросреде определяет духовная культура.

А. Б. Уваров

КУЛЬТУРА МИКРОСРЕДЫ — К. семьи, или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необходима своя система знаков и трансляции. В семье, где сосуществуют две различные системы культурных ценностей, неизбежны трансформации обеих систем:

для сохранения семьи необходим их компромисс, в результате которого появляется третья система ценностей, вбирающая признаки обеих предыдущих систем. Потомок уже растет в третьей микросреде.

Я. Морено, разработчик социометрии, считал, что минимальное количество сосуществующих индивидов составляют “атом” общества. Крайне редко такие “атомы” влияют на культуру всего общества, но они могут создать свои системы знаков, трансляции знаний, шкалы ценностей внутри своей малой группы (напр. культура хиппи). “Атомами” создается идеальная для них самих культурная среда.

К. м. опирается на обычаи и традиции, но при этом она мобильно реагирует на новации. Такие проявления культуры, как обыденные представления о мире, мода (в широком смысле слова — включая моду на ценности духовного характера) формируются в микросреде, а затем они, ретранслируясь по коммуникативным каналам, становятся — или не становятся — ориентирами для участников макропроцессов в культуре.

А. Б. Уваров

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ — понятие, обозначающее качество мышления, обеспечивающее определенную эффективность мыслительной работы в тех или иных сферах человеческой деятельности. Определение основных характеристик мышления и, соответственно, К. м. осуществляется в логике, психологии, лингвистике, философии, а также нейрофизиологии, кибернетике (теории искусственного интеллекта). Логика связывает К. м. с такими требованиями, как последовательность и стройность мысли, ее доказательность, соблюдение определенных формальных правил. Философия использует для анализа К. м. важнейшие категории мышления — узловые, опорные пункты познавательного мыслительного процесса, к которым относятся, например, противоречие, причина, необходимость, сущность, закономерность. Вследствие существенного различия сфер человеческой деятельности и условий поведения в них, К. м. предполагает разные мыслительные способности в качестве наиболее значимых для достижения успеха в той или иной сфере. В одних случаях особое значение приобретают такие качества К. м., как строгость, последовательность, доказательность, в других — фантазия, воображение, в третьих — так называемая “практическая смекалка” и т. п. В сфере науки К. м. определяется рядом признаков, таких как новизна, информативность, оригинальность, истинность, доказательность, корректность, теоретическая и практическая значимость.

М. Р. Радовель

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ— внешнее проявление внутренних правил и принципов личности. Является одновременно как составной, так и производной частью социально-культурных установок в обществе. В большей части нормы К. п. зависят от историко-временной, территориальной и национальной принадлежности личности. Правила К. п., принятые в данном социуме, являются отправной точкой для определения понятия девиации и девиантного поведения. К. п. тесно переплетается с этикетом.

В. Л. Новик

КУЛЬТУРА РЕЧИ — это умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной является речь, к-рая согласуется с нормами литературного языка (произношение, грамматика, лексика). Подлинная К. р. достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций. Необходимо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении. Так, книжные слова уместны в жанрах книжно-письменной речи — научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции — и мало употребляются в бытовых ситуациях общения. Особенно вредит бытовому языку канцелярит — неуместное употребление канцелярских слов и оборотов. С другой стороны, в деловом документе или в научной публикации не употребляются слова и обороты стилистически сниженные, разговорные. По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

А. Г. Стульцев

КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ – сфера культуры человеческой деятельности, охватывающая общественные отношения, в контексте к-рых осуществляется освоение человеком материальных и духовных ценностей определяется обычаями, традициями, нормами поведения, социальными институтами (семья, государство, церковь, школы, библиотеки и т. п.), к-рые осуществляют воспитание, обучение и развитие личности, поддерживают преемственность в культуросозидающей и культуроосваивающей деятельности человека. К. ч. о. есть способ наиболее эффективного осуществления коллективной жизнедеятельности людей в обществе, форма регуляции процессов взаимодействия людей посредством исторического отбора, нормирования и стандартизации механизмов конвенциального (ценностные ориентации, нравственность, мораль, этикет и т. д.) и институционального (право, политика, идеология, церемониал и т. п.) характера. К. ч. о. определяется уровнем культурного развития личности, социальной группы или общества в целом.

Ю. П. Сакун

ЛИЧНОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИЯ — постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. В процессе И. человек подчиняется культурным стереотипам, процедурам, зафиксированным, прежде всего, в языке — в способах устной речи, письма и чтения. В результате он приобретает способность ориентироваться в культурной среде.

В целом процесс И. происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык; ценностно-смысловые ориентиры; общественные идеалы; процедуры развития творческой деятельности; система коллективного знания; ментальные структуры общества; системы и способы передачи и распространения социокультурной информации.

М. В. Заковоротная

ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс освоения и выработки индивидом социальных норм и правил общества для развития активной, полноценной личности в обществе. В процессе С. происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социокультурного опыта. Существует множество разных трактовок процесса Л. с.: а) Л. с. — есть подражание (Г. Тард); б) Л. с. — процесс интернаализации общественных норм, вбирание информации о значимых “Других” (Т. Парсонс). “Другими” могут быть родители, учителя, группы сверстников, любимые актеры, образцы поведения, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т. д.; в) Л. с. — приобретенные людьми опыт и ценности, требуемые для их социальных ролей (Д. Смелзер).

С. дает людям возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению. Л. с. трактуют как: непрерывный процесс (Дж. Мид); ответ на кризис(3.Фрейд); постоянный рост (Э. Эриксон) и пр.

М. В. Заковоротная

ЛИЧНОСТЬ — понятие для характеристики человека как субъекта творчества и свободы, способного преображать мир и самого себя. Быть Л. — значит созидать свой уникальный внутренний (смысловой) мир и выступать причиной собственного существования. Но, являясь причиной самой себя, Л. одновременно выступает как творческий центр Вселенной. Культура — всеобщий способ самореализации Л., выражение ее внутреннего смыслового единства с др. людьми и твор ческим опытом предшествующих поколений. Призвание Л. — осуществить себя, сделав культуру началом и ступенькой творческого восхождения. Понятие Л. подчеркивает в человеке сознательно-волевое начало. Слово “Л.” (“персона”) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Превратившись в термин философии, слово “Л.” существенно изменило свой смысл. Человек — Л. не является в театре жизни “лицедеем”, а возлагает на себя определенную социальную роль как миссию — свободно, с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Личностное бытие — это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Быть Л. трудно, а не быть Л. — иметь дефицит сознательно-волевого начала, прозябать в жалком состоянии лени, ипохондрии, мечтательности и завистливости, терять самоуважение и т. д. Способом внутренней регуляции Л. является совесть, выражающая духовную свободу Л., ее автономию от природной и общественной целесообразности. Л. уникальна и несет в себе внерациональную тайну свободы и творчества. В XX в. наибольший вклад в понимание Л. и проблем ее бытия внесли 3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Н. А. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, М. Бубер и др.

В. В. Ермоленко

МИКРОСРЕДА КУЛЬТУРНАЯ. Преломление обпасти культурных норм и ценностей требовала и конкретные правила поведения, особую иерархию ценностей и предпочтений как общесоциального, так и специфически культурного плана. В самом общем виде М. к. — это все предметы и явления, объекты и субъекты культуры, их аспекты, с которыми данный конкретный индивид контактирует непосредственно (слышит, видит, прикасается, разговаривает). Тогда макросреда — это вся та объективно существующая культура, с которой данный конкретный индивид взаимодействует через посредничество тех носителей, которые содержатся в М. В понятии культурной макросреды подчеркиваются объективные моменты культуры, которые изучаются в рамках классической (номотетической) научной парадигмы, в понятии М. к. — моменты субъективные, которые следует изучать прежде всего в рамках неклассической (идеографической) парадигмы науки. Структурно М. к. включает в себя прежде всего людей — субъектов культуры, с которыми данный индивид вступает в общение; среду непосредственного обитания — комната, квартира, дом, двор (чрезвычайно важны для социализации городского ребенка понятия “соседний двор” и “за домом”), дорога в школу или на работу; предметы — носители культуры — “немые” (предметы быта — ложка, горшок, письменный стол) и “говорящие” (книги, телевизор); устойчивые (относительно







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.