|
Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентовСтепень реализации стратегии фирмы по достижению конкурентоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от оптимальности организационной формы инноватора (фирмы). Если стратегия коммутантов ориентирована на местный рынок, то не стоит ей навязывать создание нового товара или освоение нового рынка за тридевять земель. А. Ю. Юданов в работе /14/ рассматривает 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты (рис. 3.1). Условные обозначения: А-А — стандартный бизнес; Б-Б — специализированный бизнес; 1 — сегмент виоленты; 2 — сегмент эксплеренты; 3 — сегмент коммутанты; 4 — сегмент патиенты. Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»). Примеры: автомобили «Тойота», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. К ним относится большинство российских крупных промышленных предприятий. Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Их девиз: «Дорого, зато хорошо». Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики. Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными. Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши передовые предприятия, в том числе бывшие оборонные. Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» — лозунг коммутантов. Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серые мыши». Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм. Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно 1-го хода. Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров, биотехнологии и другие. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса. Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится». Матрица «Издержки — потребительная ценность», определяющая место для различных форм инноваторов представлена на рис. 3.2.
Анализ рис. 3.2 показывает, что труднее всего фирмам, придерживающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания приходится одновременно повышать качество товаров и снижать их себестоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне издержек производства (при сохранении технологии и организации производства) повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевременно инновации в продукт и процессы, оказались неудачниками, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытеснил (или вытеснит). Из рассмотренных стратегий наиболее рискованной является стратегия эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Однако на частичном улучшении трудно удержаться на рынке. Исследования Ж.-Ж. Ламбепа показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества. Например, в 1993 г. 58% прибыли американским компаниям дали новые товары /34/. В настоящее время крупные американские, японские, европейские компании с целью монополизации выпуска товаров по радикальным инновациям и снижения влияния венчурного бизнеса на конечные результаты идут по пути концентрации и диверсификации производства. Американские компании (корпорации) «Дженерал моторс», «Форд моторс», «Дженерал электрик», японские «Сони», «Тойота», шведская «Электролюкс», германская «Сименс», южно-корейская «Самсунг» и многие другие организации свои стратегии формируют на основе следующих принципов: а) диверсификация выпускаемых товаров; б) сочетание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате внедрения различных видов инноваций; в) повышение качества товаров и ресурсосбережение за счет углубления НИОКР и активизации инновационной деятельности; г) применение по различным товарам, в зависимости от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патиентов, коммутантов или эксплерентов; д) развитие международной интеграции и кооперирования; е) повышение качества управленческого решения и др. Из сказанного можно сделать вывод: фирму можно назвать по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде выпускаемого товара или выполняемой услуги. Если фирма выпускает несколько видов товара, то по ним она часто применяет разные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме. Здесь уместно напомнить поговорку: «Нельзя класть все яйца в одну корзину». В целом анализ стратегий функционирования крупных фирм показывает, что с увеличением доли чистой конкуренции среди других структур рынка увеличивается доля эксплерентной стратегии. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское». Особенности малых фирм В мировой практике к малым фирмам (предприятиям) относятся, как правило, фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Эти фирмы могут быть как юридическими, так и физическими лицами. В последние годы во многих странах наблюдается активизация предпринимательской деятельности в форме малых предприятий. Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняется особенностями развития экономики, ее структурой, национальными традициями. Например, в США к малым относятся предприятия численностью до 99 человек (в том числе численностью до 24 человек относятся к наименьшим, а с 25 до 99 — к малым), со 100 до 499 — к промежуточным, с 500 до 999 — к крупным и свыше 1000 человек — к крупнейшим.* В Японии к малым предприятиям в сфере услуг относятся предприятия с численностью не более 5 человек, в остальных отраслях — не более 20 человек. В Российской Федерации согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля некоммерческих субъектов не превышает 25% и при их численности до: • в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек; • в оптовой торговле — 60 человек; • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения —30 человек; • в других отраслях — 50 человек. В США в 1953 г. была создана Администрация по малому бизнесу при правительстве США. Однако там ежегодно терпят банкротство около 30% малых предприятий. В Японии терпят банкротство ежегодно всего около 5% малых фирм, так как японское правительство учитывает национальные традиции и оказывает мощную поддержку малому бизнесу и такими рычагами, как гарантированные займы, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, кооперирование, информационно-методическое обеспечение. В США эти рычаги тоже используются, но на основе профессионального конкурса, проводимого Национальным научным фондом США. В Российской Федерации согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Госкомитет, в частности, контролирует, чтобы не менее 15% государственных заказов размещались на малых предприятиях. Лицо, выигравшее тендер на получение госзаказа, финансируется из федерального бюджета, и оно должно не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях. По упомянутому закону правительство ежегодно должно разрабатывать Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства, которая до утверждения рассматривается в Государственной думе. То же самое должно делаться на региональном уровне. 29 декабря 1995 г. был принят закон РФ № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налогов на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Для малого предпринимательства устанавливаются следующие льготы: 1)в первый год эксплуатации можно начислять до 50% амортизационных отчислений от первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более трех лет (имеется право осуществлять ускоренную амортизацию; 2) налог на добавленную стоимость уплачивается один раз в квартал не позднее 20 числа следующего после отчетного квартала; 3) освобождение от уплаты налогов на прибыль в течение квартала; 4) в течение 4 лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться; 5) малые производственные и перерабатывающие сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, лекарственные препараты, занимающиеся строительством и ремонтом, в первые два года полностью освобождаются от налога на прибыль, если доля этой продукции составляет не менее 70% от общего объема продаж, в третий год освобождаются на 75%, в четвертый - на 50% (при доле упомянутой продукции ужене менее 90%); 6) для банков, предоставляющих кредит малым предприятиям, устанавливается пониженная ставка (8%) зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль, если они предоставляют малому предприятию не менее 50% от общих кредитов. Такая же льгота устанавливается страховым организациям. В соответствии с федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ определяются общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливаются формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Согласно данному закону государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Большое значение для развития инновационного предпринимательства имеет федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, а также федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации"О налоге на прибыль предприятий и организаций"» от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ, в соответствии с которым при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд технологического развития, но не более 10% в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли, и на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам /38/. Для снижения стоимости (цены) научно-технической продукции и повышения на нее платежеспособного спроса законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 февраля 1991 г. № 1992-1 и федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"» от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ от НДС освобождены НИОКР, выполняемые за счет госбюджета, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, а также образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; НИОКР, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Кроме этого, первостепенное значение для развития инновационного предпринимательства имеет включение расходов на НИОКР в себестоимость продукции в соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 661. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: • затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии организации производства и улучшением качества продукции, повышением ее надежности; • затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий; • затраты по повышению качества продукции, связанные с проведением НИОКР; • затраты на НИОКР по созданию новых видов материалов и сырья; • затраты на переоснащение производства. Кроме описанных в п. 2.3 фирм «спин-офф»в настоящее время находят развитие венчурные фирмы, работающие на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий /26/. Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии. Как правило, венчурные фирмы не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам —эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: • идеи инновации — нового изделия, технологии; • общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; • рискового капитала для финансирования. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем приобретения акций новых фирм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес. Венчурная форма обладает рядом специфических черт: • долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме; • предоставление средств на длительный срок; • активная роль инвестора в управлении финансируемой им фирмой. В США — стране с высоким уровнем развития рискового капитала — его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится около 39% венчурных инвестиций. Таким образом, на современном этапе развитие малого предпринимательства объясняется следующими факторами: 1) внедрением во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей резко упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленческого решения (технологический аспект); 2) принятием государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству (правовой аспект); 3) государственной и внебюджетной поддержкой финансирования рискового венчурного бизнеса (финансовый аспект); 4) гибкостью и адаптивностью малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников (чем меньше система, тем проще управление) к требованиям рынка и достижениям научно-технического прогресса (управленческий аспект); 5) повышением интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремлением к свободе в творческой деятельности (психологический аспект); 6) более высокой (до двух раз) эффективностью конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрой отдачей инвестиций по сравнению с крупными компаниями и корпорациями (экономический аспект). Наряду с факторами развития малых фирм действуют также факторы, сдерживающие рост их количества. К ним относятся следующие: • большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единичной) номенклатурой выпускаемых товаров или выполняемых услуг. При провале на рынке этого товара фирма терпит банкротство. Невозможно провал одного товара компенсировать успехом другого; • значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала; • слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность. Поэтому в настоящее время продолжается процесс укрупнения фирм, создания сверхкрупных объединений, которым не присущи перечисленные факторы сдерживания роста малых фирм. Примерными этапами процесса учреждения малых фирм могут быть следующие /25/: 1. Подбор физических или юридических лиц, берущих на себя финансирование данного бизнеса. Составление бизнес-плана. 2. Подбор юридических или физических лиц, решающих проблемы материально-технического обеспечения. 3. Подбор юридического адреса. 4. Окончательное формирование состава учредителей и установление характера и размера каждого в уставный фонд. 5. Составление учредительного договора и устава. 6. Назначение руководителя, бухгалтера и их заместителей. 7. Подписание участниками и нотариальное заверение учредительного договора, устава и прочих документов, необходимых для регистрации. 8. Сдача документов, согласование и регистрация. 9. Подбор банка и открытие банковского счета. 10. Изготовление и регистрация печати.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|