Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: РЫНОК КАК ОСОБЫЙ ИНСТИТУТ, ОРГАНИЗУЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА.





1. Признаки и характеристики рыночной экономики.

2. Объективные экономические законы.

3. Место и роль конкуренции в рыночной экономике.

 

1. Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена.

Признаки рыночной экономики:

1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2. их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;

3. свободное ценообразование;

4. конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;

5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;

6. активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.

 

2. В рыночных отношениях действуют два объективных экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения.

Спрос - желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах.

Величина спроса - это то количество товара, которое потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов, при этом сам спрос не меняется. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.

Предложение - это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.



Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения

Величина предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S (кривые спроса и предложения). Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

- цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

- если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

 

3. Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция- общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

- выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

- сводит конкретный труд к общественно необходимому;

- содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

- монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);

- олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);

- монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

 

Лекция № 21

ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ.

1. Типы и формы собственности.

2. Классификация форм собственности.

 

1. По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы.

Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, а под ее формой - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства его основным субъектам.

Типы собственности:

1. Первобытнообщинная

2. Рабовладельческая (азиатская, античная)

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Социалистическая

Формы собственности:

1. Частная индивидуальная

2. Коллективная

3. Государственная

Тип и форма собственности находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно-историческими условиями общественной жизни. При этом тип собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической системы Традиционно такая классификация типов собственности называется формационной, хотя и не совпадает с ней полностью. Типам собственности соответствуют различные формы собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности.В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:

- национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);

- строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

- покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.

2. Классификация форм собственности:

а) по форме присвоения:

1. Индивидуальная - личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.

2. Коллективная - кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации.

3.Государственная - общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.

б) по форме права собственности:

1. Частная - граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).

2. Государственная - Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная.

3. Совместная - совместных предприятий и организаций.

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства.Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

 

Лекция № 22









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.