Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Показатели объема национального производства





Основные понятия и категории

Макроэкономика: позитивная и нормативная. Субъекты макроэкономики: домохозяйства, фирмы, государство, заграница. Экономические модели. Модель кругооборота благ, доходов и расходов в экономике. Основные цели экономической политики государства. Национальная экономика. Отраслевая структура национальной экономики. Секторы национальной экономики: реальный, денежный, государственный, внешний. Закрытая (автаркия) и открытая экономика. Легальный и нелегальный (теневой) сектор экономики. Национальное богатство страны.

 
 

Т е м а 2

Макроэкономические показатели

 

2.1. Основные макроэкономические показатели. Показатели объема национального производства. ВВП и способы его определения. ЧВП, НД, ЛД, ЛРД. Валовые и чистые инвестиции. Показатели процентных ставок. Показатели уровня цен и инфляции. Показатели занятости населения.

2.2. Номинальные и реальные величины макроэкономических показателей. Дефлятор ВВП. Инфлирование и дефлирование макроэкономических показателей.

2.3. Потенциальный и фактический ВВП. Закон Оукена. Дефицит и избыток ВВП.

2.4. Макроэкономические индикаторы состояния экономики: ведущие, финансовые, внешнеэкономические.

2.1. Основные макроэкономические показатели.
Показатели объема национального производства.
ВВП и способы его определения. ЧВП, НД, ЛД, ЛРД.
Валовые и чистые инвестиции.
Показатели процентных ставок.
Показатели уровня цен и инфляции.
Показатели занятости населения

Для характеристики общего состояния экономики любой страны используется целый ряд макроэкономических показателей, которые можно разделить на четыре основные группы:

– показатели объема национального производства;



– показатели процентных ставок;

– показатели уровня цен;

– показатели занятости населения.

Показатели объема национального производства

Все то, что производится в стране за определенный период времени (за год), называется объемом национального производства.
В современной экономической теории и статистике в качестве основного показателя объема национального производства используется ВВП – валовой внутренний продукт. Он рекомендован для применения статистической службой ООН как сопоставимый показатель национальных счетов, с 1988 г. рассчитывается и в России.

ВВП можно рассчитать тремя методами:

1) по расходам (метод конечного использования);

2) по доходам (распределительный метод);

3) по добавленной стоимости (производственный метод).

Рассчитанный по расходам конечных потребителей ВВП представляет собой совокупную стоимость конечной продукции, которая создана, распределена и использована в национальном хозяйстве в течение года:

ВВП = C + I + G + X,

где C – частные потребительские расходы (расходы домохозяйств на потребление); I – валовые внутренние частные инвестиции (расходы фирм на приобретение факторов производства); G – государственные расходы на приобретение товаров и услуг (инвестиционного и потребительского назначения); X – чистый экспорт = экспорт – импорт (превышение расходов внешних потребителей над расходами национальных потребителей).

Рассчитанный по доходам ВВП представляет собой сумму доходов предприятий, организаций и населения, полученных во всех секторах экономики (в материальном производстве и сфере услуг):

ВВП = сумме всех факторных доходов (зарплата рабочих
и служащих + рента от сдачи в аренду земли и недвижимости +
+ доход (процент) на капитал + прибыль) +
+ косвенные налоги + амортизация.

Два метода расчета ВВП связаны между собой. Взаимосвязь между показателями объема национального производства (ВВП, ЧВП) и показателями доходов в экономике (НД, ЛД, ЛРД) может быть представлена следующим образом.


ВВП

1. Частные потребительские расходы.

2. Валовые частные внутренние инвестиции (амортизация + чистые инвестиции).

3. Государственные расходы на покупку товаров и услуг.

4. Чистый экспорт (экспорт – импорт).

Минус: амортизация.

ЧВП

Минус: косвенные налоги.

НД:

1) заработная плата с отчислениями на соц. страхование;

2) рента;

3) доход на капитал;

4) прибыль.

Минус: отчисления из зарплаты на соц. страхование.

Минус: налог на прибыль фирм.

Минус: нераспределенная прибыль фирм.

Плюс: государственные трансфертные платежи.

ЛД

Минус: индивидуальные налоги.

ЛРД

ЧВП (чистый внутренний продукт) отражает стоимостной объем национального производства (ВВП) за вычетом амортизации, которая идет на замену изношенного основного капитала (зданий, сооружений, станков, оборудования) и необходима для восстановления экономики в неизменном масштабе.

НД (национальный доход) представляет собой часть стоимостного объема национального производства (ВВП) за вычетом амортизации и косвенных налогов (НДС, акцизы, налог на продажи, таможенные пошлины), которые идут на пополнение казны государства и выполняют исключительно фискальную функцию. НД отражает сумму всех доходов, полученных в экономике владельцами факторов производства. Распределение НД между владельцами факторов производства представляет собой первичное распределение доходов в экономике.

 

В современной рыночной экономике государство частично (через налоги и государственные трансфертные платежи) перераспределяет НД.

ЛД (личный доход) представляет собой ту часть национального дохода, которую получает население страны. С него государство также собирает налоги, поэтому используется еще один показатель – ЛРД (личный располагаемый доход), отражающий ту часть личного дохода, которая остается в распоряжении населения страны после уплаты индивидуальных налогов (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, налог на дарение, налог на наследство). ЛРД – это доход, которым располагает население страны и распоряжается им по своему усмотрению. Выделяют два направления использования ЛРД – на текущее потребление (частные потребительские расходы) и личные сбережения.

Важная задача в экономике – превратить личные сбережения населения в инвестиции для обеспечения экономического роста и повышения благосостояния самого населения страны.

Рассчитанный по добавленной стоимости ВВП представляет собой сумму первоначальной стоимости материалов, а также всей заработной платы и прибыли, полученных на всех стадиях производства.

Расчет ВВП по добавленной стоимости на примере производства бульдозера, представлен в табл. 2.1:

1000 + 4418 + 5281 = 10699 (руб.)

Таблица 2.1

Основные понятия и категории

Объем национального производства. Показатели объема национального производства: валовой внутренний продукт (ВВП), чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), личный располагаемый доход (ЛРД), валовой национальный продукт. Показатели процентных ставок: учетная ставка Центрального банка (ставка рефинансирования). Показатели уровня цен: дефлятор ВВП, индексы оптовых цен, индексы потребительских цен. Индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс Фишера. Занятость населения. Безработица. Показатель занятости населения: уровень безработицы. Полная занятость – естественная безработица. Номинальные и реальные экономические переменные. Классическая дихотомия. Метод инфлирования и дефлирования макроэкономических показателей. Потенциальный и фактический ВВП. Излишек и дефицит ВВП. Закон Оукена. Макроэкономические индикаторы: ведущие, финансовые и внешнеэкономические.

       
   
 
 

Т е м а 3

Макроэкономическая динамика

 

3.1. Экономическое развитие общества. Общественное воспроизводство и его виды. Характеристика статичной, динамичной и кризисной экономики.

3.2. Экономический рост, его виды, факторы и показатели.

3.3. Циклическое развитие экономики. Короткие, средние и длинные волны в экономике. Среднесрочные (промышленные) циклы и характеристика их фаз на основе динамики макроэкономических показателей. Функции и роль экономических кризисов в развитии экономики.

 

3.1. Экономическое развитие общества.
Общественное воспроизводство и его виды.
Характеристика статичной, динамичной и кризисной
экономики

Большое значение в экономической теории и практике имеет анализ экономического развития общества, который представляет собой многофакторный и противоречивый процесс, достаточно трудно поддающийся точным измерениям, поэтому он анализируется чаще всего через характеристику развития общественного воспроизводства и экономического роста.

Общественное воспроизводство представляет собой процесс постоянного повторения и возобновления производства в рамках всей экономики страны. Различают три вида общественного воспроизводства:

1) простое воспроизводство (характеризует неизменные размеры национального производства, при этом весь национальный доход идет на текущее потребление);

2) расширенное воспроизводство (характеризуется увеличением размеров национального производства, при этом национальный доход идет как на текущее потребление, так и на накопление);

3) сокращающееся воспроизводство (характеризуется уменьшением размеров национального производства, что означает экономический кризис).

Национальная экономика, соответствующая этим трем видам воспроизводства, характеризуется соответственно как статичная, динамичная и кризисная (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Основные понятия и категории

Экономическое развитие общества. Общественное воспроизводство: простое, расширенное, сокращающееся. Национальная экономика: статичная, динамичная, кризисная. Экономический рост. Виды экономического роста: экстенсивный (недифференцированный) и интенсивный (дифференцированный). Факторы и показатели экономического роста. Короткие и среднесрочные циклы в экономике. Экономический или промышленный цикл. Фазы экономического цикла: экономический кризис, депрессия, оживление, подъем. Разрушительная и созидательная функции экономических кризисов. Теории длинных волн в экономике. Волны Кондратьева.

 

       
   
 
 

Т е м а 4

Роль государства в экономике

 

4.1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие.

4.2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

 

4.1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике
и формирование основных экономических школ:
классической, кейнсианской, неоконсервативной.
Объективные предпосылки государственного воздействия
на социально-экономическое развитие

Государство с момента своего появления играло и играет определенную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Однако степень его вмешательства в экономику (влияние на экономические процессы) на разных этапах развития была довольно различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической истории общества, в которых государство играло различную роль в рыночной экономике.

Первый этап (XVIII–XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характеризовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономики успешно решались на основе функционирования рыночного механизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к следующему:

- обеспечению обороноспособности страны и содержанию военного арсенала;

- поддержанию правопорядка;

- защите прав собственности;

- обеспечению нормального денежного обращения;

- взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал Адам Смит, ставший родоначальником идей экономического либерализма классической школы в экономической теории.
В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он отмечал, что рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука», частный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития. А. Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства – это проводить политику «laissez faire – laissez passer» (дословно «пусть идет, как идет»), т. е. невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Второй этап обозначился в начале XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.

Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

- возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929–1933 гг.);

- усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

- необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

- излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

- необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

- проявление внешних эффектов (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

- обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Государственное воздействие на экономику представляет собой совокупность различных форм, методов и инструментов, которые направлены:

1) на стабильное устойчивое развитие экономики;

2) на обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и всей рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма;

3) на решение социальных проблем для достижения социальной справедливости.

Коротко можно сформулировать, что государство должно было обеспечить эффективность, стабильность и социальную справедливость.

Впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в его широко известной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «кейнсианской революции».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему Кейнс доказал, основываясь на опыте Великой депрессии (1929–1933), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, считал Кейнс, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу Нового курса Ф. Рузвельта в США, с помощью которого он вывел страну из глубочайшего экономического кризиса 1929–1933 гг. Однако проведение этого курса экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

- государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение инвестиционного спроса и увеличение занятости населения путем строительства государственных предприятий и объектов производственной инфраструктуры, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;

- широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

- на государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть до середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств формировалась, исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974–1975 гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианской концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешивалось в экономику, взяв на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возможностей. Это привело к дефициту госбюджета, резкому увеличению налогов, снижению деловой активности в экономике. Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кредитам и печатанию денег (сеньоражу). Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974–1975 гг. проявилась «английская болезнь» – стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручиванию инфляционной спирали. В это время перед государством встала проблема: как стимулировать производство и занятость, не стимулируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсианской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения структурной перестройки экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х гг. появилось неоконсервативное направление в экономической теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они считали, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание государством условий для эффективного функционирования рынка.

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: эффективного предложения (А. Лаффер), рациональных ожиданий (Р. Лукас), монетаризма (М. Фридмэн).

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную конкуренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, проводимой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последовательными ее вариантами явились «тэтчеризм» в Англии и «рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существенно снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую очередь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания инфляции.

Все это вместе взятое способствовало успешному развитию НТР, переходу развитых стран к ресурсосберегающему типу экономического роста путем глубокой структурной перестройки всей экономики. Также были значительно снижены и темпы инфляции, которая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следует отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслена роль и значение различных теоретических концепций. Большинство экономистов вполне разумно считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику прежде всего определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях на протяжении всего периода начиная с 1920-х гг. шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормального функционирования рынка как основы рационального хозяйствования.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ в. выявило четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике должна заключаться не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства, везде, где необходимо.

4.2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики.
Возможности и границы государственного регулирования
экономики

В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, поэтому помимо классических (роль «ночного сторожа») государство в настоящее время выполняет и экономические функции, представление о которых дает табл. 4.1.

Таблица 4.1

Основные понятия и категории

Роль «ночного сторожа»; «laissez faire – laissez passer». Общественные блага. Внешние эффекты. Государственное воздействие на экономику. «Кейнсианская революция». Эффективный спрос. Огосударствление экономики. Неоконсервативное направление. Эффективное предложение. Экономические функции государства. Система государственного регулирования экономики. Формы и методы (экономические и административные), возможности и границы государственного регулирования экономики.

 
 

Т е м а 5

Госбюджет и налоги

 

5.1. Финансы и финансовая система. Государственные финансы, их функции и структура.

5.2. Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема сбалансированности госбюджета в современной экономической теории и практике. Государственный долг. Управление государственным долгом.

5.3. Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

5.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России

 

5.1. Финансы и финансовая система.
Государственные финансы, их функции и структура

Финансы характеризуют процессы создания, распределения и использования фондов денежных средств. Отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе движения этих фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения очень многообразны и включают:

- отношения государства с предприятиями и организациями (обязательные платежи, налоги, ассигнования из бюджета, дотации, субсидии и т. п.);

- отношения между самими предприятиями и организациями (финансовые расчеты между поставщиками и потребителями, штрафные санкции, неустойки, вознаграждения и пр.);

- отношения государства с населением (налоговые платежи, социальные выплаты и льготы, государственные займы и пр.);

- отношения между государствами (внешние займы, кредиты, экономическая помощь).

В процессе формирования, распределения и использования финансов складывается следующая финансовая система:

1) финансы частных предприятий, организаций, различных фондов, которые необходимы им для организации своей деятельности;

2) государственные финансы, которые формируются путем перераспределения государством национального дохода страны в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.

Функции государственных финансов:

- обеспечение существования государства и выполнение им своих функций в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

- распределительная функция заключается в воздействии государства на формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на фонды накопления и потребления и т. п., т. е. на перераспределение национального дохода;

- стимулирующая функция реализуется посредством воздействия государства через финансовую систему на социально-эконо-мическое развитие страны с целью ускорения НТП, проведения структурной перестройки экономики, повышения или сдерживания хозяйственной активности;

- контрольная функция осуществляется по двум направлениям:

а) для анализа деятельности государственных предприятий и служб;

б) для проверки выполнения финансовых обязательств частным сектором (государственные ревизоры, государственные налоговые службы) в формах контроля:

- за правильностью уплаты налогов;

- за формами использования льготного налогообложения;

- за сроками поступлений налогов.

Структура государственных финансов:

1. Бюджеты разных уровней (консолидированный бюджет):

– государственный бюджет;

– бюджеты субъектов РФ;

– местные бюджеты разного уровня (районные, городские).

2. Специальные государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

Бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды государства называются бюджетом расширенного правительства и представляет собой бюджетную систему страны.

3. Финансы государственных предприятий и организаций.

Источники формирования государственных доходов:

- внутренние – это национальный доход страны, в процессе перераспределения поступающий в бюджеты и специальные государственные внебюджетные фонды, а также национальное богатство страны (продажа золото-валютного запаса, государственных предприятий или определенного пакета их акций и т. п.), созданные внутри страны;

- внешние – это национальный доход других государств (внешние займы) или национальное богатство других стран (финансовое ограбление, обычно во время войн).

Методы формирования государственных доходов:

1) основной – взимание налогов (80–90 % государственных доходов);

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных денег (сеньораж). Эмиссия используется, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмиссия – крайний и нежелательный способ формирования государственных доходов, так как приводит к инфляции спроса.

Государственные расходы связаны с осуществлением государством своих политических и экономических функций.

Структура государственных расходов:

1) государственный бюджет (70 % расходов государства);

2) местные бюджеты. Основная часть их расходов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством;

3) специальные внебюджетные фонды осуществляют расходы по социальному, медицинскому, пенсионному страхованию и пр.;

4) финансы государственных предприятий:

а) текущие расходы;

б) инвестиции.

 

5.2. Государственный бюджет: доходы и расходы.
Проблема сбалансированности госбюджета в современной
экономической теории и практике. Государственный долг.
Управление государственным долгом

Центральным звеном государственных финансов является государственный бюджет, который выполняет три функции:

1) распределительную (перераспределяет НД);

2) воспроизводственную (через бюджет государство воздействует на различные стороны хозяйственной жизни, стимулируя или сдерживая развитие экономики);

3) социальную (через госбюджет государство осуществляет социальную политику).

После утверждения главным законодательным органом страны (в РФ Государственной думой) государственный бюджет принимает силу закона.

Госбюджет состоит из двух частей:

- доходной, которая отражает поступающие денежные средства;

- расходной, которая отражает направления использования бюджетных средств.

Соотношение между доходной (Д) и расходной (Р) частями бюджета могут быть разным:

1) Д = Р – сбалансированный бюджет;

2) Д > Р – излишек (профицит) бюджета;

3) Д < Р – дефицит бюджета. Дефицитное состояние бюджета, особенно длительное время, негативно воздействует на социально-экономическое развитие страны, так как порождает и увеличивает государственный долг, приводит к необходимости увеличения налогов, стимулирует инфляцию, взвинчивает ссудный процент, снижает темпы экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест и т. д.

В экономической теории сложились три концептуальных подхода к проблеме сбалансированности государственного бюджета:

1) ежегодно сбалансированный бюджет (неоклассики и неоконсерваторы, в том числе монетаристы);

2) бюджет должен балансироваться на циклической основе (кейнсианцы) с целью осуществления антициклического регулирования экономики. В период спада государство уменьшает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета; в ходе подъема, наоборот, вызывая этим излишек бюджета. В целом же бюджет в цикле становится сбалансированным.

3) функциональные финансы. Государственные финансы должны обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета.

Однако практика доказала правильность первого подхода. Дефициты бюджетов во многих странах стали хроническими и все возрастающими, что привело к образованию и возрастанию государственного долга, который требовал все больших государственных финансовых средств для своего обслуживания, отвлекая необходимые средства для социально-экономического развития страны, также постоянно стимулируя инфляцию и приводя ко многим другим негативным для развития экономики и общества последствиям. Осознавая это многие страны постарались снизить дефициты своих бюджетов и даже выйти на профицитное состояние бюджетов.

В России с 2000 по 2008 гг. госбюджет принимался и исполнялся с профицитом. В 2009–2011 гг. российский бюджет будет дефицитным, что обусловлено экономическим кризисом и падением цен на топливно-сырьевые товары.

Дефицит госбюджета приводит к образованию государственного долга, который представляет собой сумму накопленных за определенное время бюджетных дефицитов, и необходимости управления этим долгом.

Государственный долг состоит из двух частей: внешний долг и внутренний долг.

Управление государственным долгом включает в себя совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий займов, определением курсов облигаций и т. д.

Классификация займов по различным критериям:

1) по месту размещения: внутренние и внешние;

2) по праву эмиссии: займы центрального правительства и займы местных органов власти;

3) по срокам погашения: текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные;

4) по методам размещения: добровольные и принудительные;

5) по доходности: процентные и лотерейные.

Погашение займов является важной составляющей управления государственным долгом и осуществляется в следующих формах:

1) рефинансирование – выпуск новых займов в целях рассчитаться с держателями облигаций старых займов;

2) конверсия – изменение размеров номинального процента (обычно уменьшение) в целях снижения государственных расходов, связанных с выплатой процента по долгу. Она может осуществляться в трех формах:

- принудительная, когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;

- добровольная, когда кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную государству в долг сумму обратно;

- факультативную, когда кредитор имеет право согласиться или отказаться от изменений условий займа;

3) банкротство – аннулирование займа или отказ государства от его уплаты из-за отсутствия средств.

Как внешний, так и внутренний долг для страны является тяжким бременем. Внешний долг вынуждает отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, идти на экономические и политические уступки кредиторам. Внутренний долг для своего обслуживания заставляет отвлекать значительные средства госбюджета, повышать ставки налогов, что снижает вложения в НИОКР, инвестиции, значительно уменьшает социальные расходы государства и усиливает социальную напряженность в обществе. Выступая как конкурент на финансовом рынке, государство путем увеличения своих заимствований поднимает ставку процента и вытесняет частных заемщиков (эффект вытеснения).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.