|
Сравнение численностей множеств.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Порядковый счёт. Дети должны: - уметь пользоваться порядковыми числительными при счёте предметов - осознать взаимосвязь порядкового номера от смены предмета Сравнение численностей множеств. Этапы обучения: - сравнение равночисленных множеств - сравнение неравночисленных множеств - преобразование неравночисленных множеств в равночисленные и наоборот 4) Пространственные и временные представления: - слева, справа - вверху, внизу и т. п. - рано, поздно - части суток Логические игры и упражнения. Пример: игры с обручами. Подготовка к введению и знакомству с арифметическими действиями.
Методика изучения нумерации чисел первого десятка. Нумерация – способы образования, чтения и записи чисел. Задачи изучения темы «Нумерация чисел 1-го десятка»: 1) Знать последовательность чисел 0-10: - считать в прямом и обратном порядке - уметь назвать число - знать числа, следующие за, предшествующие, между - знать место числа 0 в ряду чисел Знать способы образования чисел 0-10. - на основе практических действий по добавлению или изыманию одного предмета - нескольких предметов Уметь сравнивать числа в пределах 10. Этапы: - с опорой на сравнение множеств - на основе места в натуральном ряду - на основе знания состава чисел Уметь обозначать каждое число печатной и письменной цифрой. Этапы: - печатная цифра - письменная цифра
Методика изучения сложения и вычитания в пределах десяти Бывает: 1)Сложение и вычитание в пределах 10 на практической основе (конц. «Десяток») 3+4=? 000 <=0000 3+4=7 2)слож/вычит. в пределах 10 на теоретической основе или непосред. табличное слож/вычит (конц. «Двадцаток») Вычисление на теоретической основе-вычисление без опоры на практическую основу. Этапы изучения табличного слож/вычит.: Слож/вычит 1 Теоретическая основа: (порядок чисел) свойсвто натурального ряда чисел—каждое следующее число на единицу больше предыдущего и наоборот. 2+1=3 Слож/вычит 2,3,4 Теоретическая основа: приём прибавления/ вычитания по частям или группами 2+3=56—3= 3 2+1=3 6—1=5 3+1=4 5—1=4 4+1=5 4—1=3 3) слож. 5,6,7,8,9 [ответ до 10] Теоретическая основа: (коммутативность) переместительное свойство сложения · использование приема по частям 2+7=9 2+3=5 5+3=8 8+1=9 · (изучение) знакомство с переместительным свойством сложения Доказать в начальной школе=показать, сделать очевидным, наглядным=> предматематическое доказательство 1 способ к к к з з к-красный кружок з-зеленый 3+2=5 з з к к к 2 способ С использование идеи физического перемещения 3 способ С использование идеи классификации к к з З З критерии классификации по цвету: 2+3=5 по размеру: 3+2=5 · использование переместительного свойства Вычит. 5,6,7,8,9 Теоретическая основа: (испол.) взаимосвязь между суммой и слагаемыми · использование знакомого приема по частям 9—7=2 9—3=6 6—3=3 3—1=2 · знакомство со взаимосвязью между суммой и слогаемыми · использование этой взаимосвязи 9—7=2 ^ 7 2 Методика изучения нумерации чисел в пределах ста Знакомство с числами от 21 до 100 начинают с устной нумерации. Образование и называние чисел 30, 40, 50, 60,70, 80, 90, 100 объясняется в процессе счета десятками: 1 десяток- десять единиц, 2 десятка- двадцать единиц….девять десятков- девяносто единиц, десять десятков –сто единиц. При введении и анализе названий десятков обращается внимание на то, что все они, кроме «сорок» и «сто», образованны по одному принципу. Освоив счет десятками, учащиеся знакомятся с образованием и именами любых чисел в пределах сотни: 2 десятка и 5 единиц- это двадцать пять; 4 десятка и семь единиц- это сорок семь и т.п. Упражнения на образование чисел чередуются с упражнениями на разложение чисел: пятьдесят шесть- это 5 десятков и 6 единиц; девяносто один- это 9 десятков и 1 единица и т.д. При изучении письменно нумерации учащиеся знакомятся с понятиями разряда и разрядного числа. Поясняется, что, например, тридцать семь- это 3 десятка и 7 единиц, но можно сказать и по-другому: 3 единицы второго разряда и 7 единиц первого разряда. Здесь полезно использовать карточки с разрядными числами, которые помогают усвоить состав числа, представить его в виде суммы разрядных слагаемых (56=50+6). Эти навыки затем используются при изучении операций над натуральными числами. Изучая нумерацию в пределах 100, учащиеся выполняют упражнения на сложение и вычитание: 1) прибавление и вычитание числа 1; 2)прибавление к целому числу десятков однозначного числа; 3) вычитание всех десятков из числа; 4)прибавление целого числа десятков к однозначному числу: 5) вычитание всех единиц из числа. Методика вычислений здесь та же, что и для подобных случаев в пределах 20. При выполнении упражнений на присчитывание и отсчитывание единицы, числе, кратных 10, используется наглядное пособие «лента ста» - метровая лента с обозначенными сантиметрами и дециметрами. Усвоению последовательности чисел первой сотни в натуральном ряду способствуют также следующие упражнения: 1)назовите число, предшествующее числу 27 (после какого числа при счете называют число 27?); 2)назовите число, следующее за числом 27 (перед каким числом при счете называют число 28?); 3) между какими числами называют при счете число 27? Работа по усвоению нумерации продолжается и при изучении операций сложения и вычитания в пределах 100. Итак, изучив, нумерацию чисел в пределах 100, учащиеся должны усвоить: 1. имена двузначных чисел в устной и письменной речи, их десятичный состав; 2. расположение чисел до 100 в натуральном ряду; 3. смысл терминов: «единица первого разряда», «единица второго разряда», «разрядное число», «однозначное число», «двузначное число».
Методика изучения сложения и вычитания в пределах 100 Нумерация – способы образования, чтения и записи чисел. Цифра – символ для записи числа. “Нумерация чисел в концентре сотня”: - нумерация - устные приёмы сложения/вычитания 1) прибавление числа к сумме (сначала складываются единицы) 56+3=56(50+6)+3=50+(6+3) 2) прибавление суммы к числу (сложение по частям) 9+6=9+6(1+5)=(9+1)+5 3) прибавление суммы к сумме (десятки складываются с десятками, а единицы с единицами) 12+15=12(10+2)+15(10+5)=(10+10)+(2+5)=20+7=27 1) вычитание чисел из суммы (сначала вычитаем единицы, потом прибавляем к десяткам) 47-3=47(40+7)-3=40+(7-3) 2) вычитание суммы из числа (вычитаем по частям) 12-5=12-5(2+3)=(12-2)-3 3) вычитание суммы из суммы (вычитаем десятки, вычитаем единицы, полученные разности складываем 25-12=25(20+5)-12(10+2)=(20-10)+(5-2)=10+3=13 - письменное сложение/вычитание Алгоритм сложения: - пишем единицы под единицами, десятки под десятками - складываем единицы, пишем под единицами - складываем десятки, пишем под десятками Алгоритм сложения: - пишем единицы под единицами, десятки под десятками - складываем единицы, пишем под единицами - складываем десятки, пишем под десятками - читаем ответ
Методика изучения внетабличных случаев умножения и деления. К внетабличным случаям относятся: 1. умножение двузначного числа на однозначное. 2. деление двузначного числа на однозначное. 3. деление двузначного числа на двузначное. 4. деление с остатком. 1. В первом случае используется переход к именованным числам: 20 * 3 =2 дес * 3 = 6 дес = 60 3 * 20 – аналогично, используя переместительный закон. Алгоритм устного умножения: 23 * 2 · представляем число в виде суммы разрядных слагаемых (20 + 3) * 2 = (20 * 2) + (3 * 2) · умножаем каждый разряд · полученные результаты складываем. 40 + 6= 46 Умножение многозначного числа на однозначное проводится аналогично: · определяется сумма разрядных слагаемых · каждый разряд умножается на число · определяется сумма 1232 * 3 = (1000 + 200 + 30 + 2) * 3 = 1000 * 3 + 200 * 3 + 30 * 3 + 2 * 3 = 3000 + 600 + 90 + 6 = 3 696 Теоретической основой умножения является правило умножения суммы на число. (a + b) * c = (a * c) + (b * c) Деление с остатком · 7:2 = 3 (ост 1) - раздать 3 раза по 2 яблока и останется 1 · Анализ системы примеров на деление с остатком, для получения важного вывода: остаток меньше делителя. · Определение алгоритма общего для всех примеров на деление. 27:4 =4 (ост 3). Найти наиб число от 1 до 27, кот. делится на 6 без остатка – 24 27-24 = 3 (явл. остатком).
Упражнений №1 Покажи на предмете (яблоке, мозаике, учебнике…..) часть от целого. Упражнение №2 a) Закрась 3\5 прямоугольника b) Закрась жёлтым цветом 2\7 фигуры, синим – 4\7 фигуры. c) Напиши, какая часть фигуры осталась не закрашенной….. Упражнение №3 Запиши под диктовку: треть, четверть, девятую долю, сороковую долю……2\7, 3\5, 6\9…..
4. Наглядные пособия, которые используются при изучении данной темы Изучение долей начинается в 3 классе. Тема находится в разделе «Умножение и деление». «Доля. Решение задач на нахождение доли от числа». Основные требования к подготовке учащихся в 3 классе: · К концу обучения в 3 классе должны уметь решать простые задачи на нахождение доли (величины).
№ 18. Общие вопросы методики изучения алгебраического материала в начальных классах. Методика изучения числовых выражений и выражений с переменными. Методика изучения уравнений и неравенств, содержащих переменную. В начальных классах решаются следующие общие вопросы методики изучения алгебраического материала: · Формирование представлений о математическом выражении · Формирование представлений о равенстве (числовые, уравнений с переменной) · Формирование преставлений о неравенствах · - - - о переменной и о функциональной зависимости. 1) Математическое выражение – это запись чисел, знаков, действий, скобок без знака равенства Задачи: · Научиться находить выражение · Научить детей читать выражение · Записывать 2) Чтение и запись числового выражения: · Простое выражение (сумма и разность) Этапы: ¾ Показать практическое действие на наборном полотне ¾ Запись арифметического действия ¾ Название компонентов выражения: 3+2=5 3 – первое слагаемое 2 – второе слагаемое сумма 5 – сумма значение суммы ¾ Чтение: к 3 прибавить 2; 3 увеличить на 2; 3+2; от 5 отнять 3; из 5 вычесть 3; 5 уменьшить на 3; 5-3: 5-3=2 5 – уменьшаемое 3 – вычитаемое 2 – разность ¾ Новые способы чтения с помощью слов «сумма» и «разность»: - Сумма чисел три и два - Сумма трёх и двух - разность чисел пять и два - разность чисел пяти и двух 5х3=15 5 – первый множитель 3 – второй множитель произведение 15 - произведение значение произведения Чтение: пять умножить на три; пять увеличить в три раза. 15:3=5 15 – делимое 3 – делитель 5 – частное Чтение: 6 разделить 15 на 3; частное чисел 15 и 3; частное пятнадцати и трёх; 15 уменьшить в 3 раза.
· Сложное выражение ¾ со скобками 5-(2+1) ¾ без скобок 5-2+1 Знакомство с правилом порядка действий позволяет познакомить с разнообразными способами чтения выражений: 5-2+1=2 (или 4) – проблемную ситуацию создать! (правильно 5- (2+1)=2) - А теперь запиши, что мы сделали? Почему у нас получилось 2 разных ответа? Наверное мы что-то забыли? Поставить символ ()? 3) Методика изучения уравнений: Уравнение - верные равенства с переменной Решение уравнений – поиск неизвестного числа (переменной), при которой раверство становится верным. Способы решения уравнений: ¾ Способ подбор а значений переменной ¾ Способ связи между компонентом и результатом Этапы обучения решения уравнения: I. Знакомство с уравнением · Вводится термин «уравнение» · Переход от равенства с окошком: 5+ =7 к записи компонентами латинских букв, переменной х и у: 4+х=6 (уравнение не требует проверки) II. Решение простых уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатом 4+х=4 Х=6-4 Х=2 Проверка: 4+2=6 III. Решение сложных уравнений, правая часть которых задана числовым выражением: 14+х=50-14 14+х=36 Х=36-14 Х=22 Проверка: 14+22=50-14 36=36 IV. Решение сложных уравнений в левой части которой один из компонентов задан числовым выражением: 30+14+а=66 44+а=66 А=66-44 А=22 + проверка V. Решение уравнений один из компонентов которго выражение с переменной: (а+8)х4=96
Алгоритм решения: 1) Находится действие, которое выполняется последним и называется записанное выражение 2) Называются компоненты: один известный, 2 неизвестный (переменная) 3) Находится значение компонента с неизвестным числом через известный компонент и результат действия: (а+8)х4=96 а+8=96:4 а+8=24 а=24-8 а=16 + проверка (а+8) – компонент с неизвестным числом 96:4 – результат действия 4) Выполняются вычисления и записывается итоговое простое уравнение 5) Решение простого уравнения: 60-24ха=12 60 – уменьшаемое 24ха – вычитаемое 12 – разность 24ха=60-12 24ха=48 (решаем как простое) 6) Способ подбора: Х+74=74+х У+у=20
№19 Методика изучения элементов геометрии В начальной школе геометрический материал не является самостоятельным разделом, тесно связан с изучением арифметики, величин, алгебраического материала. Задачи: -Сформировать представление о геометрических фигурах (ГФ) (научить узнавать геом.фиг., называть ее, называть элементы фигур(углы,вершины,стороны), рассмотреть некоторые свойства фигур, дать определение некоторым фигурам) -Научить строить ГФ (с и без чертежных инструментов) -Научить измерять ГФ (с и без измерительных приборов) Формирование представлений о ГФ В дошкольном возрасте дети знакомятся больше, чем в нш, где уменьшается количество изучаемых фигур, но уровень овладения становится глубже(обобщение геометрических понятий, исследование свойств фигур) Идея обобщения в нш: каждой ГФ можно дать определение, тем самым обозначить ее место в ряде ГФ. Как выстраивается определение: 1. Указывается ближайшее родовое понятие, более старшее понятие (четырехугольник - многоугольник) 2. Указывается видовое отличие (4-угольник – многоугольник, у которого 4 угла)
В нш знакомим только с «основными» геометрич понятиями. Всей системы фигур мы не даем. 20. Общие вопросы методики знакомства учащихся нш с величинами и их измерением В нш величина – свойство предмета, связанное с измерением. К основным величинам в нш относят те, значения которых получено с помощью измерительных приборов: Длина- линейка, площадь – палетка, масса – весы, время- часы, емкость- сосуд. Этапы изучения величин: сравнение и измерение -сравнение величин без процедуры измерения; - измерение возникает как способ решения проблемной ситуации 1. сравнение на глаз 2. сравнение с помощью мерки(условной и стандартной) 3. сравнение с пом измерительных приборов 4. работа с «отвлеченными значениями величин» 1. сравнение на глаз( посмотреть, наложение приложение) 2. сравнение с помощью мерки (условной и стандартной) Проблемная ситуация№1: невозможно сравнить на глаз – введение условной мерки Проблемная ситуация№2: сравнение одинаковых величин разными условными мерками – введение стандартной мерки Порядковый счёт. Дети должны: - уметь пользоваться порядковыми числительными при счёте предметов - осознать взаимосвязь порядкового номера от смены предмета Сравнение численностей множеств. Этапы обучения: - сравнение равночисленных множеств - сравнение неравночисленных множеств - преобразование неравночисленных множеств в равночисленные и наоборот 4) Пространственные и временные представления: - слева, справа - вверху, внизу и т. п. - рано, поздно - части суток Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|