|
Классическая и современная модели культуры
В развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, убеждение в конечном торжестве разума и свободы, получившие выражение в идеологии Просвещения. Эти представления легли в основу классической модели культуры. Недостаточность такой модели осознается на современном этапе существования культуры (разочарование в результатах культурного развития, пересмотр наследия эпохи Просвещения). Принципы классической модели культуры: 1) евроцентризм – представление европейцев об особенностях своей культуры и ее безусловном превосходстве над всеми остальными культурами, способ судить о культуре остальных народов по их соответствию европейскому образцу; 2) гуманизм – осознание окружающего мира как продукта своей собственной творческой, продуктивной деятельности. Представление о человеке как свободной и самостоятельной личности, способной ценой собственных усилий выходить за пределы своей физической природы, получило название «открытие человека»; 3) рационализм. Человек в силу своей разумности сделал себя целью природы, а природу – средством по отношению к себе как к цели. Начиная с эпохи Возрождения философы признавали наличие «надприродного» в человеке, позволяющее создавать ему свой собственный мир. Разум – способность человека действовать в соответствии с собственными, а не навязанными целями. Гуманистический идеал личности – свободно мыслящая личность, наделенная разумом; 4) историзм. Культура напрямую соотносится с историей. Различные ее этапы отражают развитие культурного процесса. В классической модели осознается не только граница, очерчивающая область существования человека в окружающем мире, но и ее исторически изменчивый характер. На каждом этапе истории эта граница придает человеку новый образ и неповторимую индивидуальность. Принципы современной модели культуры: 1) критика гуманизма. Эпоха Просвещения породила культ автономного человека, способного трезво и глубоко оценивать явления и идеи, нравственные поступки и их последствия. В современной модели культуры утрачивается поиск специфического человеческого начала (свидетельства его автономии). Человек не венец творения, а всего лишь звено в развитии остального естественного мира. Неоклассическая теория отвергает уникальность человека и выдвигает идею о том, что человек не только не является особенным звеном природы, но и выпадает из всей ее цепи. Человек объявляется существом, утратившим ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и законов; 2) критика рационализма. Современная традиция объясняет мир и человека исходя из иррациональных начал, играющих большую роль, чем разум. Новая традиция отвергает нормативность, ценностям придается статус личностных, индивидуальных исканий. Критическое отношение к любым установленным предписаниям; 3) критика историзма и евроцентризма. Шлегель рассматривал историю как панораму автономных событий. С этой точки зрения все культуры равнозначны. В дальнейшем укрепилась идея равноправия культур, каждая из которых обладает собственным достоинством и совершенностью.
Массовая и элитарная культуры
Время зарождения массовой культуры – 1870 г. (в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности). В дальнейшем развитию массовой культуры способствовало: 1) в 1895 г. – изобретение кинематографа; 2) в середине ХХ в. – возникновение поп-музыки. Общество представляет собой единство большинства и меньшинства. Масса – множество людей без особых достоинств. Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого дара или отличия от всех. Меньшинство – группа людей, поставивших своей целью служение высшей норме. Огромным спросом в массовой культуре пользуется литературная продукция и художественные романы. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио, т. к. кинематограф – фундамент эстетических принципов массовой культуры. Он выработал способы привлечения зрителей, главным стало культивирование иллюзий. Особое качество массовой культуры – способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию. Признаки массовой культуры: 1) серийный характер продукции; 2) примитивизация жизни и отношений между людьми; 3) развлекательность, забавность, сентиментальность; 4) натуралистичное изображение определенных сцен; 5) культ сильной личности, культ успеха. Положительные стороны массовой культуры: 1) широкий спектр жанров, стилей; 2) удовлетворение требований многих слоев общества. Отрицательные стороны массовой культуры: 1) массовая культура зависит от идеологической политики; 2) носит развлекательный характер; 3) небольшое количество произведений составляет вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях; 4) далеко не все произведения выполнены на высоком профессиональном уровне и обладают эстетической ценностью; 5) формирует массовое мировоззрение с некритичными убеждениями и взглядами. В качестве оппозиции к массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой – сохранить в культуре творческое начало, формировать ценности и создавать новые эстетические формы. Творческая элита – динамическая социо-культура образования, малочисленная, но влиятельная. Это люди активные, ярко одаренные, способные к созиданию новых форм. Все, что они создают, пугающе ново, ломает существующие стереотипы и правила и осознается обществом как нечто враждебное. Элитарная культура разнообразна, разнонаправлена, с высоким процентом сложного эксперимента. Порождает и открытие, и побуждение, но только она способна порождать новое. Массовая культура не признает такого элитарного типа культуры, отказывая ему в элитарности и в культурности, и оценивает его как непрофессионализм, антигуманность, бескультурье. Массовая культура – это особый феномен, у нее свои законы возникновения и развития форм. Она предпочитает однообразие и повторение, обладает избирательной памятью. Однако массовая культура является обязательной составляющей любого культурно-исторического процесса, она имеет свои законы. Классическая культура – среднее между элитарной и массовой культурой. По способу создания классическая культура элитарна, однако в процессе освоения обрела черты массовости.
Субкультура и контркультура
В культурологии наряду с другими гуманитарными науками используется понятие субкультуры. Субкультура – это частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную ориентацию и менталитет ее носителей. Субкультуры делятся на традиционалистские и инновационно-авангардные. Традиционалистские – это профессиональные субкультуры, являющиеся позитивной реакцией на потребности общества. Инновационно-авангардные субкультуры отвергают «основную» культуру общества (контркультуру). Субкультурой может выступать культура какой-либо социальной или демографической группы. Можно выделить субкультуры на основании этапов человеческой жизни: 1) детскую субкультуру; 2) молодежную субкультуру; 3) культуру пожилых. С понятием «субкультура» связано понятие маргинальная культура. Маргинальность обозначает промежуточность положения человека между социальными группами. Маргинальная культура – это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур. Маргинальность – современное явление. Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам. Причины возникновения маргинальной культуры: 1) крупные социальные потрясения; 2) урбанизация; 3) эмансипация этнических меньшинств; 4) изменяющийся способ производства; 5) деятельность неформальных движений и общественных организаций. Контркультура – это социально-культурные установки, которые противостоят фундаментальным принципам «основной» культуры. Возникновение контркультуры связано с тем, что локальные культурные ценности проникают в более широкие социальные группы, выходя за рамки собственной культурной среды.
Культура как система знаков
Культура имеет свой язык, который несет в себе надприрод-ную сущность, он создан искусственно. Это особая сфера, которая занимает культурное пространство общества. Эту сферу рассматривает семиотическое определение культуры. Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, в природе или в самом человеке. Знак – это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие. Язык жестов являлся одной из ранних знаковых систем, в которой каждое слово – знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен. В обществе существуют знаки нескольких типов, такие как: 1) знаки-копии, воспроизводят то, что есть в действительности (фотография); 2) знаки-признаки, несущие информацию о предмете (высокая температура больного); 3) знаки-сигналы – информация, не связанная с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок); 4) знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе его сущности (государственный герб); 5) языковые знаки. Существуют знаковые системы. Наиболее простая – знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу и т. п., сопровождаемые словесными формулами («здравствуй», «очень приятно»). Известные знаковые системы: уличные знаки, азбука Морзе и т. д. Сложная знаковая система – язык. В отличие от других знаков, знаки языка многозначны. Вся культура в целом передается из поколения в поколение через знаки и их системы, задача каждого человека – понять смысл и значение как можно большего числа знаков, чтобы мир культуры раскрыл свои глубины. Знак имеет материальную, идеальную форму, содержание, сложное и многоплановое. Семиотический подход рассматривает культуру как мир символов. Особый интерес представляют труды Э. Кассирера и Ю. Лотмана. Они акцентируют внимание на семиотическом (структурно-символическом) характере искусства во всех его разновидностях (музыке, живописи, развлекательной деятельности). Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874–1945), автор труда «Философия символических форм», в основу своей концепции культуры закладывает человеческую способность к систематической и постоянной символизации. Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т. д.). Истоки культуры Кассирер ищет в возможности человека создавать некий искусственный мир. Реальность при этом обозначается определенными символами. Специфика человеческой жизни – человек живет в созданной им самим символической системе. По мере возрастания символической активности физическая реальность становится для человека второстепенной (сравнение: европейский ученый, африканский дикарь). Цивилизованный человек взаимодействует с вещами с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. На основе этого Кассирер предложил называть человека «символическим животным», а не «мыслящим животным», как это уже стало традиционным.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|