|
ОПД. Ф.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОПД. Ф.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
Методические указания по изучению дисциплины, задания для практических занятий, самостоятельной работы студентов и выполнения курсовых работ
Специальность Финансы и кредит
Уфа – 2010
УДК 378.147:338.43 М54 ББК.65.32:74.58
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 6 от 28 мая 2010 года).
Составители: доцент Лукьянов В.Н., ст. преподаватели Ибатуллин У.Н., Лукьянова М.Т.
Рецензент: доцент кафедры организации аграрного производства Фаизов Н.Ш.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономики аграрного производства к.э.н., доцент Галиев Р.Р.
Оглавление
1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
1.1 Цели и задачи дисциплины
В условиях рынка центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики – предприятию, так как именно на нем создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Для решения поставленных задач предприятие использует факторы производства: трудовые и природные ресурсы, капитал и т.д. От эффективности деятельности предприятия зависит благосостояние его коллектива и общества в целом. Этим обуславливается объективная необходимость изучения дисциплины «Экономика организаций (предприятий)». Экономист по специальности «Финансы и кредит» должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня, банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, Министерстве финансов, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования. Ее целью является формирование целостного представления о базовых принципах, закономерностях, механизмах функционирования организации, обеспечение соответствующего теоретического уровня и практической направленности в системе подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит». Предметом ее изучения является само предприятие, как коммерческая организация, его ресурсы и пути улучшения их использования, общественные формы организации производства, планирование, финансовое состояние. В курсе изучаются экономические категории и процессы, закономерности и принципы их функционирования на предприятиях России и Республики Башкортостан в условиях рыночной экономики. Задачи курса – овладение студентами системой теоретических знаний и практических навыков по организации и функционированию экономики предприятия, критериям выбора оптимальных вариантов его деятельности.
В результате изучения дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» студенты должны: знать: - законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организаций; - теоретические основы экономики организаций; - механизм рыночного функционирования и экономического поведения производителей; - прикладные аспекты развития форм и методов экономического управления организациями; - отечественный и зарубежный опыт в области экономики организаций; уметь: - творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки и самостоятельно применять их в практической деятельности; - формировать экономические цели и стратегию развития организации; - оценивать издержки производства с управленческой точки зрения; - организовывать эффективную деятельность организации с учетом макро- и микроэкономических факторов; владеть: - специальной экономической терминологией и современным аналитическим инструментарием данной дисциплины; - экономическими методами управления в организации; - навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по экономике организаций.
1.2 Распределение учебного времени для изучения дисциплины
В соответствии с рабочим учебным планом студенты очного обучения изучают дисциплину «Экономика организаций (предприятий)» на II курсе. На изучение дисциплины отводится 200 часов, в том числе аудиторных занятий 100, из них: 48 часов лекций, 52 часа практических и семинарских занятий. Студенты заочного обучения (обычные) – 200 часов, в том числе аудиторных 34, из них 18 часов лекций, 16 часов практических занятий. Студенты заочного сокращенного обучения – 200 часов, в том числе аудиторных 22, из них: лекций 12 часов, практических 10 часов. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют курсовую работу. Формы контроля знаний: - текущий: опрос, решение задач и тестов на семинарских и практических занятиях, контрольная работа, аттестация знаний, защита курсовой работы; - итоговый: экзамен в форме тестовых заданий или письменно, предусматривающий ответы на вопросы и решение задачи.
Таблица 1 Разделы дисциплины и виды занятий (срок обучения 4 года)
Таблица 2 Разделы дисциплины и виды занятий (срок обучения 6 лет)
Список рекомендуемой литературы а) основной
б) дополнительный
в) электронные ресурсы
г) зарубежная литература
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Содержание дисциплины
Тема 1 Экономика организаций (предприятий) как самостоятельная экономическая дисциплина Предмет, цель и задачи дисциплины. Методологические аспекты и методы науки. Место дисциплины в системе подготовки специалистов. Российской Федерации Экономика России – взаимосвязанный хозяйственный комплекс. Сущность, содержание и определение понятий «производственная и непроизводственная сфера», «подразделения народного хозяйства» (сектор экономики), «отраслевой комплекс», «отрасль», «подотрасль», а также отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги. Экономическая классификация отраслей, комплексов, секторов, подразделений. Рыночные реформы и основные направления структурной перестройки экономики. Производства Сущность, формы и показатели уровня концентрации. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь. Концентрация и диверсификация производства. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства. Унификация и ее виды. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства. Предприятия Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия. Инновационная деятельность предприятия. Сущность и содержание подготовки нового производства. Связь между инновациями и инвестициями. "Инвестиции", "капитальные вложения", "капитальное строительство", их понятие и назначение. Состояние капитальных вложений и капитального строительства в России в период формирования рыночной экономики. Характеристика отраслевой, воспроизводственной и технологической структуры капитальных вложений. Динамика изменений структуры капитальных вложений по формам собственности и видам предприятий. Планирование капитальных вложений и капитального строительства: состав и исходные материалы для долгосрочных и текущих планов. Титульные списки капитального строительства и планы ввода в действие объектов. Обоснование планов капитальных вложений балансом производственной мощности и приоритетным направлением технического совершенствования производства. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) эффективности инвестиционных проектов и капитальных вложений. Предприятия Доходы и прибыль предприятий, их виды, состав и порядок определения. Максимизация прибыли. Общие принципы планирования прибыли. Распределение прибыли и его особенности на предприятиях различных форм собственности. Финансы и финансовые ресурсы предприятий, их источники и направления использования. Финансовый план предприятия. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли. Система налогов и платежей, вносимых предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды. Виды финансирования предприятий различных форм собственности из бюджета. Взаимоотношения предприятий с банками, инвестиционными фондами, страховыми органами.
Темы семинарских занятий
Тема 1 Экономика организаций (предприятий) как самостоятельная экономическая дисциплина 1.1 Предмет, цель и задачи дисциплины. 1.2 Объект изучения и содержание дисциплины. 1.3 Основные разделы дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки специалистов. Вопросы для самопроверки 1 Назовите предмет, цель и задачи изучаемой дисциплины. 2 Какие методы применяются в дисциплине «экономика организаций (предприятий)»? 3 Перечислите основные разделы дисциплины. Литература 5, стр. 6 – 8; 7, стр. 5 – 12. Российской Федерации 2.1 Сферы, отрасли, комплексы. 2.2 Рыночные реформы и структурная перестройка экономики. Вопросы для самопроверки 1 Дайте характеристику сферам, отраслям, комплексам. 2 Расскажите о секторах экономики. 3 Назовите и охарактеризуйте основные направления рыночных реформ в России. 4 Назовите основные направления структурной перестройки экономики. Литература 3, стр. 15 – 19.
Вопросы для самопроверки 1 Охарактеризуйте порядок образования нового предприятия. 2 Назовите организационно-правовые формы, характерные для мелких, средних и крупных предприятий. 3 Охарактеризуйте основные пути реорганизации юридического лица. 4 Назовите основные объединения предприятий. 5 Дайте понятия коммерческих и некоммерческих предприятий. 6 Расскажите о роли малого предпринимательства в условиях рынка. Литература 3, стр. 6 – 12; 6, стр. 4 – 23.
Вопросы для самопроверки 1 Назовите основные составляющие производственной структуры предприятия. 2 Отметьте преимущества и недостатки существующих структур управления предприятием. 3 Дайте характеристику основным принципам организации производственного процесса. 4 Назовите этапы производственного цикла. 5 Чем отличается производственная инфраструктура предприятия от социальной? 6 Дайте понятие производственному процессу. Литература 3, стр. 41 – 57; 4, стр. 5 – 11; 7, стр. 95 – 127. Вопросы для самопроверки 1 Назовите порядок формирования имущества предприятия. 2 Дайте понятие основным и оборотным фондам. 3 Чем отличаются активные основные производственные фонды от пассивных? 4 Перечислите основные факторы, определяющие состав и структуру основных фондов предприятия. 5 Какие факторы влияют на состав оборотных средств предприятия? 6 Какие оборотные средства относятся к нормируемым? 7 Перечислите показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов? 8 Перечислите показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств. Литература 3, стр. 285 – 335, стр. 352 – 374; 4, стр. 16 – 79; 5, стр. 18 – 65; 7, стр. 130 – 190; 8, стр. 52 – 54; 9, стр. 79 – 85, стр. 62 – 66. Вопросы для самопроверки 1 Каким образом определяется потребность предприятия в кадрах? 2 Назовите факторы и резервы повышения производительности труда. 3 Дайте характеристику сущности оплаты труда. 4 В чем суть производительности труда, методика ее определения? 5 Что подразумевается под управлением кадрами? 6 Назовите формы и системы оплаты труда в современных условиях. Литература 3, стр. 378 – 414; 4, стр. 49 – 112; 5, стр. 65 – 111; 6, стр. 56 – 73; 7, стр. 190 – 233; 8, стр. 55 – 56; 9, стр. 85 – 88. Тема 7 Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Вопросы для самопроверки 1 Назовите основные функциональные стратегии. 2 Перечислите виды планирования на предприятии. 3 Как рассчитывается оптимальный объем производства? 4 Как определяется производственная мощность предприятия? 5 Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? Литература 6, стр. 88 – 102; 7, стр. 384 – 496. Производства 8.1 Сущность и формы концентрации производства. 8.2 Сущность, формы и виды комбинирования на предприятии. 8.3 Показатели концентрации и комбинирования производства. 8.4 Сущность, формы и показатели уровня специализации производства. 8.5 Экономическая эффективность специализации производства. 8.6 Сущность и формы кооперирования производства. Вопросы для самопроверки 1 Какова сущность концентрации производства? 2 Назовите преимущества и недостатки концентрации производства. 3 Какова сущность специализации и кооперирования производства? 4 Назовите показатели, характеризующие эффективность специализации. 5 Дайте определение комбинированию и диверсификации производства. 6 Назовите преимущества и недостатки специализации и кооперирования. Литература 3, стр. 57 – 84. Вопросы для самопроверки 1 Какие издержки относятся к постоянным и переменным? 2 Закон убывающей отдачи и его значение для деятельности предприятия. 3 Дайте классификацию затрат по элементам и статьям. 4 Перечислите основные виды калькуляции. 5 Каков порядок исчисления себестоимости единицы изделия? 6 Назовите основные пути снижения издержек на предприятии. Литература 3, стр. 417 – 442; 6, стр. 216 – 232; 7, стр. 254 – 277; 9, стр. 88. Вопросы для самопроверки 1 Что понимается под ценой продукции? 2 Назовите основные функции цен. 3 В чем состоит суть ценовой политики предприятия? 4 Перечислите виды ценовых стратегий предприятия. 5 Какие факторы влияют на уровень цен? 6 Назовите основные виды цен в условиях рынка. 7 Перечислите методы расчета цен. Литература 3, стр. 454 – 465; 5, стр. 149 – 180; 7, стр. 300 – 323. Вопросы для самопроверки 1 Какова сущность качества продукции как экономической категории? 2 Назовите показатели, характеризующие качество продукции. 3 Покажите значение повышения качества продукции. 4 Какова связь между качеством продукции и стандартизацией? 5 В чем сущность управления качеством продукции? 6 В чем сущность конкурентоспособности продукции?
Литература 3, стр. 165 – 188; 6, стр. 207 – 216; 9, стр. 11 – 13. Вопросы для самопроверки 1 Какова сущность НТП и НТР? 2 Назовите основные направления НТП. 3 Выделите приоритетные направления НТП на современном этапе. 4 Назовите основные показатели, характеризующие эффективность НТП. Литература 3, стр. 109 – 158; 6, стр. 191 – 207. Предприятия 13.1 Понятие инноваций и их классификация. 13.2 Инновационная деятельность предприятия. 13.3 Сущность и содержание подготовки нового производства. 13.4 Понятие инвестиций и капитальных вложений. 13.5 Направления и источники финансирования капитальных вложений. 13.6 Экономическая эффективность капитальных вложений. Вопросы для самопроверки 1 Дайте понятие инновации как экономической категории. 2 Приведите классификацию инноваций. 3 Назовите источники инновационных идей. 4 Дайте определение понятий «инвестиции», «капитальные вложения». 5 Назовите основные этапы подготовки нового производства. 6 Перечислите источники финансирования капитальных вложений. Литература 3, стр. 194 – 244; 5, стр. 215 – 229; 6, стр. 147 – 191. Предприятия 14.1 Прибыль предприятия, ее сущность и виды. 14.2 Источники формирования прибыли и направления ее распределения. 14.3 Факторы, влияющие на величину прибыли.
Вопросы для самопроверки 1 Что отражает прибыль предприятия как экономическая категория? 2 Какие различают виды прибыли? 3 Перечислите основные источники получения прибыли. 4 Назовите основные принципы распределения прибыли. Литература 3, стр. 475 – 486; 4, стр. 136 – 171; 9, стр. 89 – 90. Вопросы для самопроверки 1 Что понимается под эффективностью деятельности предприятия? 2 Назовите показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия. 3 Приведите классификацию активов предприятия по степени их ликвидности. 4 Покажите методику расчета показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. 5 Назовите основные разделы баланса. Литература 4, стр. 183 – 192; 5, стр. 180 – 215; 6, стр. 279 – 298; 7, стр. 233 – 251, стр. 360 – 382.
Задания к практическим занятиям Предприятия 14.1 Чему равна рентабельность продукции, произведенной и реализованной предприятием в отчетном году? Известно, что переменные затраты составили 635 руб. на 1т, постоянные затраты – 425 тыс. руб., выручка от реализации продукции – 1380 тыс. руб., количество реализованной продукции 1100 т. 14.2 Сколько необходимо дополнительно произвести продукции, чтобы увеличить прибыль на 8%? В I квартале произведено 10 тыс. изделий по цене 70 руб. за единицу. Постоянные расходы составляют 160 тыс. руб., удельные переменные расходы – 50 руб. Во II квартале планируется повысить прибыль на 8%. 14.3 Определить экономическую эффективность подсобного производства по переработке подсолнечника: 1. Поступило сырья на переработку – 1600 т; 2. Расход сырья на 1 т масла – 2,5 т; 3. Стоимость сырья – 12400 тыс. руб.; 4. Стоимость переработки – 3620 тыс. руб.; 5. Транспортные расходы на перевозку 1 т масла – 290 руб.; 6. Цена реализации 1 кг масла – 30,5 руб. 14.4 Определить, как изменилась фактическая рентабельность продукции по сравнению с плановой по всем изделиям. Выпуск и реализация продукции А составили 700 шт., продукции Б – 350 шт. Цена одного изделия продукции А составили 105 руб., продукции Б – 70 руб. Себестоимость изделия продукции А составили 90 руб., продукции Б – 45 руб. В течение года предприятие добилось снижения себестоимости продукции по изделию А на 8%, изделию Б – на 3%. Оптовая цена осталась без изменения. 14.5 Определить: 1) полную себестоимость продукции, млн. руб.; 2) балансовую прибыль, млн. руб.; 3) рентабельность продукции, %. Выручка от реализации продукции предприятия составила 110 млн руб., валовой доход – 40 млн. руб., оплата труда – 20 млн. руб.
14.6 В базовом периоде переменные затраты составляли 450 тыс. руб., постоянные – 200 тыс. руб., а выручка от реализации – 700 тыс. руб. Определите, как изменится прибыль от реализации в рассматриваемом периоде, если реализация продукции увеличится на 20%.
14.7 Розничная цена товара – 8316 руб./т, торговая надбавка – 12%, налог на добавленную стоимость – 18%, рентабельность продукции – 25%, издержки производства и реализации продукции без учета стоимости сырья – 1080 руб./т, удельный расход сырья на единицу готовой продукции – 15 т. Определите максимальный уровень цены закупки сырья.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Выбор темы курсовой работы
Выбор темы курсовой работы производится с учетом современного состояния предприятия, его специализации, экономических условий. К выбору темы курсовой работы и ее выполнению следует подойти особенно вдумчиво, имея в виду, что в дальнейшем она может быть использована для доклада на научных студенческих кружках и конференциях и послужит основой для выполнения дипломной работы. Примерные темы курсовых работ: 1) Экономическая эффективность использования земельных ресурсов и пути ее повышения. 2) Основные производственные фонды организации, капитальные вложения и повышение эффективности их использования. 3) Эффективность функционирования МТС (машинно-технологических станций) и пути ее повышения (на примере одной из МТС). 4) Использование лизинга (финансовой аренды) на современном этапе развития АПК. 5) Производительность труда на предприятии и основные меры по ее повышению. 6) Экономическая эффективность производственной инфраструктуры предприятия. 7) Интенсификация отрасли растениеводства (животноводства) и ее экономическая эффективность. 8) Интенсификация кормопроизводства и ее экономическая эффективность. 9) Себестоимость и рентабельность продукции растениеводства (животноводства). 10) Экономическая эффективность переработки сельскохозяйственной продукции. 11) Специализация и концентрация производства, и их экономическая эффективность. 12) Формирование валовой продукции и ее использование на предприятиях. 13) Формирование и использование валового дохода на предприятиях АПК. 14) Формирование и использование прибыли на предприятиях. 15) Состояние, прогноз и основные направления совершенствования реализации продукции предприятий в условиях рыночной экономики. 16) Состояние, развитие производства зерна (сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей) и пути повышения его экономической эффективности. 17) Состояние, развитие производства кормов и пути повышения экономической эффективности их использования. 18) Состояние, развитие производства продукции скотоводства (свиноводство, овцеводство, коневодство, рыбоводство) и пути повышения его экономической эффективности. 19) Состояние и проблемы экономического и социального развития села (на примере административного района). 20) Развитие и эффективность функционирования малых перерабатывающих цехов в сельскохозяйственных предприятиях. 21) Развитие и эффективность функционирования малых предприятий. 22) Развитие крестьянских фермерских хозяйств и их эффективность (на примере района, республики). 23) Финансовые ресурсы и их воспроизводство на предприятии в условиях рыночных отношений. 24) Производственный процесс на предприятии и пути его совершенствования. 25) Экономическая эффективность использования машинно-тракторного парка (автотранспорта) предприятия и пути её повышения. 26) Экономическая эффективность использования оборотных средств на предприятии. 27) Эффективность функционирования вспомогательных производств на предприятии. 28) Экономическая эффективность специализации производства. 29) Экономическая эффективность агропромышленной интеграции и сельском хозяйстве. 30) Экономическая эффективность межхозяйственной кооперации. 31) Экономическая эффективность функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств. 32) Экономическая эффективность функционирования личных подсобных хозяйств (на территории сельского поселения). 33) Экономически эффективность садоводства и пути ее повышения (на примере сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств, коллективных садов). 34) Экономическая эффективность повышения качества сельскохозяйственной продукции. 35) Экономическая оценка севооборотов и эффективность их совершенствования. 36) Экономическая эффективность функционирования перерабатывающих предприятий (на примере конкретного предприятия). 37) Экономическая эффективность производства семян сельскохозяйственных культур и пути ее повышения. 38) Экономическая эффективность природоохранных мероприятий в сельском хозяйстве. 39) Экономическая эффективность предприятий пищевой промышленности. 40) Экономическая эффективность пчеловодства и пути ее повышения. 41) Состояние развития производства продукции птицеводства и пути повышения ее экономической эффективности. 42) Экономическая эффективность использования энергоресурсов и пути ее повышения. 43) Экономическая эффективность применения органических, минеральных удобрений и пути ее повышения. 44) Экономическая эффективность различных форм собственности и форм хозяйствования в сельском хозяйстве. 45) Экономическая эффективность диверсификации аграрного бизнеса (на примере конкретного хозяйства). 46) Взаимоотношения сельскохозяйственных товаропроизводителей с финансово-кредитной системой (на примере сельскохозяйственных предприятия, района). 47) Эффективность использования грузового автотранспорта и пути ее повышения. 48) Эффективность использования производственного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей. 49) Экономические аспекты финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. 50) Эффективность использования кредитных ресурсов в сфере сельского хозяйства.
Содержание курсовой работы
Объем курсовой работы составляет 40 – 45 страниц машинописного текста. Курсовая работа должна включать оглавление, введение, теоретическую часть, расчетную часть, проектную часть, выводы и предложения, библиографический список. Введение должно отражать суть задачи, стоящей перед автором. Необходимо отметить значение и актуальность выбранной темы на данном этапе, объяснить, чем обусловлен этот выбор, и какой конечный результат хотел бы видеть автор в результате решения круга вопросов по выбранной теме курсовой работы. Содержание теоретической части курсовой работы зависит от выбранной тематики и поставленной задачи исследования. Основой для разработки экономических вопросов являются литературный обзор по выбранной теме, собранный фактический материал, а также теоретические и практические знания студента. Особое внимание должно быть обращено на методическую сторону работы, т.к. именно здесь раскрывается теоретическое и практическое ее значение и выявляется точка зрения автора на поставленный вопрос. Содержание этой части курсовой работы включает критический обзор типовых методических положений, систему показателей и методы их расчета, применяемые в исследовании и основанные на использовании знаний по статистике, курсу высшей математики и экономико-математических методов. В расчетной части курсовой работы на основе выбранной методики исследования раскрывается существо вопроса, дается динамика показателей и их экономический анализ, строятся графики, диаграммы и т.д. В этой части автор должен также привести краткую экономическую характеристику исследуемой организации, включающую в себя анализ ресурсов предприятия и эффективность их использования, необходимо дать по возможности сравнительную экономическую характеристику показателей предприятия и по Республике Башкортостан. (примерную структуру данной главы см. в приложении 2) В проектной части определяются неиспользованные резервы по данному вопросу и намечаются основные пути повышения эффективности производства. В заключительной части курсовой работы подводятся итоги исследования по рассматриваемой проблеме. Заключение должно быть кратким, конкретным и касаться только рассматриваемого круга вопросов. В Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|