Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Темы раздела курса (категориальный аппарат)





ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЫШЛЕНИИ

Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации. Феномены мышления. Развитие представлений о мышлении в рамках философии, религии и искусства. Общефилософские основы психологического изучения мышления. Познание и мышление: проблема объективности и истины. Взаимоотношение наук, изучающих мышление: логики, физиологии, педагогики, искусственного интеллекта.

Специфика психологического изучения мышления. Критерии выделения мышления как особого познавательного процесса. Мышление как процесс.

Общая характеристика мышления. Мышление в широком смысле. Основные проблемы психологии мышления.

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ

Мышление как процесс постановки и решения задач. Понятие «Задача». Соотношение понятий «задача», «проблема» и «проблемная ситуация».

Полиморфность процессов мышления.

Субъект мыслительной деятельности. Система личностных и ситуативных детерминант мышления. Мышление и самосознание личности. Рефлексия.

Индивидуальные особенности и типы мышления:

а) когнитивный стиль личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности: параметры;

б) типологические подходы к классификации мыслящих личностей.

Характеристика и сравнение основных видов мышления: дискурсивное (логико-понятийное) мышление; образное, визуальное и пространственное мышление; практическое и теоретическое; продуктивное и репродуктивное мышление; творческое и шаблонное; творческое и критическое; интуитивное и аналитическое (дискурсивное); аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое; архаическое мышление; мышление научное, техническое и художественное.

 

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Основные методы эмпирических исследований мышления. Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления. Характеристика “клинического метода” Ж.Пиаже. Метод тестов.

 

ИНТРОСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД: АССОЦИАНИЗМ и ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСОВ О.ЗЕЛЪЦА

Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Значение исследований интроспективного подхода для современной психологии мышления.

Ограниченность интроспективно представленных феноменов мышления. Определение мышления в широком и узком смысле слова. Мышление как ассоциация представлений. Понятие творческой ассоциации. Методы исследований. Критика ассоциативной теории мышления как репродукции прошлого опыта. Современные представления о роли ассоциативного мышления.

Концепция вюрцбургской школы. Мышление как акт усмотрения отношений. Метод ретроспекции. Выделение понимания в качестве объекта изучения. Специфические характеристики мышления: активность, целенаправленность, безобразный характер. Роль детерминирующей тенденции в регуляции мышления.

«Теория комплексов». Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Проблема взаимодействия продуктивных и репродуктивных процессов. Варианты соотношения целей и средств при решении задачи (способы «завершения комплекса»).

 

ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ МЫШЛЕНИЯ

Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии. Продуктивное мышление – новый объект исследований. Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи. Феноменологическая интерпретация мышления как акта переструктурирования ситуации. Понятия “инсайт”, конфликт, функциональное решение. Стадии решения творческой задачи. Законы феноменального поля и процесс завершения гештальта в мышлении. Вклад работ гештальтпсихологов в современные представления о мышлении.

 

 

ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ. МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психоаналитическая интерпретация мышления. Мышление как процесс согласования требований «принципа удовольствия» и «принципа реальности». Роль защитных механизмов в искажении процесса и результатов мышления. Особые продукты мышления – мотивировки и рационализации.

Творческое мышление и художественное творчество с позиций З.Фрейда.

К.Юнг о роли архетипов в мышлении и индивидуальных особенностях мышления. Полемика Юнга с теорией творчества Фрейда.

Критический анализ психоаналитических взглядов на природу мышления.

Проблема мышления и творчества в экзистенциальной и гуманистической психологии. Личностные особенности творческого человека. Личностная зрелость и психическое здоровье как условия творчества.

 

БИХЕВИОРИЗМ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ МЫШЛЕНИЯ

Понимание функции мышления как решения новых задач. Проблема внешней детерминации мышления. Поведение в новых условиях («проблемные ящики» Торндайка). Концепция “проб и ошибок” и мышление. Мышление и научение. Значение подкрепления для эффективного мышления. Понимание мышления Дж.Уотсоном. Мышление и речь — бихевиористский вариант решения проблемы.

Исследования мышления в необихевиоризме. Промежуточные переменные в регуляции мышления — цели, планы, значения, когнитивные схемы. Понимание мышления в концепциях К.Прибрама, Б.Скиннера, А.Бандуры.

Методология изучения мышления как познавательного процесса в когнитивных теориях: информационная парадигма. Система понятий и исследовательских процедур.

Генетическая эпистемология Ж.Пиаже.

Мышление как система обработки информации. Перспективы развития и ограничения когнитивных теорий мышления, их роль в создании систем «искусственного интеллекта».

 

ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Общая характеристика деятельностного подхода к изучению мышлению. Мотивационная регуляция мышления. Внешняя и внутренняя мотивация. Мышление и целеобразование. Эмоции и мышление. Закономерности эмоциональной регуляции мыслительной деятельности.

Исследования мышления в школе С.Л.Рубинштейна. Основные процессуальные формы мышления.

Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность. Формирование умственных действий и развитие мышления.

 

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Продуктивные и репродуктивные формы интеллектуальной деятельности. Проблема и критерии выделения творческого мышления. Воображение и творческое мышление.

Природа и механизмы интуитивных решений. Роль установок в регуляции мышления.

 

ФИЛО- И СОЦИОГЕНЕЗ МЫШЛЕНИЯ

Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе. Интеллектуальная стадия в развитии психики. Основные направления исследования интеллекта животных. Развитие мышления в антропогенезе.

Культурно–историческая концепция развития мышления человека. Психологическая характеристика “первобытного”, архаического мышления.

 

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Онтогенетический подход к выделению стадий развития мышления, речи и

Стадии развития интеллекта.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Роль онтогенетических исследований для общепсихологической концепции мышления.

 

ЯЗЫК, РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности, её эмпирические подтверждения. Психосемантика как направление исследований структуры сознания. Мышление и знания. Методы изучения структуры значений. Современные исследования понятийного мышления.

Язык и речь. Речь и речевая деятельность. Вербальное и невербальное общение. Виды и функции речи. Проблема взаимоотношений речи и мышления в различных психологических концепциях.

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО (ПОНЯТИЙНОГО) МЫШЛЕНИЯ.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций и проблема изучения речевого мышления. Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Значение и смысл. Эгоцентрическая речь.

Процесс и условия развития речевого мышления.

 

УПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛОГО

Диалогическая природа мышления человека. Проблема управления мыслительной деятельностью человека. Мышление в условиях диалога с компьютером. Современные информационные технологии как средство, преобразующее мыслительную деятельность человека. Информационная и психологическая теория мышления. “Искусственный интеллект” и мышление человека.

Методы воздействия на мыслительную деятельность.

 

 

КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Основные подходы к изучению интеллекта и способностей: история и современное состояние. Роль биологических и социальных факторов в их развитии. Структура интеллекта Понятие коэффициент интеллекта. Диагностические возможности интеллектуальных тестов.

 


 

План семинарских занятий.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.