Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С использованием вычислительной техники





для студентов экономических специальностей

 

Минск 2001


 

УДК

 

 

А. Л. Ивашутин, А. А. Коган. Микроэкономика. Методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов экономических специальностей. – Мн.:, 2001. - с.

 

Методическое пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по курсу «Микроэкономика» с использованием ПЭВМ.

 

 

Рецензент

 


Введение

 

В методическом пособии приведено описание лабораторных работ по курсу «Микроэкономика» для студентов, которые проходят обучение по экономическим специальностям различных специализаций прикладного характера. Поэтому темы лабораторных работ выбраны так, чтобы они имели практическую направленность.

Работы могут выполняться в обычной аудитории, но предпочтительно проводить занятия в компьютерном классе. Для каждой работы подготовлено соответствующее компьютерное обеспечение. Использование вычислительной техники при выполнении лабораторных работ позволяет смоделировать различные условия функционирования предприятий (фирм).

В большинстве работ предусмотрено тестовое задание, без решения которого невозможно воспользоваться компьютерной программой для расчета.

Объем каждой работы рассчитан на два часа при использовании ПЭВМ. В методическом пособии оговаривается объем работы, выполняемой студентом на ПЭВМ, и объем подготовительной работы, выполняемой вручную.

Лабораторная работа 1. АНКЕТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СПРОСА

 

Теоретические основы

 

Принятие решения о количестве производимой продукции на предприятии и цене, по которой ее можно продать, во многом зависит от спроса на эту продукцию. Поэтому анализ спроса на продукцию предприятия является необходимой предпосылкой принятия качественных экономических решений.

Рассмотрим индивидуальный спрос на продукцию, т.е. спрос отдельных потребителей продукции. При формировании отношения конкретного потребителя к продукции он определяется относительно следующих вопросов:

1. Желает ли он покупать данную продукцию?

2. Если желает, то способен ли купить данную продукцию?

3. Если способен, то сколько он купил бы продукции при различных ценах на нее в течение определенного периода времени

Таким образом, индивидуальный спрос - это таблица (перечень, функция, зависимость), показывающая количество продукции, которое потребитель желает и способен купить при различных ценах в течение определенного периода времени.

Спрос не следует смешивать с величиной спроса, которая всегда соотносится с конкретной ценой на продукцию. Величина индивидуального спроса - это количество продукции, которое потребитель желает и способен купить при конкретной цене в течение определенного периода времени.

Индивидуальный спрос различных потребителей отличается друг от друга. Каждый из потребителей вносит свою долю на рынок продукции, предъявляет свою часть общего, рыночного спроса.

Рыночный спрос - это таблица (перечень, функция, зависимость), показывающая количество продукции, которое все потребители желают и способны купить при различных ценах в течение определенного периода времени.

Величина рыночного спроса отличается от рыночного спроса так же, как и величина индивидуального спроса от индивидуального спроса.

Величина рыночного спроса - это количество продукции, которое все потребители желают и способны купить при конкретной цене в течение определенного периода времени.

Между величиной спроса и ценой товара существует определенная зависимость. Эта зависимость определяет содержание закона спроса. Для нормальных товаров закон спроса можно сформулировать следующим образом: между величиной спроса и ценой товара существует обратная зависимость, то есть чем больше цена, тем меньше величина спроса.

Такая зависимость объясняется многими причинами. Одной из них можно считать принцип убывающей предельной полезности, согласно которому каждая дополнительная (предельная) единица товара приносит потребителю все меньшее и меньшее удовлетворение, то есть она имеет меньшую полезность, чем предыдущая. В связи с этим потребитель согласен платить за эту дополнительную единицу товара меньше, чем за предыдущую. А такое поведение потребителя и приводит в конечном итоге к существованию закона спроса: " чем больше товара, тем меньше цена спроса".

Спрос на продукцию не является постоянным. Существует много факторов (кроме цены продукции), которые влияют на отношение потребителей к рассматриваемой продукции. Эти факторы называют неценовыми. Основные из них следующие:

1. Реальные доходы потребителей. При увеличении доходов спрос увеличивается (кривая спроса перемещается вправо), при уменьшении доходов спрос уменьшается (кривая спроса перемещается влево).

2. Цена на товары – заменители. При увеличении цены на товары - заменители спрос на исследуемый товар увеличивается, при уменьшении - уменьшается.

3. Цены на взаимодополняющие товары. При увеличении цены на дополняющий товар спрос на исследуемый товар уменьшается, при уменьшении - увеличивается.

4. Вкусы и предпочтения потребителей относительно исследуемого товара. Если по некоторым причинам (например, усиленная реклама) потребитель начинает отдавать большее предпочтение некоторому товару, то это значит, что он при любых ценах готов купить большее количество товаров, т.е. спрос увеличивается. В противном случае спрос уменьшается (кривая спроса перемещается влево).

5. Количество потенциальных покупателей. Общий рыночный спрос является суммой индивидуальных спросов. Если никакие другие факторы не воздействуют на спрос, то увеличение количества покупателей товара приводит к увеличению спроса на него, а уменьшение - к уменьшению спроса.

6. Ожидание изменения будущих цен на товар. Если потребитель ожидает повышение цен на товар в будущем, то его экономические интересы толкают его к увеличению текущего спроса. При ожидании уменьшения цен в будущем потребитель сокращает свой текущий спрос на товар в надежде получить экономические выгоды в будущем.

7. Ожидание изменения будущих доходов. Если потребитель ожидает повышения своих реальных доходов в будущем, текущий спрос на товар повышается, хотя текущие доходы являются сдерживающим фактором в повышении спроса. Потребитель надеется компенсировать увеличенные текущие расходы из более высоких будущих доходов.

 

Задание на лабораторную работу

 

Необходимо исследовать спрос на определенный товар на рынке города Минска. Исследование проводится анкетным методом, ориентированным на объем покупок. Студенты группы выступают в качестве экспертов. Преподаватель вместе со студентами принимает решение о товаре, спрос на который будет исследоваться.

Каждый из экспертов заполняет анкету по форме таблицы 1.1.

 

Таблица 1.1 - Индивидуальная анкета оценки спроса на товар________

Возможная цена, руб/ед. Индивидуальная величина спроса, ед./период
   
   
   

 

Анкеты обрабатываются и заполняется таблица 1.2.

Таблица 1.2 - Расчет величины спроса в г. Минске на товар _________

Возможная цена, руб./ед. Индивидуальная величина спроса, ед./период Групповая величина спроса, ед./период Величина спроса в г. Минске, Qd, ед./период
       
       
       

На основе данных по г. Минску строится график спроса.

2. По двум точкам строится график линейной зависимости между величиной спроса и ценой на товар. Выводится уравнение линейной зависимости между величиной спроса (Qd) и ценой (P):

Qd = a - b*P,

где a - автономный спрос,

b - коэффициент ценовой реакции спроса.

3. На основе полученных данных:

а) проводится расчет величины спроса и выручки при различных ценах;

б) строится график спроса;

в) строится график выручки.

4. Определяется максимально возможная выручка на рынке товара, если по каким-то причинам спрос растет на:

а)10%;

б)20%;

в)30%;

г) 40%;

д)50%.

 

1.3 Порядок выполнения работы

 

Задание 1. Эксперты определяют товар, спрос на который будет исследоваться. Руководитель (преподаватель) устанавливает три разных цены на данный товар: одна цена – фактическая на момент оценки, вторая – выше фактической, третья – ниже фактической. Каждый из экспертов заполняет таблицу 1.1 с точки зрения поведения на рынке данного товара своей семьи при прочих равных условиях (неизменные доходы, вкусы и т.д.).

На основе индивидуальных анкет заполняется таблица 1.2.

Величина спроса на товар в г. Минске рассчитывается следующим образом:

Qd = Qdс *n* k,

где Qd – величина спроса в г. Минске;

Qdс – средняя величина спроса одной семьи;

k – коэффициент, показывающий долю семей, покупающих данный товар или услугу;

n – количество семей в г. Минске.

Средняя величина спроса одной семьи определяется на основе группового спроса:

Qdс = групповая величина спроса/количество экспертов (человек в группе).

Количество семей в г. Минске можно примерно определить, зная количество жителей в городе и средний размер семьи.

На основе полученных для г. Минска данных строится график спроса:

 

 
 

 

 


Задание 2. По двум точкам (без учета минимальной цены) строится график линейной зависимости между ценой и величиной спроса в г. Минске.

Коэффициенты линейной зависимости Qd = a – b*P необходимо вывести самостоятельно без использования компьютера, решая систему уравнений (подставляя в уравнение спроса параметры двух точек, полученных на основе обработки статистических данных).

Коэффициенты а и b необходимо вывести и с помощью компьютера (лист «Вывод параметров спроса»).

 

Вывод параметров спроса
Цена Величина спроса в г. Минске
P1 тыс.руб./шт.   Qd1 млн.шт./месяц 7,2
P2 тыс.руб./шт.   Qd2 млн.шт./месяц 5,9
    Qd = a - b * P
    7,2 = a - b *  
    5,9 = a - b *  
  a= 7,98 b= 0,052
    Qd = 7,98 - 0,052 * P

 

 

Задание 3. Параметры a и b используются для компьютерного анализа (лист “Исходные данные”)

ВВЕДИТЕ ДАННЫЕ ПО СПРОСУ
Автономный спрос a 7,9800
Коэффициент ценовой реакции спроса b 0,0520
Процент изменения спроса   0,00
Максимальный объем на графике   7,98
Шаг по объему   0,53
Данные после изменения спроса
Автономный спрос a1 7,9800
Коэффициент ценовой реакции спроса b1 0,0520
Qd=a - b*P
Qd=7,98-0,052*P

 

При выполнении задания 3 вводится автономный спрос а, коэффициент ценовой реакции спроса b, процент изменения спроса (0) и максимальный объем на графике, равный коэффициенту а.

На основе введенных данных проводится расчет величины спроса и выручки фирм-поставщиков товара при различных ценах (лист «Расчет спроса и выручки»).

 

Таблица 1.3 - Спрос и выручка на рынке товара  
Возможная Возможная Возможная
величина спроса цена выручка
Qd P TR
млн.шт./месяц тыс.руб./шт. млрд.руб/месяц
0,0000 153,46 0,00
0,5320 143,23 76,20
1,0640 133,00 141,51
1,5960 122,77 195,94
2,1280 112,54 239,48
2,6600 102,31 272,14
3,1920 92,08 293,91
3,7240 81,85 304,80
4,2560 71,62 304,80
4,7880 61,38 293,91
5,3200 51,15 272,14
5,8520 40,92 239,48
6,3840 30,69 195,94
6,9160 20,46 141,51
7,4480 10,23 76,20
7,9800 0,00 0,00

 

Qd для каждой из 15 строк рассчитывается на основе максимально возможной величины спроса (максимальный объем на графике в листе «Исходные данные»).

Р рассчитывается исходя из уравнения спроса Qd=a-b*P.

TR = P*Q.

Одна из строк в таблице должна быть рассчитана вручную.

На основе величины спроса Qd и цены P строится график спроса.

На основе величины спроса Qd и выручки TR строится график выручки.

Задание 4. Заполняется таблица:

Таблица 1.4 - Основные показатели на рынке товара при разном спросе

Процент изменения спроса Возможная величина спроса (объем продаж) Возможная цена Максимально возможная выручка
       
       
       
       
       

 

Для этого необходимо в лист «Исходные данные» в строку «Процент изменения спроса» последовательно вводить требуемую величину, а затем из таблицы «Спрос и выручка на рынке товара» выписать максимальное значение выручки TR и соответствующие ей значения цены Р и объема продаж Qd. Если максимальное значение выручки определить невозможно, следует изменить «Максимальный объем на графике» в листе «Исходные данные».

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.