|
Бихевиористические теории ОП: классическое обусловливание.Бихевиоризм – направление психологии, в соответствии с которым поведение понимается как совокупность двигательных и сводимых к ним словестных и эмоциональных ответов – реакции на воздействие внешней среды. Делится на 2 направления: · Классическое обусловливание (И. Павлов, Дж. Уотсон) · Оперантное обусловливание (Ф. Скиннер) Условный рефлекс – научение, основанное на ассоциативных связях. Стимул-реакция – основа классического обусловливания. Для получения знания использовался эксперимент. Нейтральный стимул + Безусловный стимул = Обусловленный стимул – раздражитель Обусловливание – ситуация, когда стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии её вызвать. Стимул раздражитель вызывает обусловленную реакцию. В процессе научения отсутствует действие сознания. «Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить ими – два существенных момента, которых требует всякая наука» (Дж. Уотсон) Бихевиористические теории ОП: оперантное обусловливание. Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Оперантное обусловливание уделяет внимание той роли, которую в научении играют последствия, или связи типа реакция – стимул. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом. Научение происходит по схеме «Р-С». Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идёт следствие, и природа этого следствия изменят тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Суть оперантного научения заключается в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение не подкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.
Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения. Когнитивные теории ОП: сущность, представители. Когнитивная теория изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.Родоначальником этой теории является американский психолог Толмен Эдвард Чейс. Концепцию поведения Э. Толмен изложил в труде «Целевое поведение у животных и у человека» (1932г.) «Когнитивная карта» позволяет человеку ориентировать своё поведение и осуществлять выбор в соответствии со своими ожиданиями. Понятие и сущность фрустрации. Реакции на фрустрацию. В когнитивной теории было введено понятие фрустрации – обман, тщетное ожидание, расстройство, психическое состояние, возникающее в следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижение цели. Выделяют 2 аспекта фрустрации – внешний и внутренний.Внешний аспект - всё что касается физических преград. Внутренний аспект – равновесие разрушается внутри нас. Реакция на фрустрацию: · Агрессивная – предмет агрессии не является предметом фрустрации. · Неагрессивная – процесс регрессии, реакция фиксации, подавление.
Теории социального научения: сущность, представители. Родоначальником этого научения является Альберт Бандура. Обусловливание не объясняет процесса обучения, оно лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях. Наблюдение лежит в основе процесса подражания. На первом этапе человек наблюдает как действуют другие, формирует мысленно картину последствий, а на втором этапе воспроизводит усвоенный образ действий. Если последствия позитивные, то он повторяет эту схему в дальнейшем. В процессе контроля выполнения поведенческих намерений человек постоянно сверяет их результаты с некоторыми эталонами, имеющими отношение как и цели поведения, так и к отдельным его процессуальным моментам. Принципы подкрепления и наказания. Закон Торндайка.
Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения. Свои наблюдения Торндайк обобщил в нескольких законах: закон упражнения — согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. Этот закон совпадал с принципом частоты повторений в ассоциативной психологии; закон готовности — упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. Концепция личности в ОП. Личность с точки зрения организационного поведения – то каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают сами себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуации. R = f(S; P) П = f(I; E) R – реакция человека, S – среда, P – внутренние характеристики личности. П – поведение, I – индивидуальные особенности, E – внешняя среда. Подходы характеристик личности: OCEAN – большая 5ка - экстраверсия - склонность к сотрудничеству или уживчивость - добросовестность - эмоциональная стабильность - восприимчивость к приобретению нового опыта Личность рассматривается как совокупность 3ех элементов - направленность - способности – навыки задатки, склонности к какому виду деятельности - характер Личность с точки зрения социальных характеристик. - социально демографические характеристики - групповая принадлежность - ценности -расположение - верование - уровень притязаний - круг общения - роль - статус - профессионализм
Этапы формирования личности. Теории развития детей 1.Теория Фрейда – взросление ребенка происходит с момента преодоления Эдипова комплекса или комплекса Электры. 2.Джона Мида – считал что дети развиваются как социальные существа имитируют действие окружающих. К 5 годам ребенок в игре действует как взрослый. Происходит принятие роли другого, формируется понятие личности. 3.Теория Пиаже – стадии развития по Пиаже - сенсомоторная – от рождения до 2ух лет. - дооперациональная – с 2ух до 7 лет. - конкретные операции – от 7 до 11 лет. Овладение абстрактным мышлением. - период формальных операций с 11 -15лет. Стадии развития взрослых по Ливинсону: 1.Вступление в мир взрослых 23 – 28 лет. 2.Достижение зрелости 33 – 40 лет. 3.Вступление в средний возраст 45 – 50 лет. 4.Достижение вершины среднего возраста 55 – 60 лет. Выделяют 4 переходных периода: 1.Переходный период 30ти летних. 2.Переходный период середины жизни 40 – 45. 3.Период 50ти летних 50 – 55. 4.старшего возраста 55 -60. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|