Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Судебная система Республики Беларусь





Версия для печати

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

 

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

· личные права и свободы;

· социально-экономические и политические права граждан;

· конституционный строй Республики Беларусь;

· государственные и общественные интересы;

· права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

1. Конституционного Суда;

2. Системы судов общей юрисдикции.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

· Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве»;

· Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

1. Верховного Суда Республики Беларусь;

2. областных (Минского городского) судов;

3. экономических судов областей (города Минска);

4. районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

· Председателя суда;

· первого заместителя Председателя;

· заместителей Председателя;

· судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

· судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· судебной коллегии по экономическим делам;

· судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

· Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

· Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

1. Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

3. Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.

4. Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.

5. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

1. Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.

2. Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.

3. Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.

4. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

· Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

· первого заместителя Председателя;

· заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

· судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

1. Рассматривает:

o судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

o материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;

o вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.

3. Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:

o областных судов;

o Минского городского суда;

o районных (городских) судов.

4. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

· дела по спорам, возникающим из отношений:

o гражданских;

o семейных;

o трудовых;

o жилищных;

o земельных;

o отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;

· дела, возникающие из административно-правовых отношений;

· дела особого производства;

· иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

 

 

Конституционный Суд Республики Беларусь

Версия для печати

Правовыми основами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются:

· Конституция Республики Беларусь;

· Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей;

· Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О конституционном судопроизводстве»;

· Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»;

· Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.

Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей – 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

· о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

· о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

· о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей:

· осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания либо принятых Палатой представителей Национального собрания в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции, — до подписания данных законов Президентом. (Соответствующее решение принимается Конституционным Судом в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд);

· по предложению Президента излагает позицию о конституционности международных договоров — до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров.(Решение принимается Конституционным Судом в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента, если иное не установлено Президентом);

· по поручению Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

· по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. (При рассмотрении такого предложения Конституционный Суд проверяет сведения о фактах систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии этих фактов, и дает им оценку. Конституционный Суд вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом Совета Республики Национального собрания в его предложении);

· по предложениям Президента, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформленном протокольно.

По поручению Президента судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Официальное толкование декрета или указа Президента, данное Конституционным Судом, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить в Конституционный Суд:

· Президент Республики Беларусь;

· Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь;

· Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;

· Верховный Суд Республики Беларусь;

· Совет Министров Республики Беларусь.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. В то же время граждане вправе непосредственно инициировать вынесение решений на основании норм части четвертой статьи 122 Конституции Республики Беларусь, а суды – в порядке части второй статьи 112 Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд в соответствии со статьями 40, 116 (часть первая) и 122 (часть четвертая) Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.

Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

· конституционность;

· независимость;

· коллегиальность;

· гласность;

· устность;

· равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд – единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции Республики Беларусь. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.

В связи с тем, что Конституционным Судом проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

Решения Конституционного Суда обязательно публикуются в официальных изданиях, в том числе в двух газетах – «Звязда» и «Народная газета». Решения в форме запроса, требования, по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом.

Дела Конституционным Судом рассматриваются на пленарных заседаниях всем составом судей по правилам конституционного производства, предусмотренным законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.

По завершении исследования материалов дела председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный характер, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, на формирование национального законодательства и на правоприменительную деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов. Наряду с использованием универсальных международных правовых актов Конституционный Суд ориентируется на европейские международные акты, в том числе на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, что способствует укреплению Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Основываясь на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянии конституционной законности в республике.

 

Комитет государственного контроля Республики Беларусь

Версия для печати

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля (статья 129 Конституции Республики Беларусь).

Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом (статья 130 Конституции Республики Беларусь).

Президентом также утверждается структура и штатная численность Комитета государственного контроля.

В настоящее время структура Комитета государственного контроля представлена следующим образом:

· Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

· первый заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

· три заместителя Председателя, один из которых - директор Департамента финансовых расследований;

· Департамент финансовых расследований;

· главное управление контроля бюджетно-финансовой сферы и деятельности государственных органов;

· главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства;

· главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов;

· главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы;

· главное управление контроля по г. Минску:

· главное управление контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью;

· главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг;

· главное информационно-аналитическое управление;

· главное экспертно-правовое управление;

· секретариат;

· управление инспекционно-кадровой работы;

· управление планирования и материально-технического обеспечения;

· отдел координации деятельности контролирующих (надзорных) органов;

· отдел по работе с обращениями граждан;

· отдел финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;

· комитеты государственного контроля областей;

· управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску;

· межрайонные комитеты государственного контроля;

· межрайонные отделы управлений Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

· исполнением республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

· использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;
принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;

· исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;

· соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;

· использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

· законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;

· соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

· соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок;

· финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;

· исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями;

· соблюдением законодательства о ценных бумагах;

· поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;

· соблюдением организациями и гражданами законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;

· соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету, инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку), переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

· исполнением государственными органами, иными организациями и гражданами законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;

· соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;

· деятельностью организаций и граждан, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В своей деятельности Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы руководствуются:

· Конституцией Республики Беларусь;

· Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;

· иными законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь;

· международными договорами Республики Беларусь.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

Версия для печати

Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:

· местные Советы депутатов;

· исполнительные и распорядительные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· местные референдумы;

· собрания;

· другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управлениеформа организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:

· областных,

· районных,

· городских,

· поселковых,

· сельских исполнительных комитетов,

· местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусьформа организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает:

· местные Советы депутатов;

· органы территориального общественного самоуправления:

o советы и комитеты:

§ микрорайонов;

§ жилищных комплексов;

o домовые;

o уличные;

o квартальные;

o поселковые;

o сельские комитеты;

· другие органы, в том числе единоличные.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

· определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

· назначение местных референдумов.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

1. первичный;

2. базовый;

3. областной.

К первичному территориальному уровню относятся Советы:

· сельские;

· поселковые;

· городские (городов районного подчинения).

К базовому территориальному уровню относятся Советы:

· городские (городов областного подчинения);

· районные.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).

Исполкомы подразделяются на три уровня:

· первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

· базовый (городские (городов областного подчинения), районные);

· областной.

В состав исполкома входят:

· председатель;

· заместители (заместитель) председателя;

· управляющий делами (секретарь);

· члены исполкома.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

В компетенцию исполнительного комитета входит:

· разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;

· разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;

· обеспечение на соответствующей территории соблюдения:

o Конституции Республики Беларусь;

o законов Республики Беларусь;

o актов Президента Республики Беларусь;

o решений Совета и вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

· организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению;

· принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

· распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

· принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;

· согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

· осуществление в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности;

· решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются:

· соответствующими Советами депутатов;

· вышестоящими исполнительными и распорядительными органами;

· Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 122 Конституции Республики Беларусь).

 

Государственные символы

Версия для печати

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь* является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь* является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь» (Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «О государственных символах Республики Беларусь»).

* Эталонные копии изображений государственных символов Республики Беларусь (государственных герба и флага Республики Беларусь) предоставлены Национальным архивом Республики Беларусь.

Государственный гимн Республики Беларусь

· Запись гимна в формате: WAV, MP3 · Дзяржаўны гiмн Рэспублiкi Беларусь (музычная рэдакцыя) · Текст государственного гимна

У адпаведнасцi з артыкулам 19 Канстытуцыi Рэспублiкi Беларусь Дзяржаўны сцяг, Дзяржаўны герб i Дзяржаўны гiмн з’яўляюцца сiмваламi яе дзяржаўнага суверэнiтэту.

Прэзiдэнтам Рэспублiкi Беларусь была пастаўлена задача стварэння гiмна новай, незалежнай Беларусi. У якасцi Дзяржаўнага гiмна Рэспублiкi Беларусь Прэзiдэнт краiны зацвердзiў твор на музыку Н.Сакалоўскага i словы М.Клiмковiча, У.Карызны.

У новым Дзяржаўным гiмне Рэспублiкi Беларусь захавана музыка Н.Сакалоўскага, якая сiмвалiзуе пераемнасць гiстарычных традыцый беларускага народа, карыстаецца папулярнасцю i павагай у прадстаўнiкоў розных пакаленняў грамадзян краiны i па сваiх мастацкiх якасцях адпавядае ўсiм патрабаванням, прад’яўляемым да гiмнiчных твораў.

З прапанаваных варыянтаў тэкстаў гiмна на музыку Н.Сакалоўскага камiсiя i грамадскасць аддалi перавагу вершу М.Клiмковiча i У.Карызны. Захоўваючы адпаведнасць меладычным i рытмiчным асаблiвасцям музыкi Н.Сакалоўскага, гэты паэтычны твор у той жа час адлюстроўвае новыя палiтычныя, эканамiчныя i сацыяльныя ўмовы развiцця Рэспублiкi Беларусь







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.