|
Понятие и черты предпринимательской деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предприниматели – хозяйствующие субъекты, функцией которых являются реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство». Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан. Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда. К важнейшим чертам предпринимательской деятельности следует отнести: 1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм; 2) экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса; 3) хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются. Главная задача предпринимательской деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с целью получения прибыли. Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером. Но в любом случае предприниматель является активным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи. На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов: 1) экономические условия – это в первую очередь предложение товаров и спрос на них; 2) социальные условия – это прежде всего стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде; 3) правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития. Формирование целей развития предприятия и средств их реализации Цели – конечный результат, к которому стремится организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т. е. достижение как можно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Цели предприятия: 1) общие цели вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека; 2) конкретные цели определяются сферой и характером бизнеса; 3) стратегические – определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации этих целей требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражаются сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества; 4) текущие – определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок. Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие – количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Целями, менее приоритетными по отношению к основной цели производства (извлечению прибыли), могут быть названы следующие: 1) наращивание объемов выпуска продукции, работ, услуг; 2) использование достижений научно-технического прогресса и обеспечение на этой основе высокого уровня производства и выпускаемой продукции (услуг); 3) маневренность и мобильность деятельности, т. е. способность в кратчайшие сроки перепрофилировать производство с одних изделий на другие или выпускать их параллельно в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка, конкуренции по уровню качества продукции; 4) гибкая ценовая политика; 5) рациональное использование всех ресурсов, снижение себестоимости и обеспечение высокой эффективности производства; 6) полное использование отходов производства; 7) создание предпосылок и возможностей участия работников в управлении производством, оперативное разрешение трудовых конфликтов между администрацией предприятия и работниками; 8) обеспечение оптимальных условий труда и социального развития участников производства; 9) экологичность всех видов производственно-хозяйственной деятельности. Каждая из перечисленных целей является средством достижения основной цели производства. Для достижения поставленных целей предприятия должны: 1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; 2) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; 3) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции. Функции предпринимательства Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной организации. Оно может быть даже на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства может быть подавлена рамками жестких приказов и инструкций (указаний) вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Для бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности для выполнения определенных целей. Функции предпринимателя Первая функция – ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Требуются также денежные накопления. Вторая функция – организаторская. Ее сущность стоит в том, чтобы обеспечить такое соединение факторов производства, которое наилучшим образом будет способствовать достижению поставленной цели. Третья функция – творческая, она связана с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость, инициатива, новаторство. Совершенствуется информационное обслуживание предпринимательства, т. е. расширяется доступ к новейшей информации в государственных органах, развивается сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др. Наиболее важными личными качествами для предпринимателя являются следующие: 1) поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели); 2) готовность к риску (предпочитает умеренный риск); 3) нацеленность на эффективность и качество (находит пути делать продукты лучше, быстрее и дешевле); 4) вовлеченность в деятельность коллектива (берется за дело вместе с работниками или вместо них); 5) целеустремленность; 6) стремление быть информированным; 7) систематическое (постоянно повторяющееся) планирование и наблюдение; 8) способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи; 9) уверенность в себе. По своим личным психологическим и другим качествам абсолютно не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями. Как показывает мировой опыт, такими бизнесменами становятся примерно одна десятая часть всех работающих. Сфера предпринимательства Наиболее привлекательными сферами с точки зрения предпринимателя можно считать: 1) производство; 2) коммерцию; 3) финансы; 4) интеллектуальный комплекс. В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, обеспечены всем необходимым, имеют товары для продажи и деньги для их покупки; поэтому экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение. Производство – наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого – отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряжено предпринимательство. К производственной сфере принято относить: 1) промышленность; 2) сельское хозяйство, рыболовство, лесничество; 3) общественный и производственный транспорт; 4) услуги производственного характера (например, ремонтные работы). Торговля – передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии из руды выплавляют чугун, в другом цехе из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное производство, где выплавляется чугун, сталеплавильное, где из чугуна получают сталь, и прокатное представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции из одного производственного звена в другое в таком случае относится к сфере коммерции. Марксисты считают, что торговый капитал – обособившаяся часть промышленного капитала. В той же мере к сфере производства можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Если торговля, финансы и наука непосредственно обслуживают производство, то так называемая непроизводственная сфера связана с производством опосредованно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|