Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и метод муниципального права





Предмет и метод муниципального права

см. предыдущий вопрос

 

Муниципально-правовые нормы: понятие, классификация, особенности.

Муниципально - правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовая норма - это первичный элемент системы муниципального права. В совокупности муниципально-правовые нормы образуют отрасль муниципального права. Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления. Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

Нормы муниципального права по признаку регулирования и однородных, взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.

Классификация:

1) от объекта

–регламентирующие МС (местное самоуправления) в системе народовластия

-закрепляющие основы деятельности МС: организационная, территориальная, экономическая

-определяющие компетенцию МО (муниципального образования): предметы ведения и полномочия

-гарантии МС

-устанавливающие ответственность ОМС (органов МС) и должностных лиц. Контроль, надзор

2) от характера предписаний

-управомочивающие

-обязывающие

-запрещающие

3)по степени определнности правил поведения

-императивные (1 способ поведения): Порядок вступления в силу НПА (нормативно-правовой акт)

-диспозитивные: усмотрение – распустить ОМС или нет



4)по территории

-фед акты

-акты субъектов РФ

-муниципальные

5) по источнику

- в Конституции

-в Конституциях (уставах) субъектов РФ

-ФЗ

-НПА субъектов

-в актах подзаконного уровня

-в актах исполнительного органа субъекта

-в актах прямого волеизъявления граждан

6) по характеру:

-материальные

-процессуальные

Субъекты муниципально-правовых отношений.

Важнейшим элементом муниципально-правового отношения являются его участники - субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.

 

Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются:

-население муниципального образования – коллективный субъект. Если референдум, то носеление – избиратели. Образуют местное сообщество, самоуправляющееся сообщество;

-граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства (ин граждане имеют право участвовать в выборах, если есть соответствующий международный договор)

-органы и должностные лица местного самоуправления;

-государство и отдельные государственные органы

-муниципальное образование в целом. Городские, сельские поселения, мун район, городской округ, внутригородская территория городов федерального значения.,

-субъекты Федерации, их органы государственной власти;

-юридические лица (только в случае взаимодействия с органами местного самоуправления. Хотя сами эти органы в большинстве своём имеют статус юридического лица)

 

Процедура государственной регистрации Устава муниципального образования.

Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

Организация местной власти в советский период.

 

Основные теории местного самоуправления.

Основные теории местного самоуправления.

Естественно-правовая. На МС оказывает влияние учения о естественных правах человека. Основная идея: территориальная община – исторически сложившаяся корпорация, независимая от государства.

Теория свободной общины. Возникла под воздействием идеи естественных прав, принимая право общины на ведение дел, как естественные и неотчуждаемые. Данная теория предполагала наличие у местных общин особых интересов и начал самоуправления на местах. Собственные дела общины решались самостоятельно и носили негосударственный характер.

Государственные органы не должны были вмешиваться в компетенцию общин, но контролировали их деятельность.

Общественная теория. В основе – противостояние государства и общества. Круг общинных дел отличается от государственных. Общинные дела – вопросы хозяйственно-бытовой самоорганизации. Община – субъект специальных прав ? государственное вмешательство недопустимо.

Государственная теория. Самоуправление заключается в возложении на местные общины государственных задач, т.е. местное самоуправление – вид государственной деятельности. Но ОМС не органы государственного центра на местах. Они формируются местными общинами, но действуют от имени и в интересах государства. В рамках государственной теории два направления: политический и юридический.

Политический: осуществляется почетными людьми на безвозмездной основе.

Юридический: самостоятельность органов проявляется в том, что они являются органами местного сообщества, а не органами государства, которые возлагают на них осуществление государственных функций.

Теория дуализма. Исходит из двойственности характера муниципальной деятельности: самостоятельное решение местных дел и осуществление на местном уровне государственных функций.

Теория социального обслуживания. Основная задача муниципальных органов – оказание услуг населению, а цель – благосостояние жителей

 

Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие и основные характеристики.

 

Преобразование муниципальных образований.

Вопросы местного значения: понятие и правовое регулирование.

Вопросы местного значения: понятие и правовое регулирование.
Вопросы местного значения составляют сферу деятельности органов местного самоуправления, определенную часть публичных дел на местах. Необходимыми условиями этой деятельности являются: наличие перечня вопросов местного значения , наделение органов местного самоуправления полномочиями по решению этих вопросов и адекватная финансово-экономическая основа, включающая в себя источники доходов местных , бюджетов и имущество, необходимое для решения вопросов местного значения . Понятие « вопросы местного значения » должно получить определение, отражающее его содержание. вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

Глава 3 ФЗ 131. Вопросы местного значения поселения, мун района, гор округа.

Перечень вопросов местного значения может устанавливаться и изменяться только законом об организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон об организации местного самоуправления каждому виду муниципального образования устанавливает отдельный перечень вопросов местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.

Такое нововведение исправило существующую ранее ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладали одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.

Так, к компетенции поселений отнесено решение большей части вопросов местного значения, непосредственно затрагивающих повседневные жизненные интересы населения, а муниципальными районами в значительной мере реализуются отдельные государственные полномочия. В связи с введением двухуровневой системы местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрено выделение в круге вопросов местного значения вопросов межпоселенческого характера, решение которых относится к ведению муниципальных районов.

Конкретный перечень вопросов местного значения каждого муниципального образования должен закрепляться в его уставе.

При решении вопросов местного значения субъекты, их реализующие, наделены правом принимать правовые акты как нормативного, так и правоприменительного (индивидуального) характера.

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства;

29) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

32) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

 

35-38

?

Муниципальные выборы.

Ст. 23 ФЗ 131

Муниципальные выборы

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Опрос граждан.

Опрос граждан

 

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Расходы местных бюджетов.

Расходы местных бюджетов.
Расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

1) на оказание мун услуг и выполнение работ для муниципальных нужд

2) социальное обеспечение населения

3) бюджетные инвестиции юр лицам

4) субсидии юр лицам

5) предоставление межбюджетных трансфертов

6) обсуживание муниципального долга.

Формы расходов:

1По вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованиям или от его имени договоров по данным вопросам

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

1При осуществлении органами местного самоуправления отдельных гос. Полномочий.

2Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается.

 

Предмет и метод муниципального права

см. предыдущий вопрос

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.