Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирования и функционирования основных фондов на предприятии





При постановке на бухгалтерский учет объектов основных фондов, при формировании и функционировании их на предприятии следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Ø Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» от 29.12.2006 №188-З, принят Палатой представителей

Ø Инструкцией «О бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 г. № 118

Ø Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов»

Ø Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6

Ø Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в организациях, финансируемых из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 г. № 125 (в ред. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 211)

Ø Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 183

Ø Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 30 сентября 2011 г. № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь"

Первые четыре документа яв­ляются общими для всех юри­дических лиц независимо от правовой формы собственнос­ти. Инструкция № 125 применяется только к организациям, финансируемым из бюд­жета.

Основным документом, регулирующим ведение учета в Республике Беларусь, является Закон о бухгалтерском учете и отчетности от 29 декабря 2006 г. №188-3, принятый Палатой представителей 7 декабря 2006 г.

Настоящий закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь, определяет требования к законодательству, касающемуся бухгалтерского учета, определяет права и обязанности должностных лиц в части ведения бухгалтерского учета. Также, в данном законе определяются требования к первичным учетным документам и составу бухгалтерской отчетности. [17]

Учет основных средств регулируется в Республике Беларусь Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 12.12.2001 г. № 118. Данная инструкция определяет порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с использованием объектов основных средств в коммерческих (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих (кроме организаций, финансируемых из бюджета) организациях и применяется с учетом положения по бухгалтерскому учету основных средств утвержденного Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке.

На основании настоящей инструкции и иных нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь, регламентирующих учетную политику, организации разрабатывают локальные правовые акты, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Указанными документами могут утверждаться:

перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств;

порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов основных средств в организации.

Данной инструкцией определяются цели ведения бухгалтерского учета, определяется порядок бухгалтерского учета поступления основных средств, порядок учета восстановления основных средств, а также их выбытия.[21]

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23 установлены формы акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов. Утверждена Инструкция, определяющая порядок заполнения организациями указанных форм первичных учетных документов. Индивидуальные предприниматели при заполнении форм также вправе руководствоваться Инструкцией. Определено, что акты о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов заполняются организацией, передающей числящиеся в бухгалтерском учете и (или) принимающей к бухгалтерскому учету объекты основных средств и нематериальных активов. Стоимостные показатели в актах должны отражаться в белорусских рублях. [29]

Постановление Министерства финансов № 183 вносит изменение в постановление Министерства финансов № 118 и устанавливает единый порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления для коммерческих и некоммерческих организаций, включая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации; организации, финансируемые из республиканского и (или) местных бюджетов на основе бюджетной сметы, имеющих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 354 и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета. [28]

В инструкции № 118 определяются активы, относящиеся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, определяются пути поступления основных средств и порядок их оценки, также определяется порядок учета восстановления основных средств и амортизации основных средств, указаны требования к составу бухгалтерской отчетности. [21]

С 1 января 2012 года вступило в силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161, которое установило новые нормативные сроки службы основных средств.

По сравнению с действовавшими ранее сроками, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 № 186, сокращены нормативные сроки службы для отдельных видов основных средств. В частности, нормативный срок службы для нефтяных скважин (нагнетательных и контрольных) сокращен с 14,9 до 14 лет; двухэтажных зданий всех назначений и видов, кроме деревянных, - с 83,3 до 75 лет. [27]

Предусмотрено также, что организации и индивидуальные предприниматели вправе по объектам, числившимся в составе основных средств до 1 января 2012 года, использовать установленные сроки или нормативные сроки службы основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до 1 января 2012 года, в том числе определявшими классификацию основных средств.

К новым срокам можно применять поправочные коэффициенты. [27]

В инструкции № 37/18/6 определяются объекты начисления и расчета амортизации, порядок установления сроков полезного использования и норм амортизации основных средств, амортизационные отчисления в условиях аренды и лизинга, порядок индексации амортизационных отчислений при использовании различных способов начисления амортизации.[19]

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 сентября 2010 года № 141/106/28 внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденную постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6.

Инструкция дополнена положениями, регламентирующим порядок определение амортизационной ликвидационной стоимости при расчете амортизации по объектам, вводимым в эксплуатацию с 1 января 2011 года.

Также были исключены главы Инструкции о порядке индексации амортизационных отчислений и о порядке формирования и использования амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов.[2]

С 1 января 2012 года Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 162/101/45 внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденную постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6. [25]

Установлено, что объектами начисления амортизации не являются следующие группы и виды основных средств:

• библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и оборудование;

• фильмофонды, музейные и художественные ценности;

• здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, за исключением зданий и сооружений, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, кроме зданий и сооружений, числящихся на балансовых счетах бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры;

• основные средства государственных организаций, находящихся за границей;

• земельные участки.

По объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, организация вправе в течение двух лет с даты их ввода в эксплуатацию для корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений по решению комиссии применять понижающий поправочный коэффициент в диапазоне от 0,2 до 1.

По объектам основных средств, непосредственно используемым для осуществления научно-технической деятельности, а также при производстве высокотехнологичных товаров, оказании высокотехнологичных услуг, определяемых таковыми в соответствии с законодательством, за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, комиссия вправе применять для корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений повышающий коэффициент в диапазоне от 1 до 3.

Поправочные коэффициенты могут применяться по всем или отдельным объектам основных средств и могут пересматриваться в течение года. [26]

В Республике Беларусь в настоящее время продолжается реформирование бухгалтерского учета, которое предусматривает дальнейшее приближение за­конодательства по бухгалтерскому учету и нормативных документов к меж­дународным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Проблема оценки и учета основных средств является наиболее важ­ной для отечественных организаций при подготовке финансовой от­четности, соответствующей международным стандартам.

Однако следует отметить, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от развития экономики Республики Беларусь. Поэтому организациям, планирующим выход на международные рынки, следует привести существующую методику бухгалтерско­го учета в соответствие с требованиями МСФО.

Особое внимание уделяется учету и правильному отражению основных средств и отчетности организаций. Именно по объему аккумулированных основных средств можно судить о размерах организации, ее возможности и перспективах развития. В современных условиях хозяйствования отечест­венные организации должны перейти на новую, часто непривычную для них систему учета основных средств. При этом учет должен происходить в рам­ках целого комплекса операций, связанных с приобретением объектов ос­новных средств и их использованием.

В настоящее время проделана существенная работа по ликвидации значительных различий в учете основных средств в соответствии с МСФО и отечественными положениями, при этом некоторые концепции, являющиеся клю­чевыми в МСФО, стали появляться и в белорусском законодатель­стве.

В зарубежной практике бухгалтерского учета действуют 37 международных стандартов. Для расширения практики применения МСФО Министерством финансов Республики Беларусь планируется внедрение 32 международных стандартов. В результате будет создана максимально приближенная к МСФО национальная система бухгалтерского учета и отчетности, по которой будет работать большинство организаций.

В этом направлении уже сделаны определенные шаги, так, постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 установлен новый типовой план счетов бухгалтерского учета, который введен с 1 января 2012 г., постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187» установлены формы бухгалтерской отчетности:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о прибылях и убытках;

• отчет об изменении капитала;

• отчет о движении денежных средств;

• отчет о целевом использовании полученных средств.

Также утверждена Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности.

Постановление устанавливает порядок составления бухгалтерской отчетности начиная с I квартала 2012 г.[20]

Для реформирования бухгалтерского уче­та основных средств в Республике Беларусь происходит поэтапный процесс трансформации финансовой отчетности в фор­мат МСФО.

Первый этап — сбор и анализ информации об основных средствах на основании данных синтетических и аналитических счетов.

На втором этапе остатки по синтетическим сче­там 07 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в ма­териальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» анализируются на предмет соответствия крите­риям признания активов в балансе. Часто на ба­лансе организаций числятся непрофильные ак­тивы, от использования которых не предполага­ется получение экономических выгод в будущем. Такие основные средства списываются на расхо­ды периода, если они приобретались в течение отчетного периода, или на финансовые резуль­таты, если они приобретались давно.

Третий этап — формирование учетной по­литики в соответствии с требованиями МСФО в части основных средств.

На четвертом этапе формируется ра­бочий план счетов в соответствии с МСФО.

Пятый этап — ввод остатков по счетам бух­галтерского учета по отечественному плану сче­тов из оборотно-сальдовой ведомости в рабо­чие документы трансформации.

На шестом этапе собирается информа­ция для проведения корректировок и формирования дополнительных записей, не преду­смотренных системой бухгалтерского учета, но требуемых МСФО. Для этого необходимо произвести начисление резервов по обесценению активов и отражение изменений в оценочных значениях. Корректирующие записи переносятся в итоговую трансформационную таблицу.

На заключительном этапе приводятся в соответствие с МСФО формы бухгалтерской отчетности. [11, с.48]

Таким образом, использование предложен­ных принципов и последовательности трансформации финансовой отчетности в части основных средств позволило сформировать модель трансформации и получить информацию, соот­ветствующую требованиям МСФО.

В ближайшем будущем будут также опубликованы инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, основных средств и нематериальных активов, инвестиционной недвижимости. Эти документы приближены к МСФО и позволят улучшить достоверность деловой информации.

В связи с принятием Правительством Республики Беларусь решения о совершенствовании национальной системы бухгалтерского учета в направлении сближения с МСФО, требуется также внести соответствующие изменения и в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Закон Республики Беларусь №3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями от 25 июня 2001 года №42-З, от 17.05.2004 года №278-З, от 29 декабря 2006 года №188-З) был принят 18 октября 1994 года. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Проект Закона рассмотрен в первом чтении. Ожидается его принятие в ближайшее время. Вступление Закона в силу вероятно с 1 января 2013 года.

Таким образом, к настоящему времени в республике создана обширная нормативно-правовая база для обеспечения порядка формирования и функционирования основных фондов, максимально приближенная к международным стандартам финансовой отчетности. Переход на международные стандарты финансовой отчетности предоставляет новые возможности как бизнесу, так и государству в целом.

Таким образом, по результатам исследования, проведенного в первой главе можно обобщить следующие выводы:

1. Основные фонды являются основой материально-технической базы предприятия, которая необходима для осуществления производственного процесса, т.е. от технического состояния и наличия основных средств зависит использование производственной мощности предприятия, объем выпускаемой продукции и конечный финансовый результат.

2. Для характеристики эффективности и интенсивности использования основных фондов используют показатели: фондоотдачи, фондоемкости и фондорентабельности. Показа­телями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются: - фондовооруженность труда, - техническая вооруженность труда,- удельный вес активной части в общей сумме основных фондов. Обобщающую оценку движения основных фондов дают коэффици­енты обновления, выбытия, технической годности, прироста и воспроизводства, износа, которые также характеризуют техническое состояние основных средств.

3. Показатели интенсивного использования основных фондов характеризуют величину выхода продукции (выполненной работы) в единицу времени с определенного вида оборудования. Показатели экстенсивного использования основных фондов характеризуют их применение во времени.

4.Основным документом, регулирующим ведение учета в Республике Беларусь, является Закон о бухгалтерском учете и отчетности от 29 декабря 2006 г. №188-3, принятый палатой представителей 7 декабря 2006 г. Учет основных средств регулируется в Республике Беларусь инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов РБ от 12.12.2001 г. № 118.

5. К настоящему времени в Республике Беларусь создана обширная нормативно-правовая база для обеспечения порядка формирования и функционирования основных фондов, максимально приближенная к международным стандартам финансовой отчетности. Переход на международные стандарты финансовой отчетности предоставляет новые возможности как бизнесу, так и государству в целом.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.