Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА





ИНТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

УТВЕРЖДЕН

Зам. первого проректора по учебной работе

____________________________Н.И. Дундин

«_____»_________________201___г.

 

 

Гудков Владислав Николаевич

Учебно- методический комплекс по дисциплине

«Правовая этика»

 

для направления/ специальности 030501.65 «Юриспруденция»

 

 

Архангельск

 

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

ИНТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

УТВЕРЖДЕН

Протоколом заседания кафедры

От 11.10.11 № 9

 

 

Гудков Владислав Николаевич

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «ПРАВОВАЯ ЭТИКА»

 

 

Специальность 030501.65 – юриспруденция

 

 

Учебная программа составлена на основании утвержденного Ученым Советом университета учебного плана юридического института

 

Составитель учебной программы – профессор кафедры гражданского права и процесса Гудков Владислав Николаевич

 


Пояснительная записка

 

Изучение спецкурса «Правовая этика» предусмотрено учебным планом юридического института.

Данная дисциплина в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» отнесена к группе обязательных для изучения дисциплин и предназначена для студентов 1 курса юридического института согласно учебному плану.

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией РФ высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. При этом юридическая профессия имеет своим «объектом» именно человека.

Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбы людей.

Все это является безусловным основанием для обязательного изучения студентами юридического факультета спецкурса «Правовая этика» вне зависимости от специализации.

Курс «Правовая этика» разработан для студентов 1 курса дневного обучения, а также для студентов 1, 3 курсов заочного обучения на юридическом факультете Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Усвоение студентами положений профессиональной этики юриста, познание соотношения права и морали (вечной темы правовой науки) – это и есть необходимое условие формирования будущих судей адвокатов, юрисконсультов, других видов юридических специальностей.

Изучение профессиональной этики юриста приобретает особое значение в условиях, когда новое законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста – профессионала: судьи, следователя, прокурора, адвоката, нотариуса. Эти решения должны соответствовать нормам действующего законодательства и при этом согласно закону решения должны быть справедливыми и принимать их следует, руководствуясь законом и совестью.

Студент юридического факультета – будущий юрист – профессионал должен иметь четкое представление о таких этических категориях, как долг, честь, справедливость, ответственность, помнить, что юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

В связи с этим в программу спецкурса «Правовая этика» включены темы, относящиеся к этике как науке: этика и мораль; этика и право; понятие этических категорий и их классификация; содержание и особенности моральной регуляции; добро и зло, справедливость и долг, совесть, ответственность, достоинство и честь.

Изучение содержания данного спецкурса осложняется тем, что учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики, явно недостаточно. Учебника по юридической этике в стране нет. Очень немногочисленны публикации, посвященные проблемам правовой этики, а имеющиеся – не отражают современных представлений о нравственной сущности юридической профессии.

 

Содержание спецкурса «Профессиональная этика юриста».

 

В квалификационной характеристике выпускника, получающего диплом по специальности «юрист» (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (ГОС) утвержденный 27 марта 2000г. № 260 гум (сп) записано, что юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

Учебная программа призвана помочь студентам юридического факультета овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к её представителям как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебном поведении.

 

Лекционные занятия.

 

Основным видом обучения студентов по спецкурсу являются лекции. В них с учетом разработок ведущих ученых – правоведов, таких как А.С. Кобликова, В.П.Халиулиной, Г.Н. Смирнова и других, излагаются важнейшие разделы и темы спецкурса.

С учетом учебного плана и учебной программы в спецкурсе некоторые темы, прежде всего теоретического характера, даются в сокращенном виде. Это касается студентов, обучающихся на заочном отделении.

В соответствии с разработанной программой лекционный курс состоит из 7 тем, на которые отведено 14 учебных часов – на очном отделении и – 8 учебных часов – на заочном отделении (согласно учебной программы социально-экономического колледжа на лекционный курс отведено 28 часов).

Важным видом обучения Студенов являются практические занятия (семинары) на проведение которых учебной программой отведено 6 часов.

 

Тема № 1. ОСНОВЫ ЭТИКИ.

1.Этика и мораль.

2. Этика и право.

3. Категории этики.

4. Нравственные принципы общения. Нравственные ценности. Личные отношения.

 

Тема № 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА.

1. Профессиональная этика. Понятие, содержание, предмет.

2. Экономическая этика.

3. Профессиональная этика юриста. Её особенности.

 

Тема № 3. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОСУДИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Нравственные основы международно – правовых норм о правах человека.

2. Нравственное содержание Конституции РФ 1993 г.

3. Нравственное содержание АПК РФ 2002 г.

 

Тема №5. ЭТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА.

1. Адвокатская деятельность в России.

2. Нравственная сторона в деятельности адвоката.

3. Этика адвоката в судебном заседании.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИНТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

УТВЕРЖДЕН

От 11.10.11 № 9

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Курса «Правовая этика»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дидактические материалы

Преподавателя

Учебная программа по дисциплине «Правовая этика» составлена на основе рекомендации УМО и включает изучение: нравственных аспектов и проблем профессии юриста; морали, как одному из важнейших способов нормативного поведения человека, особой формы общественного сознания и виду общественных отношений; этики – общественной науки о морали, ее сущности, природе и структуре; влияния моральных норм на повседневную правоприменительную деятельность юриста; нравственных основ законодательства и деятельности судебных и правоохранительных органов.

При преподавании дисциплины «Правовая этика» следует обратить внимание студентов на то, что изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда на первый план Конституцией РФ выдвигаются гарантии прав и свобод человека, а по этой причине в настоящее время многие российские ученые правоведы, философы, социологи обращаются к этико-правовым исследованиям. Это связано в первую очередь с неудовлетворительным правовым регулированием общественных отношений в современной России, а во-вторых с тем, что реформирование нового общества немыслимо без гуманизации права, без обращения к общечеловеческой морали.

Следует также обратить внимание студентов, изучающих данную дисциплину на следующие особенности:

- в связи с коренными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни, происшедшими в России за последние 20 лет происходит деформация содержания некоторых моральных норм и принципов, нравственных ценностей, нравственные отклонения в деятельности сотрудников правоохранительных органов, различного рода чиновников в силу определенных объективных и субъективных факторов;

- следует рекомендовать студентам при изучении основ этики, как науки о морали, как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность, проводить сравнительный и исторический анализ происходящих изменений моральных отношений, изменений в структуре морали, ее элементах (нормы, принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и т.д.).

- Учитывая, что до настоящего времени в стране нет учебника по правовой (юридической) этике, следует рекомендовать студентам не допускать пропуски лекционных и практических занятий, шире пользоваться монографиями, научными работами, учебными пособиями ученых правоведов, практических работников, занимающихся юридической деятельностью (А.С. Кобликов, А.Е. Выгорбина, Н.Г. Смирнов, О.В. Афанасьева, В.И. Сергеев и д.р.).

- при изучении нравственных основ в деятельности судебных, правоохранительных органов, адвокатов следует акцентировать внимание студентов на действующие в настоящее время различные уставы, кодексы этики, регулирующие деятельность работников различных юридических профессий (судей – Кодекс судейской этики, адвокатов – Кодекс профессиональной деятельности адвоката, работников правоохранительной деятельности – Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России и т.д.).

Формами текущего контроля являются самостоятельная подготовка, участие в семинарских занятиях, использование тестовых заданий.

Формой итогового контроля выступает зачет.

 

 

Дидактические материалы

студента

План семинарских занятий.

ВОПРОСЫ к зачету по спецкурсу «Профессиональная этика юриста».

 

1. Что такое мораль?

2. В чем отличие норм и принципов морали?

3. Каковы основные категории этики?

4. Как бы вы оценили состояние общественных нравов в нашей стране в настоящее время? С какой эпохой вы при этом производите сравнение?

5.Какие общественные пороки являются, на ваш взгляд, наиболее опасными?

6. Назовите основные виды профессиональной этики и специфические черты одного из видов, например, работников правоохранительных органов?

7. Каковы особенности профессиональной этики юриста? На каких принципах она формируется?

8. Как в Конституции РФ 1993 г. реализуются категории: справедливость и гуманизм?

9. Какие основные нравственные нормы реализуются в действующем процессуальном законодательстве Российской Федерации (на примерах Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. и Гражданского процессуального кодекса РФ)?

10. На каких нравственных принципах основана деятельность адвоката в России?

11. Какие важнейшие нравственные требования предъявляются к правосудию?

12. Какие нравственные требования предъявляются к предпринимателям и другим участникам деловых отношений?

13. Что такое деловой этикет? Какова его роль в деловых отношениях?

14.Каковы принципы этикета?

15.Чем вызвано формирование морали и какова ее роль в человеческом обществе?

16.Является ли мораль родовым свойством человека как биологического вида?

17. Чем определяется нравственный характер деятельности?

18.В чем отличие норм и принципов морали?

19. Может ли каждый человек быть или стать нравственным?

20. Как бы вы оценили состояние общественных нравов в нашей стране в настоящее время? С какой эпохой вы при этом производите сравнение?

21. Какие общественные пороки являются, на ваш взгляд, наиболее опасными

ВОПРОСЫ к зачету по спецкурсу «ПРАВОВАЯ ЭТИКА» на 3 курсе юридического факультета заочного отделения ПГУ

 

 

1. Понятие морали.

2. Мораль и право. Общие черты и различие.

3. Этические категории.

4.Основные виды профессиональной этики. Их специфические черты.

5. Профессиональная этика юриста. Её особенности.

6. Реализация в Конституции РФ 1933 года категорий: справедливость и гуманизм.

7. Реализация нравственных норм в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

8. На каких нравственных принципах основана деятельность адвоката в России?

9. Какие важнейшие нравственные требования предъявляются к судебной деятельности?

10. Основные нравственные требования, предъявляемые к участникам деловых отношений. Деловой этикет.

ИНТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

УТВЕРЖДЕН







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.