|
Продолжительность и сроки практикиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Введение Производственно-профессиональная практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия отрасли. Во время производственно-профессиональной практики студент также самостоятельно определяет область своей будущей деятельности и тем самым выбирает соответствующую специализацию экономиста-менеджера, предусмотренную рабочим учебным планом вуза, осуществляет подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых работ (проектов) и для научно-исследовательской работы. Производственно-профессиональная практика проводится, как правило, на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и вузом, или в форме самостоятельного практикума: студент самостоятельно находит предприятие в качестве базы практики и информирует выпускающую кафедру о месте ее прохождения. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли) и учебному плану подготовки экономиста-менеджера для торговли, студент в процессе практик должен получить профессиональные навыки в выполнении конкретных функций на предприятии и развить профессиональные компетенции в решении задач по основным видам профессиональной деятельности.
Цели и задачи практики Основными целями прохождения данного вида практики являются: 1) закрепление и углубление теоретических знаний в рамках пройденного материала по дисциплинам «Экономика предприятия», «Экономика торгового предприятия», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Бухгалтерский учет», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии», «Ценообразование», «Статистика» и других смежных дисциплин на практике; 2) ознакомление с организацией учета и планово-аналитической работы на предприятиях торговли и общественного питания; 3) получение практических навыков работы с бухгалтерскими документами, статистической отчетностью и другими источниками внешней и внутренней информации: опыта их заполнения, порядка составления; 4) приобретение навыков по экономическому анализу основных экономических показателей путем самостоятельной работы с документами конкретного предприятия; 5) приобретение студентами практических навыков решения торгово-хозяйственных и управленческих задач на уровне предприятия в современных условиях. Задачи практики: – изучение конкретного опыта и практики ведения и организации деятельности предприятия; – развитие практических навыков анализа хозяйственной деятельности организации; – развитие навыков проведения прикладной научно-исследовательской работы в пределах задания практики; – сбор, обработка и анализ информации в профессиональной среде с целью написания отчета по производственно-профессиональной практике.
Продолжительность и сроки практики
Продолжительность практики ______3______ недели, Время проведения практики ______4______ курс обучения, ______8______ семестр, с _42_ по _44_ недели по учебному плану.
Базы практики Местом прохождения производственно-профессиональной практики с учетом основных видов профессиональной деятельности экономистов-менеджеров могут быть: - розничные торговые сети; - магазины всех типов и видов; - предприятия оптовой торговли; - торговые и торгово-развлекательные центры; - предприятия общественного питания всех типов и видов; - малые предприятия сферы торговли и общественного питания; - производственные предприятия в части организации сбыта продукции; - федеральные, региональные и местные органы регулирования торговли и общественного питания; - предприятия, специализирующиеся на оказании услуг организациям торговли и общественного питания (консалтинговые, аудиторские, дизайнерские фирмы, поставщики оборудования, программного обеспечения, маркетинговые агентства, финансовые структуры и т.д.); - прочие организации по согласованию с деканатом и кафедрой. Место практики выбирается студентом, исходя из представляемого кафедрой перечня или из собственных возможностей при наличии письменного согласия руководителя предприятия на проведение практики с указанием названия предприятия, его адреса, телефона для осуществления контроля со стороны кафедры.
Содержание практики и распределение по видам работ
В ходе прохождения практики студент должен продемонстрировать навыки использования на практике знаний, полученных в рамках изучения специальных дисциплин. Содержание практики определяется целями ее прохождения. В ходе практики студент изучает экономическую деятельность предприятия в рамках пройденного в вузе теоретического и практического материала. Содержание практики состоит из разделов, отражающих экономическую деятельность предприятия.
Раздел 1. Организационная характеристика предприятия В ходе выполнения этого раздела студент должен изучить и отразить в отчете следующие вопросы: 1. Организационно-правовой статус предприятия, его месторасположение (юридический и фактический адрес), специализация, форма собственности. 2. Реально осуществляемые виды деятельности предприятия, производимая продукция, оказываемые услуги. 3. Организационная структура предприятия. 4. Система налогообложения, применяемая на предприятии. 5. Организация учета и планово-аналитической работы на предприятии.
Раздел 2. Маркетинговые аспекты деятельности предприятия В ходе выполнения этого раздела студент должен изучить и кратко охарактеризовать в отчете следующие вопросы: 1. Режим работы предприятия, формы обслуживания покупателей, общая площадь предприятия, в том числе торговая. 2. Ценовая и ассортиментная политика предприятия 3. Характеристика рынка сбыта продукции (оказания услуг) предприятия; а) характеристика потребителей б) характеристика поставщиков в) характеристика конкурентов: перечень предприятий - основных конкурентов; их сильные и слабые стороны (табл. 1). Таблица 1 – Сравнительная характеристика конкурентов
Возможными критериями для сравнения конкурентов могут быть: - месторасположение предприятия и время работы; - уровень цен и ценовая политика (гибкая, стабильная цена, используемые скидки); - ассортимент производимой продукции (реализуемого товара, оказываемых услуг); - дополнительные услуги (доставка товаров на дом, выезд на дом заказчика, послепродажное обслуживание и т.д.) и др. в зависимости от специфики деятельности предприятия. В данном разделе также возможно отразить перспективы деятельности предприятия, являющегося объектом исследования.
Раздел 3. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия Основными источниками информации для анализа финансовых показателей деятельности предприятия служат: − отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1); − отчет о прибылях и убытках (форма № 2); − отчет об изменениях капитала (форма № 3); − отчет о движении денежных средств (форма № 4); − приложение к балансу (форма № 5). Содержание анализа: – анализ структуры активов и пассивов баланса; – анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия; – анализ динамики структуры активов, в т.ч. внеоборотных и оборотных активов. Данные заносятся в таблицы 2, 3, 4. Таблица 2 – Основные показатели деятельности предприятия
По данным таблицы могут быть построены графики, которые в дальнейшем анализируются. Таблица 3 – Сравнительный аналитический баланс предприятия
По данным таблицы могут быть построены графики, которые будут отражать, например: а) структуру активов предприятия (круговая диаграмма за последний год анализируемого периода); б) структуру пассивов предприятия (круговая диаграмма за последний год анализируемого периода); в) динамику активов и пассивов предприятия за анализируемый период (два графика в одной системе координат или гистограмма с накоплением за каждый год периода). Представленные в отчете графики должны быть проанализированы. Таблица 4 – Анализ коэффициентов финансовой устойчивости
По данным таблицы могут быть построены графики, отражающие изменение показателей, которые в дальнейшем анализируются.
Раздел 4. Анализ структуры и динамики товарооборота Основные задачи анализа товарооборота: – изучение динамики объема товарооборота в динамике за три года; – рассмотрение состава и структуры товарооборота; – изучение динамики товарооборачиваемости; – факторный анализ товарооборота; – выявление резервов увеличения объемов товарооборота. Источниками информации для анализа товарооборота являются: Плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация (товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки); Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; Форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная); Форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасов товаров» (срочная, месячная); Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная). Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.д. Анализ товарооборота предприятия необходимо провести по следующему плану: а) Осуществить анализ динамики, состава и структуры товарооборота в разрезе отдельных товаров групп и товаров, отразить причины происходящих изменений и дать им оценку (табл. 5). По данным таблицы 5 могут быть построены графики, которые будут отражать, например: а) структуру товарооборота предприятия по товарным группам (круговые диаграммы или гистограммы) за каждый год анализируемого периода; б) динамику объема товарооборота (в стоимостном выражении) в целом по предприятию и (или) по товарным группам (график).
Таблица 5 – Товарооборот предприятия по товарным группам
б) Провести факторный анализ товарооборота предприятия, т.е.: – выявить основные факторы, оказывающие влияние на изменение объема товарооборота в анализируемом периоде; – осуществить расчет влияния на изменение объема товарооборота в отчетном периоде различных групп факторов (изменения цен и физического объема продаж, численности работников и их производительности труда и т.д.). Таблица 6 – Факторный анализ товарооборота предприятия
По данным таблицы могут быть построены графики, которые в дальнейшем анализируются.
Раздел 5. Характеристика состояния и эффективности использования ресурсов торгового предприятия 5.1. Анализ состояния и эффективности использования Объектами анализа основных фондов предприятия являются: – основные производственные фонды (стоимостная и возрастная оценка); – структура основных производственных фондов; – резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности. Источниками информации анализа являются: – Форма №1 «приложение к балансу предприятия», – Форма №5 «Баланс предприятия», – Форма №11 «Отчет о наличии и движении основных средств», – Форма БМ «Баланс производственной мощности предприятия», – данные о переоценке основных средств. Анализ использования основных производственных фондов осуществляется студентом с заполнением таблиц 7, 8. Таблица 7 – Объем, состав и структура основных фондов предприятия
По данным таблицы могут быть построены графики и диаграммы, которые в дальнейшем анализируются. Таблица 8 – Анализ эффективности использования основных фондов предприятия
Объектами анализа использования оборотных средств предприятия являются: – оборотные средства предприятия и их динамика; – структура оборотных средств. Источниками информации анализа являются: − отчетный бухгалтерский баланс (форма №1); − отчет о движении денежных средств (форма №4); − приложение к балансу (форма №5). Анализ использования оборотных средств осуществляется если: а) объектом анализа является производственное предприятие или предприятие общественного питания; б) объектом анализа является торговое предприятие, которое применяет общий режим налогообложения. Анализ использования оборотных средств осуществляется студентом с заполнением таблиц 9, 10, 11. Таблица 9 – Динамика и структура оборотных активов предприятия
Таблица 10 – Динамика структуры запасов предприятия
Таблица 11 – Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия
Перечень рекомендуем к построению графиков и диаграмм (по таблицам 9, 10, 11): а) структура оборотных активов предприятия (круговая диаграмма) за последний год анализируемого периода или по каждому году; б) структура запасов предприятия (круговая диаграмма) за последний год или по каждому году анализируемого периода; в) график, отражающий динамику запасов предприятия (график или гистограмма); г) динамика показателей эффективности использования оборотных средств предприятия (графики) и др.
5.2. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Анализ показателей по труду Объектами анализа трудовых ресурсов предприятия являются: − численность персонала предприятия; − производительность труда работников предприятия; − резервы роста производительности труда. Источниками информации данного анализа являются: − форма № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», − форма № П-4 «Сведения и численности, заработной плате и движении работников», − штатное расписание, − отчет о движении рабочей силы, − данные табельного учета и отдела кадров. В ходе анализа трудовых ресурсов предприятия студенту необходимо выполнить работы по следующему плану: 1. Ознакомиться с порядком и методикой составления штатного расписания на предприятии, действующими на нем формами и системами оплаты и стимулирования труда работников в разрезе их кадрового состава и т.д. В соответствующем разделе отчета данная информация представляется в виде текста. 2. Изучить и проанализировать: а) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами (путем сравнения фактического количества работникам по категориям и профессиям с плановой потребностью). В отчете данную информацию можно представить в виде текста или в табличной форме (табл. 12); Таблица 12 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
б) состав работников согласно штатному расписанию (штатное расписание должно быть приложено к отчету по практике). Рекомендуется заполнение таблицы 13 и составление по ее данным круговой диаграммы за последний год анализируемого периода или в динамике за весь период; Таблица 13 – Состав и структура работников предприятия согласно штатному расписанию
в) структуру персонала предприятия (половозрастную и образовательную). 3. Определить абсолютное изменение и темпы роста показателей, характеризующих движение кадров в динамике за три года, рассчитать коэффициенты по приему, выбытию и текучести работников предприятия, найти их изменение (табл. 14).
Таблица 14 – Показатели движения кадров предприятия
4. Рассчитать и проанализировать производительность труда работников. С этой целью необходимо заполнить таблицу 15.
Таблица 15 – Показатели производительности труда работников
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|