1.1. Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена программа. 3
1.2. Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования. 3
1.3. Главные цели изучения предмета «Литература»: 4
1.4. Общая характеристика учебного предмета. 4
1.5. Обоснование выбора программы и учебного комплекса. 4
1.6. Формы обучения. 5
1.7. Виды контроля: 5
1.8. Количество часов. 5
1.9. Национально-региональный компонент. 5
1.9.1. Национально-региональный компонент для 5 класса. 5
1.9.2. Национально-региональный компонент для 6 класса. 6
1.9.3. Национально-региональный компонент для 7 класса. 6
1.9.4. Национально-региональный компонент для 8 класса. 6
1.9.5. Национально-региональный компонент для 9 класса. 7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ... 7
3. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОНЕНТОВ УМК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ... 18
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.. 19
5. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.. 20
6. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 22
Контрольно-измерительные материалы.. 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена программа
Преподавание литературы в ______________ уч. г. в образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность на основе ФКГОС, определяется следующими нормативными документами и методическими материалами:
1) федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, и от 24 января 2012 г. № 39,);
2) областным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённым приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 1 июля 2004 г. 02-678, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05. 2005 г. № 01-571, от 10.05.2006 г. № 02-510; от 29.05.2007 г. № 02-567; от 05.05.2008 г. № 04-387, от 06.05.2009 г. № 01-269, от 16.06.2011 г. № 04-997;
3) программами по учебным предметам, рекомендованными (допущенными) Министерством образования и науки Российской Федерации (приложения 1-2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 922).
Данная рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «Программа по литературе. 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007».
Кроме того, она обеспечена рекомендуемой Методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» линией издательства «Просвещение» под редакцией В. Я. Коровиной: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Автор сост. В. Я. Коровина – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
В рабочей программе отражён национально-региональный компонент, представленный в соответствии с рекомендациями, данными в Методическом письме «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году». Для реализации национально – регионального компонента используется «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия.5 – 9 классы./ Сост. Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2003».
1.2. Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
1.3. Главные цели изучения предмета «Литература»:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
1.4. Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
1.5. Обоснование выбора программы и учебного комплекса
Программно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. УК (авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. УМК, в целом, позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УК строится на концентрической (5-8 классы) основе и на историко-литературной в 9 классе: от древнерусской литературы до литературы второй половины XX века.
В программе определены ведущие направления литературного образования в основной школе.
5-6 классы - освоение «школы чтения»: чтение, обсуждение и истолкование произведений. На этом этапе формируются личный читательский опыт и навыки анализа прозаических и лирических произведений.
7 класс - осмысление художественного мира писателя в контексте общекультурных ценностей. Это направление способствует развитию представлений о критериях художественности и формированию литературного вкуса.
8 класс - взаимосвязь литературы и истории: формирование знаний о шедеврах мировой литературы в контексте истории.
9 класс - роль литературы в духовной жизни человека: взаимосвязь литературы и культурной среды эпохи, ее художественных тенденций.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 – 9 класс и 10 – 11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5 – 6 класс, 7 – 8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
1.6. Формы обучения
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
1.7. Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов;
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
1.8. Количество часов
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 5-8 классов рассчитана на 70 часов
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 ч
1.9. Национально-региональный компонент
Федеральный государственный образовательный стандарт «...разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации», которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования.
Содержание регионального компонента литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания литературного образования:
5 класс – 7 часов;
6 класс – 7 часов;
7 класс – 7 часов
8 класс – 7 часов;
9 класс –10 часов.
За основу реализации регионального компонента взят курс «Литература России. Южный Урал».
1.9.1. Национально-региональный компонент для 5 класса
№ п/п
Тема по программе
№ урока
Тема регионального компонента
Вид работы
Устное народное творчество
Народные обычаи и традиции нашего края
Сообщение
Сказка как вид народной прозы
Тема взаимного уважения в сказке Т. Александровой «Светофорчик»
Беседа
«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года
Война глазами детей. Тема гуманного отношения к пленным в войне 1812года
Ответ на проблемный вопрос
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»
Тема милосердия и сострадания в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»
Беседа
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе
Тема милосердия и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Аналитическое чтение
К.Г. Паустовсий. Слово о писателе
Проблема гуманизма в сказке О.Уальда «Мальчик звезда»
Ответ на проблемный вопрос
Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном
Тема взаимоуважения и разумного сосуществования индивидуальностей в сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»
Аналитическое чтение
1.9.2. Национально-региональный компонент для 6 класса
№
Кол-во часов
Тема регионального компонента
Вид работы
В.А.Протасов «Мои школьные годы» к уроку № 16
Беседа
М.Н.Ястребов «Сказка о счастье» к уроку № 26
Анализ текста
П.П.Бажов Сказ «Каменный цветок» к уроку № 32
Самостоятельная работа
К.М.Макаров «Джурка» к уроку № 52
Беседа
К.В.Скворцов «Тихая моя родина» к уроку № 57
Выразительное чтение
Поэзия Л.Татьяничевой о природе родного края. к уроку № 69
Опрос, выразительное чтение
Литературная гостиная. Заочная встреча с поэтами и писателями города Златоуста к уроку № 70
Чтение наизусть
1.9.3. Национально-региональный компонент для 7 класса
№ п/п
Тема по программе
№ урока
Тема регионального компонента
Вид работы
Понятие о былине. «Исцеление Ильи»
Былинные мотивы в творчестве миасского писателя В.Словцова.
Сообщение. Выразительное чтение
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории.
Пушкин-историк на Урале. Р.А.Дышаленкова. «Пушкинская собеседница». «Пушкин и Пугачёв»
Справка. Чтение и комментарий отрывков.
Система образов в поэме
М.Ю. Лермонтова
Н.П.Воронов. «Побег в Индию»
Сообщение. Чтение и обсуждение
Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького
Мир полон чудес и сказок. К.М.Макаров. «Лошади», «Джурка»
Сообщение. Выразительное чтение
Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. (После рассказов Ф.А.Абрамова, Е.И.Носова об эстетических, нравственно-экологических проблемах)
Цикл зарисовок челябинского писателя А.Дементьева «Двенадцать братьев месяцев». «Летающие цветы». М.С.Фонотов. «На магистрали». «Маршал»
Сообщение. Чтение и обсуждение.
Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы
М.С.Фонотов – «золотое перо «Челябки»». Лирический очерк как жанр. «Соловьиный остров»: нельзя жить на Земле, не зная её истории и не любя её.
Художественное чтение эпизодов.
Р.Ш.Валеев. «Не жалею, не зову…». Взаимоотношения отцов и детей.
Р.Ш.Валеев. «Не жалею, не зову…». Взаимоотношения отцов и детей.
Чтение и обсуждение
1.9.4. Национально-региональный компонент для 8 класса
№ п/п
Тема по программе
№ уро
ка
Тема регионального компонента
Вид работы
Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»
Н. Гумилёв «Записки кавалериста».
Чтение фрагментов
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».
Проблема выбора пути в жизни в новелле О,Генри «Обращение Джимми Валентайна»
Аналитическое чтение
Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести. Л.Н. Толстого «Отрочество».
Проблема сохранения культурных ценностей в произведении Л. Буссенара «Капитан «Сорви-голова»
Анализ эпизода
И.А. Бунин.
Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».
Мотив одиночества в лирике И.А. Бунина. Интерпретация стихотворений «Люблю цветные стёкла окон…»,
«У птицы есть гнездо….»
Анализ поэтического текста
А.И. Куприн
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
«Вокруг тебя - Мир…» Проблема ответственности за возможные последствия сделанного выбора в произведении Р. Шерли «Абсолютное оружие»
Анализ эпизода
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» -воспоминания о пути к творчеству.
Особенности национального характера в рассказа М. Шолохова
«Судьба человека»
Беседа по вопросам
Русские поэты о Родине, родной природе.
Проблема необходимости защищать в произведении Д. Покровского «Очерки Москвы»
Сообщение
1.9.5. Национально-региональный компонент для 9 класса
№ п/п
Тема по программе
№ уро
ка
Тема регионального компонента
Вид работы
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Море».
Василий Андреевич Жуковский и Урал
Сообщение
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество
А.С. Пушкин на Урале
Сообщение
Александр Сергеевич Пушкин в творчестве южноуральских авторов
Александр Сергеевич Пушкин в творчестве южноуральских авторов
Сообщение
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Герой и время в литературе Южного Урала XIX века
Сообщение
Образ России в поэме «Мертвые души»
А. Туркин «Челябинская жизнь», «Мимоходом»
Аналитическое чтение
Религиозные мотивы в лирике южноуральских поэтов
К. Скворцов «Чем ближе к зрелости…», И. Банников «Дай мне, Боже,…»
Аналитическое чтение
Эпические жанры в литературе Южного Урала начала 20 века
Л. Сейфуллина «В приюте», «На кладбище», «Тургояк»
Аналитическое чтение
Великая Отечественная война в произведениях поэтов и писателей Южного Урала
М. Гроссман «Мальчик на дороге», Г. Занадворов «Была весна»
Аналитическое чтение
Проза Южного Урала 20 века
К. Макаров «Лошади», «Ванька Жуков из детдома»
Аналитическое чтение
Поэзия Южного Урала 20 века
Стихотворения Б. Ручьёва, Л. Татьяничевой, Н. Годины, А. Куницына
Письменный анализ поэтического текста
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Класс
№
Раздел, тема
Кол-во часов
1.
Введение. Книга в жизни человека
2.
Устное народное творчество (7 ч.)
НРК. Народные обычаи и традиции нашего края.
Устное народное творчество
3.
НРК. Тема взаимного уважения в сказке Т.Александровой «Светофорчик».
Сказка как вид народной прозы
4.
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
5.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания
6.
Сказки о животных. «Журавль и цапля»
7.
Р/р Мои любимые русские народные сказки
8.
Древнерусская литература (1 ч.)
Возникновение древнерусской литературы
9.
Литература XVIII века (1 ч.)
М. В. Л о м о н о с о в. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение
10.
Литература ХIX века (31 ч.)
Вн/чБасня как литературный жанр. И. А. Крылов
11.
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»
12.
НРК. Война глазами детей. Тема гуманного отношения к пленным в войне 1812года. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года
13.
В. А. Жуковский. Слово о поэте
14.
В. А. Жуковский. «Кубок»
15.
А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни
16.
Пролог кпоэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
17.
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
18.
Контрольная работа за первую четверть
19.
Р/р Сходство и различие литературной и народной сказки
20.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка
21.
Р/р В. М. Га р ш и н «Attalea Princeps»
22.
Вн/чГ.-Х.Андерсен. «Снежная королева». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес»
23.
НРК. Тема милосердия и сострадания в рассказе Е.Носова «Трудный хлеб».
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»
24.
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»
25.
Н. В. Го го л ь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»
26.
Р/р Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»
27.
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге»
28.
Вн/чН. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях..» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
29.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
30.
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму»
31.
Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима
32.
Контрольная работа за 1 полугодие
33.
Р/р Сочинение «Нравственное превосходство Герасима», «Герасим и барыня», «Герасим и Татьяна»
34.
А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь»
35.
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды
36.
Краткость и выразительность языка рассказа
37.
Р/р Жилин и Костылин. «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»
38.
А. П. Ч ех о в. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ
39.
Вн/чРассказы Антоши Чехонте
40.
НРК. Тема милосердия и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» Русские поэты XIX века о Родине и родной природе
41.
Русские поэты XIX века о родине и о себе (1 ч.)
Р/р Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова
42.
Из русской литературы XX века (22 ч.)
Вн/чИ.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы»
43.
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»
44.
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей
45.
Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»
46.
С. А. Есенин. Слово о поэте
47.
П. П. Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка»
48.
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П Бажова
49.
НРК. Проблема гуманизма в сказке О.Уальда «Мальчик звезда».
К. Г. П а у сто в с к и й. Слово о писателе
50.
Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
51.
К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы»
52.
Контрольная работа за третью четверть
53.
С. Я. М а р ш а к. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака
54.
Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке
55.
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита»
56.
Контрольная работа
57.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»
58.
«Открытие» Васюткой нового озера
59.
Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века»
60.
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо
61.
Саша Черный. Слово о писателе
62.
К.М. Симонов. Слово о поэте
63.
Тема военного подвига в повести В. Катаева «Сын полка»
64.
Из зарубежной литературы (7 ч.)
Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед»
65.
Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа
66.
X.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке
67.
НРК. Тема взаимоуважения и разумного сосуществования индивидуальностей в сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе».
Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном
68.
М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера»
69.
Вн/ч Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кишеа»
70.
Итоговая контрольная работа
Класс
№
Раздел, тема
Кол-во часов
1.
Писатели – создатели, любители и хранители книги (1 ч.)
Литература открывает мир
2.
Устное народное творчество (3 ч.)
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
3.
НРК Сказки Ю. Подкорытова о ремесле. Пословицы и поговорки
4.
Урок развития речи. Фольклорный праздник
5.
Древнерусская литература (1 ч.)
Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о Белгородском киселе»
6.
Произведения русских писателей XVIII века (1 ч.)
НРК Урал – Родина великого русского баснописца И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»
7.
Произведения русских писателей XIX века (28 ч.)
НРК Ася Горская. «Друзьям». Стихи о Пушкине. А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. «И.И.Пущину»
8.
Стихотворение А.С.Пушкина «Узник»
9.
Стихотворения Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» -гимн родной природе.
10.
Урок развития речи. Двусложные размеры стиха
11.
Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский: столкновение своенравных характеров.
12.
Образ благородного «разбойника» в романе Пушкина «Дубровский»
13.
Трагические судьбы В.Дубровского и М.Троекуровой
14.
Сюжет и композиция романа «Дубровский»
15.
Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»
20.
Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.
21.
НРК Цикл зарисовок челябинского писателя А.Дементьева «Двенадцать братьев месяцев». «Летающие цветы». И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
22.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья»
23.
А.А.Фет. «Учись у них у дуба у березы», «Ель рукавом мне тропинку завесила»
24.
Н.А.Некрасов. «Железная дорога»
25.
Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.Некрасова «Железная дорога»
26.
Урок внеклассного чтения НРК Ястребов М.Н. «Сказка о счастье»
27.
Урок развития речи. Трехсложные размеры стиха.
28.
НРК П.П. Бажов. «Уральские сказы». Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера
29.
Народ и власть в сказе
30.
Особенности языка Н.Лескова «Левша»
31.
Урок контроля. Контрольная работа по сказу Н.Лескова
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
2.
Устное народное творчество (5 ч.)
НРК. Былинные мотивы в творчестве миасского писателя В.Словцова. Понятие о былине. «Исцеление Ильи»
3.
Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»
4.
Былины Новгородского цикла. «Садко»
5.
Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин»
6.
Пословицы и поговорки
7.
Древнерусская литература (2 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха
8.
«Повесть о Петре и Февронии».
9.
Русская литература 18 века (3 ч.)
Стихотворения М. В. Ломоносова
10.
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)
11.
Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».
12.
Русская литература 19 века (31 ч.)
НРК. Пушкин-историк на Урале. Р.А.Дышаленкова. «Пушкинская собеседница». «Пушкин и Пугачёв» А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.