Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ





Разработал:

д.п.н. профессор Е.И. Мещерякова

Обсуждено и одобрено

на заседании кафедры

протокол № 1

от «27» сент. 2010г.

 

Начальник кафедры_____

______________________

(спец. звание)

______________________

(подпись, ФИО)

«__»_________________20__ г.

 

 

Воронеж 2010 г.

Методические материалы содержат контрольные задания и планы семинарских занятий по курсу «Финансовое право» для слушателей ФЗО, а также методические рекомендации по изучению теоретического материала, нормативных документов, подготовке к семинарским занятиям и написанию контрольных работ.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение курса «Финансовое право» имеет целью получение слушателями знаний в части правового регулирования отношений, складывающихся по поводу и в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Достижение указанной цели предполагает решение в процессе изучения дисциплины следующих основных задач:

1) получение теоретических знаний по основным направлениям правового регулирования финансовых отношений, непосредственным субъектом которых является государство;

2) приобретение навыков работы с нормативными документами, содержащими нормы финансового права;

3) выработка способностей анализировать основные направления правового регулирования финансовой, бюджетной, налоговой, кредитно-банковской политики государства

Подготовка специалиста по специальности «Правоохранительная деятельность» требует усвоения им материала по различным дисциплинам, многие из которых соответствуют изучению отраслей права. Не исключением является и дисциплина «Финансовое право». Финансовое право – это относительно обособленная отрасль, изучающая специфические общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения государством функций, требующих осуществления финансовой деятельности и использования финансовых ресурсов.

Финансы по своей сущности представляют систему экономических отношений, облекаемых в правовые формы, поэтому для изучения дисциплины «Финансовое право» требуется определенная экономическая и правовая подготовка. В частности, необходимы знания, полученные в процессе изучения экономической теории, конституционного, гражданского, административного права. В то же время знания, полученные в процессе изучения финансового права, помогут глубже разобраться в закономерностях развития экономических отношений, лучше понять систему правового регулирования процессов, связанных с движением финансовых потоков на всех уровнях и во всех звеньях финансовой системы государства.

В процессе изучения дисциплины слушатели должны уяснить содержание предмета курса и его место в системе правовых дисциплин, понять содержание и формы финансовых правоотношений, познакомиться с их субъектами, источниками и системой финансового права, входящими в его состав подотраслями.

Особое внимание должно быть уделено изучению бюджетного права как одной из основных подотраслей финансового, а для этого необходимо вдумчиво изучить правовые нормы, содержащиеся в Бюджетном кодексе РФ. При этом серьезное внимание должно быть обращено на определение правомочий субъектов бюджетных правоотношений, их места и роли в бюджетном процессе.

Еще одна очень важная и быстро развивающаяся подотрасль финансового права – налоговое право. В курсе финансового права осуществляется лишь общее знакомство с этой подотраслью, так как в дальнейшем слушателям предстоит изучение норм налогового права в рамках самостоятельной дисциплины. В курсе же «Финансовое право» важно изучить налоговые поступления как главные источники формирования средств бюджетов.

В процессе изучения курса необходимо понять основные принципы и механизмы правового регулирования отношений по поводу формирования, распределения и использования средств внебюджетных фондов, осуществления государственных заимствований, банковского кредитования и страхования, денежного обращения и валютного регулирования.

Осуществление финансовой деятельности требуют от государства и организации эффективного финансового контроля. Для этого создается система органов, наделенных функциями контроля, деятельность которых нуждается в четком правовом регулировании. Получение знаний в области правового регулирования финансового контроля – также непременное условие изучения «Финансового права».

Рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей.

Самостоятельная работа слушателей состоит, прежде всего, в их подготовке к семинарским занятиям. Усвоение материала по конкретной теме и подготовку по ней к семинарскому занятию целесообразно осуществлять поэтапно. Можно выделить следующие этапы изучения материала и подготовки к семинарским занятиям.

Этап 1. Необходимо вдумчиво прочесть лекционный материал по теме занятия, обратив особое внимание на подчеркнутые определения, выделенные понятия и проблемы, а также те положения лекции, которые показались в процессе заслушивания непонятными, недостаточно аргументированными или спорными. После прочтения лекционного материала полезно обратиться к учебникам (учебным пособиям) и изучить рекомендованные в списке литературы главы и параграфы. Хорошо владея лекционным материалом, слушатель сможет расширить и углубить свои теоретические знания с помощью учебной литературы.

Этап 2. Получив необходимые теоретические знания, нужно просмотреть нормативные документы, приведенные в списках литературы. Нет необходимости в постатейном и построчном изучении нормативных документов, большинство из которых весьма объемны и требуют для изучения много сил, времени и знаний. Но иметь общее представление о содержании нормативных документов, рекомендованных к занятиям, необходимо.

Этап 3. После получения определенного объема информации по конкретной теме полезно ее систематизировать и проверить, насколько глубоко усвоен материал. Для этого нужно повторить основные положения и определения темы.

В соответствии с учебным планом для проведения семинарских занятий отводится 6 часов.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

ТЕМА: Предмет, метод и источники финансового права. Финансовая система РФ и управление финансами.

План занятия

1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права. Цели и задачи финансового права. Методы финансового права. Источники финансового права.

2. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их виды и особенности.

3. Понятие финансовой системы РФ и характеристика ее основных элементов. Основные принципы финансовой деятельности государства. Финансовая политика.

4. Правовое положение и функции органов, осуществляющих в Российской Федерации финансовую деятельность.

 

Контрольные вопросы и задания по теме семинарского занятия № 1.

 

1. Определите предмет финансового права и объясните, почему финансовое право можно рассматривать как относительно обособленную отрасль права.

2. Объясните, чем определяются особенности предмета финансового права.

3. Как вы думаете, почему так важно обеспечить четкость правового регулирования финансовых отношений в условиях современной России?

4. Что означает императивный характер финансово-правовых норм и в чем он проявляется?

5. Какими методами осуществляется финансово-правовое регулирование?

6. Из каких элементов состоит система источников финансового права? Приведите примеры по каждому из элементов системы источников.

7. Дайте понятие финансово-правовых норм и определите присущие им особенности.

8. Определите и охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

9. Какие виды финансовых правоотношений вам известны? Кто может быть субъектом таких правоотношений?

10. Объясните, что такое финансовое устройство государства и какими элементами оно образуется. Из каких элементов состоит финансовая система Российской Федерации?

11. Дайте понятие финансовой политики и объясните, каким образом определяются и получают законодательное утверждение цели и направления финансовой политики Российской Федерации.

12. Что понимается под финансовой деятельностью государства? Каковы основные направления финансовой деятельности государства?

13. Какими элементами образована система государственных органов, осуществляющих управление финансовой деятельностью?

14. Объясните функции органов общей компетенции в управлении финансовой деятельностью в Российской Федерации.

15. Приведите примеры управления финансовой деятельностью органами специальной компетенции Российской Федерации.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Бюджетное право и бюджетное устройство в Российской Федерации. Бюджетный процесс.

 

План занятия.

1. Понятие, предмет, субъекты и источники бюджетного права Российской Федерации. Бюджетное устройство.

2. Бюджетная система Российской Федерации и ее элементы. Принципы построения бюджетной системы.

3. Понятие бюджетного процесса и его стадии. Характеристика стадий бюджетного процесса.

 

Контрольные вопросы и задания по теме семинарского занятия № 2.

1. Определите предмет бюджетного право и объясните его место в системе финансового права.

2. Чем объясняется необходимость выделения экономического и правового аспектов в определении бюджетов различных уровней?

3. Кто может быть субъектом бюджетного права? Приведите примеры субъектов и объясните, как они участвуют в бюджетных отношениях.

4. Что входит в понятие бюджетного устройства? Чем оно отличается от бюджетной системы?

5. На каких принципах основано бюджетное устройство? Объясните, как вы понимаете содержание принципов, установленных Бюджетным кодексом РФ.

6. Что представляет собой консолидированный бюджет? Может ли бюджет Воронежской области быть консолидированным?

7. Для каких целей и при каких обстоятельствах принимается чрезвычайный бюджет?

8. Назовите основные бюджетные классификации. Объясните, как применяются бюджетные классификации для составления бюджета.

9. Из каких источников формируются доходы бюджетов? Приведите примеры.

10. В чем отличие закрепленных и регулирующих доходов бюджетов?

11. В каких формах может быть оказана финансовая поддержка нижестоящим бюджетам? В зависимости от каких обстоятельств применяется та или иная форма?

12. Что такое сбалансированность бюджетов? Какими могут быть соотношения между доходами и расходами бюджетов?

13. Дайте понятия государственного и муниципального долга. Объясните, за счет каких источников осуществляются выплаты по государственному долгу Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальному долгу.

14. Что понимается под бюджетным процессом? Каковы полномочия участников бюджетного процесса?

15. Назовите основные стадии бюджетного процесса и определите их продолжительность. Почему стадии бюджетного процесса должны следовать строго последовательно?

16. Объясните, в чем содержании стадии составления проекта бюджета. Какие документы и материалы составляются одновременно с проектом бюджета?

17. Объясните, какие действия совершаются на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов.

18. Объясните, каков порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете Государственной Думой и каковы предметы первого, второго, третьего и четвертого чтений проекта закона о федеральном бюджете.

19. Как осуществляется исполнение бюджетов? Что такое казначейское исполнение бюджетов?

20. Какие действия и какими органами осуществляются на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета?

21. Какая ответственность предусмотрена Бюджетным кодексом за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации?

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

 

Тема: Правовые основы денежного обращения, валютного регулирования и банковского кредитования в Российской Федерации.

 

План занятия.

1. Понятие денежной системы и правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Функции Центрального Банка РФ в регулировании денежного обращения.

2. Валютная система и валютное регулирование. Валютные операции и правила их ведения. Валютный контроль.

3. Основные положения банковского права. Правовые основы управления в кредитно-банковской системе и роль Центрального Банка РФ.

 

Контрольные вопросы и задания к теме семинарского занятия № 3.

1. Из каких элементов состоит денежная система РФ? Объясните, каково значение денежного обращения для финансовой системы РФ.

2. На какие органы в РФ возложены функции правового регулирования денежного обращения и каким образом они осуществляют регулирование?

3. Объясните, как в РФ осуществляется правовое регулирование процесса эмиссии денег.

4. Как вы понимаете, почему необходимы два вида денежного обращения – наличный и безналичный оборот?

5. Что такое кассовые операции и кем они осуществляются?

6. Какими нормативными документами регулируется процесс выдачи наличных денег?

7. Чем различаются понятия «нарушений» и «злоупотреблений» в процессе осуществления кассовых операций?

8. Что такое валюта и какое место она занимает в системе валютных ценностей?

9. Какие элементы в РФ образуют валютную систему государства?

10. Чем различаются понятия «денег» и «валюты» и в чем общность этих понятий?

11. На что направлено валютное регулирование? Как оно связано с валютной политикой и на чем основано?

12. Определите понятие «валютный рынок» и объясните роль ЦБ РФ в регулировании операций на валютном рынке.

13. Кого в соответствии с законодательством называют резидентами, а кого – нерезидентами валютного рынка РФ?

14. Как и для каких целей формируется валютный резерв государства?

15. Какие органы наделены правами осуществлять валютный контроль? В чем различия в правомочиях органов и агентов валютного контроля?

16. Определите предмет банковского права и объясните, какими методами регулируются отношения в системе кредитно-банковских учреждений РФ.

17. Определите основные функции ЦБ РФ в банковском регулировании.

18. Какими методами, в соответствии с действующим законодательством, может регулировать отношения в банковской системе РФ Центральный Банк России?

19. Объясните, как осуществляется лицензирование деятельности учреждений кредитно-банковской сферы.

20. В чем особенности использования экономических нормативов применительно к регулированию деятельности кредитно-банковских учреждений?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Одним из важнейших условий успешного изучения дисциплины «Финансовое право» является выполнение каждым из слушателей контрольной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями. К таким требованиям относятся:

1) контрольная работа должна быть выполнена по теме, соответствующей варианту, определенному для конкретного слушателя ФЗО;

2) материал контрольной работы должен быть распределен в соответствии с вопросами, приведенными в плане;

3) в процессе изложения материала должны использоваться как теоретические знания, полученные в процессе изучения учебников и учебных пособий, так и знания, полученные в процессе изучения нормативных источников, рекомендованных к данной теме;

4) контрольная работа должна быть правильно оформлена, то есть в ней должна быть обозначена тема, приведены вопросы плана, а также список использованных источников – учебных, научных, нормативных.

Вариант 1.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.