Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ. МЕСТО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК





§ 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
§ 2. Предмет и методология теории государства и права.
§ 3. Место теории государства и права в системе юридических наук.
§ 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.

Формирование теории государства и права как науки было сложным и противоречивым. Ведь общенаучные взгляды на государство и право базировались на реалиях общественной жизни определенных исторических периодов. Поэтому научные прогнозы, представления, выводы о настоящем и будущем государственно-правового устройства общества, закономерностях его развития многоплановы и неоднозначны.

Человек как личность; государство как организация, объединяющая и охраняющая своей властью интересы людей, проживающих на его территории; общество, воплощающее в себе интересы и личности, и государства в их разнообразном сочетании и взаимодействии, постоянно совершенствуются, что вносит и будет вносить существенные коррективы в научные представления о наиболее целесообразном развитии государственно-правовой жизни общества.

Современная наука теории государства и права использует все положительное прошлого во благо настоящего и будущего человека.

§ 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки — философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов писал:

“Выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием”. Не ранее XVII века образуется особая философская наука о праве(Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 19.).

На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы(См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 15—16.).

Такая разобщенность существует и в наше время. Общая философия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: экономической теории, политологии, теории нравственности, логике, эстетике. Это предмет особого научного разговора, требующий объективного учета и анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый порядок отношений между людьми, который будет освящен и надежно охраняем государством и правом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно изложил Шершеневич: “Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше”.

Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции является “право”, которое составляет явление “общественной”, а затем “государственной” жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне “государства”, которое в свою очередь предполагает понятие об “обществе”(См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 20.).

Диалектическое мышление русских юристов во многом превосходит научные взгляды на философские основы государства и права, изложенные в трудах зарубежных авторов. Философия права Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фихте, Маркса и Энгельса, безусловно, характеризуются фундаментальностью, однако и они претерпевают серьезные испытания временем.

В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с “прародительницей”.

Может ли философ выполнять функции юриста, а юрист — философа в жизни сугубо практической? И да, и нет! Почему? Потому, что философ, обладая обширнейшими знаниями закономерностей окружающего мира в целом, далек от знания конкретных закономерностей функционирования и развития права и государства. А юрист, занимаясь конкретными юридическими делами, может частично забыть некоторые основы философии, которые он изучал на первых курсах высшего учебного заведения.

Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека.

Нет философов вообще, как и юристов на все.случаи жизни. Есть философ-математик и математик-юрист, философ-биолог и биолог-юрист. Оправдано ли такое сочетание в обратном порядке? Конечно. И то, и другое обусловлено объективными потребностями общественного развития, но определяющими при этом являются материальные науки. Юриспруденция же вырабатывает наиболее целесообразную правовую форму реализации научных знаний материальных наук.

Философия как “наука наук” (в представлениях Аристотеля, Канта, Гегеля) может быть таковой лишь на основе интеграции всех современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Выявление закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщения отдельных научных знаний, в том числе науки о государстве и праве, которая придает ему юридическую значимость.

Как философ не сможет познать закономерностей математики без знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно решать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он работает: законность в экологических отношениях может обеспечить только тот юрист, который знает основы экологии; в автомобилестроении от него требуется знание основ этой промышленности; юрист банка должен знать основы банковского дела и т. д.

И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.

Современная отечественная наука философии права консолидируется в целом с научными воззрениями наших предшественников. Д. А. Керимов считает, что философия права “призвана детально разрабатывать методологию исследования всех правовых явлений и процессов;...она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет методологические функции в системе юридических наук”(Керимов Д. А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 6.).

“Философия права, — продолжает Д. А. Керимов, — есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самою, общей философией и комплексом юридических наук... Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права — продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием”(Керимов Д. А. Там же.).

Однако, какова же “миссия” теории государства и права?. Какое место она занимает в системе юридических наук? Или она вообще не существует как наука, как практическая часть философии права?

Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права.

Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать философские основы общей теории государства и права — объективная потребность общественной жизни. Но игнорировать теорию государства и права как общетеоретическую науку объективно невозможно, хотя бы из чисто практических соображений.

Политология права. Утверждение В. И. Ленина о том, что “закон есть мера политическая, есть политика”(Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 99.), в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть, поскольку современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.

Политика и многообразное, и универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.

Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.

В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития, а политологам права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.

Искусство политологов права состоит в том, чтобы отобрать, систематизировать, дать точные научные данные о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций. Это нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику.

Также следует отметить, что разобщенность между общегосударственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отраслевыми юридическими науками (политикой гражданского, финансового, земельного, уголовного права), наносит ущерб главному — практике правового регулирования общественных отношений. Политология права должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития, что возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.

Энциклопедия права. Подобной науки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли немецкие юристы и политологи: Ганниус, Стефан Пютгер, Гареис, Ратковский.

Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным.

В России созданием энциклопедии права и включением ее в университетское образование занимались известные юристы: Рождественский (Энциклопедия законоведения, 1863), Карасевич (Энциклопедия права, 1872); Деларов (Очерки энциклопедии права, 1878); Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук, 1880); Суворов (Лекции по энциклопедии права, 1907).

В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, то есть того, что присуще любой науке. “Ей нет места среди правоведения, — писал Шершеневич. — К юридическим наукам примыкает только философия права, частью которой является общая теория права”(См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 62)

Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в современном понимании. Она электрична, изменчива, мозаична. Однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законодательстве весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам. Энциклопедия права ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием “Введение в юридическую специальность”. Она изучается во всех юридических учебных заведениях страны.

Общая теория права. Научно-педагогическое произведение князя Е. Н. Трубецкого “Лекции по энциклопедии права” по своему существу представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это теория, а не энциклопедия юриспруденции.

Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Кистяковского, Коркунова, Новгородцева, Петражицкого, Сергеевича, Соловьева, Чичерина, Шершеневича и других. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Биерлинга, Втдельбанда, Гегеля, Глюка, Еллинека. Иеринга, Канта, Лассона, Майера, Мюллера. Стенберга, Шеллинга, Шталя, Штаммлера, Шютце, — создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Каковы основные положения общей теории права Н. М. Коркунова? Философия права и энциклопедия права, по его мнению, “одно и то же”. Они представляют собой лишь основу для создания одной обобщающей науки — общей теории права. Ссылаясь на П. Мюллера, который определял теорию права как систему основ права, Коркунов отмечает, что правоведение, помимо практических цепей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение “отрабатывает” практический материал права в систематическом, историческом и “эмпирико-реалистическом направлении”. И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение “извлекает” общие основы права, создает сообразно их внутренней связи цельную систему общей теории права и “применяет” их в качестве руководящих принципов дня оценки имеющегося правового материала и дня развития права и правоведения.

Н. М. Коркунов совершенно правильно отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует “разложить” на его отдельные “органы” и “элементы”, определить их взаимодействие, “нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей”.

Автор утверждает, что университетское преподавание требует “от энциклопедиста не конспекта специальных наук, а общей теории права”(См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 25—30.).

Общая теория права Г.Ф. Шершеневича в своей концептуальной завершенности является фундаментальным исследованием. Его научные положения составляют основу нынешней юриспруденции.

Общую теорию права Г. Ф. Шершеневич рассматривает в единстве с философией права. Он утверждает, что научная философия должна строить свои общие понятия только на положительном праве. Она не может “подставлять” под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом. Философия права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательное изменение.

Развивая свою концепцию, Г. Ф. Шершеневич доказывает, что по мере исторического развития философия права превращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права.

Правоведение, по Шершеневичу, как и любая другая наука, не может существовать изолированно, вне связи с философией. Но философия должна вырасти из самого правоведения, а не быть ему навязанным извне. Поэтому необходима такая юридическая наука, которая объединила, свела бы в единое целое все то, что уже сделано в общей части каждой специальной науки. Это есть задача общей теории и единственная задача философии права. Из сказанного обнаруживается, что общая теория права составляет продолжение общей части всех юридических наук, что материал ее исключительно положительное право и что она и есть то, чем должна быть философия права.

Таково краткое изложение основных научных воззрений профессора Г. Ф. Шершеневича на общую теорию права(См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 39—49.).

Говоря о представителях отечественной правовой мысли нельзя не упомянуть и Питерима Александровича Сорокина, социолога, юриста, который не по своей воле стал эмигрантом. С 1930 по 1964 годы П. А. Сорокин был профессором Гарвардского университета, где организовал и длительное время возглавлял факультет социологии.

В России Питерим Сорокин оставил малоизвестную работу под названием “Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве”, изданный в 1919 году Ярославским Кредитным Союзом Кооперативов, где автор излагает собственное видение общей теории права. Он считал, что под общей теорией права разумеется наука, занимающаяся изучением определенного вида общественных явлений — явлений правовых. Есть множество дисциплин, изучающих теоретические аспекты практического права: теория гражданского, уголовного, государственного и других отраслей права. Каждая из этих наук изучает “специальный вид права — право как видовое, а не как родовое явление”. Общая же теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, то есть наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.

В связи с указанными соображениями главную задачу общей теории права Питерим Сорокин формулирует следующим образом:

1) определить правовое явление; 2) описать его основные признаки;

3) классифицировать виды права; 4) закономерности происхождения и развития права; 5) исследовать основные законы правовой эволюции в связи с учением о правовом идеале; 6) изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Русская юридическая наука конца XIX — начала XX века сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем своем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью.

Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны, и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право — это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Конкретное название науки, исследующей общие закономерности государственно-правовой жизни общества (как и учебной дисциплины), может быть неодинаковым. Например: “Общая теория права” — Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич; “Теория права и государства” — Л. И. Петражицкий; “Общее учение о государстве” — Г. Еллинек;

“Общая теория государства и права” — Г. Кельзен; “Учение о существе права и правовой связанности государства” — Н. И. Палиенко; “Очерки общей теории государства и права” — Н. Н. Алексеев; “Энциклопедия государства и права” — П. Стучка.

Муромцев, Новгородцев, Хвостов давали другие оригинальные названия своим произведениям, которые по своему существу можно назвать теорией государства и права.

Все учебники советского периода нашей страны имели, как правило, одно название: “Теория государства и права”.

На наш взгляд, необходимо сохранить такое имя науки, изучающей основные общие закономерности государственно-правовой жизни общества, которое выстрадано историей. И имя это — “Теория государства и права”. Почему?

В наше время споры о том, что первично, а что вторично: государство или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства право приобретает лишь новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт — продукт официальной деятельности компетентных органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально-организационными средствами государственной власти.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

В последнее время российскими юристами опубликованы значительные произведения, посвященные общетеоретическим проблемам и государства, и права (в том числе и учебники)(См.: Лившиц Р. 3. Современная теория права. М., 1992; Лазарев Б. М., Давитнидзе И. Л. Общая теория государства и права. М., 1992; Общая теория права. Курс лекций. Под общей ред. проф. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993;Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1994; Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М., 1994; Комаров С. А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994; Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко.).

Некоторые авторы на первый план выдвигают вопросы теории права. Это нашло отражение и в названиях опубликованных ими работ.

Наша же цель — изложить основные вопросы теории государства и права в традиционной последовательности применительно к интересам студенческой аудитории, показать и убедить, что государственно-правовая жизнь общества является цельным социальным явлением. Студент-юрист должен глубоко познать основные общие закономерности государства и права в их диалектической взаимосвязи, активно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

§ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Что представляет собою теория государства и права?

Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

— общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

— юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

— общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

Методология теории государства и права. Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки — это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.

Методология теории государства и права — это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих, закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности. Например, научные представления о том, что государство возникло преимущественно в результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют причины его образования. Для понимания общих закономерностей его возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия. Однолинейный подход к изучению государства и права приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества.

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще нерешенные проблемы.

Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает н<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.