Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар по теме 3. Народная, элитарная, массовая культура: сущность, характер соотношения





Вопросы для обсуждения

1. Массовая культура, ее особенности.

2. Функции массовой культуры.

3. Элитарная культура: сущность, особенности.

4. Функции элитарной культуры.

5. Масса и элита как социокультурные феномены. Эволюция понятия «масса».

6. Основные особенности народной культуры. Субъекты и носители ценностей народной культуры.

Контрольные вопросы

1. Каково время появления массовой и элитарной культуры? Какие здесь существуют точки зрения?

2. Какие социально-экономические предпосылки привели к формированию феноменов массовой и элитарной культуры?

3. В какую эпоху формируется народная культура? Соотносится ли она с определенным типом общества?

4. Сопоставьте массовую, элитарную и народную культуру по субъекту, носителю ценностей и способу приобщения к ней.

5. Перечислите функции массовой, народной и элитарной культуры. Есть ли между ними общность? Выделите специфические функции.

6. В чем состоит сущность феноменов массы и элиты?

7. Какова специфика взаимодействия между массовой, элитарной и народной культурой?

8. На какой способ фиксации информации опирается каждый из данных типов культуры?

 

Семинар по теме 6. Античная культура

Вопросы для обсуждения

1. Особенности мировоззрения в Древней Греции.

2. Основные периоды древнегреческой культуры.

3. Религия в Древней Греции.

4. Греческая мифология.

5. Искусство Древней Греции: особенности, становление и развитие.

6. Древнегреческая архитектура и скульптура.

7. Специфика культуры античного Рима.

Контрольные вопросы

1. Перечислите предпосылки возникновения античной культуры.

2. Назовите основные особенности античной культуры.

3. В чем состоит сущность античной культуры ценностей?



4. Какова роль состязательного начала (агона) в античной культуре?

5. Назовите особенности греческой религии и мифологии акцентируйте внимание на ее антропоморфизме.

6. Каковы принципиальные особенности культуры эпохи эллинизма?

7. Расскажите о культуре Древнего Рима, обращая ос внимание на сочетание заимствований и собственных культурных открытий.

8. Почему возникновение христианства связывают с кризисом
античной культуры?

 

Семинар по теме 8. Культура эпохи Возрождения

Вопросы для обсуждения

1. Идейное содержание и мироощущение Возрождения.

2. Основные этапы развития культуры Возрождения.

3. Итальянское Возрождение:

- ранее итальянское Возрождение;

- культура Возрождения в Италии 16 века;

- высокое Возрождение в Италии

4. Культура Возрождения в Германии 16в. Становление гуманизма.

5. Культура Нидерландов 15-16вв.

 

Контрольные вопросы

1. Сопоставьте основные доминанты средневековой культуры и культуры Возрождения.

2. Перечислите основные этапы развития культуры Возрождения.

3. В чем проявляли себя такие качества культуры Возрождения. Как разнообразие и диалогичность?

4. Какова концепция возрожденческого гуманизма?

5. В чем состоял художественный переворот Возрождения?

6. Каковы особенности живописи и архитектуры этого периода?

7. Чем отличается художественный мир Итальянского и Северного Возрождения?

 

Семинар по теме 10. Европейская культура XX века

Вопросы для обсуждения

1. Культура XX века как общий исторический тип.

2. Актуальные проблемы современной культуры.

3. Архитектура XX века.

4. Дизайн как явление XX века.

5. Кубизм.

6. Абстракционизм.

7. Сюрреализм.

 

 

Контрольные вопросы

1. Как оценивается кризис западной культуры XX века в работах западных и отечественных мыслителей?

2. Как оценивали философы XIX-XX вв. феномен массовизации?

3. Дайте характеристику основным направлениям модернизма: абстракционизму, кубизму, сюрреализму и др.


Семинар по теме 11. Русская средневековая культура

Вопросы для обсуждения

1. Культура Киевской Руси IX–XI вв.

2. Древнерусская письменность и литература.

3. Культура русских земель в период татаро-монгольского ига.

4. Культура Руси периода образования централизованного государства.

 

Контрольные вопросы

1. Проследите истоки, традиции, эволюцию языческой культуры древних славян.

2. Каким образом соотносились язычество и христианство в их борьбе и сосуществовании?

3. Какие черты русского культурного архетипа определило православие?

4. Каким образом повлияло христианство на развитие древнерусской литературы, архитектуры, живописи?

5. Какими были последствия татаро-монгольского нашествия для русской культуры?

6. Какими чертами обладало русское Возрождение XVI-XVII вв.? Что обусловило процесс возрождения русской культуры?

7. Каким образом соотносились в различные периоды развития Руси православие и самодержавие?

 

Семинар по теме 12. Русская культура Нового времени

Вопросы для обсуждения

1. Русская культура XVII в.

2. Преобразования Петра I в области культуры.

3. Русская культура II половины XVIII в.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте эпоху Петра I с точки зрения западников и славянофилов.

2. Чем были обусловлены реформы Петра I и европеизация России?

3. Каким образом развитие русской культуры в начале XVIII в. было связано с развитием науки?

4. В чем состояла суть образовательных реформ Петра I?

5. Чем стал Петербург для России? Чем были обусловлены особенности его архитектурного решения?

6. Каковы были особенности европейских стилей в русском варианте? Раскройте особенности русского барокко, русского классицизма.

7. В чем состоят особенности русской литературы XVIII в. в свете идей Просвещения?

8. В чем состоит принципиальное отличие западноевропейского и русского Просвещения? Какой вопрос был главным в русском Просвещении?

9. Каким образом проявился кризис русского просветительства?

 

Семинар по теме 13. Русская культура XIX – начала XX веков. Интеллигенция и ее роль в истории России

Вопросы для обсуждения

1. Русская культура I половины XIX в.

2. Образование и наука в России I половины XIX в.

3. Интеллигенция как феномен русской культуры.

4. Русская литература II-й половины XIX – начала ХХ в.

5. Образование и наука во II-й половине XIX – начале XX века.

6. Русское искусство во II-й половине XIX – начале XX века.

7. Художественная культура Серебряного века: театр, музыка, изобразительное искусство.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы принципиальные особенности русской культуры XIX в.?

2. В чем состояла суть реформ 1860-х гг. и каково их культурное значение?

3. Каковы основные направления художественной культуры первой половины XIX в.?

4. Каковы особенности «золотого века» русской культуры?

5. Раскройте сущностные черты интеллигенции в России второй половины XIX в. Обратите внимание на ее оппозиционность режиму.

6. Чем обусловлена демократизация литературы и искусства второй половины XIX в.?

7. Каковы особенности культуры Серебряного века?

 

Семинар по теме 14. Отечественная культура советской и постсоветской эпохи

Вопросы для обсуждения

1. Культурные преобразования России после Октябрьской революции.

2. Культурное развитие СССР в 20-е - 30-е годы.

3. Культура СССР в годы великой Отечественной войны и послевоенный период.

4. Наука и культура в период «оттепели».

5. Культура периода застоя.

6. Современная социокультурная ситуация: противоречивость тенденций.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состояла культурная сущность революции 1917 г.?

2. Соотносились ли в контексте реальности 20-х гг. идеи художественного и социального переустройства общества?

3. Раскройте особенности исторической судьбы авангардного искусства и искусства пролеткульта.

4. В чем состоит различие адаптационных стратегий, осуществляемых советской культурой в 20-30-гг.?

5. Можно ли назвать эстетику соцреализма политической мифологией? Почему?

6. Какие черты искусства 50-х гг. позволяют определить его как массовую культуры?

7. Какие ценностные установки массовая культура формирует в современном российском обществе?

8. Почему язык является интегрирующим средством культуры?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Общие положения

Овладение культурологией требует определенных усилий, поэтому следует соблюдать последовательность и систематичность в работе. Изучение ее складывается из лекционного курса, самостоятельных работ студентов и семинарских занятий.

Лекция занимает центральное место в изучении курса культурологии. В ней излагаются главные, узловые проблемы тем. Поэтому она определяет работу студентов.

Лекционные занятия по дисциплине проводятся в классической форме с применением электронных и технических средств, с созданием проблемных ситуаций, лекции - диалога, обсуждением логически увязанного исторического материала и философских аспектов с современностью и профилем подготовки студентов.

Однако почти каждая лекция требует дальнейшей доработки, самостоятельной или с помощью преподавателя.

Важной стадией изучения темы является семинарское занятие. Семинар по культурологии – это такой вид практических занятий, который позволяет не только проверить самостоятельную работу студента, а, главное, дает ему возможность научиться самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения. Ведущей характеристикой эффективности семинара является активность обсуждения рассматриваемых проблем, качество и количество дополнений, замечаний и задаваемых студентами друг другу вопросов.

При рассмотрении большинства тем курса используются знания студентов по истории, философии, социологии, истории социологии.

Самостоятельна работа студентов заключается в подготовке сообщений и докладов на семинарские занятия, написание рефератов и создание презентаций по вопросам.

Учебным планом предусмотрено выполнение домашнего задания и контрольной работы. Домашние задания выдаются накануне семинарских занятий. Темы работы определяются персонально каждому обучающемуся и служат критерием оценки уровня теоретических знаний и практических, методических навыков студентов.

Для осуществления текущего контроля и проверки усвоения материала предусматривается проведение контрольной работы, тестов контроля знаний студентов, ответы на проблемные вопросы.

Итоговая форма контроля - устный зачет.

6.2 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Работа по контролю усвоения материала студентами экспресс – опрос, проверка усвоения терминологического и фактологического материала, ответы по тестам, выполнение контрольной работы и домашних заданий. Тематика контрольных вопросов, заданий приводится в плане каждого семинара и определяется для выполнения студентам по мере прохождения дисциплины с публичным разбором содержания и оформления работы.

Выполнение домашнего задания предполагает самостоятельную работу над научной и периодической литературой, интернет ресурсами, навыки научно-исследовательской работы. Тематика домашних заданий охватывает весь курс культурологии. Студенты сами выбирают тему задания.

Домашнее задание представляет собой законченную реферативную работу со вступлением, основным содержанием, заключением, списком литературы, объемом 10-15 страниц. Работа должна быть сдана для проверки и оценки за 1 месяц до зачета.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются устные опросы, выступления с докладами, рефератами, выполнение контрольных работ, тесты.

Промежуточная аттестация проводится два раза в семестр, на зачетных неделях.

Итоговая оценка за освоение дисциплины определяется преподавателем, как комплексная. С этой целью применяется балльно-рейтинговая система.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.