|
Rat CVS (Cardiovascular System)Программа Rat CVS моделирует эксперимент по воздействию различных препаратов на сердечно-сосудистую систему крысы. Программа позволяет регистрировать изменения системного артериального давления, давления, создаваемого в левом желудочке, венозного давления, силу и частоту сердечного сокращения. Возможно также моделирование спинальной крысы. Экспериментатору возможно производить инъекции различных препаратов в требуемых дозах (дигоксин, атенолол, изопреналин, лозартан и т.д.), стимулировать нервную систему (блуждающий нерв и т.д.). Все это сопровождается визуализацией изменения параметров сердечно-сосудистой системы в реальном времени. Программа может быть использована как для обучения студентов, так и для контроля – можно “вводить” крысе неизвестные препараты с целью их определения студентом. Rat CVS разработана John Dempster, University of Strathclyde. Rat CVS - введение адреналина в дозе 10 мкг/кг TheVirtualCat Программа The Virual Cat моделирует эксперимент по воздействию различных препаратов на сердечно-сосудистую и мышечную систему кошки. Программа позволяет регистрировать изменения системного артериального давления, частоту сердечных сокращений, силу и частоту сокращений m. tibialis. Экспериментатор может вводить широкий спектр препаратов (атропин, гистамин, морфин, тубокурарин) в необходимой дозе. Так же, как и Rat CVS, программа Virtual Cat может быть использована и для обучения и для контроля – возможен режим работы, при котором студенту необходимо определить “введенный” в кровоток или прямо в мышцу препарат. The Virtual Cat разработана John Dempster, University of Strathclyde. The Virtual Cat - введение ацетилхолина в дозе 5 мкг/кг
- симуляторы с использованием манекенов могут быть выполнены с различной степенью сложности и реалистичности, но обычно всегда дороги. Передовые модели включают физическую модель человеческого тела и непрерывно регистрируют сигналы, отражающие физиологические параметры, такие как электрокардиограмма, артериальное давление, капнограмма, пульсоксиметрия и т.д. Ранние системы такого рода требовали вмешательства обучаемого для изменения поведения в соответствии с предпринимаемыми действиями. Современные варианты используют сложные компьютерные модели физиологии и фармакологии человека для автоматической генерации ответов манекеном и сигнальными отведениями. В противоположность текстовому и графическому тренажерам, использование манекенов позволяет развить некоторые практические навыки, которые впоследствии будут применяться в клинике. - симуляторы виртуальной реальности начали приобретать популярность последнее время, особенно для обучения хирургов. С их помощью возможен переход от двумерного руководства к миру трехмерных имитированных больных. Принципиальная сложность существует в трудности моделирования тактильных ощущений. Тем не менне эта проблема активно разрабатывается в многочисленных научно-исследовательских центрах с привлечением микро-технологий. Виртуальное вскрытие в виртуальной лаборатории 5.3. Самостоятельная работа по теме: - Работа в базе данных Uniprot.org - Работа в программе StarBiochem – визуализация и анализ структур биологических молекул и макромолекул. - Работа с банком генетических данных Европейского института биоинформатики. 5.4. Итоговый контроль знаний: - ответы на вопросы по теме занятия; - решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.
Вопросы по теме занятия 1. Что такое компьютерная модель? 2. Опишите схему рационального исследования с применением результатов исследований in vivo и in vitro. 3. Перечислите основные этапы компьютерного моделирования. 4. Назовите примеры задач компьютерного моделирования физиологических процессов (минимум 5). 5. В чем сложность моделирования морфологических процессов? 6. Перечислите науки, которые используют компьютерные методы в моделировании молекулярно-генетических и биохимических процессов. 7. Перечислите задачи, решаемые системами поддержки принятия решения в медицине. 8. В чем преимущества и недостатки использования компьютерных методов в медицинском образовании? 9. Назовите категории компьютерных моделей, применяемых в медицинском образовании. 10. Перечислите известные вам банки молекулярно-генетических данных (минимум 3). Тестовые задания 1. ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА – ЭТО... 1) система, которая в будущем полностью заменит врачей 2) система управления базами данных 3) компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации 4) компьютерная программа, в которой работают только эксперты 2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: 1) позволяют полностью исключить эксперименты с лабораторными животными 2) способствуют пониманию и усвоению материала на теоретическом уровне, но не развивают у студентов практических навыков 3) дают возможность получения полноценного медицинского образования в дистанционной форме 4) позволяют полностью отказаться от клинических испытаний на животных 3. К НАУКАМ, ЗАНИМАЮЩИМСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ НА МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ОТНОСЯТСЯ: а) биоинформатика; б) системная биология; в) метаболомика;
1) а, б, в 2) а, в, г 3) б, в, г 4) а, б, г 4. К ОСНОВНЫМ ЭТАПАМ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: а) постановка задачи; б) переход к математической модели;
1) а, б, в 2) б, в, г 3) а, в, г 4) а, б, г 5. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ… 1) позволяет смоделировать развитие человеческого организма от стадии оплодотворенной яйцеклетки до взрослой особи на молекулярно-генетическом уровне 2) позволяет воссоздать эволюционный процесс на Земле 3) позволяет создавать модели только некоторых морфологических и морфогенетических процессов 4) является устаревшим направлением
Ситуационные задачи Задача №1: Известно, что всего одна аминокислотная замена в бета-цепи гемоглобина человека приводит к заболеванию серповидноклеточной анемией. Используя программу StarBioChem, выясните: 1. Замена какого аминокислотного остатка приводит к патологии? 2. Какова структура (конформация) белка в норме и при патологии? (ответ дать в виде графических изображений, выделить гемы)
Задача №2: Миоглобин - кислород-связывающий белок скелетных мышц и мышцы сердца. Аминокислотная последовательность данного белка известна для многих организмов. Используя базу данных Uniprot.org, выясните: 1. Аминокислотную последовательность миоглобиона человека? 2. На сколько отличаются аминокислотные последовательности миоглобиона человека и другого млекопитающего (например, дельфина)? 6. Домашнее задание для уяснения темы занятия: учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работе по теме.
![]() ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|