Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственный медицинский университет г. семей





Государственный медицинский университет г. семей

 

Кафедра общественного здравоохранения

 

Силлабус

(Syllabus)

Дисциплина: Общественное здоровье

Код дисциплины: ОZ 5304

 

Специальность: 5В110200 - «Общественное здравоохранение»

Объем учебных часов/кредитов*:45 (1 кредит)

 

Курс и семестр изучения: 3 курс 5, 6 семестр

 

 

Семей 2011 г

 

Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой ____ общественного здравоохранения и информатики, на основании

типовой учебной программы, разработанной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан по специальности 5В110200 «Общественное здравоохранение».

 

наименование дисциплины: « Общественное здоровье»

 

Авторы к.м.н. старший преподаватель кафедры Хисметова З. А.

 

 

Обсужден на заседании кафедры от _______ _______________2011 г.

 

Протокол №____

Зав.кафедрой, профессор Ж..Б.Базарбек

 

 

Сведения о преподавателях:

Базарбек Ж.Б. к.м.н., профессор.

Базарбек Женисбек Базарбекович с 1993 года возглавляет кафедру общественного здравоохранения и информатики, является автором более ста научных работ. За период работы в академии неоднократно объявлялись благодарности с занесением в личное дело, награжден грамотой акима области, нагрудным знаком отличника здравоохранения РК.

Рахметова К.У. к.м.н., доцент

Рахметова Кумыс Усеновна в 1981 году закончила лечебный факультет СГМИ. После окончания клинической ординатуры и аспирантуры работает на кафедре с 1993 года, в 1995 году защитила кандидатскую диссертацию. С 1996г. понастоящее время работает доцентом на этой кафедре. Ведет большую учебно-методическую работу, является эдвайзером факультета и старшим куратором кафедры. Является автором более 50 научных работ, из них соавтором трёх монографий.

Самарова У.С. к.м.н., доцент

С 1994 год по настоящее время работает на кафедре Самарова Умытжан Сапаргалиевна. В 1982 году окончила СГМИ. С 1985 года работала ассистентом кафедры общей гигиены института. В 1994 года защитила кандидатскую диссертацию. С 1995 года работает на кафедре в должности доцента. Является автором более 50 научных работ. Ведет большую учебную, методическую работу.

Рахимжанова Ф.С. к.м.н., и.о. доцента

Рахимжанова Фарида Сергазиновназакончила в 1989 году СГМИ, лечебный факультет, с1989 года работала на кафедре инфекционных болезней, медицинской биологии, а с 1998 года по настоящее время на кафедре общественного здравоохранения. В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию. Является автором более 30 научных работ, в том числе 1 учебно-методического пособия. В настоящее время работает в должности доцента, ведет большую учебную, методическую работу.

Хисметова З.А. к.м.н., старший преподаватель

С 1994 года после окончания СГМИ на кафедре работает Хисметова Зайтуна Абдулкасымовна. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию.

С 2001 года работает в должности старшего преподавателя. Является автором более 30 научных работ. Ведет учебную, методическую, воспитательную работу на кафедре.

Мусаханова А.К., к.м.н.,преподаватель

Мусаханова Акмарал Калмахамбетовна работает на кафедре с 2009 года, к.м.н.,является автором более 10 работ, ведет учебную, воспитательную работу.

Горемыкина М.В., к.м.н., преподаватель

Горемыкина Майя Валентиновна работает на кафедре с 2010 года. В 2009году защитила кандидатскую диссертацию. Является автором более 35 научных работ. Ведет учебную, научную работы.

Берекенова Г.А., к.м.н., преподаватель

Берекенова Гульнар Абубакировна работает на кафедре с 2010 года, к.м.н. Является автором более 20 работ, ведет учебную, воспитательную работу.

Нурмуканов Д.К., к.м.н., преподаватель

Калиханова К.Е., преподаватель

Алтынбекова А.А., преподаватель

Введение

В настоящее время существует множество определений здоровья, посвященных тем или иным аспектам этой категории и основанных на различных подходах и критериях. Вместе с тем, приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. Определения и оценки здоровья менялись на протяжении всей истории здравоохранения, а сам процесс становления и развития науки о здоровье сопряжен с преодолением множества трудностей, обусловленных сложностью самого объекта изучения.

Историческим событием XX века стало признание социальной обусловленности здоровья, что закреплено в Уставе и многих других основополагающих документах Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического* и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

С этих позиций, общественное здоровье – это комплексная характеристика физического, психического и социального благополучия населения, отражающая усилия общества по ведению гражданами здорового образа жизни, профилактике заболеваний и травм, а также предотвращению влияния неблагоприятных факторов среды обитания.

Динамичность общественного здоровья и трансформация типа патологии выдвигают перед общественным здоровьем как отраслью медицинской науки и учебной дисциплиной принципиально новые цели и задачи, решать которые предстоит поколению специалистов новой формации.

Цель дисциплины: формирование представлений о методологии статистического анализа и комплексной оценки общественного здоровья, способах управления здоровьем на популяционном уровне.

Задачи дисциплины:

· обучить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем;

· обучить системному подходу к анализу общественного здоровья;

· сформировать готовность к решению проблем общественного здоровья.

Конечные результаты дисциплины

Студент должен

знать:

· социальную, экономическую и медицинскую значимость здоровья и болезни;

· теории и концепции общественного здоровья;

· многофакторную детерминацию общественного здоровья;

· показатели и тенденции здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями;

· теоретические и методические основы статистики здоровья: основы демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и фи­зического развития;

· современное состояние здоровья населения Казахстана;

· уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;

· медико-социальную значимость приоритетных классов болезней;

· действующие информационные системы учета состояния здоровья населения;

· приоритеты охраны здоровья населения.

уметь:

· рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями,

· собирать и анализировать информацию о демографических процессах и заболеваемости населения, статистически обрабатывать ее с использованием современных компьютерных технологий;

· оценивать и интерпретировать результаты статистического анализа здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания;

· выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;

· применять медико-статистические методы изучения здо­ровья населения;

· заполнять медицинскую документацию;

· разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения.

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины

Пререквизиты: информатика, экология, политология, социология, основы права, основы экономической теории, история медицины, биостатистика.

Постреквизиты: окружающая среда и здоровье, основы маркетинга и менеджмента, инфекционные болезни, основы доказательной медицины, коммунальная гигиена, эпидемиология, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена труда.

Краткое содержание дисциплины

Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье, определение. Репродуктивные права граждан и гарантии их осуществления». Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы. Государственная программа «Мужчины и репродуктивное здоровье» на 2009-2012 годы.

Планирование семьи. Регуляция плодовитости, определение, методы. Аборт как медико-социальная проблема. Распространенность аборта. Влияние социальных факторов на частоту абортов. Влияние аборта на здоровье женщины. Основные мероприятия по борьбе с абортами. Значение мер контрацепции в борьбе с абортами, профилактике их отрицательных последствий для здоровья женщин детородного возраста.

Материнская смертность как интегрирующий показатель здоровья женщин репродуктивного возраста. Материнская смертность, связанная непосредственно и косвенно с акушерскими причинами. Главные причины всех материнских потерь в Казахстане: экстрагенитальные заболевания, акушерские кровотечения, гестозы, аборты. Индекс здоровья женщин.

Физическое развитие

Основные признаки и параметры физического развития (антропометрические, физиометрические, соматоскопические). Методика статистической обработки антропометрических данных. Стандарты и оценочные таблицы физического развития. Индивидуальная и групповая оценка физического развития. Сигмальная оценка. Медико-социальные аспекты акселерации и децелерации. Система наблюдения за физическим развитием отдельных групп населения: новорожденных, дошкольников, школьников, учащихся, студентов, допризывников, призывников, рабочих отдельных профессий.

Инвалидность

Причины инвалидности. Группы инвалидности и принципы их определения. Инвалидизация населения, уровни и структура. Документация медико-социальных экспертных комиссий. Показатели инвалидности.

Список рекомендуемой литературы

На казахском языке

основная:

1. Биғалиева Р., Исмаилов Ш. Әлеуметтік медицина және денсаулық сақтауды басқару. – Алматы, 2001. – 371 б.

На русском языке

основная:

1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

2. Общественное здоровье и здравоохранение /Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 528 с.

3. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. - С.-Петербург, 2000.- 914 с.

дополнительная:

1. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.

2. Девятко В.Н., Аканов А.А. Здоровье народа и здравоохранение Казахстана в переходный период: опыт, уроки, проблемы. – Алматы, 1999.-–140 с.

3. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.

4. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. – М.: Медицина, 2003. – 512 с.

5. Медик В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: Медицина, 2006. – 528 с.

6. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – В 3-х частях. – М.: Медицина, 2003.

7. Муминов Т.А., Камалиев М.А. Анализ здравоохранения с позиций социального маркетинга. – Алматы, 2003.– 170 с.

8. Муминов Т.А., Камалиев М.А., Аязбаева А.Г., Шахиева А.М. Медико-социальные и эпидемиологические аспекты здорового образа жизни. – Алматы, 1999.– 170 с.

9. Шарманов Т.Ш. Мировое здравоохранение до и после великой Алма-Атинской конференции. – Алматы-Вашингтон-Женева, 2003. – 143 с.

10. Тульчинский Т.Х., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999. – 1049 с.

 

На английском языке

основная:

1. Tulchinsky T.H., Varavikova E.A. The New Public Health: An Introduction. – Jerusalem, 1999. – 1049

10. Методы обучения и преподавания:

Лекции: обзорные, проблемные.

Практические занятия: работа с электронными пособиями и учебниками, контрольными вопросами и схемами, решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах

Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП): деловая игра, устный опрос, работа в малых группах

Самостоятельная работа студента (СРС): работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов и презентаций

11. Критерии и правила оценки знаний:

Текущий контроль:

Решение ситуационных задач, письменный контроль.

Рубежный контроль: коллоквиум.

Итоговый контроль:

экзамен, включающий устное собеседование и тестирование, оценка практических навыков.

 

Шкала оценки знаний

 

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 Неудовлетворительно

 

 


Шкала оценок СРС (согласно критериям выполнения)
Критерии качества Неудовлет ворительно F 0 баллов Удовлет воритель но D 1,0 баллов Удовлет- воритель но D+ 1,33 балла Удовлет ворительно C- 1,67 баллов Удовлет ворительно C 2,0 балла Удовлет ворительно C+ 2,33 балла Хорошо B- 2,67 балла Хорошо B 3,0 балла Хорошо B+ 3,33 балла Отлично A- 3,67 балла Отлично A 4,0 балла
Соответствие содержания СРС теме и поставленным задачам Работа не соответ ствует теме Содержание СРС частично соответств. теме, но не соответств. поставленным задачам Содержание СРС частично соответствует теме и поставленным задачам Содержание СРС не полностью соответствует теме и поставленным задачам Содержание СРС не полностью соответствует поставленным задачам Содержание СРС в основном соответствует теме и поставленным задачам Содержание СРС соответствует теме и поставленным задачам Содержание СРС полностью соответствует теме и поставленным задачам Содержание СРС полностью соответствует теме и поставленным задачам Содержание СРС полностью соответствует теме и поставленным задачам Содержание СРС полностью соответствует теме и поставленным задачам
Полнота раскрытия темы и использования источников Тема не раскрыта Тема раскрыта частично, несответствие источникам использованной литературы Тема раскрыта частично, исп-но мало источников Тема раскрыта недостаточно, исп-но мало источников Тема раскрыта недостаточно, исп-ны основные источники Тема раскрыта недостаточно, использованы не все основные источники литературы Тема раскрыта не полностью и некоторые положения требуют уточнения. Использованы не все основные источники литературы. Тема раскрыта, однако некоторые положения СРС изложены слишком подробно, требуют уточнения. Использованы основные источники литературы. Тема раскрыта полностью, однако некоторые положения требуют использования современных источников литературы. Использованы основные источники литературы. Тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве. Тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве.
Умение обобщить материал и сделать аргументированные выводы и предложения Выводы не сделаны, предложе ний нет. Материал не обобщен, выводов и предложений нет. Материал частично обобщен, выводов и предложений нет. Материал частично обобщен, выводов и предложений нет. Материал обобщен не в полном объеме, выводы и предложения не соотв.содержанию СРС. Материал обобщен, но выводы и предложения нечеткие, не полные. Материал обобщен, но выводы требуют более полного подведения итогов. Материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие. Материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие Материал обобщен, сделаны аргументированные выводы и предложения. Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы. Четко прослеживается мнение автора, его отношение к проблеме по направле ниям ее решения.
Соответствие структуры и оформления СРС критериям выполнения Не соответствует Не соблюдены основные требования. Осн. треб-я к оформ. соблюдены частично, стр-ра неполная, отсутств. ссылки в тексте. Основные требования к оформлению соблюдены не полностью, неправильно оформлена библиография. Осн. треб-я к оформ. соблюдены, но есть замеч. по оформлению отд. разделов СРС. Основные требования к оформлению соблюдены. Основные требования к оформлению соблюдены. Основные требования к оформлению соблюдены. Оформление СРС соответствует предъявляемым требованиям, но имеются незначительные замечания. Оформление СРС полностью соответствует предъявляемым требованиям. Оформление СРС полностью соответствует предъявляемым требованиям, имеются информативные иллюстрации высокого качества.

 

 


 

Государственный медицинский университет г. семей

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.