Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







V. Особые нормы, регулирующие профессиональную





Деятельность СМИ.

Комплексная цель модуля: изучение положений и норм, регулирующих правовое положение СМИ, содержащихся в иных отраслях права, ознакомление с практикой их правоприменения.

Лекция 12. Авторское право и смежные права в системе функционирования средств массовой информации.

Гражданское законодательство РФ об авторском праве. Гражданский кодекс РФ 4. IV. Общие положения. Авторское право: сфера действия и объект, возникновение авторского права, имущественные и неимущественные права, сроки действия авторского права и т.д. Смежные права: сфера действия, субъекты смежных прав и права производителей и исполнителей, права организаций и эфирного вещания и др. коллективное управление имущественными правами. Защита авторских и смежных прав. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Авторско-правовая природа редакционной печати. Статус внештатных авторов. Права организаций эфирного и кабельного вещания. Проблемы охраны авторских прав в сетевых СМИ. Авторско-правовая природа произведений мультимедиа. Коллективное управление имущественными и личными неимущественными правами авторов и обладателей смежных прав. Роль государства в охране интеллектуальной собственности. Пиратство в области интеллектуальной собственности и международная борьба с ним.

Лекция 13. Законодательство РФ о государственной тайне и других видах тайн.

Закон РФ «О государственной тайне» (1993 г.). Общие положения. Сведения, относящиеся к государственной тайне. Засекречивание сведений и их носителей. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Защита государственной тайны. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны. Указ Президента РФ от 30 марта 1994 года № 614 «Вопросы защиты государственной тайны». Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 года № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, и различным степеням секретности». Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, и различным степеням секретности. Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. №71 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям.

 

Лекция 14. Рекламное право и деятельность СМИ.

Закон РФ «О рекламе» (1995 г.). Общие положения. Органы регулирования рекламной деятельности. Общие требования к рекламе. Специальные требования к рекламе. Требования к организации распространения рекламы. Порядок осуществления контроля над рекламой. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Указ Президента РФ «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» (1995 г., 17
февраля, №161). Указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» (1994 г., 10 июня, №1183). Рекомендации Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ «О рекламе, опасной для жизни и здоровья, распространяемой средствами массовой информации» (РГ, 1994 г., 14 мая). Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст. 36. Распространение рекламы). Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 13 марта 1995 г. «Об ответственности за нарушение запрета на рекламу».

Лекция 15. Правовое регулирование экономических отношений в сфере массовой информации.

СМИ как элемент рыночной экономики. Процессы концентрации и монополизации в сфере СМИ. Предотвращение монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма.

Понятие профессиональной самостоятельности редакции. Пути и средства обеспечения редакционной самостоятельности.

Регулирование рекламы в СМИ. Коллизии норм законодательства о рекламе с нормами законодательства о СМИ.

Экономическая поддержка СМИ. Налоговые, таможенные и иные льготы для СМИ. Система дотирования районных и городских газет. Роль международных и благотворительных организаций в экономической поддержке независимости и плюрализма СМИ.

Проектные письменные задания для студентов:

а) Авторское право в системе СМИ: теория вопроса.

б) Защита (охрана) авторских и смежных прав.

в) Государственная тайна и СМИ: правоотношения и правоприменительная практика.

г) Законодательство о рекламе: нормы, регулирующие рекламную деятельность СМИ.

д) Медиаправо и медиарынок.

Контрольные тесты:

Законодательство об авторском праве защищает права автора после его смерти в течении:

- 25 лет;

- 50 лет;

- 70 лет;

- 100 лет.

Контрафактный экземпляр произведения – это:

- факт недостоверной рекламы;

- оскорбляющая честь и достоинство информация;

- публикация секретных сведений;

- произведение, выпущенное с нарушением законодательства.

Смежные права защищают:

- исполнителей;

- подрядчиков;

- соавторов произведения;

- смежников.

Какие сведения не относятся к государственной тайне:

- из области военной деятельности;

- из области внешнеполитической деятельности;

- здоровье Президента, других правительствующих лиц;

- разведывательная и контрразведывательная деятельность;

- оперативно-розыскная деятельность;

- коммерческая деятельность.

Рубежная отчетность – за правильные ответы на все вопросы студенту начисляется 100 баллов. Для получения удовлетворительной оценки требуется набрать не ниже 50 баллов. Качественно выполненная письменная работа составляет 100 баллов.

Литература:

Конституция РФ. –М., 1996.

Законодательство о средствах массовой информации: Учебно-практические материалы /Ред.-сост. А.Г.Рихтер. –М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

Гражданский кодекс РФ. Ч.IV. –М., 2007.

Правовые основы журналистики: Словарь-справочник / Н.И.Бусленко. Изд. 2-е, доп. и испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

План семинарского занятия

Тема: Российское законодательство о СМИ как правовой институт.

Цель семинара: Углубить и закрепить теоретические знания студентов о правовых основах деятельности средств массовой информации в демократическом государстве: сформировать систему представлений о правовой культуре, правосознании журналиста, изучить механизмы применения основных правовых норм в сфере его профессионального поведения.

 

Темы докладов:

1. Правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации.

2. Место и роль законодательства РФ.

3. Закон о СМИ (1991 г.): структура, содержание, перспективы реформирования.

4. Право СМИ в системе законотворчества субъектов федерации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Информационное право: понятие и содержание.

2. Система и источники права массовой информации в Российской Федерации.

3. Институт свободы массовой информации: понятие и структура.

4. Закон о СМИ - основной регулятор информационных отношений в сфере СМИ, его структура и основные положения.

5. Законодательные основы организации деятельности СМИ.

6. СМИ и власть в Российской Федерации.

7. Право на доступ к информации для журналистов и редакций.

8. Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных СМИ на территории Российской Федерации.

9. СМИ и выборы.

10.Международно-правовое регулирование свободы массовой информации.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (1993).

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991).

3. Федеральный Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

5. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Научно-практический комментарий проф. М.А. Федотова. - М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

6. Комментарий к Закону РФ о СМИ /Научный редактор проф. В.Н. Монахов; авторы-составители Г.Ю. Арапова, А.А. Глисков, Д.Г. Шишкин. - М.:"Галерея", 2001.

7. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/ Под ред. акад. Б.Н. Толорнина. - М.: Юристъ, 1997.

8. Правовое поле журналиста. Настольная справочная книга журналиста. - М.: «Славянский диалог», 1997.

9. Трошкин Ю.В. Права человека: Нарушение и защита прав человека и прессы: Учеб. пособие. -М., 1997.

10. Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Издательство «Цветная печать», 1998.

11. Бусленко Н.И. Медиаправо России: документы, комментарии, вопросы и ответы /Автор. –Ростов н/Д: Феникс, 2005.

12. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций. - М.: Центр «Право и СМИ», 1998.

13. Правовые аспекты лицензирования телерадиовещания и телекоммуникаций. - М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.