|
ЛЕКЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ 1. Понятие и значение ППФП 2. Структура ППФП 3. Факторы, определяющие содержание ППФП 4. Направленность ППФП (общие и специальные требования). 5. Производственная гимнастика ППФП – подраздел (подсистема) физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающий формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ППФП Как показывают исследования, требования к физической и психической подготовленности инженера существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых врачу, педагогу, строительному рабочему, полеводу и др. Различия в требованиях к физической и психической подготовленности диктуют необходимость в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП). Установлено, что в процессе ППФП успешно формируется комплекс психофизических и личностных качеств, необходимых работнику в его профессиональной деятельности: – психическая устойчивость, волевые качества; – приобретаются знания и умения в области производственной гимнастики; – развиваются сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки; – обеспечивается высокий уровень функционирования систем организма; Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов позволяет сократить срок профессиональной адаптации, повысить профессиональное мастерство, увеличить производительность труда, профессиональную работоспособность и экономичность работы организма. ППФП, как и процесс физического воспитания в целом, способствует укреплению здоровья, повышению устойчивости организма к заболеваниям (в т.ч. и профессиональным). Данные экспериментального анализа показывают, что: – 24% всех ошибок, задержек в работе, аварий, остановок оборудования происходит из-за недостаточного уровня развития физических качеств; – 37% ошибок – из-за недостаточного развития психических качеств. Внедрение ППФП в учебный процесс физического воспитания студентов вузов страны с целью повышения уровня подготовки кадров является государственной задачей. ППФП является составной частью (подсистемой) учебного процесса по физическому воспитанию, в котором используются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического воспитания.
СТРУКТУРА ППФП ППФП в процессе учёбы в университете Для успешного решения задач ППФП необходимо иметь: – материально-техническую базу (залы, площадки, стадион, тренажёры, инвентарь); – наличие учебно-методической литературы; – теоретически и методически подготовленных специалистов – руководителей ППФП; – хороший уровень организации физического воспитания в коллективе; – просветительская работа среди студентов. Таким образом, ППФП студентов вузов – это сложный системный процесс, связанный с воспитательной, образовательной и оздоровительной работой, проводимой на кафедрах физического воспитания.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП 1. Сфера деятельности, т.е. вид труда, важнейшие производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др. Пример 1. Так работа, связанная с управлениями автоматами в технических системах (операторская, диспетчерская деятельность) требует высокого уровня различных двигательных реакций, наблюдательности, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Пример 2. Работа, основанная на наблюдении и контроле (чтение показаний приборов, слежение за показаниями и пр.), предъявляет высокие требования к объему, распределению и устойчивости внимания, общей ловкости и координации пальцев рук, специальной мышечной выносливости. 2. Условия труда: место работы (в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под водой); микроклимат, режим труда и отдыха; характер рабочих поз; границы зон рабочего места; виды профессиональных вредностей. Условия труда в различных профессиях резко отличаются. Пример 1. Работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре и ее колебании требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температуры, хорошего состояния ССС, системы терморегуляции, общей выносливости. Пример 2. При работе на ограниченной опоре, на высоте необходим навык сохранять статическое и динамическое равновесие, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Пример 3. Длительная работа в вынужденной позе (сидя, стоя) требует статической выносливости мышц туловища, в особенности спины, устойчивости к гиподинамии. Пример 4. В работе, где присутствует перемещение по протяженной рабочей зоне, необходима общая выносливость, хорошее состояние опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Профессиональные вредности, как составная часть условий труда (гиподинамия, загазованность воздуха вредными химическими веществами, воздействие радиации и пр.), являются основанием для формирования специальных физических качеств, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов. 3. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности: приём, хранение и переработка производственной информации, моторные действия, нагрузка на отдельные органы, эмоциональное состояние, утомляемость и динамика работоспособности, тяжесть работы (исходящая из условий труда). Пример 1. Если производственная информация поступает в большом объеме в виде зрительных, слуховых и тактильных сигналов, то можно сделать вывод, что для успешной трудовой деятельности требуется высокий уровень развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Пример 2. Если моторные действия в профессиональной деятельности производятся преимущественно руками, то необходима ловкость и координация движений рук. Пример 3. Работа, характеризующаяся разнообразными двигательными действиями почти всего мышечного аппарата, требует от работника хорошей общефизической подготовленности. Все вышеназванные факторы в своей совокупности и определяют характер ППФП, по которым составляются специальные профессиограммы.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ППФП (ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ) Общие требования – Различные сенсорные (основанные на органах чувств), умственные, двигательные, волевые, педагогические, организаторские умения и навыки. Каждому инженеру, например, требуются умения быстро разобраться в сложной производственной ситуации, снять излишнее эмоциональное напряжение и пр. Развитию этих навыков и качеств во многом содействуют занятия физической культурой. – Высокий уровень профессиональной работоспособности инженера, т.е. выносливости и восстанавливаемости его организма. Доказано, что недостаточный уровень работоспособности приводит к быстрому утомлению (а то и переутомлению) человека, к возникновению ошибок, срывов в работе, аварий. – Хорошее состояние ССС и ЦНС. Исследованиями показано, что от 43 до 80% инженеров, занимающихся управленческой деятельностью, страдают заболеваниями ССС. – Умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения (при управлении различными кнопками, переключателями, рычагами, маховичками и др.); количество таких движений за смену достигает нескольких тысяч. Отсутствие таких способностей ведёт к большому расходованию энергии, перенапряжению нервно-мышечного аппарата, что нередко приводит к различным заболеваниям. – Для многих профессий, характеризующихся малоподвижным состоянием (гиподинамией), принципиально важно иметь высокий уровень статической выносливости мышц спины. К примеру, среди инженеров-экономистов в течение года на 15,4% болеет больше лиц, чем среди инженеров-электриков (у которых работа отличается достаточно высокой двигательной активностью). – Устойчивость (специальная выносливость) к чередованию незначительной физической нагрузки и периодов достаточно высокой двигательной активности. – Сенсомоторная координация для способности быстро перестраивать двигательные действия во внезапно меняющейся обстановке. – Большое значение имеет простая двигательная реакция – быстрый ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (пуск, остановка оборудования); реакция различения – быстрый ответ на один из сигналов; реакция выбора – быстрый выбор нужного двигательного действия на ряд возможных сигналов; реакция на движущийся предмет (работа со стрелочными приборами…). Высокая реакция является одним из показателей высокой квалификации специалиста, причём значение ее с ростом автоматизации все возрастает. – Внимание: способность воспринимать одновременно несколько объектов (объем внимания); выполнять несколько действий (распределение внимания), скажем, удерживать информацию с монитора и одновременно работать с клавиатурой; быстро переносить внимание с одного объекта на другой (перераспределение внимания); способность удерживать внимание длительное время (устойчивость внимания). – Оперативное мышление – быстро анализировать поступающую информацию и выбирать правильное решение для последующей реализации. – Оперативная и долговременная память на поступающую и возрастающую информацию. – Эмоциональная устойчивость – способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без ущерба для своего здоровья. – Выдержка и самообладание – необходимые качества для обеспечения нормального микроклимата в коллективе. – Коммуникабельность – способность к общению, взаимодействию, нахождению общего языка в процессе трудовой деятельности.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА Производственная гимнастика – использование физических упражнений как до, так и в режиме рабочего дня с целью сокращения периода врабатывания организма в трудовую деятельность, повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний. Гимнастика на производстве отнимает всего несколько минут рабочего времени, но приносит неоценимую пользу трудящимся и самому производственному процессу. Проводится она непосредственно на рабочем месте (в лаборатории, цехе, отделе и т.п.). Формы занятий производственной гимнастикой: Вводная гимнастика Цель вводной гимнастики – ускорить протекание физиологических процессов в организме, повысить функциональную готовность к работе, сократить период врабатываемости организма в трудовую деятельность (обычно он продолжается 1,5-2часа). Продолжительность вводной гимнастики 7-10мин. Физкультурная пауза С помощью физкультурной паузы осуществляется активный отдых, достигается устойчивая и высокая работоспособность ЦНС, снижается профессиональное утомление. Проводится она за 2 часа до окончания рабочего дня (при обеденном перерыве в 1-ой половине рабочего дня). Физкультминутки Это малые формы активного отдыха, практикующиеся там, где нет возможности проводить физкультурные паузы. Состоят они из 2-3-х упражнений и имеют целью усиление деятельности функциональных систем организма. Микропаузы Проводятся они в течение 20-30сек. непосредственно на рабочем месте в виде 2-3-х упражнений для снятия утомления мышц, доминирующих в данной трудовой деятельности. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|