|
Объект, предмет, методы и задачи информатики ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Интенсивное внедрение информационных технологий в экономику привело к образованию одного из направлений в информатике – информатики, которая является интегрированной прикладной дисциплиной, основанной на межпредметных связях информатики, экономики и математики. Теоретической основой для изучения информатики является информатика. Основными объектами информатики, как известно, выступают: информация; компьютеры; информационные системы. Общие теоретические основы информатики: информация; системы счисления; кодирование; алгоритмы. Экономическая информатика – это наука об информационных системах, используемых для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе. Объектом информатики выступают информационные системы, которые обеспечивают решение предпринимательских и организационных задач, возникающих в экономических системах (экономических объектах). То есть, объектом информатики выступают экономические информационные системы, конечная цель функционирования которых является эффективное управление экономической системой. Предмет информатики – технологии способы автоматизации информационных процессов с применением экономических данных. Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого невозможно применять компьютеры в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволит достичь поставленной цели, например, «повысить конкурентоспособность в следующем квартале». Задача информатики – изучение теоретических основ информатики и приобретение навыков использования прикладных систем обработки экономических данных и систем программирования для персональных компьютеров и компьютерных сетей. В более общих случаях задача заключается не в поиске операций, необходимых для превращения исходных данных в результирующие, а в достижение целей управления. Экономические задачи можно представить с помощью иерархических зависимостей: на высшем уровне находится общая задача, отражающая общие цели руководства, далее идут подзадачи структурных подразделений зависящие от общей цели и отражающие цели следующего уровня в иерархии руководства, и т.д. Более конкретные задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные. Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций, поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного. Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д. В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на: • поисковые; • расчетные (транзакционные); • аналитические; • интеллектуальные. Поисковые задачи, для решения которых разработаны специальные информационно-поисковые системы (ИПС), вначале периода использования компьютеров в экономике занимали незначительный объем. В основном задачи такого рода решались в библиографических, патентных, правовых и других сферах. Однако вместе с развитием электронного документооборота, а также глобальной, локальных и других сетей ситуация кардинально стала меняться. Наличие электронных архивов, больших хранилищ данных, ресурсов Интернета стимулировали разработку соответствующих инструментальных средств, что существенно повлияло на статус ИПС. Расчетные задачи наиболее распространены в экономике, так как к ним относятся задачи получения учетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой). Это те задачи, без решения которых не может обойтись ни одно предприятие или организация. В рамках данного класса задач в экономике приходится решать в основном прямые задачи. Прямые задачи, предназначенные для определения результатов, полученных в процессе производственно-хозяйственной деятельности, представляют собой констатацию фактического состояния управляемого объекта путем расчета интегрированных (обобщенных) экономических показателей. Аналитические задачи предназначены для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном используются обратные задачи, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты («как сделать, чтобы...?»). Если воспользоваться примером прямой задачи, реализующей следующее требование: «определить рентабельность предприятия на основе показателей месячной бухгалтерской отчетности», то обратная задача имеет противоположное назначение, так как позволяет ответить на вопрос: «какими должны быть показатели месячной бухгалтерской отчетности, обеспечивающие повышение рентабельности по сравнению с базовым периодом на 10 %»? Интеллектуальные задачи ориентированы на использование достижений в области искусственного интеллекта: инженерии знаний, экспертных систем, обработки нечетких множеств и слабо структурированных данных, интеллектуальной обработки данных и т.д. Характерными чертами для данного класса задач являются: • возможность обработки произвольных запросов на языке, максимально приближенном к естественному; • способность работать с неопределенными и ограниченными данными, решать плохо формализованные задачи; • возможность извлечения информации из уже известных ситуаций и имеющегося опыта, а также вывода новой информации, хранимой в базах знаний; • способность интеллектуальной системы объяснять свои выводы, неудачи, а также определять границы своей компетентности.
Отметим, что интеллектуальные задачи постепенно усложняются, а их количество только растет. Основные понятия в информатике К базовым понятиям, которые используются в информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия. Напомним, что термины «данные» происходит от слова data – факт, а «информация» (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение. Данные – это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию. Информация – это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные представляют фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию. Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Также знания можно рассмотреть как вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал. Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальными знаниями принято называть знания и опыт специалистов в определенной предметной области. Необходимо отметить, что универсальных определений этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний. Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Для решения поставленной задачи фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, а далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания. В зависимости от сферы использования информация может быть различной: научной, технической, управляющей, экономической и т.д. Для информатики интерес представляет экономическая информация. Данные и информация являются входом и выходом для информационной системы (ИС). Входная информация — это информация, поступающая в систему в виде различных документов, сообщений, сигналов, необходимая для функционирования информатизационной автоматизированной системы (АС) Выходная информация — это информация, получаемая и в результате работы автоматизированной системы (АС). Оперативная информация — это информация, отражающая на данный конкретный момент времени состояние объекта автоматизации. Нормативно-справочная информация — это информация из нормативных документов и справочников, используемая при функционировании АС. Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность и устойчивость [7, 10]. Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация — совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах [15]. К экономической информации относятся сведения о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах и др. Выделим еще некоторые понятия, имеющих отношение к информатике. Так, в практике решения расчетных задач довольно часто используются понятия «трансакция» и «транзакция». Введем их определение: • трансакция — это элементарный акт хозяйственной, финансовой и другой деятельности, отражаемый на каком-либо материальном носителе; • транзакция — множество операций, используемое для обработки данных с помощью компьютера в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователя. Данное множество операций выполняется полностью либо не выполняется вовсе. В дальнейшем будем пользоваться понятием «транзакция», так как оно имеет непосредственное отношение к компьютеру. ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|