|
Понятие источников права социального обеспечения и их классификацияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция № 4 Понятие источников права социального обеспечения и их классификация Общая характеристика основных источников права социального обеспечения Нормативные правовые акты – основные источники права Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, которые рассчитаны на неоднократное применение. Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменением изменяются источники права социального обеспечения. Классификация источников права социального обеспечения 1) по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе 2) по сфере их действия 3) по органам, принявшим нормативный правовой акт 4) по форме акта 5) по правовым институтам 6) по источникам финансирования 7) по содержанию нормативных правовых актов Конституция как источник права социального обеспечения Особое место среди источников занимает Конституция РФ, которая является базой для всего текущего законодательства в России. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46, 53 и др.) Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают. По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Конституционные и текущие федеральные законы • На федеральном уровне принимаются федеральные законы, которые делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законам относятся законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ. Текущими называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и федеральных конституционных законов. В праве социального обеспечения они касаются отдельных правовых институтов. • В особый вид выделяют также кодификационные законы – это акты, предусматривающие комплексное регулирование определенной сферы общественных отношений. К ним относятся: • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» • Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Классификация источников по форме акта Кроме того, в качестве системообразующего источника можно назвать Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы Минтруда РФ, Минздрава РФ) и др. Классификация источников по сфере действия По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на федеральные, региональные, муниципальные, локальные, а также отраслевые. Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные акты законодательства о социальном обеспечении (например, инвалиды, ветераны, дети-сироты, чернобыльцы и целый ряд других категорий граждан). Множество и разнообразие источников права Социального обеспечения Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых: - закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения - отражаются требования и условия их предоставления - регламентируется организационно-правовой порядок осуществления предписаний соответствующих нормативных правовых актов. Международные правовые акты как источники Права социального обеспечения Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные правовые акты К их числу относятся важнейшие международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека (1948) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) Европейская социальная хартия (пересмотренная,1996) К первой группе источников также относятся конвенции Международной организации труда, например: • Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962), согласно которой повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития • Конвенция МОТ № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962) Важную роль в праве социального обеспечения играют рекомендации МОТ: например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983) Источниками права социального обеспечения являются соглашения, заключаемые государствами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Эти соглашения устанавливают условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Одним из первых было подписано Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (1992) Законы РФ (федеральные законы) как источники Основные законы, касающиеся предоставления Социальных услуг Принят ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, в том числе законы: • от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2015 г.) • от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» • от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» • другие законы Лекция № 5 Процедурные правоотношения Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, классифицируются на следующие группы: •1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению • 2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению Основные элементы правоотношения: субъект, объект и содержание правоотношения Одним из участников правоотношений по социальному обеспечению всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим - государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо) Непременным условием для того, чтобы стать участником правоотношения, является обладание таким юридическим качеством, как правосубъектность. Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования. Предоставление социального обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. В данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве, может быть отъединена от правоспособности, и право на социальное обеспечение может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением конкретного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, могут быть застрахованные лица (т.е. лица, подлежащие или ранее подлежавшие обязательному социальному страхованию) либо члены семьи застрахованного лица В этом случае необходима специальная правоспособность (связанная с уплатой страховых взносов). Одновременно с ней возникает и специальная дееспособность. Юридические факты Для того чтобы субъект права социального обеспечения превратился в субъекта правоотношения по социальному обеспечению, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия, - юридические факты. Юридические факты приводят в действие нормы права, которые возлагают на данных субъектов права юридические обязанности и предоставляют им юридические права, делая их тем самым участниками правоотношения. В зависимости от юридических последствий, связанных с ними, выделяются юридические факты: • правообразующие • правоизменяющие • правопрекращающие К числу правообразующих юридических фактов в праве социального обеспечения можно отнести: • достижение соответствующего возраста • инвалидность • временную нетрудоспособность работника • рождение ребенка и другие обстоятельства Объект правоотношения То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения. Содержание правоотношения Еще один элемент правоотношения - это его содержание. Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием - фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. В правоотношениях по социальному обеспечению субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение. Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Органы обязаны производить денежные выплаты, предоставлять услуги и льготы в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке. Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и определенные обязанности. В отличие от юридических обязанностей другого субъекта, которые носят преимущественно материальный характер, обязанности граждан связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурного характера (представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение и т.п.). Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта правоотношения по социальному обеспечению (применение правоограничительных санкций в виде, например, удержания из пенсии; прекращение выплаты пенсии или пособия; приостановление выплаты пособия по безработице и т.п.) Таким образом, содержание правоотношения по социальному обеспечению может быть наиболее полно и правильно понято через корреспондирующую связь субъективных прав и обязанностей его субъектов. Пенсионное правоотношение • Пенсионное правоотношение - это урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение, возникающее в связи с материальным обеспечением граждан, достигших установленного законом возраста, занимавшихся в течение установленного срока любой трудовой либо определенной профессиональной деятельностью, а также граждан, признанных инвалидами либо потерявших кормильца • Такое правоотношение возникает при наличии соответствующего фактического состава. Пенсионные правоотношения можно классифицировать на страховые и нестраховые. • Второй критерий классификации пенсионных правоотношений - это вид назначаемой пенсии, поэтому выделяются правоотношения по поводу пенсии: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной пенсии • По характеру условий назначения пенсии, пенсионные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих основаниях, так и на льготных • Субъекты пенсионных правоотношений - это граждане и органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей • Пенсионные правоотношения возникают на основании сложных юридических составов. Все юридические факты, в зависимости от тех правовых последствий, которые с ними связаны, могут быть классифицированы на три группы. • К первой группе относятся юридические факты, определяющие субъективное право на получение пенсии: • по старости: достижение установленного пенсионного возраста; наличие трудового (страхового) стажа определенной продолжительности; наличие специального страхового стажа • по инвалидности: признание гражданина инвалидом; принадлежность его к определенным категориям лиц: к числу застрахованных лиц либо к числу военнослужащих, чернобыльцев, космонавтов и др. • по случаю потери кормильца: данная группа юридических фактов существенно усложняется, поскольку одна их часть относится к кормильцу, а другая – к нетрудоспособным членам его семьи Ко второй группе юридических фактов, относятся такие, с которыми связано субъективное право на определенную величину пенсионной выплаты (это – величина расчетного пенсионного капитала; наличие иждивенцев; нуждаемость в уходе и т.д.) Третья группа юридических фактов в юридическом составе связана с установленной процедурой оформления пенсионного правоотношения (она приводит в действие механизм реализации субъективного права и начинается с обращения за назначением пенсии, т.е. с волеизъявления гражданина, а завершается принятием компетентным органом решения о назначении пенсии). Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии Содержание пенсионных правоотношений – это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию. Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ее ежемесячное получение в установленном размере и в избранном гражданином порядке и другие. Обязанности и права другого субъекта данного правоотношения – органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Лекция № 4 Понятие источников права социального обеспечения и их классификация Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|