Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции





Максимальное использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцированно, с опорой на сохранное звено нарушенной пси­хической функции. Так, при акустической дисгра­фии формирование слуховой дифференциации звуков необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические афферентации. В других слу­чаях, когда нарушенной является кинестетическая дифференциация звуков, формирование дифферен­циации фонем осуществляется с опорой на слухо­вые, зрительные афферентации.

При акустической дисграфии основное внима­ние уделяется развитию слуховой дифференциации фонетически близких звуков речи.

В процессе устранения артикуляторно-акустической дисграфии основной задачей логопедической работы выступает автоматизация правильного произношения и кинестетическая дифференциация звуков речи.

Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности

Процесс чтения и письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в струк­туре которой можно выделить определенные зве­нья, операции. У детей, страдающих нарушения­ми чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из опе­раций, б) несформированность нескольких опе­раций, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.

В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализа­ции целостной деятельности процесса чтения и письма.

Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма

При одном и том же виде дислексии или дисгра­фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и пись­ма может быть различной. Так, при тяжелой сте­пени дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, у ребенка отме­чается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм фонематического анализа. В связи с этим и направления логопедической работы будут дифференцироваться с учетом симптоматики и степени выраженности нарушения, а также этапа формирования навыков чтения я письма.

Принцип комплексности

Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной ре­чи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами н тесно связа­ны с нарушениями устной речи. В связи с этим ло­гопедическое воздействие при коррекции этих рас­стройств осуществляется на весь комплекс рече­вых нарушений (устной речи, чтения и письма).

Принцип системности

Коррекция каждого вида дислексии и дисгра­фии осуществляется на основе использования сис­темы методов. Использование определенных мето­дик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.

С другой стороны, принцип системности предпо­лагает формирование речи в единстве всех ее ком­понентов как единой функциональной системы.

Принцип деятельностного подхода

Процессы чтения и письма рассматриваются как сложная многоуровневая деятельность, включаю­щая большое количество операций. Первоначально ставится задача формирования нарушенных операций этой деятельности. Постепенно по мере автоматизации отдельных операций формируется целостная структура этой деятельности, при этом основное внимание уделяется операциональному компоненту речевой деятельности.

Принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций

В процессе коррекции дислексии и дисграфии необходимо минимальное введение трудностей, так как эти нарушения связаны с «поломкой» нор­мального психофизиологического механизма осу­ществления речевой деятельности.

В связи с этим на каждом логопедическом заня­тии необходимо усложнять либо речевой материал, либо характер задания. Рекомендуется давать новые задания на наиболее простом речевом ма­териале, постепенно его усложняя.

В процессе коррекции дислексии и дисграфии выделяются определенные этапы логопедической работы. Выделение этапов учитывает последова­тельность формирования данной функции в онто­генезе (см. онтогенетический принцип), поэтапность формирования умственных действий, а также «пошаговый» характер формирования психических функций.

При коррекции дислексии и дисграфий ставится задача формирования умственных, действий (дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза и т. д.). Становление умственных действий представляет собой сложный и длительный процесс. Вначале то или иное действие осуществляется с опорой на развернутые внешние действия, но в дальнейшем внешние действия сокращаются, свертываются, автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями, т. е. интериоризуются (П. Я. Гальперин и др.).

Онтогенетический принцип

В процессе формирования функций, обеспечи­вающих овладение чтением и письмом, необходи­мо учитывать этапы и последовательность их фор­мирования в онтогенезе.

Так, в процессе коррекции аграмматической дис­лексии и дисграфии учитывается, в частности, пос­ледовательность формирования словоизменения в онтогенезе: дифференциация существительных единственного и множественного числа именитель­ного падежа, закрепление употребления форм ви­нительного, далее творительного, родительного, дательного падежей без предлогов, в дальнейшем уточнение в импрессивной и экспрессивной речи предложно-падежных конструкций.

При коррекции дисграфии на почве наруше­ния языкового анализа и синтеза формирование фонематического анализа осуществляется с уче­том онтогенетической последовательности появ­ления форм фонематического анализа. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и после­дний звук в слове, места звука (начало, середи­на, конец). В дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность зву­ков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

 

В настоящее время является общепризнанным, что между не­доразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Дети с нерезко выраженным недоразвитием речи (тре­тий уровень) в массовой школе овладевают некоторыми навыками чтения и письма, но при этом у них возникает целый ряд специфических ошибок. Устранить эти ошибки, как правило, не удается в про­цессе обучения русскому языку в школе: требуется допол­нительная коррекционная работа, направленная на ликвидацию пробелов в развитии устной речи и связанных с ними недостатков чтения и письма.

Для устранения наруше­ний необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.

Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер в своих работах, посвященных проблеме преодоления патологии письменной речи у де­тей, подчеркивают, что устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.

Такую работу обычно проводит логопед на школьных лого­педических пунктах в свободное от уроков время (3—4 раза в неделю).

Устранение недостатков устной речи, чтения и письма на логопедических занятиях ведется одновременно. В основе занятий лежит развитие устной формы речи, накоп­ление детьми речевого опыта и разнообразных наблю­дении над языком. Учащиеся практически овладевают некоторыми закономерностями звуковой стороны речи, словообразования и грамматического строя. Одновре­менно проводятся упражнения в чтении и письме, во время которых дети сознательно используют разнообразный речевой материал.

2. Основные направления логопедической работы:







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.