Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зарубежный опыт регулирования государством экономических отношений





 

Что касается зарубежной практики, необходимо отметить, что комплексное конституционное регулирование экономической роли государства, скорее, исключение, нежели правило мировой практики конституционализма. Зачастую установление целей государственного вмешательства в экономику имеет ярко выраженный социальный характер и не обусловлено собственно экономическими задачами.

Примером подобного регулирования могут служить положения ст. 41 Конституции Итальянской республики: частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или с ущербом для безопасности, свободы, человеческого достоинства. Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях.

Таким образом, на конституционном уровне здесь провозглашается содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности, его общесоциальная направленность. Более распространено в мировой практике закрепление в конституционном законодательстве средств государственного вмешательства, таких, например, как принудительное обращение собственности граждан и юридических лиц в собственность государства (национализация). Как правило, в конституциях устанавливается ряд обязательных условий национализации в современном демократическом государстве:

- проведение ее исключительно на основании закона, в общественных (общих, национальных, публичных и др.) интересах;

- с выплатой обязательной соответствующей компенсации собственнику;

- судебный порядок возмещения стоимости имущества при спорах[12]).

В большинстве случаев основной целью конституционного закрепления порядка осуществления национализации является не столько установление возможности отчуждения имущества в общих целях, сколько защита от произвольного огосударствления и экспроприации имущества добросовестного собственника. Согласно п. 3 ст. 14 Основного закона ФРГ 1949 г., отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону и на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения[13]).

Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. В случае споров о размерах возмещения можно обращаться в суды общей компетенции. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Конституции Итальянской республики 1947 г. в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации. В пункте 1 ст. 14 Конституции Королевства Нидерланды 1983 г. предусматривается, что экспроприация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, предусмотренном Актом парламента либо иными актами, изданными на его основе. В части 2 ст. 62 Конституции Португальской Республики 1976 г. содержится норма о том, что реквизиция и экспроприация в общественных интересах могут быть осуществлены только на основании закона и при условии справедливого вознаграждения.

Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Республики Польши 1997 г., лишение имущества допустимо лишь тогда, когда оно осуществляется в публичных целях и за справедливое вознаграждение. Особенно интересны положения Конституции Греции 1975 г. о национализации, поскольку они сформулированы предельно конкретно, четко и не требуют дополнительной конкретизации в законодательстве. Согласно п. 2 ст. 17 Конституции, никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, тогда и так, когда и как это определено законом, во всяком случае, при условии предварительной полной компенсации, соответствующей стоимости отчуждаемой собственности на момент слушания в суде вопроса о временном определении размера компенсации.

Изменение стоимости собственности, имевшее место после опубликования акта об отчуждении, во внимание не принимается. В соответствии с п. 4 данной статьи компенсация всегда назначается гражданским судом. До момента выплаты компенсации владелец сохраняет все права, и конфискация собственности не допускается.

Назначенная компенсация выплачивается в обязательном порядке не позднее чем в полуторалетний срок с момента опубликования решения о временном назначении компенсации, а в случае прямого запроса об окончательном определении компенсации – с момента опубликования решения судом об этом; в противном случае отчуждение автоматически аннулируются.

Компенсация не облагается налогами, вычетами или сборами. В статье 17 устанавливается, что закон определяет случаи обязательного возмещения утраченного лицам, имеющим право на компенсацию дохода с отчуждаемой недвижимой собственности до момента выплаты компенсации[14]).

Процесс национализации в широких масштабах имел место в странах Западной Европы после второй мировой войны (в Германии, Италии, Франции). Национализировались предприятия, владельцы которых активно поддерживали фашистские режимы. В более поздний период национализация проводилась во Франции (в период президентства социалистов Ф. Миттерана), в Великобритании (национализировались предприятия судостроительной и авиационной промышленности по закону 1977 г.). 1 мая 2006 г. президент Боливии Эво Моралис, выполняя свои предвыборные обещания, передал государственной компании YPFB (Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos) право распоряжаться углеводородными ресурсами, которые до этого находились в распоряжении нескольких десятков иностранных компаний. Теперь 82% доходов от продажи природного газа с крупнейших боливийских месторождений (около 70% добычи голубого топлива в стране) будут поступать в казну. Это, как ожидается, принесет в госбюджет дополнительно 300 млн. долларов в год.

Раньше этому южноамериканскому государству доставалось только 18%. В числе иностранных компаний, занимающихся добычей углеводородного сырья в Боливии и попавших под действие указа, французская «Тоталь», британские «Бритиш гас» и «Бритиш петролеум», американский «Эксон», бразильская «Петробраз» и испанско-аргентинская «Репсол».

Следует иметь в виду, что национализация проводится прежде всего в экономических целях, т.е. для предотвращения финансового краха тех объектов хозяйственной деятельности, роль которых в национальном хозяйстве велика, чтобы не вызвать широкомасштабные негативные социальные последствия. Национализированные предприятия подвергаются санации за счет средств государственного бюджета и могут быть в дальнейшем приватизированы. В этом процессе никто не усматривает посягательства на собственность[15]).

 

Заключение

 

Взаимодействие экономики и права проявляется прежде всего во взаимозависимости экономических и правовых отношений. Хотя экономические отношения и развиваются по собственным законам, но при этом, с одной стороны, многие из них регулируются нормами права, становясь правовыми отношениями, не утрачивая при этом своей экономической сути, с другой стороны, экономические отношения оказывают существенное влияние на всю систему права.

В заключении нашей работы необходимо сказать что для защиты экономических прав государство создает определенные институты, деятельность которых представляет собой способ гарантирования указанных прав. Конституционный контроль над соблюдением экономических прав является одной из основных функций государства, поэтому они возложены прежде всего на органы государственной власти:

- Президента как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина, который может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, субъектов Федерации, поскольку они противоречат Конституции, до решения вопроса соответствующим судом, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 3 ст. 115);

- Правительство, которое осуществляет меры обеспечения законности, прав и свобод граждан (ст. 114);

- Федеральное Собрание РФ, принимающее федеральные законы в целях ограничения прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Определенные функции в области конституционного контроля возложены на федеральный Конституционный Суд, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации[16])».

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в конституционном регулировании экономических отношений все шире используются категории, близкие к экономической системе, экономической основе или к отдельным элементам этих понятий.

Конституция РФ предопределяет рамки, потенциал и перспективы развития экономической системы с учетом развития на ее основе отраслевого законодательства.

Посредством эффективного конституционно-правового регулирования экономических отношений можно преодолеть негативные моменты развития рыночных отношений, обеспечить соблюдение баланса общественных и государственных интересов, гражданского общества и государства.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.