Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Николай Петрович Боголепов (1846-1901) Биографический очерк





 

Николай Павлович Боголепов родился 27 ноября 1846 года во Владычной слободе Пригородной волости Серпуховского уезда Московской губернии. Его отец - Павел Андреевич - происходил из семьи православного священника. На момент рождения своего сына Николая он служил в уездном городке Серпухове квартальным надзирателем. В 1895 году Н.П. Боголепов напишет о своем отце: "Вспоминая теперь его открытый, симпатичный облик, я могу отметить в нем: сильно развитое чувство долга, бесстрашие в опасностях служебной деятельности и частной жизни, строгость к подчиненным, не исключая и своих детей, но вместе с тем и большую доброту, которая выражалась, между прочим, в том, что он с очень ранней юности и до конца своих дней был помощником многочисленной нуждающейся родни"*(1).

Мать Николая Боголепова - Эмилия Карловна (урожденная Фильгабер) - являлась немкой по крови и русской по воспитанию. "Она была первою моею учительницей по всем предметам начального образования"*(2), - отмечал впоследствии Николай Павлович.

Дальнейшее образование Н.П. Боголепова, так же как и его братьев и сестер, проходило под руководством приглашенного в дом учителя Митрофанова, который окончил в свое время филологический факультет Императорского Московского университета и считался лучшим в городе Серпухове учителем. "Уроки его были и интересны и серьезны, - вспоминал Боголепов. - Он систематически восставал против неосмысленного заучивания уроков, которое тогда было в ходу. Я считаю себя очень обязанным этому почтенному и доброму, хотя и строгому учителю. Во время домашнего ученья я был очень ленив. Я оценил его приемы преподавания позже, в гимназии, когда мог сравнивать свою подготовку с подготовкою других учеников"*(3).

В 1857 году Николай Боголепов вынужден был покинуть родительский дом. В Серпухове в то время своей гимназии не было, нанять же учителей для обучения своих детей по гимназической программе в домашних условиях Павлу Андреевичу Боголепову не позволила скудость денежных средств. Поэтому он отправил своего сына для продолжения учебы в 1-ю московскую гимназию, куда тот был зачислен пансионером сразу во второй класс.

Одиннадцатилетний мальчик оказался в чужом городе и как пансионер - в суровой, почти казарменной обстановке, которая не могла не причинять ему, вырванному из беззаботного домашнего быта, тяжких страданий. Хотя и с большим трудом, но Николай Боголепов сумел приспособиться к новым условиям жизни. Уже через два месяца учебы в гимназии он был посажен в классе на место первого ученика.

Последний год обучения в гимназии был для Николая Боголепова особенно труден. Умер его отец*(4), и Николай, как старший из братьев, должен был отныне сам заботиться о своем существовании, да еще помогать матери и младшим братьям и сестрам. Он стал давать уроки. Но все это не помешало ему окончить гимназический курс обучения с золотой медалью. Случилось это в 1864 году. Спустя десять лет директор 1-й московской гимназии М.А. Малиновский напишет известному историку С.М. Соловьеву: "Самым дорогим из дорогих воспоминаний является памятование о светлых личностях, вышедших из гимназии, подобных гг. Боголепову, Соловьеву*(5), Писемскому и других".

В год окончания гимназии Николай Боголепов поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. В автобиографической записке, составленной в 1892 году для "Критико-биографического словаря русских писателей и ученых" С.А. Венгерова*(6), он довольно негативно отзывался о порядках на факультете, с которыми ему пришлось столкнуться в середине 60-х годов. "Для моего научного образования, - писал Николай Павлович, - университетские годы принесли меньше пользы, чем можно было бы ожидать, несмотря на то, что у нас было немало ученых и даровитых профессоров. Наш курс был так многолюден, что профессора должны были ограничиться чтением лекций, беглым просмотром наших сочинений и поверхностным экзаменом из прочитанного курса. Это преподавание могло дать нам много сведений, но мало учило нас, как приниматься за научную работу".

Из лекций, читавшихся на юридическом факультете, более всего привлекали студента Боголепова лекции Б.Н. Чичерина. Ему нравилась спокойная, объективная оценка данным преподавателем тех или иных институтов государственного права, симпатична была и личность Чичерина, который многим слушавшим его лекции студентам представлялся идеалом ученого, гражданина и джентльмена.

Во время обучения в Московском университете Боголепов читал много и бессистемно, а потому без ощутимого результата. Его студенческое сочинение, написанное на последнем курсе на тему "Об обычном праве", заданную для получения золотой медали, было отрицательно оценено рецензентами.

Справедливости ради следует отметить, что более успешной учебе Николая Боголепова сильно мешала материальная нужда, обрушившаяся на его семью после смерти отца. Чтобы как-то сводить концы с концами, студент Боголепов вынужден был давать уроки, отнимавшие у него много физических и духовных сил. Труд этот, правда, не остался без награды. В доме сенатора князя А.К. Ливена, где Николай учил детей, он встретил свою будущую жену - ею станет его бывшая ученица, княжна Екатерина Александровна Ливен: брак Боголепова с ней будет заключен в 1879 году.

Юридический факультет Московского университета Н.П. Боголепов окончил в 1868 году со званием кандидата прав, так как имел по всем экзаменам средний балл не ниже 4,5. Он поступил на государственную службу в Уголовный департамент Сената в Москве, однако проработал здесь неполный год.

Весной 1869 года Боголепов принял предложение профессоров М.Н. Капустина и В.Н. Никольского возвратиться в университет для подготовки к профессорскому званию по кафедре гражданского права. В качестве главного объекта научного исследования он выбрал римское право.

Одновременно Николая Боголепова пригласили в Александровское военное училище на должность репетитора по курсу законоведения, который читал там профессор М.Н. Капустин. В 1870 году Михаил Николаевич был назначен директором Демидовского юридического лицея в Ярославле, и чтение лекций по указанному курсу придется взять на себя Боголепову.

Летом 1873 года Н.П. Боголепов выдержал магистерский экзамен и с осени начал вести на юридическом факультете Московского университета практические занятия по Институциям Юстиниана в качестве приват-доцента. Одновременно ему было поручено закончить чтение курса лекций по системе римского права, который не смог дочитать (по причине смерти) профессор Н.И. Крылов. Кроме того, молодому преподавателю доверили читать лекционный курс по истории римского права.

В 1876 году Боголепов защитил магистерскую диссертацию по теме "Значение общенародного гражданского права (jus gentium) в римской классической юриспруденции"*(7) и был назначен на должность приват-доцента Московского университета. В том же году его отправили в заграничную командировку для совершенствования в юридических науках. В течение двух лет он слушал лекции по римскому праву, истории философии, всемирной истории в университетах Германии (Гейдельбергском и Геттингенском), Франции и Англии.

По возвращении в 1878 году из-за границы Н.П. Боголепов продолжил чтение лекций по истории римского права на юридическом факультете Московского университета.

В 1880 году Николай Павлович принял предложенную ему почетную, но безвозмездную должность инспектора в Ермоло-Мариинском женском училище. Более десяти лет он будет работать здесь над совершенствованием учебного процесса.

В 1881 году Н.П. Боголепов защитил докторскую диссертацию по теме "Формальные ограничения свободы завещаний в римской классической юриспруденции"*(8) и был назначен на должность ординарного профессора Московского университета по кафедре римского права.

В 1883 году Боголепов был избран на должность ректора Московского университета. Его ректорство пришлось на трудные для российских университетов времена. В 1884 году в России был введен в действие новый университетский устав, который ограничил сферу университетского самоуправления и потому был враждебно встречен профессорами и студентами. Благодаря ректору Боголепову в Московском университете переход на новый устав совершился спокойно, без серьезных осложнений.

Занимая должность ректора университета, Боголепов продолжал преподавать на юридическом факультете историю римского права. С 1885 года он начал читать в дополнение к лекциям по истории римского права курс по римскому гражданскому праву времени императора Юстиниана и вести семинарий по нему. Этим занятиям он посвящал по девять часов в неделю в течение всего учебного года.

В 1887 году Боголепов, не доработав немного до конца срока, добровольно ушел с должности ректора Московского университета. Причиной данного шага было постигшее его семью в конце 1886 года огромное горе, сделавшее его совершенно неработоспособным: один за другим умерли двое его детей. Николай Павлович и его супруга Екатерина Александровна остались одни, придавленные несчастьем. Только рождение дочери 3 февраля 1888 года вернет им душевные силы. На другой день - 4 февраля - Николай Павлович напишет одному из своих друзей о своем самочувствии: "Вчера у нас родилась дочь. Ее назвали Марией. Это был для меня особенный день; я как будто начинал новый период своей жизни. Смерть наших первых детей провела резкую грань между прошлым годом и предшествующими годами. Весь 1887 год мы с Катей не жили, а только страдали нравственно. 3-го февраля снова у нас ребенок и снова как будто надежда видеть подле себя молодое поколение"*(9).

В 1891 году Н.П. Боголепов принял после долгих раздумий предложение попечителя Московского учебного округа вновь занять пост ректора Московского университета. Однако проработал он в этой должности всего два года. Университет "бурлил" в эти годы. Многие студенты и преподаватели были вовлечены в политику, их деятельность превращала учебное заведение в политический клуб и делала невозможным нормальное течение учебного процесса. Ректор Боголепов предпринимал попытки успокоить разбушевавшуюся университетскую общественность, но они оказались тщетными. В итоге он подал в 1893 году прошение об отставке со своего поста.

Уход Боголепова с должности ректора Московского университета был на этот раз продиктован его пониманием невозможности отвратить российских студентов от политики. Размышляя в своей записной книжке о студенческих волнениях в университетах Российской империи, Николай Павлович задавал себе вопрос: "Есть ли надежда, что мы скоро освободимся от этого беспокойного состояния, которое не дает возможности вести правильное преподавание и даже лишает спокойствия, необходимого для собственных занятий?"*(10) И отвечал на него отрицательно. Причины студенческих беспорядков Боголепов видел в деятельности революционных группировок, которые, используя недостатки устройства российских университетов, вели успешную политическую пропаганду среди студентов, настраивая их против профессоров, университетского руководства и, в конечном счете, против правительства.

Летом 1895 года Боголепов получил предложение занять должность попечителя Московского учебного округа, охватывавшего одиннадцать губерний Центральной России. Он долго колебался и не принимал решения, но письма, уговоры коллег, желавших видеть разумного и честного человека на таком ответственном посту, побудили его в конце концов ответить согласием на сделанное предложение. Деятельность Боголепова в качестве попечителя Московского учебного округа была направлена прежде всего на создание условий для нормальной работы учебных заведений, и в первую очередь Московского университета. Он решительно выступал против попыток превращения учебных заведений в центры революционной пропаганды.

В декабре 1897 года умер министр народного просвещения И.Д. Делянов. Незадолго до смерти он встречался с императором Николаем II и, заведя речь о своем преемнике на министерском посту, назвал фамилию Н.П. Боголепова. 18 января 1898 года Николай Павлович был вызван на прием к Его Величеству. Государь предложил ему принять должность министра народного просвещения. Боголепов высказал ряд сомнений относительно своих сил и умения справиться с такой трудной и ответственной должностью, но Николай II остался непоколебимым в своем решении назначить именно его новым министром. "Не ожидайте видеть скорых плодов своей деятельности, - заявил Его Величество Боголепову. - Наша жизнь так ничтожна и так коротка в сравнении с жизнью целого государства, что каждый государственный деятель в свою короткую жизнь может сделать весьма мало. Тем не менее надо прилагать все свои силы на общую пользу".

12 февраля 1898 года Н.П. Боголепов вступил на свою роковую стезю. Его деятельность на этом посту была впоследствии подробно описана в специальном издании*(11). Она продолжалась ровно три года. Условия, в которых эта деятельность совершалась, были в высшей степени неблагоприятны для реформ в сфере образования. Университеты сотрясались от студенческих волнений. В такой обстановке министр Боголепов решил уделить основное внимание преобразованию начальной и средней школы, устройству и совершенствованию системы народных школ. Он считал, что хорошо организованная и слаженная работа учреждений начального и среднего образования создаст предпосылки для успешного преобразования системы университетского обучения в России.

Однако реформаторским проектам Н.П. Боголепова в области российского образования не суждено было осуществиться. Новый министр народного просвещения не получил поддержки в своих начинаниях ни со стороны императора, ни от других членов правительства. Министр же финансов С.Ю. Витте, от которого в огромной степени зависел успех реформ в сфере образования, не скрывал своей неприязни к Боголепову и не только не содействовал его реформам, но делал все, чтобы вынудить его уйти в отставку. В одном из своих писем к брату Николай Павлович следующим образом описывал свое положение: "Когда я думаю о своих задачах по министерству народного просвещения, мне жаль оставлять министерство и кажется, что следует еще держаться, чтобы завершить хоть одно крупное дело. Но когда приходится ежегодно выносить студенческие беспорядки, сталкиваться с бесшабашным общественным мнением, которое все требует свободы и не гарантирует ничем от злоупотребления ею, когда и коллеги подставляют ножки, тогда у меня является жажда освободиться от этого несносного министерского бремени и вздохнуть свободно. Насколько возможно, сохраняя порядочность, я защищаюсь. Был бы очень счастлив, если бы мои противники нашли быстрое средство столкнуть меня, не мучая долго. Беда в том, что без предварительных и длинных мучений это не обойдется".

Для пресечения студенческих беспорядков Боголепов вынужден был прибегать к "непопулярным" мерам. Например, в учебных заведениях вводились должности инспекторов и помощников инспекторов, которые призваны были наблюдать за поведением студентов, организовывались литературно-научные кружки, предназначенные для отвлечения студенческой молодежи от "вредных мыслей". Однако самая решительная мера против бунтующих студентов была предложена никем иным, как министром финансов С.Ю. Витте. 29 июля 1900 года императором был утвержден разработанный Витте проект так называемых "Временных правил...", согласно которым студенты отдавались в солдаты "за дерзкое поведение, за грубое неповиновение начальству, за подготовление беспорядков или производство их скопом в стенах заведений и вне оных". Виновником принятия данных мер либеральная интеллигенция объявила министра народного просвещения. В обществе стал распространяться образ реакционного министра, бездушного человека Боголепова.

Николай же Павлович полагал, что применение "Временных правил..." на практике будет по отношению к бунтующим студентам более гуманной мерой, нежели исключение их из университета без права повторного поступления в какое-либо высшее учебное заведение. Студенту, отбывшему воинскую повинность, не воспрещалось продолжать обучение в университете.

В начале 1901 года Боголепов распорядился применить "Временные правила..." в отношении 183-х студентов Университета Святого Владимира в Киеве. Это решение оказалось роковым не только для студентов, но и для министра народного просвещения.

14 февраля 1901 года с 13 часов Боголепов должен был принимать посетителей по личным вопросам. Он прибыл в свое министерство за несколько минут до начала приема, выслушал доклад о текущих делах и начал обход посетителей, собравшихся в приемной. Спустя некоторое время в министерство вошел молодой человек с бледным лицом и трясущимися руками. Служащий министерства показал ему место в приемной, и он, достав бумагу с каким-то прошением, стал ждать, когда к нему подойдет министр Боголепов.

Подойдя к странному молодому человеку, Николай Павлович взял у него из рук прошение и почему-то повернул голову в сторону посетителя, с которым разговаривал до этого. В этот момент молодой человек достал револьвер и выстрелил в министра. Пуля пробила Боголепову шею, и он, потеряв сознание, рухнул на пол приемной. Стрелявший же только успел отбросить револьвер в сторону, как был схвачен и связан. Его доставили в тюрьму и стали допрашивать.

На допросе обнаружилось, что в министра Боголепова стрелял бывший студент Московского и Юрьевского университетов Петр Карпович.

Личное студенческое дело Петра Владимировича Карповича, находящееся ныне в Центральном историческом архиве города Москвы, содержит копию свидетельства о его рождении, в котором указано, что "в метрической книге, хранящейся в архиве Черниговской духовной консистории, Новозыбковского уезда, села Щербинич, Свято-Николаевской церкви за 1874 год, под N 95 мужским, записано так: родился октября первого дня, а крещен третьего дня Петр, родители его: Минской губ. Пинского уезда дворянин Владимир Данилов Карпович и законная его жена Агафия Филиппова, оба православного исповедания"*(12).

В июле 1895 года Петр Карпович был зачислен в студенты отделения естественных наук физико-математического факультета Императорского Московского университета. Однако естественные науки так и не заинтересовали молодого человека. Он посвящает все свои силы общественно-политической деятельности и чтению запрещенных политических трудов. Естественно, что к экзаменам он так и не подготовился. Во время первой экзаменационной сессии Карпович вообще не приходил на экзамены. Однако нерадивого студента не исключили тогда из университета, но оставили на второй год обучения на первом курсе физико-математического факультета. Исключили его из Московского университета за подстрекательство студентов к бунтам в ноябре 1896 года.

В 1898 году Карпович обратился к министру народного просвещения Боголепову с прошением о поступлении на медицинский факультет Императорского Юрьевского университета. И Боголепов удовлетворил это прошение. Но и медицинские науки не заинтересовали Карповича. Впрочем, он поступал в университеты не для того, чтобы учиться. В 1899 году Карповича исключают и из Юрьевского университета - естественно, за участие в студенческих беспорядках. С конца указанного года он обитал в Берлине, где слушал лекции в университете и читал книги в библиотеках.

В начале 1901 года Карпович узнал из германских газет, что группа киевских студентов за участие в студенческих волнениях отдана министром народного просвещения Боголеповым в солдаты. Карпович принял решение отомстить Боголепову. Так возник план его убийства, приведенный в исполнение 14 февраля 1901 года.

Две недели тяжело раненный Боголепов боролся со смертью. Когорта из полутора десятков врачей пыталась помочь ему. Дом Боголеповых посетил император Николай II, чтобы справиться о здоровье министра у его потрясенной супруги княгини Екатерины Александровны. Но все было напрасно. 2 марта 1901 года Николай Павлович скончался.

Полмесяца спустя - 17 марта 1901 года - в Петербургском окружном суде состоялся суд над его убийцей. Он занял около шести часов. По судебному приговору Карпович был приговорен за умышленное убийство министра Боголепова "лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на 20 лет".

Первые пять лет после суда убийца пребывал в заточении в Шлиссельбургской крепости. В 1906 году его отправили в ссылку в забайкальский Акатуй. Однако спустя год ему было разрешено выйти на поселение. Во время перевозки на место поселения Карпович сбежал от сопровождавшей его охраны. На одной из железнодорожных станций он отпросился в магазин, якобы для покупки чего-то. Подошел к железнодорожной кассе, купил билет, сел в вагон подошедшего поезда и уехал. Спустя некоторое время Карпович был уже за границей. После этого он несколько лет активно работал в боевой организации социалистов-революционеров, которой руководил знаменитый агент российской охранки Азеф. Потом отошел от нее. Весть о свержении императора Николая II с престола застала Карповича в Англии. В конце марта 1917 года он вместе с другими российскими эмигрантами отплыл на пароходе в Россию. В Северном море на полпути между Англией и Норвегией этот пароход был потоплен немецкой подводной лодкой. Кое-кто из пассажиров спасся, но Карповичу это сделать не удалось. Судьба, хотя и не с первой попытки, все же покарала злодея.

Убийство Н.П. Боголепова не изменило отношения к нему либерально настроенных интеллигентских кругов. Усилиями либералов, не стеснявшихся прибегать к самой гнусной клевете, он по-прежнему выставлялся в облике "реакционного", "бездушного" деятеля. Даже "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона", претендовавший на объективность, в статье о Н.П. Боголепове нарисовал облик сухого, черствого человека, лишенного каких-либо положительных свойств, реакционера по своим социально-политическим убеждениям.

Между тем люди, лично знавшие Боголепова, рисовали в своих воспоминаниях о нем другой образ. Профессор П.А. Некрасов писал в 1902 году на страницах журнала "Русский вестник" о том, что Н.П. Боголепов "сознавал крайнюю необходимость переработки нашей государственной и общественной жизни, желал ее обновления всею душой и неуклонно стремился к этой цели всеми силами, насколько это касалось близкой ему области устройства школьной жизни", что, следовательно, он "был самым последовательным, горячим и истинным прогрессистом не только по своим стремлениям, но и действиям. Тем не менее либералы наши считают его не своим человеком, так как он расходился с ними коренным образом. Он не верил в их способы работы, требующие ломки русской жизни по чужому образцу, считал такие способы противоестественными, сочувствуя лишь тем приемам усовершенствования, которые являются нормальным продолжением и развитием коренных основ русской жизни. Н.П. Боголепов верил, что истинная гражданская свобода покоится на таких гражданских законах, которые создаются постепенным историческим процессом и соответствуют устойчивому равновесию действующих живых сил. В этом равновесии основные исторические начала, как духовные силы, должны непременно иметь свое отражение. Верховная власть, как самая мощная из всех сил, должна являться в своей движущей вперед, направляющей роли. Этот политический закон устойчивого равновесия и уравновешенного поступательного движения вперед в определенном направлении, указуемом самодержавною волею, Н.П. Боголепов считал главнейшим из основных начал русской жизни, полным внутренней и внешней красоты, созданной народным русским духом"*(13).

В 1893 году, во время пребывания в Швейцарии, Н.П. Боголепов познакомился с редактором бернской газеты "Bund" И.В. Видманом. В 1901 году в статье "Министр Боголепов", опубликованной в берлинской газете "Die Nation" в номере за 15 июня, господин Видман вспоминал: "Он был у меня в доме, сидел за моим столом. Если для бедуина права гостеприимства делают гостя особою священною, то и по отношению ко мне было бы достаточно этого обстоятельства, чтобы объяснить мое желание спасти единственное, что осталось у этого человека, лишенного жизни через политическое убийство, - это его нравственный облик. Но что мне не дает покоя при мысли о бедственной смерти моего тогдашнего гостя и о полном крушении его начинаний, это то неотвязное впечатление, которое произвели на меня при нашем первом знакомстве в 1893 г. его необыкновенное благородство и возвышенный образ мыслей"*(14).

И.В. Видман оставил нам описание и характера, и внешнего облика Н.П. Боголепова: "Его манера ставить вопросы*(15), возражать и делать замечания доказывала необычайную широту умственного кругозора и чисто философскую привычку не довольствоваться неполным решением вопроса, а, напротив того, во всем додумываться до конца и все обсуждать основательно. При этом он вносил в свои вопросы столько сердечного интереса, что наш разговор, несмотря на свой отвлеченный характер, не был сухим и безжизненным. Тем не менее минутами я забывал, что прохаживаюсь по саду с существом из плоти и крови. Этот прозрачно-бледный человек, необыкновенно высокого роста, с чем-то аскетическим на спокойном, мыслящем лице казался мне посетителем из другого света, чем-то вроде Зороастра или Платона, который на несколько часов покинул свое в голубой дали лежащее царство, чтобы немного осмотреться в современном нам мире... У этого духа гор, как я про себя назвал своего посетителя, было нечто детски-чистое и возвышенное в лице и обращении"*(16).

Редактор бернской газеты был хорошо осведомлен о проблемах, с которыми сталкивался Боголепов, отправляя должности ректора Московского университета, попечителя Московского учебного округа и министра народного просвещения. Так, И.В. Видман знал, что Боголепов вызвал нелюбовь к себе со стороны части студентов тем, что "руководствовался убеждением, что молодые люди поступают в университет с тем, чтоб учиться, а не с тем, чтобы заниматься политикой", и что правительство "имеет право требовать от студентов строгого исполнения своих обязанностей, потому что тратит на них большие деньги (600 руб. в год на человека)". Видман безоговорочно признавал это требование справедливым и в доказательство привел передовую статью "Journal de Geneve", перепечатанную во многих швейцарских газетах и в том числе в бернской газете "Bund". В этой статье говорилось: "Женевское правительство не может допустить, чтобы наш университет перестал быть центром научного образования и сделался бы очагом интернациональной политической агитации". Комментируя данное заявление, Видман заметил: "Если таково мнение правителей Женевской демократии, то нельзя считать подобное же требование руководителя Русских университетов деспотичным и существенно расходящимся с действительным назначением университетов"*(17).

К сожалению, подобные здравые оценки, воздававшие должное Н.П. Боголепову, терялись в потоке измышлений, представлявших его бездушным чиновником, который поплатился за свою якобы реакционную политику в области образования. "Его, который почти всю свою жизнь отдал на неутомимое служение другим, - с горечью восклицал П.А. Некрасов, - который для себя почти не жил и семью свою оставил бы без обеспечения, если бы в ней не принял участия Государь; его, который был внимателен одинаково ко всем, и к высшим, и к низшим, для которого ничьи справедливые интересы не были чужды, который спешил исправить всякую невольную ошибку, если он случайно делал ее, который подавал всем руку помощи и добрый совет, его нужно оправдывать, доказывать, что он не был бессердечен и жесток и что это мнение о нем со стороны одних печальное недоразумение, а со стороны других сознательная клевета".

Как преподаватель Н.П. Боголепов вызывал симпатию, - особенно у тех, кто приходил в университет за знаниями. Так, его бывший студент А.Д. Алферов в воспоминаниях, написанных к сороковому дню трагической смерти своего учителя, которые российские либеральные (!) газеты отказались опубликовать даже в отрывках*(18), писал: "Вступая в университетские аудитории, я уже слышал, что есть среди профессоров некто Боголепов, который безжалостно режет студентов на экзамене, и не без интереса, пожалуй - не без тревоги, всматривался на первой лекции в несколько бледное лицо высокого и худого человека, который спокойно, серьезно и очень понятно излагал свой предмет. Никаких фраз, никакой погони за внешним блеском в его лекциях никогда не было; но забота о ясности и последовательности изложения - эта добросовестная педагогическая обработка всегда в них чувствовалась"*(19).

В своих научных работах Н.П. Боголепов последовательно проводил взгляд на право как на отражение общественной жизни. С.А. Муромцев считал его "крайним последователем" немецкого правоведа Р. Иеринга. Однако необходимо признать, что такое понимание права в полной мере соответствовало характеру мировоззрения Боголепова. Он был реалистом и в выводах своих о том или ином явлении всегда шел от действительной жизни. "Положительное право, - писал он, - стоит всегда в тесной связи с остальною жизнью народа; оно всегда предназначается для защиты какого-нибудь интереса этой жизни и потому может быть рассматриваемо как ее отражение, конечно, не всесторонне. Поэтому, когда мы изучаем какое-нибудь правило положительного права, то для его понимания мы должны исследовать, прилагалось ли оно в действительной жизни, и если прилагалось, то каким образом. Мы должны, не ограничиваясь раскрытием его буквального смысла, постараться заглянуть за эту его внешнюю личину, поискать тех жизненных сил, которые вызвали его существование. Тогда только можем мы надеяться оценить его действительное значение в юридической жизни народа".

Почти все научные труды Н.П. Боголепова посвящены проблемам римского права. Так, в своей магистерской диссертации*(20) он рассмотрел вопрос о сущности римского общенародного права (jus gentium). Основной вывод, сделанный им, гласил: общенародное право не имело самостоятельного значения и интереса для римских юристов, но оно играло "важную роль в дальнейшем развитии римского права как средство для достижения другой цели, и в этом своем качестве сделалось предметом учения классических юристов". По мнению Боголепова, римские юристы всех времен очень часто старались совершать новые шаги в юридической области под прикрытием уже признанного права. К подобному средству прибегли и классические юристы. Они объявили, что общенародное право не только содержит в себе многие правила естественного права, но что оно есть само естественное право. "Отождествляя оба права, они думали всей системе естественного права придать значение положительной, под прикрытием имени общенародного права совершить реализацию естественного права в целом".

В рецензии на магистерскую диссертацию Н.П. Боголепова правовед П.Л. Карасевич писал: "Для русских читателей, которые не знакомы с предметом, этот труд представляет большой интерес и принесет несомненную пользу, но в науке римского права он мало подвинул вперед разрешение вопроса об jus gentium, дает мало нового после многих предшествующих трудов немецкой литературы". Однако, несмотря на то, что Боголепов часто лишь повторял выводы, содержавшиеся в работах немецких ученых по римскому праву, его научные исследования носили самостоятельный характер. Он опирался в своих рассуждениях в первую очередь на факты, на тексты оригинальных источников и, исходя из анализа их, делал соответствующие выводы. С.А. Муромцев, критикуя Н.П. Боголепова за то, что он объяснял состояние римского права классического периода сугубо жизненными условиями того же периода, оставляя в стороне связь классического римского права с прошлым, воздавал ему должное как исследователю фактов.

Занимая высокие должности в системе управления народным образованием России, Н.П. Боголепов оставался в душе своей преподавателем. Главный смысл своей государственной деятельности он видел не в различного рода реорганизациях, не в создании новых должностей и органов, а в совершенствовании методики преподавания. "Задача университета, - отмечал он в своих заметках, - научить тем знаниям и приемам, с помощью которых студент может впоследствии сделаться ученым, судьей, адвокатом, администратором и так далее, и развить умственные свои силы, т.е. так вести преподавание, чтоб ученик не боялся самостоятельно работать умом (смелость мысли)"*(21).

Н.П. Боголепов был истинным патриотом. Беды и радости России были его личными бедами и радостями. Судьба России волновала его более своей личной судьбы. "Русские по справедливости считаются очень даровитым народом, - говорил он в речи перед студентами Московского университета 25 августа 1886 года, - но все их таланты пропадают напрасно вследствие того, что они не обладают самым главным талантом - способностью к правильной и настойчивой деятельности. Мы до тех пор не сделаем свою жизнь сносною и никогда не внесем ничего великого в общечеловеческую цивилизацию, если мы не выработаем в себе этой настойчивости. Возьмите любую область деятельности теоретической или практической, вы везде увидите одно и то же: Русский человек берется за дело страстно, работает безостановочно, но затем через короткое время дело ему надоедает, сам он утомляется и бросает работу. Иногда он к ней больше не возвращается, иногда же снова принимается с тем же пылом, чтобы снова бросить ее"*(22). "Я сказал, - пояснял далее Боголепов свою мысль, - что неустойчивость в деятельности есть коренной русский недостаток, который проявляется решительно во всех классах общества, во всех сферах деятельности и который убивает русскую жизнь. Если мы не исправимся в этом отношении, рано или поздно мы погибнем: нас покорят без войны народы, которые умеют работать правильно и упорно; они мирным путем, путем труда, отберут у нас землю и заставят нас работать на них, а в конце концов сотрут нас с лица земли. Симптомы этого вы можете наблюдать и теперь уже: немцы, евреи, армяне и т.д. расселяются на Русской земле и везде становятся господами, а не слугами нашими. Но этот процесс нашего закабаления не может совершаться безболезненно; не имея сил работать так же правильно и упорно, как другие национальности, мы должны будем довольствоваться худшими кусками, ограничивать удовлетворение своих потребностей, терпеть лишения, следовательно, страдать"*(23).

 

* * *

Вновь публикуемый "Учебник истории римского права" Н.П. Боголепова вышел в свет первым изданием в 1895 году*(24). Он возник из лекционного курса, который ординарный профессор Боголепов читал на юридическом факультете Императорского Московского университета. В 1890 году был опубликован первоначальный, сырой его вариант под названием "Пособие к лекциям по истории римского права".

В предисловии к первому изданию своего учебника Николай Павлович назвал его попыткой "составить такой учебник по истории римского права, который бы был приспособлен к степени развития русских юношей и некоторым особенностям русского ума". Он считал, что "даже лучшие иностранные учебники не вполне доступны для среднего русского студента, хотя бы он хорошо знал иностранные языки или читал учебник в переводе".

Во-первых, отмечал он, "западные учебники большею частью излагают чистое право, выделенное из тех связей, с которыми оно является всякому наблюдателю в жизни. Изучение права в таком виде может быть доступно только опытному юристу, который сам сумеет догадаться, для каких потребностей жизни оно было создано. Начинающий юрист этого сделать не может. Поэтому изучение чистого права ему так же претит, как чтение статей закона". Боголепов старался изложить материал своего учебника языком более доступным для студентов, начинающих изучать право. Он представил римское право как бы вырастающим из условий общественной жизни Древнего Рима.

Во-вторых, Боголепов представил римское право в своем учебнике в качестве одного из проявлений нравственной жизни нар







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.