Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Строительная деятельность как объект бухгалтерского учета





Тема 1. Строительная деятельность как объект бухгалтерского учета

Понятие строительства, его особенности

Строительство – это создание на новых площадях зданий и сооружений, расширение, реконструкция, капитальный ремонт действующих зданий и сооружений.

Объект строительства – отдельное здание или сооружение со всеми относящимися к нему внутренними инженерными сетями и коммуникациями.

Стройка – совокупность зданий и сооружений различного назначения, строительство которых осуществляется по единой проектно-сметной документации.

Очередь строительства – часть объектов крупной стройки с законченным технологическим циклом по выпуску продукции, на которые разработан рабочий проект и составлена отдельная смета.

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который введен в действие в 2003 г. к строительным работам относятся (пункт 45 раздела F ОКВЭД):

- производство общестроительных работ;

- устройство покрытий зданий и сооружений;

- производство каменных работ;

- монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций.

и др.

 

К строительным организациям от­носятся:

- проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации;

- подрядные строительные и монтажные организации;

- предприятия стройиндустрии и производства строительных мате­риалов;

- организации, осуществляющие снабжение и производственно-тех­нологическую комплектацию строительства строительными ма­териалами, конструкциями и деталями;

- организации, осуществляющие эксплуатацию и ремонт строитель­ной техники.

Особенности строительного производства:

• характер конечной продукции – здания и сооружения



• нестационарность, мобильность строительного производства

• единичный и мелкосерийный характер строительной продукции

• высокая мобильность трудовых и технических ресурсов

• неподвижность производимой строительной продукции (объекты недвижимости)

• специфические особенности применяемой техники и условий труда

• участие множества хозяйствующих субъектов в производстве строительной продукции

• долгосрочный характер производст­венного процесса

• высокая материалоемкость

• сезонность работ

Этапы (стадии) строительства

1. Подготовка строительства:

- исследование и разработка технических решений

- проектирование объектов и техническая подготовка строительства

- подготовка рабочих кадров

- материально-техническая подготовка и обеспечение строительства

- отвод земли

- разрешение на строительство

2. Собственно строительство:

- земляные работы

- монтаж здания или сооружений

- отделка

- подведение коммуникаций

3. Реализация строительной продукции:

- передача законченных объектов заказчику

- определение финансового результата

 

Участники инвестиционно-строительной деятельности

Форма участия Участники Функции участников
Инвесторы Юр. лица, физ. лица, банки, органы власти и др. Финансирование и кредитование инвестиций в основной капитал
Проектировщики Проектно-архитектурные организации Разработка архитектурной, строительной и сметной документации
Заказчики Юр. лица, физ. лица, органы власти и др. Обеспечение организации строительства, осуществление расчетов за выполненные СМР
Поставщики Производители строительных материалов Производство строительных материалов и ж/б конструкций
Подрядчики Строительно-монтажные организации Производство СМР
Субподрядчики Специализированные строительные организации Выполнение отдельных строительных работ
НИИ Проектно-изыскательские организации Выполнение НИОКР. Массовое внедрение инноваций
Институциональные рыночные структуры Банки, агентства недвижимости, риэлторские конторы Обеспечение обращения (вложение) инвестиций в основной капитал

В строительстве, как правило, невозможно построить объект силами одной организации, поэтому весь объем работ распределяют между несколькими организациями.

Инвесторы – субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: государственные и муниципальные органы, юридические и физические лица.

Функция инвестора – оплата стоимости СМР. Инвестор обладает правом владения, пользования объектами, законченными строительством. Допускается объединение средств инвесторами (соинвесторы). Инвестором может быть и заказчик.

Заказчик– уполномоченные инвесторами юр. и физ. лица которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, но при этом не вмешиваются в деятельность других участников инвестиционно-строительной деятельности. Заказчиками могут быть инвесторы. В качестве заказчиков могут выступать специализированные строительные организации. Деятельность заказчика заключается в организации процесса строительства. Он занимается подбором подрядных строительных организаций, осуществляет технический надзор за строительством, приемку готового строительного объекта.

Задачи заказчика:

На стадии подготовки строительства:

- выбор площади для строительства;

- получение всех необходимых разрешений и согласований

- выбор подрядчика, изготовителей и поставщиков оборудования и материалов

На стадии строительства:

- подготовка строительной площадки

- подготовка проектно-сметной документации

- подготовка материальных и иных ресурсов

- контроль качества работ и приемка выполненных работ

- своевременное финансирование строительства

- сдача объекта инвестору.

Застройщик – организации, специализирующиеся на организации капитального строительства. Застройщиками могут быть дирекции строящихся предприятий.

При выполнении СМР подрядным способом застройщик по отношению к подрядной организации выступает в роли заказчика.

Подрядчик– это юридические лица, выполняющие строительные работы для застройщика (заказчика) по договору на строительство. Полностью отвечают перед заказчиком за выполнение СМР и их надлежащее качество, сдачу и ввод в действие в установленные сроки законченных объектов. На подрядчика возложено обеспечение строительства рабочей силой, строительными механизмами, транспортными средствами, строительными материалами.

Подрядчик вправе поручать по договору выполнение отдельных работ специализированным подрядным организациям – субподрядчикам. В этом случае он выступает в роли генподрядчика для своих субподрядчиков.

 

Субъекты строительства могут совмещать свою деятельность. Например, инвестор может быть одновременно заказчиком и подрядчиком.

 

Тема 2. Особенности бухгалтерского учета активов и обязательств в строительстве

Оценка строительных материалов при поступлении и выбытии,

Отражение в учете

В строительстве материалы поступают в основном от поставщиков, заказчиков, на давальческой основе или изготавливаются самой строительной организацией (например, раствор).

Порядок учета строительных материалов регулируется ПБУ 5/01 «Учет МПЗ». Учет материалов в строительстве ведется на счете 10 «Материалы», к нему открываются субсчета в соответствии с группировкой строительных материалов. Возможно использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

 

Материальные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости - сумма фактических затрат организации на приобретение (без НДС). Фактическая себестоимость запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.

 

Обеспечение стройки материалами в основном возложено на подрядчика.

При приобретении строительных материалов от поставщиков их стоимость определяется как все затраты на приобретение - это суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; таможенные пошлины; транспортно-заготовительные расходы (транспортировка, погрузка, страхование, содержание заготовительно-складского подразделения организации), проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения запасов; затраты по доведению запасов до состояния, пригодного к использованию; другие расходы.

Отражение в учете:

Дт 10 Кт 60 - Приобретение материалов от поставщиков

Дт 10 Кт 71 – поступили материалы от подотчетных лиц.

Дт 19 Кт 60 НДС по приобретенным материалам

Дт 68 Кт 19 Предъявлен к зачету из бюджета НДС по материалам

Дт 60 Кт 51 Оплачены счета поставщика за по­ставленные материалы

 

В строительных организациях, с огромной номенклатурой, частыми поступлениями запасов для учета материалов может использоваться учетная стоимость. Учетная стоимость определяется организацией самостоятельно. Это могут быть:

- договорные цены,

- средняя себестоимость запасов по данным прошлого периода,

- планово-расчетные цены.

При учете материальных запасов по учетным ценам на счете 15 отражаются все затраты, связанные с их заготовлением. Затем материальные ценности по учетной стоимости списываются на счет 10, а разница между фактической себестоимостью приобретения запасов и их учетной стоимостью отражается на отдельном счете 16. Таким образом,движение материалов отражается по учетным ценам, а их фактическая себестоимость определяется суммированием учетной цены и отклонения фактической себестоимости от учетной цены. Учетные цены применяются для облегчения и упрощения процедуры оценки материальных ценностей.

Учетные цены применяется и тогда, когда материалы уже поступили в организацию, а расчетные документы от поставщиков запаздывают (неотфактурованные поставки). В таком случае материалы приходуют по учетным ценам, затем при поступлении расчетных документов, высчитывают разницу между фактической стоимостью приобретенных материалов и учетными ценами.

Отражение в учете:

Дт 15 Кт 60 - Акцептованы счета поставщиков; оприходованы материалы по покупной цене от поставщиков; списаны транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой мате­риалов на склад

Дт 10 Кт 15 - Оприходованы материальные ценно­сти по учетной цене

Дт 16 Кт 15 или Дт 15 Кт 16 - Списано отклонение между фактиче­ской себестоимостью материалов и их учетной ценой: Дт 16 Кт 15 – если учетная цена меньше фактической; Дт 15 Кт 16 - если учетная цена больше фактической

Дт 20, 23, 25, 26 Кт 10 - Списана учетная стоимость материа­лов на строительство (Дт 20), на затраты вспомогательного производства (Дт 23), на содержание строительных машин и механизмов (Дт 25), на накладные расходы (Дт 26)

или Дт 08.3 Кт 10 - Списана стоимость мате­риалов на СМР у заказчика или при осуществлении строительства хозяйственным способом.

Дт 20, 23, 25, 26 или 08.3 Кт 16 - Списана разница между фактической себестоимостью материалов и их учет­ной ценой (если учетная цена материалов меньше фактической стоимости) на строительство (Дт 20), на затраты вспомогательного производства (Дт 23), на содержание строительных машин и механизмов (Дт 25), на накладные расходы (Дт 26). Если сальдо счета 16 кредитовое (когда учетная цена материалов больше фактической их стоимости) запись Дт 20, 23, 25, 26, 08.3 Кт 16 записывается сторно (с минусом).

Условия договора строительного подряда могут предусматривать осуществление работ с использованием материалов заказчика. В этом случае подрядная организация может учитывать полученные от заказчика материалы двумя способами:

1) Приходует полученные материалы на счет 10, учитывает их при определении стоимости выполненных работ с последующим зачетом при осуществлении расчетов с заказчиком. В учете делаются следующие записи:

Дт 10 Кт 62 – оприходованы полученные от заказчика материалы

Дт 19 Кт 62 - отражен НДС по полученным материалам

Дт 20 – Кт 10 – использование материалов в строительстве

 

Дт 90 – Кт 10 – списание строительных материалов, подлежащих возврату заказчику

Дт 90 – Кт 19 – списание НДС по подлежащим возврату заказчику материалам

Дт 62 – Кт 90 – Отнесение на расчеты с заказчиком стоимости материалов, подлежащих возврату.

 

2. Поступление материалов от заказчика в качестве давальческого сырья. Материалы учитываются на счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Д 003 – приняты материалы от заказчика

По окончании строительных работ заказчику представляется счет только на стоимость СМР без включения в них стоимости материалов. Суммы, учтенные на счете 003, списываются после приемки объемов выполненных работ.

К 003 – списаны материалы, полученные от заказчика.

 

В строительстве материалы могут изготавливаться самой организацией. Это растворы, опалубки, бетонные блоки и др. Такие материалы оцениваются в сумме фактических затрат.

Отражение в учете:

Дт 23 Кт 10, 70, 69, 25, 26 – учтены материалы (Кт 10), зарплата (Кт 70), страховые взносы (Кт 69), затраты на эксплуатацию строительных машин (Кт 25), накладные расходы (Кт 26) в стоимости материалов, изготавливаемых организацией

Дт 10, 20 Кт 23 – оприходованы (Дт 10) или списаны на затраты по строительству (Дт 20) материалы, изготовленные организацией самостоятельно.

 

В строительной организации материалы могут быть получены и от разборки временных сооружений (возвратные материалы):

Д 10 К 26, 25 – оприходованы материалы, полученные от разборки временных сооружений (Д 26), строительных машин (К25).

 

Способы оценки материалов при их списании в производство строительной продукции или ином выбытии:

- по себестоимости приобретения каждой единицы (данный метод применяется для материалов открытого хранения)

- по средней себестоимости

- по способу ФИФО

Выбранный способ закрепляется в учетной политике.

 

Дт 20 Кт 10 – материалы отпущены в основное производство

Дт 23 Кт 10 – материалы отпущены во вспомогательное производство. В подрядных организациях вспомогательные производства создаются для обеспечения основного производства различными видами энергии, сжатым воздухом, для ремонта объектов основных средств

Дт 25 Кт 10 – материалы отпущены на содержание строительных машин и механизмов.

Отпуск материалов для управленческих нужд – Дт 26 Кт 10.

 

Синтетический учет затрат

Себестоимость выполнения СМР отражается на счете 20 «Основное производство» с выделением на отдельных субсчетах объектов или этапов работ, участков.

Общая сумма затрат на производство СМР определяется на открытых к счету 20 субсчетах:

20-1 «СМР, выполненные собственными силами» - путем суммирования затрат по статьям калькуляции: материалы, основная ЗП, расходы на содержание и эксп. стр. маш. и мех, накладные расходы

20-2 «СМР, выполненные субподрядчиками» - путем отражения сданных субподрядчиками генподрядчику по договорной стоимости СМР.

 

Дт Структура счета 20 «Основное производство» Кт

Сальдо (Сн) – сумма затрат в НЗП На начало отчетного периода  
Обороты: На субсчете 20-1: Фактические затраты на строительство: а) материалы б) основная ЗП в) расходы на содержание и эксп. стр. маш. г) НР На субсчете 20-2: Сданные субподрядчиками строит. работы Обороты: Фактические затраты по завершенным СМР. Объем выполненных СМР определяется по КС-2  
Оборот по Дт (Од) – общая сумма затрат по СМР Оборот по Кт (Ок) – Фактические затраты по СМР, сданной заказчику строительной продукции
Сальдо (Ск) – затраты в незавершенном строительстве на конец отчетного периода  

 

Аналитический учет затрат основного производства осуществляется по объектам строительства. Фактические затраты по каждому объекту учета накапливаются в разрезе статей калькуляции за месяц с начала года.

 

Учет материальных затрат у подрядчика -(См. предыдущую тему)

 

Механизмов

К строительным машинам и механизмам относятся экскаваторы, бульдозеры, подъемные краны, бетономешалки и т.д. Они объединяются в группу основных средств, называемую «Строительные машины и механизмы».

Паровые турбины, передвижные электростанции, трансформаторы относятся к группе «Силовые машины и механизмы». Данные машины вырабатывают энергию, необходимую для строительных работ.

Для вывоза грунта со строительных площадок, доставки строительных конструкций и материалов предназначены автомобили, объединяемые в группу «Транспортные средства».

Согласно эксплуатационным возможностям машины и механизмы подразделяются на крупные и мелкие. К крупным относятся башенные краны, бульдозеры; к мелким – растворонасосы, растворомешалки, краскопульты и др.

Исходя из принадлежности машин и механизмов к строительной организации они делятся на собственные и арендованные.

 

Затраты на содержание машин и механизмов делятся на разовые и постоянные. К разовым относятся, например, монтаж/демонтаж, пробный пуск и т.д. Эти затраты учитываются предварительно в составе расходов будущих периодов.

К постоянным затратам относятся стоимость горюче-смазочных материалов, зарплата рабочих, обслуживающих машины и др. Эти затраты учитываются непосредственно в составе расходов на содержание машин.

 

С целью контроля за использованием строительных машин ведется оперативный учет использования машин. При этом используются формы первичной документации:

 

 

Первичные документы для учета работы строительных машин

Наименование документа Номер формы Содержание формы
рапорт о работе башенного крана   ЭСМ-1 Применяется для учета работы всех видов кранов при почасовой оплате и является основанием для начисления зарплаты машинистам
путевой лист строительной машины ЭСМ-2 Применяется для учета работы стр. машин на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для начисления зарплаты обслуживающему персоналу
рапорт о выработке строительной машины ЭСМ-3 Используется для учета работы стр. машины при почасовой оплате и является основанием для начисления зарплаты обслуживающему персоналу
рапорт-наряд о работе строительной машины ЭСМ-4 Применяется для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы и является основанием для начисления зарплаты обслуживающему персоналу
карта учета работы строительной машины ЭСМ-5 Применяется при ручной обработке данных для учета отработанного времени стр. машины, а также для учета выполненного объема работ. Заполняется на основании ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3, ЭСМ-4
журнал учета работы строительных машин ЭСМ-6 Для учета и контроля ежедневной работы больших и малых стр. машин, в т.ч. башенных кранов
справка для расчетов за выполненные работы ЭСМ-7 Для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, между генподрядчиком и субподрядчиком, а также для подтверждения выполненных работ строительными машинами. Выписывается на основании ЭСМ-2, ЭСМ-1, ЭСМ-3

 

Затраты на содержание и эксплуатацию как собственных, так и арендованных стр. машин и механизмов учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по видам или группам машин и мех. Затраты включают в себя:

- зарплата рабочих, занятых управлением и обслуживанием стр. машин (механики, машинисты, мотористы и др.). В учете отражается записью: Дт 25 К 70. При этом отчисления во внебюджетные фонды с сумм оплаты труда учитываются в составе накладных расходов: Дт 26 К 69 - начислены страховые взносы.

- материальные расходы, включая топливо, ГСМ: Дт 25 Кт 10

- амортизация машин и механизмов Дт 25 Кт 02

- арендная плата (включая лизинговые платежи) за пользование арендованными стр. машинами Дт 25 Кт 76

- затраты на техобслуживание и диагностирование строительных машин

Дт 25 Кт 76

- затраты на ремонт стр. машин Дт 25 Кт 76, 23, 96 «Резервы предстоящих расходов» (если создается резерв)

- затраты на перебазирование стр. машин, перевозка стр. материалов в пределах стройки

- прочие затраты.

 

Сумма фактических затрат по эксплуатации стр. машин, учтенная на счете 25, ежемесячно списывается на затраты основного производства (счет 20) по объектам строительства исходя из количества машино-смен/машино-часов работы машин на каждом объекте и стоимости машино-смены/машино-часа. Основанием для распределения затрат служат данные первичных документов, сменных рапортов: Дт 20 (по субсчетам) Кт 25

Дт 10 – при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, Дт 20 – при выполнении СМР, Дт 23 при выполнении работ во вспомогательных производствах, Дт 26 – при выполнении работ, учтенных в накладных расходах (например, благоустройство строительных площадок) – Кт 25.

 

Затраты по механизмам, используемым только во вспомогательном производстве, учитываются на счете 23.

Затраты по эксплуатации мелких производственных механизмов (домкраты, лебедки, электродрели и др.), предусмотренные нормами накладных расходов, учитываются на счете 26 в составе накладных расходов.

 

Учет затрат организуется по позаказному методу, при котором объектом учета затрат является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства.

Возможно ведение учета по нормативному методу. При этом учет ведется раздельно в части затрат по нормам и в части затрат, представляющих собой отклонения от норм, путем документирования отклонений при их возникновении (сигнальная документация).

 

Учет накладных расходов

Накладные расходы представляют расходы, связанные с организацией производства и управления. Такие затраты являются частью расходов организации по ее обычной деятельности, связанной с производством строительной продукции. В силу сложившихся традиций данные расходы принято называть накладными. Состав накладных расходов регламентирован в законодательном порядке. Они сгруппированы в разделы:

1. Административно-хозяйственные расходы:

- оплата труда АУП и страховые взносы

- почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи

- содержание и эксплуатация выч. техники, права на использование компьютерных программ

- содержание и эксплуатация зданий, используемых АУП (отопление, освещение, ремонт и др.)

- оплата лицензионных, консультационных, информационных услуг

- приобретение канцтоваров, бланков учета, периодических изданий, технической литературы

- и т.д.

2. Расходы на содержание работников строительства

- подготовка и переподготовка кадров

- страховые взносы на зарплату рабочих, занятых на строительных работах

- обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий

- расходы на охрану труда и технику безопасности

3. Расходы на организацию работ на строительных площадках

- ремонт инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ

- ремонт, содержание и разборка временных сооружений

- содержание пожарной и сторожевой охраны

- расходы по геодезическим работам

и т.д.

4. Прочие накладные расходы

- амортизация по НМА

- платежи по кредитам банков

- реклама

5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы

- обязательное и добровольное страхование

- налоги

- перевозка работников к месту работы и обратно

и др.

 

Для учета накладных расходов предусмотрен активный, собирательно-распределительный счет 26 «Общехозяйственные расходы», на котором отражаются накладные расходы в разрезе групп. Бухгалтерские записи по данному счету типовые.

Административно-хозяйственные расходы (1 группа), учетные на счете 26, списываются ежемесячно согласно учетной политике: на счет 20 или на счет 90.

Накладные расходы основного производства (2,3 группы), учтенные на счете 26, по окончании отчетного периода полностью включаются в затраты по производству СМР следующей записью: Дт 20 Кт 26.

Внутри счета 20 эти расходы подлежат распределению между видами работ (строительные, монтажные) пропорционально их сметной величине. Для определения сметной величины накладных расходов в выполненных СМР необходимо знать:

- нормы накладных расходов, предназначенных для определения стоимости строительства

- базовой суммой для исчисления сметной величины накладных расходов, зависящей от порядка из лимитирования, согласно которому накладные расходы устанавливаются в процентах от суммы прямых затрат, а по монтажу оборудования – от суммы оплаты труда рабочих.

Для распределения накладных расходов между видами работ и объектами строительства используют следующий алгоритм:

 

1) Сметный размер НР по строительным работам в выполненном объеме работ = Сумма прямых затрат в выполненном объеме работ х Установленный процент отчислений от базовой суммы исчисления сметной величины НР

 

2) Сметный размер НР по монтажным работам в выполненном объеме работ = Сумма основной зарплаты х Установленный процент отчислений от базовой суммы исчисления сметной величины НР

 

3) Общий сметный размер НР = 1) + 2)

 

4) Фактический размер НР по строительным работам в выполненном объеме работ = (Фактическая сумма НР / Общий размер НР) х Сметный размер НР по строительным работам в выполненном объеме работ

 

5) Фактический размер НР по монтажным работам в выполненном объеме работ = (Фактическая сумма НР / Общий размер НР) х Сметный размер НР по монтажным

работам в выполненном объеме работ

 

6) Фактическая сумма НР по строительным работам на конкретном объекте = (Фактический размер НР по строительным работам в выполненном объеме работ / Общая сумма прямых затрат по строительным работам) х Сумма ПЗ по каждому объекту строительства

 

7) Фактическая сумма НР по монтажным работам на конкретном объекте = (Фактический размер НР по монтажным работам в выполненном объеме работ / Общая сумма основной зарплаты) х Сумма ОЗП рабочих, выполняющих монтажные работы на конкретном объекте строительства

 

Пример. Сумма прямых затрат в выполненном объеме работ по строительной организации составила 1510000 руб., сумма основной зарплаты – 146000 руб., норма НР по строительным работам – 15 % от суммы прямых затрат, по монтажным работам – 70 % основной зарплаты. Фактическая сумма накладных расходов 154370 руб.

 

Сметный размер НР в выполненном объеме работ составит:

- по строительным работам 1510000 х 15 % = 226500 руб.

- по монтажным работам 146000 х 70 % = 102200 руб.

Общий сметный размер НР 226500 + 102200 = 328700 руб.

 

Распределение фактической суммы НР между видами работ:

- на строительные работы 154370/328700 х 226500 = 106373 руб.

- на монтажные работы 154370/328700 х 102200 = 47997 руб.

 

Внутри видов работ НР распределяются по объектам строительства:

- по строительным работам – пропорционально сумме ПЗ

- по монтажу – пропорционально сумме оплаты труда, начисленной по отдельным объектам работ.

Для этого определяется уд. вес НР в общей сумме затрат по строительным работам, который затем умножается на сумму ПЗ по каждому объекту:

(106373 / 1510000 х 100 % = 7,045 %

Определяется уд. вес НР в общей сумме оплаты труда, который умножается на сумму основной оплаты труда рабочих, выполняющих монтажные работы на конкретном объекте:

(47997 / 146000 х 100 % = 32,88 %

В результате расчетов фактическая сумма НР распределяется по видам работ в разрезе объектов строительства

 

Расчет распределения НР

    Объект ПЗ по строит. Работам (оплата труда и материалы) Основная оплата труда рабочих по монтажным работам Накладные расходы
По строительным работам По монтажным работам   Всего
Школа
Жилой дом    
Теплица    
Итого

 

Таким образом, НР распределяются следующим образом:

 
 

 


База распределения между видами работ

 

 


Особенности применения Плана счетов

Для учета выручки по договору подряда способом «по мере готовности», необходимо к счету 46 ввести дополнительный субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка». Сумма выручки будет отражаться по дебету указанного субсчета в корреспонденции с кредитом счета 90-1 «Продажи». Одновременно в дебет счета 90-2 «Себестоимость» будет списываться со счета 20 «Основное производство» соответствующая доля расходов по выполненным работам.

 

В ПБУ 2/2008 не прописан порядок начисления НДС по промежуточным доходам.

 

По окончании всех работ по договору выручка, начисленная, но не предъявленная к оплате, списывается со счета 46 на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»: Д 62 К 46.

Если же подрядчик, согласно условиям договора, выставляет промежуточные счета на оплату выполненных работ, то по мере предъявления этих счетов выручка списывается с кредита счета 46-2 в дебет счета 62.

Остаток на счете 46-2 может быть как дебетовый, так и кредитовый.

В первом случае величина начисленной выручки, не предъявленной к оплате, больше, чем величина выручки, начисленной по предъявленным к оплате промежуточным счетам. Положительную разницу между этими показателями (дебетовое сальдо счета 46) следует отражать в активе бухгалтерского баланса.

Во втором случае величина начисленной выручки, не предъявленной к оплате, меньше, чем величина выручки, начисленной по предъявленным к оплате промежуточным счетам. Отрицательную разницу между этими показателями (кредитовое сальдо) следует отражать в пассиве бухгалтерского баланса.

Пример 5.Используем условия примера 3.

Перед началом строительства подрядчик получил аванс на сумму 300 млн. руб. В конце первого и второго года подрядчик выставил промежуточные счета на оплату выполненных работ в размере 200 млн. руб. каждый.

По окончании строительства был выставлен счет на оплату выполненных работ на сумму 600 млн. руб.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны такие записи:

Й год

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» 300 000 000 руб. – на расчетный счет подрядчика поступила сумма аванса по договору строительного подряда;

Дебет 46, субсчет 2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» Кредит 90-1 250 000 000 руб. – отражена выручка по договору за 1 год строительства;

Дебет 90-2 Кредит 20 200 000 000 руб. – списаны расходы на строительство, признанные за первый год;

Дебет 90-9 Кредит 99 50 000 000 руб. – выявлен финансовый результат от строительной деятельности;

Дебет 62 Кредит 46, субсчет 2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» 200 000 000 руб. – на основании промежуточных счетов, выставленных подрядчиком, отражена задолженность заказчика по выполненным работам.

Поскольку разница между суммой выручки, не предъявленной к оплате, и величиной выручки, предъявленной к оплате, является положительной (дебетовое сальдо по счету 46-2), в активе бухгалтерского баланса будет отражена сумма 50 млн. руб. (250 млн. руб. – 200 млн. руб.).

В пассиве бухгалтерского баланса будет отражена сумма предоплаты, полученной от заказчика в размере 300 млн. руб.

Й год

Дебет 46, субсчет 2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» Кредит 90-1 450 000 000 руб. – отражена выручка по договору за 2-й год строительства;

Дебет 90-2 Кредит 20 360 000 000 руб. – списаны расходы на строительство, признанные за 2-й год;

Дебет 90-9 Кредит 99 90 000 000 руб. – выявлен финансовый результат от строительной деятельности;

Дебет 62 Кредит 46, субсчет 2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» 200 000 000 руб. – на основании промежуточных счетов, выставленных подрядчиком, отражена задолженность заказчика по выполненным работам.

Поскольку разница между суммой выручки, не предъявленной к оплате, и величиной выручки, предъявленной к оплате, является положительной (дебетовое сальдо по счету 46-2), в активе бухгалтерского баланса будет отражена сумма 300 млн. руб. (250 млн. руб. - 200 млн. руб. + 450 млн. руб. - 200 млн. руб.).

В пассиве бухгалтерского баланса будет отражена сумма предоплаты, полученной от заказчика в размере 300 млн. руб.

Й год

Дебет 62 Кредит 46, субсчет 2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» 250 000 000 руб. – на основании промежуточных счетов, выставленных подрядчиком, отражена задолженность заказчика по выполненным работам;

Дебет 46, субсчет 2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» Кредит 90-1 300 000 000 руб. – отражена выручка по договору за 3-й год строительства;

Дебет 90-2 Кредит 20 240 000 000 руб. – списаны расходы на строительство, признанные за 3-й год;

Дебет 90-9 Кредит 99 60 000 000 руб. – выявлен финансовый результат от строительной деятельности;

Дебет 62 Кредит 46, субсчет 2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» 600 000 000 руб. – на основании промежуточных счетов, выставленных подрядчиком, отражена задолженность заказчика по выполненным работам;

Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 300 000 000 руб. – зачтена сумма предварительной оплаты в счет погашения задолженности заказчика по договору.

 

 


Вопросы к экзамену

 

1. Понятие строительства, его особенности

2. Организация строительного производства

3. Участники инвестиционно-строительной деятельности

4. Виды строительства и строительной продукции

5. Способы выполнения строительных работ

6. Договорно-сметная система в строительстве

7. Классификация и оценка строительных материалов

8. Документооборот по учету строительных материалов

9. Учет материалов открытого хранения.

10. Контроль за использованием материалов на строительной площадке

11. Синтетический учет материалов в строительстве

12. Особенности учета у подрядчика материалов, полученных от заказчика.

13. Особенности бухгалтерского учета основных средств в строительстве

14. Бухгалтерский учет временных зданий и сооружений

15. Особенности учета спецодежды в строительстве

16. Бухгалтерский учет расчетов между подрядчиком и заказчиком, между генеральным подрядчиком и субподрядчиком

17. Методы определения стоимости договора строительного подряда

18. Условия признания расходов в строительстве у подрядной организации

19. Затраты на строительные работы у подрядчика и их классификация

20. Учет материальных затрат у подрядчика

21. Методы учета затрат на СМР у подрядчика

22. Синтетический и аналитический учет затрат на строительство у подрядчика

23. Учет затрат на оплату труда у подрядчика

24. Документальное оформление работ строительных машин и механизмов

25. Учет расходов на эксплуатацию и содержание строительных машин и механизмов

26. Учет накладных расходов в строительстве

27. Учет доходов подрядной организации









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.