Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Богослужения Великой Пятницы





Утреня Великой Пятницы даже отделена в Триоди специальным заголовком «Последование Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Т.е. это не просто рядовая Утреня и в Триоди есть специальный заголовок «последование святых Страстей». В Чин Утрени здесь включено особое последование воспоминания Страстей Господних. Откуда оно взялось? Вы все уже прекрасно знаете, что наше богослужение в своей основе константинопольское. Константинопольские Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, константинопольский порядок Крещения и др. Таинств, константинопольский набор праздников. Но наше богослужение испытало и сильное влияние Палестинской традиции, порядок служб (Утреня, Вечерня, Часы) у нас палестинский, а не константинопольский. Бывает, что палестинские гимнографы звучат за богослужением, самый яркий пример Косьма Маюмский, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, т.е. наш Устав носит смешанный характер – он константинопольский, но имеет палестинское влияние. В некоторых службах это палестинское влияние ощущается сильнее других. К таким службам, в частности, принадлежит Утреня 12 Евангелий, Утреня Великой пятницы. Уже в Типиконе Великой Церкви IX века, в памятнике, который еще не носит на себе никакого палестинского влияния, отражает чисто константинопольскую кафедральную традицию, для Великой пятницы указывается обычная кафедральная Вечерня и Утреня, обычные кафедральные Часы с соответствующими тропарями, но не имеющих никаких отклонений в своем порядке (как Вечерня и Утреня других дней). Но в качестве примечания там говорится, что на пани хис (это особая служба) желающие поют Иерусалимское последование 12 Евангелий. То есть уже в такое раннее время эта иерусалимская служба завоевала себе популярность и использовалась в Константинополе, причем не на Утрене, а на другой службе. Истоки этой службы нужно искать в Иерусалиме. По сообщениям уже конца IV века «Паломничество Егерии» в эту ночь с четверга на пятницу все жители Иерусалима во главе с епископом ходили с места на место, вспоминая различные моменты Страстей Христовых. Ходили на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, в то место, где была Претория, и там читали соответствующие Евангелия, посвященные Страстям. А во время шествия с места на место пели специальные антифоны. Вот таким образом сформировалось это последование. Оно состоит из нескольких Евангелий, перемежаемых пением антифонов. Сейчас уже никакого шествия не происходит, все это происходит в храме, поскольку только в Иерусалиме такое шествие было бы актуально. В Иерусалиме и до сих пор подобное шествие устраивается. Тем не менее служба состоит из нескольких (а не из 12 Евангелий), а между ними поются антифоны и другие песнопения.



Разберем ее порядок.

Хотя это Утреня, Устав говорит: «во святыя великия четверток вечера». Это странно. Утреня начинается вечером. Это единственная Утреня, которая по Уставу начинается вечером. Все Утрени по Уставу начинаются ночью, а эта Утреня начинается вечером. На самом деле это не Утреня, а Всенощная. Что за служба, которая вечером начинается, а Утром заканчивается? Это Всенощная. «Во второй час нощи», т.е. около 8 вечера. В приходской практике всю ночь не поют эту службу, а поют ее вечером в четверг. После возгласа, двупсалмия и шестопсалмия и Мирной ектиньи поется Аллилуйя и тропарь великого четверга. Хотя это Утреня Великой пятницы, но начинается она вечером в четверг, поэтому поется тропарь Великого четверга «Егда славние ученицы…» трижды. Затем Малая ектинья, все зажигают свечи и читается первое Евангелие от Иоанна «Прощальная беседа Господа с учениками», т.е. крайне продолжительное Евангелие. По старому Уставу его должен читать епископ. Всего лишь 4 раза в году по древнему Уставу читал епископ Евангелие: это, первое из 12, Евангелие на Литургии на Пасху, Евангелие на пасхальной Вечерни и Евангелие на 1-ое сентября, на Новый год. Современный устав таких указаний не содержит, но в древнем были, т.е. очень важное Евангелие. Читается Евангелие по Уставу в Алтаре как воскресное Евангелие. Для удобства молящихся у нас его читают в храме. После «Слава тебе, Господи, слава Тебе» поется по окончании Евангелия «Слава долготерпению Твоему, Господи». И после первого Евангелия 3 антифона. Затем Малая ектинья, седален (первый и последний раз целиком, а в середине – только конец). Читается второе Евангелие от Иоанна о беседе Христа с учениками по дороге в Гефсиманский сад и о взятии Христа под стражу. И затем эта последовательность: антифоны, Малая ектинья, седален и Евангелие повторяется еще 4 раза (получается всего 5 раз). Во время седальна совершается каждение. Поскольку Евангелие в Алтаре, то Алтаря по Уставу, на практике – каждение храма малое. Поэтому Устав на этих седальнах запрещает сидеть (оказываются не седальнами). Третье Евангелие от Матфея о том как Христа повели к Каиафе. 4-е евангелие от Иоанна как Христа повели от Каиафы в преторию, 5-е Евангелие от Матфея – о самоубийстве Иуды и о том, как Христа повели на распятие. И, наконец, еще 3 антифона, Малая ектинья, седелен, он же тропарь Великой пятницы «искупил ны от клятвы закона…» и 6-е Евангелие от марка о распятии Христа. Можно отметить, что у греков принято на Страстной седмице в первые дни полагать на аналое в Храме икону «Христос в терновом венце». Во время 15-го антифона перед Евангелием о распятии эта икона заменяется иконой распятия (поскольку Евангелие о распятии).

После 6-го Евангелия поются Блаженны с тропарями. Устав знает только две Утрени с Блаженными. Обычно Блаженны – принадлежность Изобразительных или Литургии, но никак не Утрени. Все же есть две Утрени с Блаженными: Утреня в четверг 5-ой седмицы (Стояние Марии Египетской) и Утреня Великой пятницы. Обе эти службы – палестинские по определению. Во время Стояния Марии Египетской поется канон Андрея Критского (палестинского автора), читается житие палестинской святой – Марии, в Великую пятницу служба тесно связана с Иерусалимом. Так что, вероятно, каким-то образом появление Блаженных на Утрени связано с палестинским влиянием (видимо это было нормально для палестинской Утрени).

После Блаженных с тропарями прокимен «Разделивши ризы Моя…», 7-е евангелие от Матфея о крестной смерти Спасителя. Затем 50-й псалом, 8-е евангелие от Луки о разбойниках, которых распяли со Христом. Затем поется Трипеснец Косьмы Маюмского. После первой его песни, которая одновременно 5-я Малая ектинья, кондак и икос. И Синаксарь, где составитель его пытается примирить повествования разных евангелистов. 8-я песнь (Честнейшая не поется), обращаю ваше внимание на 9-ю песнь трипеснца, которая звучит так: Честнейшую херувим…Тя величаем. Вам должны быть эти слова знакомы. Это оказывается ирмос и автор его Косьма Маюмский. Согласно церковному преданию к этим словам позже (Косьма Маюмский жил одновременно с Иоанном Дамаскиным в VIII веке) уже в X-XI веке на Афоне один монах пел этот ирмос («Честнейшую херувим») у иконы Божией Матери, ему явился ангел и перстом на камне написал припев «Достойно есть». Можно отметить здесь, что этот припев «Достойно есть…Матерь Бога нашего» является древнейшим величанием Божией матери, так что на праздник многих икон, например, Казанской, он указывается в качестве величания, а певчие по неразумию своему поют все равно6 «Величаем Тя, Пресвятая Дево», хотя нужно петь «Достойно есть…». (текст в Часослове или Ирмологии – последовательность Литургии).

После 9-ой песни канона — Малая ектинья и эксапостиларий «Разбойника благоразумного …и спаси мя». Поется он, как и другие эксапостиларии, трижды: один раз – певец посреди храма, а 2 раза – по хорам, правый и левый. И читается 9-е евангелие от Иоанна о словах, которые сказал Господь Иоанну Богослову и Пречистой Своей Матери, о смерти Спасителя на Кресте и о прободении Его Пречистого ребра. Далее поется «Всякое дыхание», что необычно. Великого славословия в этот день нет и вроде бы Хвалитные псалмы должны начинаться со слов «Хвалите Господа с небес». Но они начинаются со слов «Всякое дыхание», чем подчеркивается торжественность момента. Здесь же отмечу, что в этих т.н. «Последованиях Страстной седмицы» (книжечках) неправильно указано «Хвалите Господа с небес», хотя здесь четко написано «Всякое дыхание». Надо это поправить. И стихиры на Хвалитех. Далее 10-е Евангелие от Марка о том, как Иосиф испросил у Пилата Тело Иисусово и о погребении Христа. Читается Вседневное славословие, Просительная ектинья. Затем 11-е Евангелие от Иоанна, снова о том. как Иосиф испросил Тело Христово и о погребении. Затем Стиховные стихиры. И 12-е Евангелие от Матфея о том, как на другой день иудеи утвердили камень с печатью со стражей (запечатали гроб и стражу поставили). Читается Благо есть, Трисвятое по Отче наш и тропарь Великой пятницы (служба начиналась с тропаря Великого четверга и заканчивается тропарем Великой пятницы): «искупил ны от клятвы закона…». Сугубая ектинья и отпуст. Первый час к Утрени не присоединяется.

Следующая служба должна совершаться (если Утреня заканчивается на рассвете) через непродолжительное время утром в пятницу. Это Царские или Великие часы. В то время как царь обычно приходил к Литургии во время Малого входа (Малый вход – вход царя и патриарха в храм), т.е. на Часах он отсутствовал, то здесь он приходил к Часам. На этих Часах читаются специальные псалмы, где говорится о Страстях Христовых, читаются особые стихиры, читаются паремии, Апостол и Евангелие. Отметим, что здесь мы читаем на каждом из Часов повествование о Страстях по одному из евангелистов (на Первом – от Матфея, на 3-м – от Марка и т.д.). Выходит, что мы на Утрени Великой пятницы читали из разных евангелистов, а здесь мы читаем все эти повествования на каждом Часе целиком по каждому евангелисту. И заканчивается это Изобразительными

Вечерня Великой пятницы.

Начинается по Уставу о десятом Часе дне (т.е. в 4 часа дня), бывает обычно часа в два дня. Начинается Обычным началом (Предначинательный псалом, Мирная ектинья) и сразу «Господи воззвах» (кафизм нет, т.к. на Страстной и Светлой седмицах кафизм не бывает) и стихиры на Господи воззвах на 6. Вход с Евангелием, поскольку на Вечерне читается Евангелие. Свете тихий и прокимен «Разделиши ризы Моя …» (тот же, что и на Утрени), чтение Исхода и чтение Иова. Обычные две паремии навечерия Страстной седмицы (Исход и Иов). Но к этим двум паремиям прибавлена третья: пророчество Исайи о страждущем Мессии. Знаменитые слова: «Как овча…». Затем прокимен и Апостол (Кор., 125 зачало): о смысле Креста для христиан. Далее Аллилуарий (большее, чем обычно число стихов). Евангелие от Матфея (составное, как на Вечерне в Великий четверг), рассказ о Страстях — уже третий способ рассказа. На этот раз одно целое Евангелие, в котором кусочки из разных евангелистов объединены последовательно. Тремя способами Церковь напоминает нам о Страстях. Мы читаем 12 отдельных Евангелий о Страстях, затем читаем каждого евангелиста по очереди и, наконец, читаем продолжительное составное Евангелие… С этим Евангелием связаны некоторые проблемы вот такого рода. Согласно одному из евангелистов разбойники сначала хулили Распятого, потом один разбойник раскаялся. А в другом почему-то наоборот: сначала рассказывается о покаянии этого разбойника, а потом из другого уже евангелиста читается фрагмент, где говорится «также и распятый с Ним поношал Его». Это двойственное число и сомнений быть не может — два разбойника. Получается ерунда – покаялся, а потом обратно покаялся. На эту ерунду уже давно обратили внимание всякие богослужебные комиссии, и давным-давно уже собор предписал исправить этот недочет, просто переставить эти два фрагмента местами. Это очень легко сделать без всякого ущерба для Евангелия. Но почему-то никак не могут напечатать.

Затем читается Сугубая ектинья «Рцем вси…». Сподоби Господи, Просительная ектинья. И поют стихиры на стиховне «Егда от древа Тя…». На Славу и ныне этих стихир специальная стихира «Тебе, одеящемуся светом, яко ризою…». Эта стихира поется на очень продолжительную мелодию, обычно болгарскую или греческую. Дело в том, что в практике греческих церквей во время этой стихиры бывает изнесение Плащаницы из Алтаря. Плащаница полагается на Престол заблаговременно уже в начале Вечерни и там лежит. Во время этой стихиры совершается каждение и износят Плащаницу из Алтаря на середину храма, что изображает снятие Господа со Креста и погребение Его. Поэтому такие продолжительные напевы. У нас в России во время этой стихиры Плащаницу не износят, а лишь совершают каждение вокруг Престола. Износят же ее несколько позже. Давайте прочтем ее текст. «Тебе, одеющемуся светом, яко ризою, сняв Иосиф с древа с Никодимом и видят мертва, нага, непогребенна, благосердный плач устремив, рыдая, глаголаша…». Затем Ныне отпущающе, Трисвятое по Отче на. Поются тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф…» и «Мироносицам женам…». У нас во время пения этих тропарей бывает изнесение Плащаницы. В тропаре «Благообразный Иосиф» неправильно стоит знак препинания. Читается текст. «Благообразный Иосиф, с древа сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистой обвив и вонями…» (Плащаницею и благоуханиями обвив) и дальше уже «во Гробе нове, покрыв, положил». Запятая стоит неправильно после слова «обвив». Не соответствует исторической действительности, потому что сначала помазывают благоуханиями. Затем обертывают плащаницей и затем только полагают во гроб, а не наоборот – сначала полагают во гроб, а потом сверху поливают благовониями. А второе, этот текст просто не соответствует греческому тексту. По-гречески здесь однозначно «Плащаницею чистой обвив и вонями». И отпуст.

Повечерие в этот день поется в келиях поскору ради продолжительных служб, которые совершались всю ночь. Пелась Утреня, длинные Царские часы, Вечерня. И на этом Повечерии поется канон (вовсе не Андрея Критского, как следовало бы ожидать, всю Страстную мы поем на Повечерии канон Андрея Критского) гораздо более позднего автора Симеона Логофета, все равно очень древнего. Это свидетельствует о позднем происхождении этого канона и позднем происхождении этой службы. Первоначально, видимо, Повечерие в этот день отменялось ради отдохновения.

Канон на плач Богородицы.

О том, что этот канон по отношению канона Косьмы Маюмского и Андрея Критского является второстепенным, говорит не только то, что он должен петься в келии, а не в храме, а также то, что Симеон Логофет даже не потрудился написать специальные ирмосы. Здесь используются ирмосы 6-го гласа «Яко посуху прошествовал Израиль…». Прекрасный канон, очень глубокий. Можно отметить, что ему придается обычно большое значение, его читают священники перед Плащаницей с большой торжественностью, что само по себе неплохо, а плохо то, что при этом те же самые каноны Андрея Критского прочитываются кое-как или вообще не прочитываются, хотя Устав уделяет им больше внимания. Они имеют свои собственные ирмосы, поются в храме, а не в келии, как этот канон. Нужно соблюдать субординацию. Если уж этот канон читают уж этот канон, то нужно читать и другие каноны на Страстной седмице.

Утреня Великой субботы

Начинается по Уставу в седьмой час (около часа ночи). Обычно Утреня на Афоне читается в 2-3 часа ночи, а эта немного раньше, чем обычно. Начинается как всегда с Двупсалмия, Шестопсалмия, Мирной ектиньи. Затем Бог Господь и тропари на Бог Господь. К двум тропарям, которые мы уже слышали на Вечерне «Благообразный Иосиф» и «Мироносицы жены» прибавлен воскресный тропарь второго гласа «Егда снизше еси к смерти…». В этом тропаре говорится о сошествии Христа во ад. Служба эта посвящена во многом сошествию Христа во ад. Хотя эта тема совсем не затронута в Евангелиях и лишь мимоходом затронута в Посланиях, скажем апостола Петра, но в богослужении Великой субботы она освящена. Во время тропарей обычно бывает полное каждение храма.

И затем начинается 17-я кафизма. Как же так, ведь, начиная с Великого четверга, все кафизмы отменены вплоть до Антипасхи. Исключение делается только для этой кафизмы. Это обычная субботняя кафизма, она же обычно и воскресная. Богослужение Великой субботы через покой этого дня, когда во гробе лежит Создатель вселенной (вселенский покой), уже просвечивает свет Воскресения. Эта кафизма воскресная поэтому не отменена, во-первых, а во-вторых она же бывает у нас во время заупокойных служб. Здесь она тоже поется, поскольку мы оплакиваем умершего Христа у Плащаницы. И с того момента, как Плащаница внесена, т.е. с уже Вечерни Великой пятницы, все ектиньи произносит дьякон перед Плащаницей. Кафизма не просто читается, а поется. Она разделена на 3 части, называемых статиями, т.е. во время нельзя сидеть, а нужно стоять. Причем первая поется на 5-й глас, вторая –тоже на 5-й, а третья – на 3-й. К каждому из стихов прибавлен тропарь, названный в Уставе «похвалой». Кафизма поется с похвалами. Обычно у нас хор поет всего несколько первых похвал, а затем начинают читать два священника. Один читает стихи, а другой читает похвалу. Для восприятия молящихся это обычно бывает трудно слушать. Продолжительное чтение, даже самых лучших чтецов, слушать все-таки тяжело. По Уставу все стихи и похвалы нужно петь на два хора. Но продолжительное пение может тоже утомлять. Поэтому можно, например, чередовать чтение и пение. Хор пел бы стихи или похвалы, а священник читал бы то, что останется. Конечно, нужно избегать сплошного безостановочного чтения, молящиеся через какое-то время перестают понимать, о чем идет речь. По Уставу все это поется. На Афоне, например, эти похвалы поют священники и монахи по очереди. Там каждый ждет своей очереди и получается интересно. Ходит по храму и дает книжку, у греков как-то более свободно. После первой статии повторяется первая похвала «Жизнь во гробе положил Христе» и Малая ектинья. Затем вторая статия начинается с малого каждения храма. Опять похвалы чередуются со стихами 17-ой кафизмы, в конце повторяется первая похвала второй статии «Достойно есть венчать Тебя, Жизнодавца» и снова Малая ектинья. Начинается третья статия – малое каждение храма, в конце третьей статии ничего не повторяется, а сразу добавляются воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор удивися». Всего два раза поются эти тропари в субботу – Великую и Лазареву. В Великую субботу уже мы предчувствуем воскресение – оно уже рядом. Кроме того, хотя кафизма заупокойная, но когда мы молимся о каком-то усопшем человеке грешном, то мы поем субботние тропари по Непорочных, где говорится о прощении грехов, вообще моление о упокоении. А здесь совершенно не нужно молиться о упокоении, мы верим, что Христос воскреснет, тем более безгрешный Богочеловек, поэтому вместо заупокойных тропарей по Непорочных поются победные воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор». Тем самым эта кафизма преображается, становится заупокойной воскресной. Затем Малая ектинья, седален. 50 псалом и канон.

Канон Великой субботы был написан по началу Косьмой Маюмским. Представляет из себя Четверопеснец – 6. 7. 8 и 9 песни. Эти песни написал Косьма. Затем канон был дополнен до полного канона монахиней Кассией, которую вы знаете. А затем еще Марк Одрантский (известный гимнограф, живший в Южной Италии – Одранта город, называется Идрунский по-русски, легендарный автор первых Марковых глав в Типиконе) оставил от произведения Кассии одни ирмосы, тропари написал свои. Получается, что у канона 3 автора. Первые 4 песни – тропари написаны Марком, а ирмосы Кассией, остальные 4 песни написаны Косьмой Маюмским. Тоже гениальный по своей поэтической красоте и по своей богословской глубине канон.

Разберем ирмос первой песни. «Волною морскою скрывшего древле гонителя мучителя..», т.е. Того, кто давно скрыл волною морской гонителя мучителя. Кто скрыл морскою волной гонителя мучителя? Господь. «Того, по землею скрыша спасенных отроцев» – погребают потомки спасенных Того, Кто в свое время утопил фараона. «Но мы, яко отроковицы (которые воспели Бога после перехода через Чермное море) и мы также вопиим «Славно Бог прославится». В этом ирмосе присутствует три разных времени. Исход, Погребение Христа и мы. Которые поем песни. По 3-ей песни канона – Малая ектинья, седален, по 6-ой песни канона – Малая ектинья, кондак и икос. И, как обычно, Синаксарь.

Вот что говорит Синаксарь об этом дне, о Великой субботе. «Во святую и великую субботу боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже во ад сошествие празднуем. Им же от тли наш род воззван был, к вечной жизни прииде. Сех бо дней превосходит святая четыредесятница всех дней года выше святая Четыредесятница), сия же паки святая Великая седмица больше (а Четыредесятницу превосходит Страстная седмица). И великия седмицы паки больше сия великая суббота…». Как велик этот день, Великая суббота, фактически день перехода от Ветхого завета к Новому. Воскресает Христос и начинается новая жизнь. Это исполнение заповеди о субботнем покое во все полноте, во всей полноте раскрывается смысл заповеди о субботнем покое. Заповедь о субботнем покое получается как прообраз самой великой тайны на земле – тайны искупления человечество Христом. Христос покоится во гробе по заповеди и одновременно это есть искупление человечества – Крестная смерть, сошествие во ад и воскресение.

По 9-ой песни канона Малая ектинья, эксапостиларий «Свят Господь Бог наш». Как в Лазареву субботу, это воскресный эксапостиларий. Затем Всякое дыхание, Хвалитные стихиры на 6, на И ныне Богородичен воскресни «Преблагословенная еси Богородице Дево» — еще один элемент воскресной службы (тропарь «Ангельский собор», «Свят Господь Бог наш» и воскресный Богородичен).

Вслед за Великим славословием за этим священник облачается во все священнические одежды и по Уставу совершается Вход с Евангелием. Па практике совершается совсем иное. Здесь необходимо опять вернуться ко времени формирования нашего богослужебного Устава и указать вот на что. В кафедральном богослужении Константинополя праздничная Утреня оканчивалась именно так, совершался Вход. Как на Вечерне бывает Вход, так и на праздничной Утрени в конце Великого славословия бывал Вход в Алтарь (с середины храма духовенство переходило в Алтарь). Студийский Устав (на котором основан Иерусалимский, т.е. на котором основано все наше богослужение) вместо этого торжественного окончания Утрени с Великим славословием и Входом стал использовать иерусалимское окончание Утрени, где просто все поется без всякого Входа. Но в Великую субботу студийский Устав Вход сохранил. Подобный Вход у нас бывает, когда износится Крест в Крестопоклонную неделю. В конце Великого славословия священник выходит, говорит «Премудрость прости» с Крестом, правда не входит в Алтарь, а полагает Крест в храме. Но все равно это вход по сути своей. Так и здесь, т.е. в Великую субботу сохранился торжественный праздничный Вход с Евангелием. Со временем Евангелие стали завертывать в воздух. Тем самым Евангелие изображает Христа. А воздух – Плащаницу, в которую было обернуто Его тело. Плащаницы в Византии были расшиты. На них могли изображать, в частности, погребение Христа, надгробный плач или еще что-то. И отсюда возник собственно обычай сооружать Плащаницу. Именно из этого. Плащаница на самом деле это ни что иное как евхаристический воздух. Она, скажете, велика по размеру. Но в Византии совершали Литургию сразу на многих Дискосах и Чашах в больших храмах, поэтому и воздухи были большие. И отсюда в свое время возник обычай в Великую субботу совершать шествие с Плащаницей. Настоятель храма или первый старший священник идет с Евангелием, а над ним, священником, Плащаницу несут другие священники. Евангелие изображает Христа (Слово Божие, самый яркий символ Христа в богослужении, потому что святые Тайны – это не символ, это реальность), Плащаница – плащаницу. Отсюда ясно, что когда у нас бывает обряд изнесения плащаницы Божией Матери, Евангелие там носить не нужно (Христос не символизируется ничем). Во время Великого славословия священник облачает во все одежды, кадит Плащаницу и в конце пения бывает обхождение вокруг храма с Плащаницей и Евангелием. Что символизирует? Часто говорят, что погребение Христа или даже погребение Плащаницы. Зачем Плащаницу погребать? Но на самом деле мы тут видели, что снятие с Креста и погребение изображено уже в том, что Плащаницы износится уже на Вечерне, ее вынесли все, уже все песнопения спеты. А здесь идет уже вовсю Великая суббота, погребали в пятницу, значит в Великую субботу погребения быть не может. Поэтому по толкованию других святых отцов XX века это шествие с Плащаницей изображает сошествие Христа во ад. Вот такие две символики есть (погребальное шествие – это немножко натянуто. И символическое сошествие во ад). Как мы видим, это шествие возникло первоначально из других соображений, поэтому символика эта достаточно натянута.

По возвращении в храм священник говорит «Премудрость» как при Входе и поется тропарь «Благообразный Иосиф», тропарь Великой субботы и совершается каждение Плащаницы. Затем тропарь пророчества, прокимен, пророчество Иезекииля, где пророку в видении является поле, полное иссохших костей. И вот они воскресают эти кости. Затем прокимен и Апостол о том, что Христос – наша новая Пасха. И Аллилуарий 5-го гласа с такими стихами «Да воскреснет Бог и расточатся враз Его», «Яко исчезает дым, да исчезнут»…, т.е. с пасхальными стихами, но без «Сей день, его же сотвори Господь», поскольку день Пасхи только приближается. Мы видим, что Аллилуарий поется на пасхальный 5-й глас, с пасхальными стихами. Тема Воскресения Христова уже прорывается в богослужении со всей силой.

Читается Евангелие от Матфея, предпоследнее зачало, о том, что произошло в субботу. Затем Сугубая и Просительная ектиньи. При этом Сугубая ектинья имеет прибавку «Рцем вси…». Единственный раз в году, когда не на Вечерне, а на Утрени сугубая ектинья читается со слов «Рцем вси», обычно на Утрени она начинается с «Помилуй нас, Боже». Здесь след студийского обычая только раз в году петь Великое славословие в эту субботу. Затем отпуст и целование Плащаницы с пением стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» и читается Первый час.

Утреня эта должна занимать целую ночь и заканчиваться на рассвете. В московской практике служат ее в пятницу вечером. В последние годы в некоторых храмах распространился обычай ночь с пятницы на субботу петь Утреню и сразу за ней Литургию. Он абсолютно антиканоничен, потому что, наоборот, Литургия Великой субботы должна совершаться вечером, потому что это день строгого поста. Как и Великая пятница. Так и Великая суббота – это дни строгого поста. В Великую пятницу Литургии совсем нет и трапезы никакой, в Великую субботу Литургия положена на Вечерне вечером и перед ней бывает, таким образом, строгое пощение. В храмах служат ее с утра. Все-таки это не так плохо, как служить ее ночью уже. Тем самым пост нивелируется полностью. Лишается всякого смысла этот пост, потому что Литургию уже отслужили. Литургия ночью, наоборот, служится только в самые большие праздники (Пасха, Рождество), а чем больше пост, тем позже Литургия откладывается. Поэтому с этой практикой никак нельзя согласиться, хотя она в последние годы становится популярной. Должна совершаться Утреня ночью, а Литургия уже вечером Литургию и Пасхальную службу посмотрим в следующий раз.

 

Литургика

29.04.02 (Л-20)

Вспомним еще раз, какие чины Великого Поста связаны с Таинством крещения. Во-первых, само то обстоятельство, что каждый день Великого поста читаются паремии (3 чтения каждый день Великого поста) для поучения оглашаемых. Затем с середины Великого поста износится крест, с которого начинается особенно усиленное оглашение, из-за чего установлен праздник Крестопоклонного воскресения и со среды этой недели начинает читаться ектинья о просвещаемых (о готовящихся ко святому крещению). Возглас «свет Христов просвещает всех» на Литургии Преждеосвященных Даров тоже связан с крещением. С Крестопоклонной недели, кроме того, что начинали усиленно готовить просвещаемых к принятию Таинства, над ними читали многократно во время Великого поста заклинательные молитвы, которые сейчас помещены в Чине оглашения (4 заклинания). В Великую Пятницу между службами патриарх совершал так называемый Чин оглашения Великой пятницы (катехизис Великой пятницы). В перерыве между службами патриарх собирал к себе всех просвещаемых, читал им поучения о высоте святого таинства, о том, как следует относиться к Таинству крещения. Это слово до XVII века перепечатывалось в русских требниках, правда не в Чине крещения, а в Чине принятия неправославных (до сих пор у старообрядцев перепечатано это слово) – «Огласительное слово Великой пятницы Иоанна Златоустого». С именем Иоанна Златоустого в Требнике связано три слова, причем все три этих слова отнесены к разряду спорных, потому что они скорее всего самим Иоанном не сочинены, а являются традиционными литургическими текстами константинопольской традиции, почему и называются именем Иоанна Златоустого. Это «Слово Великого четверга о Таинстве причащения», «Слово Великой пятницы о Таинстве крещения» и «Слово на Пасху», которое вы все знаете: «Аще кто благочестив…». После того, как было прочитано патриархом это Слово (из года в год одно и то же традиционное Слово), совершался Чин отрицания от сатаны и сочетания со Христом, который вы все прекрасно знаете по Требнику. Так что к началу службы Великой субботы уже все подготовительные чины были совершены над крещаемыми, поэтому во время паремии патриарх уходил в баптистерий, освещал здесь воду и совершал само крещение, т.е. погружение в воду, и затем облачение в крещальные ризы. Во время 15-ой паремии из кн. Пророка Даниила, которая заканчивается Песней трех отроков в пещи горящей, новокрещеные опять входили в храм и проходили по одному по очереди мимо патриарха, который стоял у дверей и помазывал каждого входящего Святым миром. В древности в Византии елеем помазывали все тело, буквально возливали на голову, а затем дьякон (мужчина) и дьяконисса (женщина) растирали этот елей по всему телу. А вот миром, в отличии от елея, помазывали только голову, поэтому было легко патриарху помазывать каждого проходящего, потому что нужно было поставить только одну печать Святого мира на голове (на лбу).

Итак, эта песнь во время 15-ой паремии, когда новокрещеные входят в храм. И эта песнь трех отроков в ранней христианской традиции считается прообразом совершенного Христом искупления, потому что в этой песни воспевается искупление, хвалебная песнь Богу. Первые христиане пели ее не отвлеченно, а вполне конкретно, как прославление Бога за совершенное Им искупление. Кроме этой песни среди 15-ой паремии есть еще песнь Моисея при переходе через Чермное море. Как раз чтение Исхода заканчивается Песней Моисея. Таким образом, среди паремий присутствуют две Песни. На самом деле там есть еще песнь Ионы. Книга пророка Ионы среди 15 паремий читается в полном объеме. Библейская Песнь Ионы в отличии от Песней трех отроков и Исхода, в современной практике не поется, а читается, нельзя ее называть Песней (хотя она является Библейской песней: молитва Ионы из чрева кита). Ничто не мешает эту добрую традицию возродить на приходах. Вполне можно во время паремий пойти покрестить желающих (чтение паремий обычно продолжаются более часа).

Вслед за этим возглашается Малая ектинья и поется «Елицы во Христа креститеся…» (крещальный гимн). Читаются прокимен, Апостол (о Таинстве крещения, хотя оно уже давно с Великой субботой не связывается), Аллилуйя и Евангелие от Матфея (два последних зачала), где говорится о событиях Великой субботы, о Воскресении Христовом и о заповеди Господа ученикам идти крестить все народы. То же Евангелие читается во время крещения, только сокращенное. Вся эта последовательность («Елицы во Христа креститеся…», прокимен, Апостол, Евангелие) практически в неизменном виде в неизменном виде вошла в Требник в чинопоследование Таинства Крещения (именно отсюда, из службы Великой субботы).

Далее совершается Литургия Василия Великого. На Литургии вместо Херувимской поется: «Да молчит всякая плоть человеческая…», вместо «Достойно» поется Задостойник (ирмос 9-ой песни канона Великой субботы) «не рыдай мене Мати…». Кстати на Литургии Великой Субботы между Апостолом и Евангелием вместо Аллилуария поется специальное песнопение «Воскресни Боже, Судия земли», во время которого духовенство переоблачается в белые одежды, указывая на Воскресение Христово. Только один раз в году на Литургии не бывает Аллилуария.

В конце Литургии совершается благословение хлеба и вина с той же молитвой, что и на Всенощной. Каких 2-х веществ не хватает? Пшеницы и елея. Елей в Великую субботу Устав не разрешает вкушать (на Страстной седмице Устав разрешает вкушать елей только в четверг ради Тайной вечери). В Великую субботу разрешается по Уставу вкушать хлеб, вино с водой и фрукты, поэтому отсутствует елей и пшеница. Когда мы говорили о происхождении обряда благословения хлеба и вина на Всенощной, мы, в частности, узнали, что пшеница благословляется на Всенощной в связи с тем, что когда-то монахи из этой пшеницы тут же варили себе простенькую кашу. Поскольку в Великую субботу положено сухоядение (вареная пища не дозволяется), поэтому пшеница здесь отсутствует, — благословляется только хлеб и вино.

После этого на практике все расходятся, служба заканчивается. Духовенство идет освящать куличи и пасхи. Остальные идут отдыхать. Но не так по Уставу. По Уставу после того как закончилась Литургия (а это, напомню вам уже достаточно поздний вечер, если служба начинается в 4 часа дня и продолжается почти 4 часа) все садятся тут же в храме и чтец начинает читать Деяния святых апостолов. В это время все вкушают благословенные хлеб, вино и фрукты. После прочтения Деяний совершается такое последование: «Приидите, поклонимся», 50-го псалма, затем поется канон Великой субботы с катавасией (в конце каждой песни ирмос повторяется) и со стихами песни, т.е. с Библейскими песнями. Канон здесь поется не просто с тропарями без ирмосов, как это бывает на Полунощнице или на Повечерии, а с катавасией и с библейскими стихами.

Давайте вспомним, на каких службах присутствует канон, кроме Утрени. На Повечерии, на воскресной Полунощнице, также на молебне, панихиде… На всех этих службах канон используется без Библейских песен, только на Утрени канон бывает с Библейскими песнями. Нам здесь указание (канон поется с катавасией, с Библейскими песнями), что на самом деле это краткая Утреня. По Третьей песне канона здесь седален, по Шестой песни кондак с икосом (как на Утрени, канон на Повечерии поется: по 3-ей песни ничего нет, по 6-ой – седален), в конце 9-ой песни во время катавасии обычно Плащаница уносится в алтарь и полагается на Святом Престоле до Отдания Пасхи. Затем читается Трисвятое, поется тропарь Великой субботы, Сугубая ектинья и отпуст. Все это напоминает краткую, сильно сокращенную Утреню. Вот такой порядок дает нам Устав.

Получается такое последование: Вечерня с воскресными стихирами, благословение хлеба и вина, великое чтение (чтение Деяний) и краткая Утреня. Все это нам напоминает последование Всенощной. Таким образом, это у нас оказывается не просто Вечерня Великой субботы, а Пасхальная Всенощная.

Почему читаются Деяния, вроде бы связи с Пасхой никакой нет. Понятно, что Деяния – это то, что произошло после Воскресения Христова. Оказывается, что это – вторая половина этой Всенощной, которую на практике называют Пасхальной Полунощницей, хотя она вряд ли является Полунощницей. Справедливости ради можно отметить, что в Дониконовском Типиконе на этой службочке пелся не канон Великой субботы, а Троичный воскресный канон первого гласа, т.е. она была действительно настоящей Полунощницей. Кстати, это единственный случай, когда на Страстной и на Светлой седмице канон поется с Библейскими стихами (на Страстной и на Светлой седмицах Библейские песни отменяются).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.