Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Запятые при обстоятельственных оборотах





§ 153. Запятыми выделяются:

1.Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию, например:

Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу ( Лермонтов ).

Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана ( Лермонтов ).

Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер ( Лермонтов ).

Степан Аркадьевич постоял несколько секунд один, отёр глаза, вздохнул и, выпрямив грудь, вышел из комнаты (Л. Толстой )

Он наклонился вперёд и, упираясь руками в землю, попробовал ползти ( М. Горький ).

Каждый думает, что, умея говорить, он может учить и советовать, указывать и упрекать ( М. Горький ).

Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала ( Пушкин ).

Но:

Вы и в залу входите танцуя (Л. Толстой).

До двух часов занятия должны были идти не прерываясь ( Л. Толстой ).

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь (Грибоедов).

Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров ( М. Горький ).

Он сидит наклонившись и слушает.

Он пишет и не переставая курит.

Примечание 1. Не выделяются запятыми деепричастия с пояснительными словами, представляющие собой цельные выражения, как-то: сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание и т.п.

Примечание 2. Между союзом а и деепричастием или деепричастным оборотом запятая не ставится, если при опущении деепричастия или деепричастного оборота требуется перестройка предложения, например:

Он усмехнулся, снова подмигнул, а ведя меня сквозь народ, поучительно сказал:

– Грехи учат ( М. Горький ).

2. Существительные в косвенных падежах с предлогами и, реже, без предлогов, имеющие обстоятельственное (преимущественно причинное, условное и уступительное) значение, особенно если такие существительные имеют при себе пояснительные слова и стоят перед сказуемым, например:

В противоположность своей жене, доктор принадлежал к числу натур, которые во время душевной боли чувствуют потребность в движении (Чехов).

С женитьбой на Книппер, сближение Чехова с театром стало, конечно, ещё полнее (Вл.И. Немирович-Данченко).

3. Неопределённая форма глагола со всеми относящимися к ней словами, присоединяемая к сказуемому посредством союзов чтобы (чтоб), для того чтобы (чтоб), с тем чтобы (чтоб) и т.п., например:

Я вышел на крыльцо, чтобы освежиться (Лермонтов).

Я, чтобы не мешать человеку работать, сидел в стороне (Чехов).

Я уселся в самый угол машины, с тем чтобы хоть капельку вздремнуть.

Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении

§ 154. Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, по имени (по фамилии и т.п.), то есть, или (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т.п., например:

Лет пять тому назад, осенью, по дороге из Москвы в Тулу, мне пришлось просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей (Тургенев).

Вдали, ближе к роще, глухо стучали топоры (Тургенев).

Все встали и отправились на террасу, за исключением Гедеоновского, который втихомолку удалился (Тургенев).

Об этом говорило её лицо, не по-человечески бледное, ввалившиеся глаза и синие, точно оклеенные чем-то, губы (М. Горький).

У неё никто не бывал, кроме нас, и она была права, когда говорила, что, кроме меня и доктора, у неё в городе нет никого знакомых (Чехов).

Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренно полюбил Лаврецкого и совершенно случайно стал виновником перемены в его судьбе (Тургенев).

Весь день этот Анна провела дома, то есть у Облонских, и не принимала никого (Л. Толстой).

Все были в большом смущении, особенно моя мать (Герцен).

Общество уже любит и уважает науку; но эту науку всё-таки надобно популяризировать, и популяризировать с очень большим уважением (Писарев).

Многие наши поэты, например Жуковский, были отличными переводчиками.

Запятые при вводных предложениях и вводных словах

§ 155. Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например:

Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска (Писарев).

Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (Чехов).

Казаки, слышно было, сделали отличную атаку (Л. Толстой).

Ты, сказывают, петъ великий мастерище (Крылов).

Он, признаюсь, тогда меня смутил (Пушкин).

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (Крылов).

Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого (Тургенев).

Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень – словом, множество причин отделили меня от общества людей (Тургенев).

К счастью, погода, была тихая (Тургенев).

В качестве вводных слов чаще всего употребляются:

без сомнения, итак пожалуй слышь
бывало и т.д пожалуйста собственно (говоря)
вероятно кажется положим стало быть
видимо к несчастью помнится строго говоря
видишь (ли конечно по-моему таким образом
вишь короче (говоря по моему мнению так сказать
возможно к сожалению по мнению чай
во-первых кстати (сказать) понятно чего доброго
во-вторых счастью понимаешь (ли что ли
впрочем между прочим почитай  
говорят может быть правда  
говорят наверно право  
должно быть наоборот признаться  
допустим например признаюсь  
думается напротив разумеется  
знать (одним) словом скажем  
значит очевидно следовательно  
иначе (говоря), по всей вероятности словом  

Примечание 1 От вводных слов нужно отличать обстоятельственные слова, отвечающие на вопросы как? каким образом? когда? и т.п., например:

Эти слова сказаны кстати. Но: Захватите с собой, кстати, наши книги.

Эта фраза была сказана между прочим. Но: Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку.

Примечание 2. Следует различать употребление одних и тех же слов и оборотов то в качестве вводных (и, следовательно, выделяемых запятыми), то в качестве усилительных (и запятыми не выделяемых), например:

Вы всё это понимаете, конечно? (конечно – вводное слово).

Вы-то конечно приедете раньше меня (конечно, произносимое тоном уверенности, – усилительное слово).

Что ты, в самом деле, ещё выдумал! (в самом деле – вводное выражение).

А ведь он в самом деле тут ни при чём (в самом деле, произносимое тоном убеждённости, – усилительный оборот).

Примечание 3. Если например, скажем, положим, допустим и т.п. стоят перед словом или группой слов, уточняющих предшествующие слова, то после них не ставится никакого знака препинания (см. § 154). О постановке двоеточия после например см. § 159 и 160.

Примечание 4. Союзы а, и, реже но, если они составляют одно целое с последующим вводным словом, не отделяются запятой, например: а значит, а следовательно, но стало быть, но конечно и т.п.

Запятые при обращении

§ 156. Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами (о знаке восклицательном при обращениях см. § 183), например:

Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил ( Пушкин ).

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса ( Пушкин ).

Складно сказано, отец Варлаам ( Пушкин ).

Запятые при междометии

§ 157. Запятыми отделяются междометия эй, ах, о, ох, эх, ну и т.п. (о знаке восклицательном при междометиях см. § 183), например:

Эй, берегись, под лесами не балуй! ( Брюсов ).

О, вы были ребёнок резвый ( Пушкин ).

Ох, уж эти мне ребята! Будет вам ужо мертвец ( Пушкин ).

Увы, любовник молодой, поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой ( Пушкин ).

Жизнь, увы, не вечный дар ( Пушкин ).

Ну, коли так, давай скорей чаю да позови дочерей (Пушкин).

– И, пустое! – сказала комендантша ( Пушкин ).

Примечание. Не являются междометиями и, следовательно, не отделяются запятыми частицы: о, употребляемая при обращении, ну, ах, ох и т.п., употребляемые для выражения усилительного оттенка, например:

О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? ( Пушкин ).

Но не хочу, о други, умирать ( Пушкин ).

Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? ( Пушкин ).

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! ( Лермонтов ).

Ах ты какая!

Ну и денёк выдался!







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.