Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образование и укрепление Российского централизованного государства (XV – XVI вв.)





Процессобъединение русских земель и образование единого государства значительно отличался от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические факторы, но иные, чем в Западной Европе.

Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига, а так же, противостояние с Великим княжеством Литовским, претендовавшим на роль объединителя русских земель. Великое княжение Владимирское,значение которого было отчасти восстановлено татарами, представляло собой готовый институт власти для будущего единого государства и стало центром объединения.Духовные предпосылки облегчали будущее объединение. В условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное православную веру.

На православие опиралось развивающееся общее национальное самосознание, которое особенно активно стало проявляться с середины XV века. После падения Константинополя в 1453 году центр православия оказался в руках турок, что вызвало чувство духовного одиночества у русских людей. В этих условиях усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить создание единого государства.

Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям, как с Запада, так и с Востока (после принятия Ордой ислама как государственной религии) - все это заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь.

Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях северо-восточной Руси. Основным источником распространения боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Но в условиях политической распыленности (к началу XIV в. в системе Владимирского княжения существовало более десяти независимых княжеств) все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало развитие боярского сословия, а, следовательно, подрывало силы князя, прежде всего военные.

Образованию единого государства способствовало и развитие поместного землевладения, получившее распространение во второй половине XV в. во многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Слуги князя, «вольные» и слуги «дворские» (отсюда более поздний термин – дворяне) получали землю в качестве условного держания, т.е. не могли ею свободно распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Они поддерживали князя в его политике, надеясь с его помощью упрочить свое положение и получить новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала московских великих князей, залогом успеха их объединительной политики.

Феодальные войны первой половины XV в. Начало объединения русских земель. Куликовская битва, хотя и не положила конец татаро-монгольскому игу, тем не менее, его характер изменился. Русские князья перестали регулярно платить дань. С 60-х г. XIV века и до 1480г. монголо-татары совершали эпизодические набеги на Русь, но контролировать своего окрепшего данника уже не могли. В самой Орде набирали силу центробежные тенденции. Она вступила в период феодальной раздробленности. К тому же у нее появился еще один враг – Тимур (Тамерлан). Он владел землями от Манчжурии до Каспийского моря и разбил войска Тохтамыша после его разрушительного похода на Русь в 1382 году.

Преследуя войска ордынцев, Тимур вторгся в русские земли. Сил для борьбы с полчищами Тимура не было. В Московских церквах, как сообщают источники, люди день и ночь плакали и молились. Тем временем князь Василий I Дмитриевич, вступивший на престол в 1389 г. после смерти отца Дмитрия Донского, собрал войско и занял позицию на берегу Оки, готовясь к смертельной схватке. Стремясь поддержать надежду и веру в москвичах, он приказал перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Божьей Матери. И «свершилось чудо», которому историки пока не нашли объяснения, Тамерлан остановился, а затем развернулся и ушел восвояси.

В XIV веке у московских князей на западе появился ещё один серьёзный враг – Великое княжество литовское, объединившее не только Польшу, Литву, Прибалтику, но и включившее в себя исконно русские земли – киевские, волынские, галицкие, смоленские и другие.

Эти внешнеполитические причины в первой половине XV века приводят к усилению княжеских усобиц, которые во второй четверти века выливаются в события получившие название «феодальные войны». Обращает на себя внимание очень важный момент, который, несмотря ни на что, демонстрирует рост центростремительных тенденций к объединению в северо-восточных русских землях. Дело в том, что если в XIV в. борьба шла между разными политическими центрами (Новгород, Тверь, Владимир, а затем Москва); и, следовательно, между разными ветвями рода Рюриковичей, то в первой половине XV века она уже шла внутри дома московских князей, именно за московский престол, что, безусловно, говорит о росте авторитета Москвы, как нового общероссийского центра молодого, формирующегося единого Московского государства. Фактически все её соперники, признали теперь право Москвы на объединение всех сил для борьбы с иноземцами (как с востока, с Золотой Ордой, так и запада, с Великим княжеством Литовским).

Основная борьба этого периода развернулась между потомками Дмитрия Ивановича Донского. После смерти его сына Василия Дмитриевича (Василий I) претендентами на великокняжеский престол выступали его десятилетний сын Василий Васильевич (Василий II Тёмный, поскольку в ходе борьбы был ослеплён противниками) и очень энергичный, к тому же талантливый полководец, младший брат Юрий Дмитриевич. В этой связи напомним, что на Руси существовало два принципа престолонаследия: родовой (по старшинству, от брата к брату) и семейный (от отца к сыну). Так вот Юрий Дмитриевич пытался вернуться к старому порядку наследования «по очереди и по старшинству («лествица»). В борьбу вступили, как мы видим, явно не равноценные противники. Тем не менее, победил в ней, не отмеченный особыми талантами, в отличие от своего дяди, Василий II.

В спор между дядей и племенником вмешался ордынский хан, отдав престол Василию. В 1433 сыновья Юрия Дмитриевича напали и заняли Москву, отправив Василия в Коломну. Василий стал созывать народ к себе, и Москва опустела. Юрий Дмитриевич на год вернул ему престол. Через год опять взял Москву, но вскоре умер и его сын Василий Косой провозгласил себя князем. Позднее Василий II взял в плен Василия Косого и приказал его ослепить. Затем в междоусобицу опять вмешался хан Ахмед, он взял Москву и увел в плен Василия II, который отнюдь не блистал храбростью. Далее события развивались следующим образом. Хан Ахмед, взяв большой выкуп за Василия, вновь вернул его на престол. Тот вынужден был обложить народ непомерной данью, больше того, он привез с собой множество татар и стал им раздавать землю и титулы. Брат же Василия Косого объединился с Тверским и Можайским князьями. В результате заговора они схватили Василия II и ослепили его. После несчастья Василий II взял в соправители своего сына Ивана (в последствие Иван III), который силой продолжил объединение земель. Он попытался взять Новгород, потребовал отмены вечевых грамот, выплаты дани и т.д. Возросшие силы Москвы принудили к ней «добровольно» примкнуть тверское и рязанское княжество. Власть Москвы признали Нижний Новгород, Псков и Вятка.

Безусловно, «феодальные войны» второй четверти XV в. тормозили процесс объединения, приводили к огромным человеческим и материальным жертвам, подрывали хозяйственное развитие, показали моральный облик русской знати. Враждующие рати оставляли после себя полосы обезлюдевшие земли, брали в плен и обращали в холопов своих соплеменников и единоверцев. Распространилась практика раздача земли в держание на условиях заселения опустевших земель. Разорение крестьянских хозяйств послужило причиной страшного голода 1434 – 1436гг. Разорились и многие мелкие феодалы, которые передавали монастырям свои земли и имущество за право жить при монастырях. В то же время, как не парадоксально, всё более явно проявляется объективная тенденция к объединению вокруг Москвы, укрепление авторитета московских князей, и стремление к упорядочиванию принципа наследования московского престола.

Формирование единой системы централизованного управления страной. Иван III. Нестабильность внешнеполитической и внутриполитической ситуации диктовали ускорения процесса политического объединения. В свою очередь, включение в состав Московского княжества всех новых и новых земель требовало создания принципиально иной системы управления столь обширной территорией, удельный принцип уже не подходил для нового, растущего государства. Была необходима система управления из одного политического центра (система централизованного управления страной). Обнаружилось явное расхождения между темпами политического объединения и формированием такой системы, но именно первое диктовало неотложность второго. Этот качественный скачок в формировании общероссийской системы централизованного управления происходит при Иване III. Отметим, что политическое единство без единой централизованной системы управления невозможно. Это предопределило процесс формирования централизованной власти (в форме неограниченных монархий) в странах Западной Европе, где так же наметились тенденции к абсолютизму (Франция, Людовик XIV).

В 1462 году Иван III вступает на престол. Важным шагом по завершению политического объединения русских земель стало покорение Новгорода. Новгородская знать во главе с посадницей Марфой Борецкой заключили соглашение с литовским князем Казимиром, который обещал им помощь в борьбе с Москвой, сохранение самостоятельности города и православной веры. Иван III долго уговаривал новгородцев через посланников о мирном присоединении к Москве. Он умело играл на противоречии между верхами и низами города. Последние выступали против союза с католической Литвой. Поэтому в 1471 новгородцы были легко разбиты на реке Шелони.

В 1478г. Иван III организует военный поход против Новгорода, огнём и мечом покоряет город, и жестоко наказывает всех «изменщиков». У новгородских бояр были конфискованы земельные владения, сами они сосланы в московские земли, а их вотчины розданы служилым людям Ивана III. Даже новгородский вечевой колокол, как символ независимости, был публично предан «казни». У него вырвали «язык», повалили на телегу, и отправили в ссылку в Москву. Так «Великий Новгород», долго слывший в Европе народной державой, подчинился власти московского князя.

К середине XV века начинается унификация, как форм землевладения, так и форм крестьянской зависимости. Преобладающей формой землевладения была наследственная вотчина. Условные держания стали называться поместьями, они давались за службу на определенный срок, часто, за особые заслуги перед московским князем, пожизненно. В течение всего XV в. росло церковное (монастырское) землевладение. Русская православная церковь превращалась в крупного земельного собственника.

Изменились формы эксплуатации крестьян. Кстати, само слово «крестьяне» появилось в годы татаро-монгольского ига. Крестьяне делились на две группы. Первая – это лично свободные общинники, или «черносошные» крестьяне, которые зависели только от государства. Вторая – это частновладельческие крестьяне, которые принадлежали князьям, боярам, монастырям и помещикам. Для черносошных крестьян характерно было сохранение территориальной общины. Они платили налоги государству с земледелия и с промыслов. Выборное самоуправление крестьян было сосредоточено в волости под надзором князя, оно вершило суд и распределяло налоги. Среди частновладельческих крестьян старожилы противостояли пришлым. О массовом обнищании и обезземеливании крестьян свидетельствовало появление «серебряников», т.е. задолжавших крестьян, бобылей, т.е. бездомных и безземельных, «половников», т.е. потерявших землю и бравших ее у вотчинника за половину урожая.

При Иване III Русь фактически освобождается от монголо-татарской зависимости. В борьбе с Ордой у Ивана появился странный союзник - крымский хан Менгли-Гирей. Иван постепенно уходил от отношений с Ордой: не платил дань, не принимал послов, в то же время, стравливал владык осколков некогда великой империи монголо-татаров. Когда ордынский хан прислал очередного посла с требованием дани, Иван растоптал басму, разорвал ханскую грамоту и заявил: «Прошли те времена, что русский народ уступал чужим хозяевам».

В 1480г. хан Ахмат решил наказать московского князя. Он привёл войска к берегу реки Угры (приток Оки), встал лагерем, ожидая помощи от своего союзника – литовского князя Казимира. На другом берегу реки встало русское войско во главе с сыном Ивана III. Это стояние по берегам реки Угры продолжалось с лета до глубокой осени, до ноябрьских морозов, и получило название «Великое стояние на Угре». Ни одна сторона так и не решилась напасть. Иван Васильевич и не рвался к битве, его армия была слаба, а сам он особыми талантами военного начальника не отличался, хотя был весьма изощренным политиком. В сложившейся ситуации он предпринял психологическое давление на противника. В русской армии к этому времени появились первые пушки, которые царь приказал поставить перед войском по берегу реки. Зрелище невиданного оружия и ноябрьские морозы, в конце концов, заставили хана Ахмата повернуть восвояси. С этого момента Московская Русь прекратила ежегодные выплаты дани. Поэтому 1480 год вошёл в историю как год освобождения от монголо-татарской зависимости. Тем временем Литовское княжество распалось на две части - Польшу и Литву, чем воспользовался Иван III и присоединил часть западных русских земель.

В конце XV века меняется статус княжеской власти, кардинально меняется придворный этикет, оформляется общегосударственная символика. Иван Васильевич первым стал величать себя не князь, а «царь-государь вся Руси». Эти изменения связывают с его женитьбой на племяннице последнего византийского царя Софье Палеолог (Софья Фоминишна). В устройстве свадьбы особую роль сыграл папа римский Павел II, принявший у себя остатки семьи Палеологов после захвата Константинополя турками. Иван III провозгласил Русь преемницей традиций Византии и сделал её герб – двухглавого орла – гербом Московского царства. Напомним, в геральдике (наука о гербах), орёл всегда был символом единой власти, единого государства. В это время появляется и новое название страны – Россия. Вполне возможно, что оно так же пришло из Византии, где Московию называли «Россией» (т.е. страна «россов», «руссов).

После гибели Византии Русь осталась единственной, независимой, православной страной. Оформляется концепция «Москва – третий Рим», ставшая идеологическим основанием централизованной власти русского царя. Автором её был псковский монах Елизарова монастыря старец Филофей. Он писал в своём воззвании к Ивану III: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». Эта концепция была активно воспринята царём и его окружением. В соответствие с ней Русь становилась единственной хранительницей православного христианства, а московский царь - главой православного мира, «царём православия».

При Иване III оформляется система органов централизованного управления страной. Начинает постоянно действовать Боярская Дума, как главный совещательный, распорядительный и административный орган власти при русском царе. Впервые зарождаются органы исполнительной власти, так называемые «избы».

Закреплены все нововведения были «Судебником» Иван III (1497г.). Этот документ продолжал традиции «Русской Правды», и отражал социально-экономические и общественно-политические изменения, произошедшие в стране. Судебник устанавливал компетенцию судов разных типов: высшей инстанции - великого князя и его детей, средней инстанции – бояр и окольничих, которым поручались те или иные дела, и, наконец, низшей - наместников и волостелей. Церковный суд занимался делами духовных лиц или тех, «кто кормился от церкви». Судить надо было «праведно» и не брать посулов.

Судебник охранял имущество и в первую очередь землю. Были установлены сроки подачи жалоб по земельным вопросам: 3-х летний в случае споров между частными лицами и 6 летний – в случае спора с великим князем. Так были «узаконены» захваты черносошных земель, произошедшие в 80-е годы, и передел, особенно Новгородской земли, в 70-е годы. Судебник ограничивал холопство. Самой известной стала 57 статья Судебника, которая устанавливала единый государственный срок, когда крестьянам разрешалось покидать своего господина, уплатив ему пошлину (пожилое). Срок был ограничен двумя неделями - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. Это был крупный шаг по пути прикрепления всех частновладельческих крестьян к земле.

Сын Ивана III – Василий III (1505-1533) продолжил дело отца. Без боя, только угрозами, он заставил жителей Пскова снять вечевой колокол и отправить его в Москву, пресек попытки рязанского князя восстановить самостоятельность, арестовав его. Особенно обострились отношения с Литвой. Формальным поводом для борьбы с ней было вызволение из Литвы князя Михаила Глинского, литовского вельможи православного вероисповедания. Глинские переехали в Москву. Но война с Литвой продолжалась и в 1514 г. был взят Смоленск. В честь этого события в 1524 г. в Москве был основан Новодевичий монастырь. Таким образом, при этом царе завершается объединение русских земель вокруг Москвы. Псковские, рязанские, смоленские земли вошли в состав России.

Василий III был первым князем, который развелся со своей женой Саломонией Сабуровой, по причине «её бездетства» (хотя есть основания предполагать, что вскоре после развода, она родила сына Георгия), и женился на Елене Глинской. Более 3-х лет и в этом браке детей не было и, наконец, 25 августа 1530 родился сын Иван, Иван Васильевич IV, будущий Иван Грозный. В момент совершения сего события «земля и небо сотряслись от неслыханных громовых ударов, которые следовали один за другим с ужасной непрерывной молнией». В 1533г. Василий III умер от сепсиса.

Россия при Иване IV Грозном. Иван IY, прозванный Грозным, оказался на русском престоле в трехлетнем возрасте. Фактически правила его мать Елена Глинская совместно с Боярской Думой. Ее правление (вместе с фаворитом Иваном Телешовым) сопровождалось жестокими расправами. Погибли братья Василия III, по приказу царицы голодом в тюрьме уморили её родного дядю Михаила Глинского. В конце концов, сама Елена Глинская стала жертвой этой волны насилия. Есть основания предполагать, что её отравили. Иван IV в семилетнем возрасте остался сиротой.

Началась открытая борьба крупнейших боярских родов за престол, которая шла на глазах «правящего» малолетнего царя. Бояре друг друга травили, казнили, сажали на кол. Поэтому Иван IV рос неуравновешенным, жестоким ребёнком, к тому же страдал нервными припадка. В 13 лет царь бросил вызов самому Андрею Шуйскому. Боярина схватили и на глазах Ивана бросили псам, которые его растерзали.

Постепенно вокруг молодого царя стала формироваться группа сторонников сильной царской власти, так называемая «Избранная рада», которая представляла собой неофициальное правительство, куда входили люди, приближенные к царю: А.Ф.Адашев (придворный дворянин), придворный протопоп Сильвестр (духовник царя), митрополит Макарий, князья Курбские и т.д. В неполные семнадцать лет Иван (в 1547 г.), усилиями «Избранной рады» был венчан на царство и провозглашен самодержавным царем. Официальное признание единодержавия «царя и великого князя всея Руси» подрывало почву для притязаний удельных князей на соправительство и отдельных земель на политическую обособленность. Провозглашение самодержавия привело к формированию сословно-представительной монархии и положило начало ее перерастанию в абсолютистскую форму.

Иван Грозный сам выступал с обоснованием концепции «самодержавства», т.е. неограниченной власти единодержавного наследственного государя, выражающего божественную волю. В своих посланиях, речах, на заседаниях Земских Соборов, в дипломатических документах, а особенно, в переписке с Андреем Курбским он показывал преемственность своей политики с предшествующей, оправдывал жестокость, необходимостью самозащиты («за себя, если «стал»). Такое историко-публицистическое обоснование самим монархом привилегии и прав государя, и идеи олицетворения государства в государстве - типичная черта абсолютизма. Например, Людовик XIV – французский король говорил: «Государство – это я».

При Иване III складывается постоянно действующий при царе орган - Боярская Дума. В нач. XVI в. состав Думы значительно расширился: кроме бояр и окольничьих в нее входили думные дворяне и дьяки, которые возглавляли главные учреждения государственного управления и государева двора. Боярская дума все вопросы решала вместе с царем: обсуждали проекты законов, внешние сношения, рассматривали вопросы о земельных пожалованиях, служебных назначениях. Создавались даже комиссии для подготовки отдельных вопросов. Но в годы правления Ивана Грозного думцы без царя ответственность на себя не брали.

Годы сотрудничества «Избранной рады» и молодого Ивана IV которое продолжалось до конца 50-х годов XVI в., были самые плодотворные. Для укрепления авторитета царской власти регулярно созывался Земский Собор, а с 1548 г. он стал фактически постоянно действующим органом при молодом царе. Земский Собор – это сословно-представительное собрание, делегированных представителей от всех основных свободных групп населения России. В Собор входили Боярская Дума, Освященный собор (собрания высших священнослужителей), представители дворянства, торговых людей, городского мещанства и даже ремесленников.

В рамках первого периода правления Ивана IV, который можно охарактеризовать как реформаторский, были осуществлены реформы центрального и местного управления и суда. В Судебнике 1550г. нормы права и делопроизводства по сравнению с Судебником 1497г. дополнены и уточнены в сторону усиления центральной власти. В это время была отменена система «кормлений», когда наместника и других представителей центра должно было содержать местное население, что приводило к невиданным поборам. Одновременно была проведена военная реформа. «Уложение о службе» определяло порядок несения службы вотчинниками и помещиками, в зависимости от количества их слуг и размеров землевладения, сформированны стрелецкие войска. В 1552г. был утвержден «Стоглав», в котором устанавливался порядок церковной обрядности и богослужения, а также внутренний распорядок жизни церквей, монастырей, отношения церкви с государством.

Наряду с внутренними реформами Иван IV продолжал объединение и расширение границ русского государства. В 1552г. Иван IV после длительной осады взял Казань и присоединил Казанское ханство. В честь этого события в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы, прозванный в народе храмом Василия Блаженного. В 1556 году удалось присоединить к России Астраханское ханство. Таким образом, Волга стала «русскою рекой». Господство России над этими территориями было закреплено созданием серии пограничных поволжских городов. В 1589г. был заложен город-крепость Царицын.

Однако, в конце 50-х годов XVI в. поведение Ивана IV начинает меняться. В 1559г. начинается Ливонская война, которая первоначально была для России достаточно успешной, однако, постепенно начала приобретать затяжной характер. Главнокомандующим русской армии был друг царя князь Андрей Курбский. Иван IV начинает подозревать своих друзей по «Избранной раде» в сговоре с боярами. В 1560 г. умирает, предположительно в результате отравления, его первая жена Анастасия. За «изведение» жены царь расправляется с Сильвестром и Адашевым. В 1561г. по Москве прокатилась волна казней. «Москва цепенела в страхе, кровь лилась: в темницах и монастырях стонали жертвы; но тиранство еще созревало; настоящее ужасало будущим» - писал Н.М. Карамзин. После серии неудач на фронте царь срочно затребовал главнокомандующего в Москву. Однако, князь Курбский, предполагаю исход встречи с царём, бежал за границу. Кстати, многие знатные люди последовали его примеру и так же бежали.

3 декабря 1563 г. Иван IV вместе с семьей, прихватив Святые иконы и казну страны, оставил престол и уехал в Александровскую слободу. В грамоте митрополиту он объяснил, что не может боле жить в окружении злодеев и изменников. К царю была отправлена многочисленная делегация, чтобы «ударить челом государю и плакаться». 2 февраля 1564г. в Москву вернулся уже Иван Грозный, начинается эпоха знаменитой «опричнины» (1565-1572 гг.). Царь брал в свою собственность часть городов и земель государства, где создавался особый двор и порядок управления. Опирался он на личную гвардию, которая первоначально составляла 1000 человек, но затем постоянно её численность увеличивалась. Земли, которыми управлял царь, назывались «опричниной», а остальная часть страны именовалась «земщиной», и управлялась боярами. Опричники получили от царя неограниченные права, им даже вменялось в долг насиловать, предавать смерти земских людей, грабить их дома. За «верную службу» они получали поместья во владения.

В 1569г. умерла вторая его жена - Мария Темрюковна. Теперь месть Ивана пала на еще большую территорию - от Клина (Тверское княжество) до Новгорода. Затем он отправился в Псков. Однако, по преданию этот город от разорения спас следующий случай. При въезде в город к царю якобы подошел юродивый и преподнес кусок мяса. «Я - христианин и не ем мяса в пост» - сказал царь. «Ты хуже делаешь, - ответил юродивый, - ты ешь человеческое мясо». Так или иначе, но в Пскове Иван никого не казнил.

В 1571г. крымский хан Девлет Гирей вошел в русские земли и подошел к Москве. За 3 часа город сгорел дотла. Остался только Кремль. Царь в страхе сбежал в Коломну. Очевидно, эти несчастья были поняты как знак Божий, поэтому вернувшись, Иван Грозный отменил опричнину. Массовые казней прекратились, однако деспотизм Ивана не стал меньше.

Иван Грозный был весьма женолюбив, только семь раз был официально женат. С неугодными жёнами легко расправлялся. За 3 года до смерти он женился на Марии Нагой. От этого брака родился последний его сын Дмитрий – несчастный ребенок, ставший причиной бед и злодейств в России.

Умер Иван Грозный 18 марта 1584г. в возрасте 54 лет от «какое-то гниение внутри», при этом он него исходил отвратительный запах. Предположительно это была последняя стадия сифилиса, заболевания весьма распространённого в XVI в. Перед смертью он принял постриг. Захоронен Иван Грозный в алтарной части Архангельского собора в Москве. Н.М. Карамзин считал, что по негативным последствиям время этого правителя в русской истории, можно сравнить с монголо-татарским игом.

4. «Бунташный век» в истории России (XVII век). Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества в начале XVII в., получил у современников название "Смуты". При этом, в первую очередь, имелось в виду "смущение умов", т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Ученые по-разному объясняли причины и характер этих трагических событий. Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии Рюриковичей в конце XVI в. и ослаблением монархии. С.М. Соловьев основное содержание "Смуты" видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством. Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил.

Перед царями новой династии Романовых стояла трудная задача преодоления Смуты и ее последствий, что удалось сделать только в середине XVII века. С этого же времени наблюдается процесс перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную, который завершится в начале XVIII века.

Начало XVII века: «великая смута» в России. В начале XYII века молодое русское централизованное государство охватил кризис, который вошел в историю под названием «Смутное время». Это был период, когда слились несколько разнохарактерных кризисов. Выделим важнейшие из них:

Во-первых, это династический кризис, к которому часто и сводят понятие «смутное время». В 1598 году после смерти Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей, правящая на Руси 736 лет. Кризис завершился в 1613 г. избранием нового царя – Михаила Романова, ставшего основателем новой династии, династии Романовых.

Во-вторых, это кризис социальный. Укрепление феодальных отношений во второй половине ХYI – первой половине XYII века вело к массовому бегству крестьян и других вольных людей на окраины России и за ее пределы. Шел процесс колонизации юга европейской части России, Поволжья, Сибири. Рост феодального гнета привел к двум крупнейшим крестьянским войнам ХYII столетия: войне под руководством Ивана Болотникова (1606-1607) и войне под руководством Степана Разина в 1670-1671 годах. Социальный кризис проявился отчасти и в церковном расколе 50-х – 60-х годов. Поэтому совершенно справедливо ХYII век часто называют «бунташным веком».

В-третьих, это кризис национальный. Начало ему было положено при Иване Грозном после поражения в Ливонской войне, в результате которого часть русской территории отошла к Польско-Литовскому государству. Вмешательство поляков в русские дела в период династического кризиса привели к дальнейшим территориальным потерям, оскорблению национальных и религиозных чувств русского народа. Национальный кризис будет преодолен лишь в середине 50-х годов ХУII века. После освобождения Смоленска и воссоединения русского и украинского народов (1654). Такое разделение сущностных проявлений кризиса, конечно, возможно только в теории. На практике они сплелись в неразрывную цепь трагических событий.

После смерти Ивана IY престол наследовал его сын Федор. В период его царствования (1584-1598) наступило затишье на Руси. Царь Федор, по описанию современников, был тихим, больным человеком, неспособным управлять государством. Иван Грозный, очевидно понимая это, оставил ему в помощь Верховную Думу из пяти человек. Фактически власть перешла в руки шурина (брата жены – царицы Ирины) нового царя - Бориса Годунова.

Борис Годунов (род. в 1551 г.) был умным и предприимчивым политиком. Представители старых боярских родов не могли смириться с властью «выскочки», чей род велся от татарского мурзы Чета, который еще в ХIY веке поселился на Руси и принял православие. В годы правления Федора Борис Годунов, стремясь заручиться поддержкой «служилых людей», мелких помещиков, запретил переход крестьян от одного помещика к другому. В 1598 году вышел указ, по которому вольные люди, прослужившие в слугах полгода, объявлялись холопами своего господина. Эти указы были крупными шагами на пути утверждения крепостного права в России.

После смерти Федора в 1598 г. Борис Годунов был избран на царство. За первые два года своего правления Годунов стал весьма популярным царем, так как жизнь при нем быстро улучшалась. Он отменил на один год подати с сельских жителей, дал право купцам торговать беспошлинно, выплатил служилым жалованье за год в двойном размере.

Борьба за власть между Годуновым и боярами усилилась. В этой борьбе стала использоваться смерть младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, который был убит в Угличе в девятилетнем возрасте. Народная молва, не без помощи бояр и князей, обвинила в убийстве Бориса Годунова. Затем поползли слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. Пытаясь отыскать «след» царевича, Годунов начал расправляться с боярами. Больше других пострадал род Романовых. Все пятеро братьев были высланы, а один из них, Федор, отец будущего первого царя из Романовых, был насильно пострижен в монахи под именем Филарета.

В 1601-1603 гг. новая беда пришла на Русь. Три неурожайных года привели к страшному голоду. Борис открыл царские закрома и стал раздавать хлеб, но не мог накормить всех голодающих, которые начали стекаться в Москву. Дороги, ведущие к Москве, и улицы Москвы покрылись трупами умерших от голода людей. Началась смута. В такой обстановке в Польше появляется Лжедмитрий. По версии Годунова, за Дмитрия выдавал себя сын бедного галицкого боярина - Григорий Отрепьев, служивший у Романовых. Когда Романовы попали в опалу, он стал иноком Чудова монастыря, откуда затем сбежал, объявив себя царевичем Дмитрием.

В 1604 г Лжедмитрий с польским отрядом вошел в пределы русского государства. По пути Лжедмитрий разбрасывал «Манифест» с обращением к русскому народу. Многие города стали ему сдаваться. Правительственные войска возглавил вместе с воеводой Басмановым Василий Шуйский, который заявил, что сам видел убиенного царевича. К Григорию Отрепьеву присоединился большой отряд казаков. Тем временем Борис Годунов скоропостижно, по всей видимости от инсульта, скончался (13 апреля 1605 г.). Перед смертью Борис благословил своего сына Федора на царство, чем обрек его на скорую гибель. Вера в Лжедмитрия усиливалась. На его сторону перешла армия. В Москве начался бунт. Народ требовал Шуйского с рассказом о судьбе Дмитрия. Теперь Шуйский публично заявляет, что Борис послал убить Дмитрия, но вместо него был убит попов сын, а царевич спасся. Москвичи призывают Лжедмитрия занять трон. Вся семья Годуновых была перебита, дворец разграблен.

Новый царь вел себя несколько странно: сам участвовал в работе Думы, легко решая вопросы, над которыми бояре долго ломали головы; не спал после обеда, а бродил по улицам, вступая в разговоры с простым людом. Особое недовольство москвичей вызвал приезд в столицу невесты Лжедмитрия - Марии Мнишек с большой группой польских «гостей». Состоявшаяся свадьба с нарушением многих православных обычаев, как и поведение «гостей» вызывали возмущение.

Этим воспользовался В. Шуйский. Он выпустил из тюрьмы уголовников, и поднял москвичей на бунт. Лжедмитрий, и большая часть поляков были убиты. Василию Шуйскому с трудом удалось спасти Марину Мнишек и польских послов. Шуйский поспешно был «выкрикнут» царем, но его правление привело к новым бедам. В стране росла смута, стали появляться новые сыновья и внуки Ивана Грозного (только от бездетного Федора добрый десяток). Начались народные бунты. Во главе одного из таких бунтов стал беглый холоп Иван Болотников. Естественно, рядом с ним оказался новый царевич Дмитрий (то - некто Молчанов, один из соратников Лжедмитрия). Войска Болотникова подошли вплотную к Москве, но были разбиты и ушли в Тулу. После длительной осады войска Шуйского взяли город.

Весной 1608 г из Литвы пришел новый самозванец, который вошел в историю как «Тушинский вор». Недовольство народа Шуйским привело к тому, что города опять один за другим признавали самозванца. Он быстро подошел к Москве и разбил свой лагерь в Тушино. Шуйский обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX, что в свою очередь, не понравилось полякам. Польские войска были отозваны из Тушино. Польский король стал обещать русским всякие блага, если они изберут на свой престол его сына Владислава. Теперь на Москву с одной стороны шли поляки, с другой - самозванец, с третьей – шв







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.