Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2 «Бюджетное право Российской Федерации»





Обзор ключевых категорий и положений

 

Бюджет можно рассматривать в трех аспектах: как правовую категорию, экономическую категорию и в материальном отношении. Сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, которые связаны с формированием и использованием денежных фондов соответствующего уровня.

Бюджетное право — подраздел финансового права, содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие бюджетное устройство, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы и определяющих компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс. По содержанию нормы бюджетного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Среди источников бюджетного права в первую очередь следует выделить Конституцию Российской Федерации, которая устанавливает принципы и основы бюджетной деятельности. Важные нормы закреплены в БК, который дает основные понятия бюджетного устройства и бюджетного процесса. В области практической реализации бюджетной деятельности действуют правовые акты Министерства финансов Российской Федерации.

С начала 2008 г. в БК внесены значительные изменения. В частности, к важнейшим нововведениям относятся следующие: формирование бюджетов на трехлетний период, проведение реструктуризации бюджетной сети, детальная классификация средств отдельных бюджетов, а также утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации.

Бюджетная система Российской Федерации — это совокупность всех видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права и основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации. Структура системы охватывает три уровня: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Принципы бюджетной системы подробно раскрываются в статьях Бюджетного кодекса.

Консолидированный бюджет — это статистический свод бюджетных показателей. Он включает сводные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории России и отдельных субъектов Российской Федерации. Поскольку консолидация существует для целей анализа, такой бюджет не рассматривается и не утверждается законодательным органом власти. Консолидированный бюджет включает: федеральный бюджет Российской Федерации, консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и региональный бюджет.

Бюджетный процесс — регламентированная законом деятельность органов власти и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Он основан на принципах разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти, специализации бюджетных показателей и ежегодности составления бюджета.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент Российской Федерации;

• высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

• законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти;

• Банк России;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• органы управления государственными внебюджетными фондами;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• главные администраторы и администраторы доходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета;

• получатели бюджетных средств.

Бюджетный процесс состоит из двух стадий: составление, рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджета и контроль исполнения бюджетов. Соответствующими статьями БК подробно детализированы все процедуры бюджетного процесса.

Законом установлен жесткий контроль исполнения бюджета Российской Федерации. Его осуществляют законодательные (представительные) органы, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Органы исполнительной власти и местной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита.

Бюджетное право тесно связано с налоговым правом, поскольку налоги выступают основным источником доходов различных бюджетов. При взаимодействии норм этих двух институтов финансового права приоритет отдается налоговому нраву. Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством.

Налоги — важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наибольший удельный вес занимают налоговые. В федеральном бюджете 2007 г. предусмотрено 67,1 % налоговых поступлений и 32,9 % неналоговых поступлений.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждения, исполнения и контроля над исполнением бюджетов является нарушением бюджетного законодательства.

К субъектам бюджетного права за нарушение бюджетного законодательства применяются следующие меры ответственности:

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• блокировка расходов;

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

• наложение штрафа;

• начисление пени;

• иные меры, предусмотренные БК и федеральными законами.

К ответственности привлекаются руководители получателей бюджетных средств за их нецелевое использование. Подобное нарушение влечет наложение штрафа в соответствии с административным законодательством, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовное наказание.

Практикум

Задание № 1

Используя федеральный закон «О федеральном бюджете Российской Федерации на текущий финансовый год», определите:

1)в каком объеме (по доходам и расходам) утвержден федеральный бюджет и каков предельный размер его профицита (дефицита);

2)какие источники покрытия дефицита бюджета определены указанным законом и в каком объеме;

3)какие целевые и резервные фонды бюджета, предусмотрены данным законом о бюджете.

Задание №2

В бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в качестве финансовой помощи были перечислены денежные средства в виде: 1) субвенции; 2) дотации; 3) субсидии.

На основании анализа статей Бюджетного кодекса РФ дайте определения субвенции, дотации и субсидии и определите условия их расходования. Имеет ли право высший исполнительный орган власти субъекта РФ расходовать их по своему усмотрению? Какие статьи Бюджетного кодекса РФ устанавливают ответственность за нецелевое использование бюджетных средств?

 

Задание№3

В бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в качестве финансовой помощи были перечислены денежные средства в виде: 1) субвенции; 2) дотации; 3) субсидии.

На основании анализа статей Бюджетного кодекса РФ дайте определения субвенции, дотации и субсидии и определите условия их расходования. Имеет ли право высший исполнительный орган власти субъекта РФ расходовать их по своему усмотрению? Какие статьи Бюджетного кодекса РФ устанавливают ответственность за нецелевое использование бюджетных средств?

 

Задание №4

Законом В-ской области установлен 3%-ный размер отчислений от таможенных платежей, взимаемых на территории данного региона, в бюджет субъекта РФ.

Законно ли такое положение? Изменится ли решение задачи, если такая норма будет введена губернатором области, Правительством области, руководителем Федеральной таможенной службы, Президентом РФ, федеральным законом?

 

Задание №5

Городская Дума г. N. приняла решение о местном бюджете с дефицитом в размере 12% объема доходов данного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. При этом в качестве источников финансирования дефицита местного бюджета городской Думой были утверждены: муниципальный телефонный заем, осуществляемый путем выпуска облигации на сумму в размере 6% объема доходов местного бюджета, кредит от Сберегательного банка РФ в том же размере, поступления от продажи муниципального имущества в размере 2% объема доходов местного бюджета.

Задание№6.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 г. поступило 16 003,4 млрд руб. доходов (в 2007 г. — 13 368,2 млрд руб.) (табл. 1).

Таблица 1 - Поступления в бюджет Российской Федерации

Название платежа Сумма, млрд руб. Удельный вес в общих поступлениях, %
Налоговые доходы всего, в том числе: 11250,2 ?
1) налог на прибыль организаций 2513,2 ?
2) НДС 2132,5 ?
3) налоги и взносы на социальные нужды 2113,1 ?
4)акцизы 350,0 ?
5) налог на добычу полезных ископаемых 1742,6 ?
6) налог на доходы физических лиц 1666,3 ?
прочие налоговые платежи 732,5 ?
.Неналоговые доходы, всего 4753,2 ?
Итого поступлений в консолидированный бюджет 16 003,4  

 

Рассчитайте:

1)на сколько процентов возросли доходы консолидированного бюджета в 2008 г. по сравнению с 2007 г.;

2) удельный вес каждого платежа в общей сумме поступлений.

Сделайте выводы.

Задание№7

Условно валовой внутренний продукт страны за год составил 150 трлн. руб. Налогов в бюджет за этот же период поступило 44 400 млрд. руб., а во внебюджетные фонды — 18 050 млрд. руб. Определите, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Как называется этот экономический показатель?

 

Задание№8.

Разделите приведенные ниже платежи на налоговые и неналоговые:

 

1)государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах;

2)вывозные таможенные пошлины;

3)проценты по государственным кредитам;

4)плата за негативное воздействие на окружающую среду;

5)НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

6)налог на доходы физических лиц;

7)дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

8)плата за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

9)акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации;

10)регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции;

11)пошлины за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;

12)средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации.

 

Тесты

1. Бюджетное право рассматривается:

а) как самостоятельная отрасль права;

б) часть финансового права;

в) часть налогового права.

 

2. К процессуальным нормам бюджетного права относится порядок:

а) утверждения бюджетов государства и местных бюджетов;

б) установления структуры бюджетной системы;

в) распределения доходов и расходов между различными бюджетами.

 

3. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории называется:

а) территориальным планированием;

б) консолидированным бюджетом;

в) стратегическим бюджетированием.

 

4. Рассмотрение и утверждение бюджетов закреплено:

а) за исполнительными органами власти;

б) представительными органами власти.

 

5. Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком:

а) на один год;

б) три года;

в) пять лет.

 

6. Проект федерального закона о бюджете рассматривается в Государственной Думе:

а) единовременно;

б) в двух чтениях;

в) в трех чтениях;

г) в четырех чтениях.

 

7. Какая из перечисленных ниже функций налогов присуща всем государствам независимо от времени существования и устройства:

а) фискальная;

б) социальная;

в) регулирующая.

 

8. Основу доходной части федерального бюджета Российской Феде рации составляют:

а) доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) доходы целевых бюджетных фондов;

в) налоговые поступления;

г) поступления от внешнеэкономической деятельности.

 

9. Руководители Федерального казначейства имеют право:

а) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек;

б) выносить решение о привлечении к административной ответственности;

в) приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым главным распорядителям.

 

10. К нарушениям бюджетного законодательства не относится:

а) нецелевое использование бюджетных средств;

б) несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов;

в) уклонение организации от уплаты налогов в бюджетную систему.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.