Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ





КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине

«Методика преподавания литературы (специальная)»

Вариант 1

1. Методика преподавания литературы в коррекционной школе является:

а) разделом педагогики;

б) самостоятельной наукой;

в) разделом методики обучения русскому языку в начальной школе;

 

2. Специальная методика литературы связана с науками:

а) дидактикой, специальной психологией, литературоведением;

б) дошкольной педагогикой, логопедией, литературоведением;

в) методикой развития речи дошкольников, дидактикой.

 

3. Курс словесности в духовных заведениях ХVII века не включал:

а) риторику и поэтику;

б) русское и славянское чтение;

в) английский язык.

 

4. Издатель первого русского журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума»:

а) Иван Фёдоров;

б) Н.И. Новиков.

в) М.В. Ломоносов.

 

5. Процесс литературного образования осуществляется:

а) в V-IX классах;

б) в X-XI классах;

в) в II-IV,V-IX, X-XI классах.

 

6. Программы по литературе V-IX классов построены:

а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

б) по линейному принципу и на хронологической основе;

в) на историко-литературной основе.

 

7. Современные программы по литературе построены на основе учения о периодах развития школьника, которые разработаны в трудах:

а) М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, К.Д.Ушинского;

б) М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова;

В) Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина.

 

8. В каком труде М.В. Ломоносов писал: «О всякой данной материи красно говорить, и тем преклонять других к своему об оной мнению»:

а) «Письмо о правилах российского стихосложения» (1739 год);

б) «Краткое руководство к красноречию» (1748 год);

в) «Российская грамматика» (1755 год).

 

9. В начальных классах специальной (коррекционной) школы 5 вида используются следующие виды подготовительной работы перед чтением произведения:

а) беседа;

б) исторический комментарий;

в) экскурсия на производство

 

10. Задачи первого этапа работы над художественным произведением:

а) подготовить учащихся к восприятию произведения и вызвать интерес, создать наиболее благоприятную эмоциональную атмосферу для стимулирования чтения;

б) подвести учащихся к пониманию условности художественного мира, отображенного в произведении, показать взаимосвязь смежных видов искусств, актуализировать жизненный и творческий опыт учащихся;

в) раскрыть смысл произведения, подвести учащихся к выводам и заключениям;

 

11. Задачи учителя на вступительном занятии заключаются в следующем:

а) создать ощущение глубины и неисчерпаемости художественного произведения, сформировать установку на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения;

б) активизировать творческую деятельность учеников, побуждающую их подняться от собственных впечатлений до постижения авторской идеи;

в) вызвать интерес к произведению, сформировать установку на его чтение.

 

12. Формой проведения вступительного занятия не является:

а) лекция учителя;

б) социально-бытовой комментарий;

в) творческая письменная работа.

 

13. Объем, содержание и методика проведения занятий на всех этапах изучения художественного произведения обусловлены:

а) запланированным количеством часов, особенностями школьной программы рекомендациями методистов и учителей-новаторов;

б) спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся;

в) особенностями организации коррекционно-развивающего процесса обучения.

 

14. Классификация уроков литературы, разработанная В.В. Голубковым на основе определения места урока в системе по изучению темы, раздела, включает:

а) вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки;

б) урок изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи;

в) уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщения.

 

15. Сопоставление литературного произведения с его сценическим воплощением рекомендуется проводить при изучении:

а) драматических произведений;

б) эпических произведений;

в) лирического стихотворения.

 

16. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:

а) эпического произведения;

б) драматического произведения;

в) лирического произведения.

 

17. Какой путь анализа текста художественного произведения чаще используется на уроках литературы СКОШ V вида:

а) «вслед за автором»;

б) «прообразный»;

в) смешанный.

 

 

Компетентностная задача

 

 

18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

Тема: "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества"

Цель: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  1. Обучение анализа рассказа;
  2. Знакомство учащихся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали;
  3. Учить рассуждать на литературную тему.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать диалогическую речь;
  2. Развивать коммуникативные умения;

Воспитательная:

1. Воспитывать чувство уважения к писателю, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе как одному из средств развития личности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Оборудование:

· учебник,

· тетради учащихся,

· портрет писателя (художник В.А.Серов),

· иллюстрации к рассказу А.П.Чехов "Хамелеон" (художники Кукрыниксы, Н.Н.Вышеславцев, В.М.Бескаравайный).

 

Эпиграф к уроку:

Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

А.П.Чехов

Ход урока

I. Орг. момент.

- Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете и наверно, любите - Антоном Павловичем Чеховым.

II. Сообщение темы урока.

- А.П.Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились в 6 классе?

Ученик. В 6 классе мы читали юмористические рассказы А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил".

- Правильно. Молодцы.

1. Тема нашего урока: А.П.Чехов "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.

Цель урока: мы познакомимся с рассказом "Хамелеон" и определим в чем его смысл.

1. Слово учителя

- А.П.чехов прожил недолгую жизнь, всего 44 года, но она целиком была наполнена работой.

Рассказ "Хамелеон" он написал в 1884 году, в этот год Чехов закончил Московский университет, где учился на врача.

Однако, будучи еще студентом, с 1880 года, Антон Павлович начинает печатать свои короткие юмористические рассказы под псевдонимом "Антоша Чехонте".

- Ребята, а что такое псевдоним?

Ученик. Это вымышленное имя.

Учитель. Правильно. Давайте откроем тетради и запишем в словарик определение термина "псевдоним".

Псевдоним - (от греческого psendos- ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

Работа с иллюстрациями

- Давайте обратимся к портрету А.П.Чехова (портрет Чехова, художник С.А. Серов)

Здесь писатель изображен в тот период времени, когда после окончания университета он был полон сил и стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.

Однако это было очень непростое время для России. После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина "Отечественные записки, издан указ о "кухаркиных детях".

А.П.Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.

Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.

"Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба", - признавался А.П.Чехов - писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

- А теперь, обратимся к рассказу "Хамелеон".

3. Чтение рассказа "Хамелеон" (читает один заранее подготовленный ученик, другие учащиеся знакомятся с текстом только на уроке).

Беседа по тексту.

Учитель. Ваше первое впечатление от рассказа?

Ученик. Интересный. Смешной.

Учитель. Какие образы вам запомнились больше всех?

Ученик. Образы Очумелова, Елдырина.

Учитель. Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении - его портрет. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца)

Ученик. Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества. Под стать ему и городовой: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?

Ученик. Конфискованный - отобранный.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

Ученик. Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

5. Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

Ученик. Да, Вполне.

IV. Итог урока.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

Учитель выставляет оценки учащимся за работу.

V. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Определить художественные приемы, использованные писателем в создании характеров Хрюкина, Елдырина.

 

 

Вариант 2

 

1. Специальная методика преподавания литературы является самостоятельной наукой, потому что:

а) решает специфические задачи;

б) имеет свой предмет исследования;

в) взаимодействует с другими науками;

 

2. Автор первого печатного «Букваря» 1574 года:

а) Иван Фёдоров;

б) М.В. Ломоносов;

в) Н.И. Новиков.

 

3. Методисты-словесники XIX века А.Д. Галахов, П.Е. Басистов, Л.И. Поливанов являлись представителями одного из направлений методики литературы:

а) культурно-исторического;

б) академического;

в) воспитательного.

 

4. Известный учёный В.В. Голубков (1880-1968) является автором:

а) Методики преподавания литературы;

б) Грамматики;

в) Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы

 

5. В основе определения этапов изучения литературы в школе лежат:

а) специфика литературного материала;

б) периоды развития школьников;

в) концентричность в построении программ.

 

6. Программы по литературе X-XI классов построены:

а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

б) по линейному принципу и на хронологической основе;

в) на историко-литературной основе.

 

7. В программы по литературе V-VII классов включены:

а) три варианта произведений: для чтения, обзоров и самостоятельного изучения;

б) разделы для самостоятельного чтения;

в) занятия по внеклассному чтению.

 

8. Во второй половине XIX века большой вклад в развитие методики внесли:

а) А.Д. Алферов, Н.М.Соколов, Н.А.Котляревский, Д.Н.Овсянико-Куликовский.

б) А.Н. Веселовский, Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, В.И. Водовозов.

в) С.А.Венгеров, М.А. Рыбникова, Н.И.Кудряшев, Г.Гуковский, В.В.Данилов.

 

9. Объем, содержание и методика проведения занятий на всех этапах изучения художественного произведения обусловлены:

а) запланированным количеством часов, особенностями школьной программы рекомендациями методистов и учителей-новаторов;

б) спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся;

в) избранным путем анализа, формами и видами организации учебного материала, методами и приемами обучения.

 

10. В содержание анализа текста, предложенного В.В. Голубковым, не входит:

а) выяснение общего смысла произведения;

б) характеристика системы образов произведения;

в) знакомство с литературоведческой теорией.

 

11. Основная цель заключительных занятий по изучению произведения:

а) повторить и закрепить предыдущий ход разбора текста;

б) обобщить и повторить пройденный материал;

в) обобщить, создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения.

 

12. Какой вид чтения можно проводить только после анализа сюжета всего произведения:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение «по ролям»;

в) выборочное чтение.

 

13. При изучении произведений какого жанра отсутствует работа над выразительным чтением:

а) лирических стихотворений;

б) научно-популярных очерков;

в) басен.

 

14. Большой формой эпического произведения является:

а) рассказ;

б) повесть;

в) роман.

 

15. Род литературы, основу которого составляет действие на глазах зрителя, показанное через конфликты и в форме диалога – это определение:

а) драматического произведения;

б) эпического произведения;

в) лирического произведения.

 

16. При изучении произведений каких жанровобязательной является работа над выразительным чтением:

а) лирических стихотворений;

б) научно-популярных очерков;

в) басен.

 

17. Классификация уроков внеклассного чтения, разработанная Н.Н. Светловской с учетом процесса формирования читательской самостоятельности, включает:

а) занятия подготовительного периода, уроки начального периода, уроки основного периода;

б) урок изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи;

в) уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщения.

 

Компетентностная задача

 

 

18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

 

Тема: Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цель: Познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлес­таковым, помочь раскрыть этот образ на примере отдельных сцен.

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить выразительно читать и рассказывать;

- учить грамотно отвечать на вопросы;

- формировать умение составления характеристики персонажа.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитать художественное восприятие произведения в живописи;

- воспитать в учениках нравственность.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие диалогической и монологической речи;

- развитие умения соотносить прочитанное произведение с картинными репродукциями.

Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», иллюстрации к комедии «Ревизор»; репродукция картины К.П. Брюллова «Последний день

Помпеи»; выставка книг; газета о творчестве Н.В. Гоголя

Методы: наглядные и словесные.

Приемы: беседа, анализ, пересказ, выборочное чтение.

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Сообщение темы.

Вводная часть урока. Определение темы и цель урока. Вступи­тельное слово учителя. Сообщения учащихся.

IV. Итоги.

Выставление оценок за урок.

V. Д/з.

Написать эссе на тему «ХлестаковщинаXXI века».

 

Вариант 3

 

1. Какой путь анализа текста художественного произведения чаще используется на уроках литературы СКОШ V вида:

а) «вслед за автором»;

б) «прообразный»;

в) смешанный.

 

2 Создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка его последующего анализа - это:

а) план занятия;

б) основная цель вступительных занятий;

в) содержание вступительных занятий

 

3. К какому компоненту литературного образования относится следующее задание: «Прочитать тексты других жанров, написанных Л.Н. Толстым (басни, были, рассказы). Рассказать, что их объединяет»:

а) анализ текста;

б) знакомство с литературоведческой теорией;

в) литературно-творческая деятельность

 

4. Работа над формированием читательской самостоятельности в СКОШ V вида:

проводится на уроках:

а) классного и внеклассного чтения;

б) внеклассного чтения;

в) русского языка.

 

5. Видами уроков внеклассного чтения не являются:

а) концерт, семинар, викторина;

б) беседа, экскурсия, консультация;

в) работа с библиотечным каталогом, работа над рецензией

6. Условие и основа эффективности всех учебных занятий по литературе:

а) рациональное планирование и организация учебного процесса учителем, организация домашнего и классного чтения учащихся;

б) механизм оценки деятельности учащихся на уроке и использование опережающих заданий;

 

в) использование межпредметных связей, использование ТСО и наглядности.

7. Видами внеклассной работы по литературе являются:

а) литературный кружок;

б) посещение театра;

в) литературная школьная конференция.

 

8. Программы по литературе V-IX классов построены:

а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

б) по линейному принципу и на хронологической основе;

в) на историко-литературной основе.

 

9. Современные программы по литературе построены на основе учения о периодах развития школьника, которые разработаны в трудах:

а) М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, К.Д.Ушинского;

б) М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова;

В) Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина.

 

10. Задачи учителя на заключительном занятии состоит в следующем:

а) создать ощущение глубины и неисчерпаемости художественного произведения, сформировать установку на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения;

б) активизировать творческую деятельность учеников, побуждающую их подняться от собственных впечатлений до постижения авторской идеи;

в) вызвать интерес к произведению, сформировать установку на его чтение.

 

11. Формой проведения литературоведческого урока не является:

а) лекция учителя;

б) социально-бытовой комментарий;

в) проведение конкурса на лучшего рассказчика.

 

12. Задачи заключительного этапа работы над художественным произведением:

а) подготовить учащихся к восприятию произведения и вызвать интерес, создать наиболее благоприятную эмоциональную атмосферу для стимулирования чтения;

б) подвести учащихся к пониманию условности художественного мира, отображенного в произведении, показать взаимосвязь смежных видов искусств, актуализировать жизненный и творческий опыт учащихся;

в) раскрыть смысл произведения, подвести учащихся к выводам и заключениям;

 

13. Род литературы, основу которого составляет повествование, в котором воспроизводится внешняя по отношению к автору действительность в объективном ходе событий, а личность автора чаще всего скрыта от читателей – это определение:

а) драматического произведения;

б) эпического произведения;

в) лирического произведения.

 

14. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:

а) эпического произведения;

б) драматического произведения;

в) лирического произведения.

 

15. Какой вид чтения не рекомендуется использовать в школе 5 вида:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение «по ролям»;

в) выборочное чтение.

 

16. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:

а) эпического произведения;

б) драматического произведения;

в) лирического произведения.

 

17. Малой формой эпического произведения является:

а) рассказ;

б) повесть;

в) роман.

 

 

Компетентностная задача

 

 

18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

 

Тема: Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».

Цель: Познакомить учащихся с рассказом «Бежин луг», дать представление о том, что такое «былички», в чём их отличие от сказок.

Предварительная работа: Самостоятельное чтение рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника». Работа над поиском определения былички. Сравнение быличек и сказок.

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить грамотно отвечать на вопросы;

- формировать умение поиска характеристик персонажей произведения;

- расширить активный словарь понятиями «быличка»;

- учить сравнивать «быличку» со сказкой;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитать навыки самоконтроля и самостоятельной работы над текстом и поиском понятий;

- воспитать в учениках чувство заботы об окружающих, смелость и реалистичность взглядов, подобно герою «Бежина луга» Павлуше;

- воспитывать вежливое отношение друг к другу в ходе участия в диалоге.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать диалогическую и монологическую речь;

-развивать и обогащать активный и пассивный словарь учащихся.

Оборудование: учебник, словарь.

Методы: наглядные и словесные.

Приемы: беседа, словарная работа.

I. Организационный момент.

Приветствие класса учителем. Подготовительная работа к уроку: открыть текст произведения.

IV. Итоги.

У.: Мы познакомились с одним из рассказов «Охотничьего цикла» И.С.Тургенева, научились находить в тексте авторскую характеристику героев, сопоставили жанр былички и сказки, нашли их отличия.

V. Д/з.

Составьте для каждого мальчика краткие характеристики, подкрепляя их цитатами (письменно). Обратите внимание, какими эпитетами описывает героев автор.

Расчет Индекса компетенции

Ик = (Х факт – Х мин) / (Х макс – Х мин)

0 – 0,2 – минимальный уровень.

0,3 – 0,4 – стандартный уровень.

05, – 0,6 – аналитический уровень.

0,7 – 0,8 – креативный уровень.

0,9 – 1 – продвинутый уровень.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине

«Методика преподавания литературы (специальная)»

Вариант 1

1. Методика преподавания литературы в коррекционной школе является:

а) разделом педагогики;

б) самостоятельной наукой;

в) разделом методики обучения русскому языку в начальной школе;

 

2. Специальная методика литературы связана с науками:

а) дидактикой, специальной психологией, литературоведением;

б) дошкольной педагогикой, логопедией, литературоведением;

в) методикой развития речи дошкольников, дидактикой.

 

3. Курс словесности в духовных заведениях ХVII века не включал:

а) риторику и поэтику;

б) русское и славянское чтение;

в) английский язык.

 

4. Издатель первого русского журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума»:

а) Иван Фёдоров;

б) Н.И. Новиков.

в) М.В. Ломоносов.

 

5. Процесс литературного образования осуществляется:

а) в V-IX классах;

б) в X-XI классах;

в) в II-IV,V-IX, X-XI классах.

 

6. Программы по литературе V-IX классов построены:

а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

б) по линейному принципу и на хронологической основе;

в) на историко-литературной основе.

 

7. Современные программы по литературе построены на основе учения о периодах развития школьника, которые разработаны в трудах:

а) М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, К.Д.Ушинского;

б) М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова;

В) Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина.

 

8. В каком труде М.В. Ломоносов писал: «О всякой данной материи красно говорить, и тем преклонять других к своему об оной мнению»:

а) «Письмо о правилах российского стихосложения» (1739 год);

б) «Краткое руководство к красноречию» (1748 год);

в) «Российская грамматика» (1755 год).

 

9. В начальных классах специальной (коррекционной) школы 5 вида используются следующие виды подготовительной работы перед чтением произведения:

а) беседа;

б) исторический комментарий;

в) экскурсия на производство

 

10. Задачи первого этапа работы над художественным произведением:

а) подготовить учащихся к восприятию произведения и вызвать интерес, создать наиболее благоприятную эмоциональную атмосферу для стимулирования чтения;

б) подвести учащихся к пониманию условности художественного мира, отображенного в произведении, показать взаимосвязь смежных видов искусств, актуализировать жизненный и творческий опыт учащихся;

в) раскрыть смысл произведения, подвести учащихся к выводам и заключениям;

 

11. Задачи учителя на вступительном занятии заключаются в следующем:

а) создать ощущение глубины и неисчерпаемости художественного произведения, сформировать установку на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения;

б) активизировать творческую деятельность учеников, побуждающую их подняться от собственных впечатлений до постижения авторской идеи;

в) вызвать интерес к произведению, сформировать установку на его чтение.

 

12. Формой проведения вступительного занятия не является:

а) лекция учителя;

б) социально-бытовой комментарий;

в) творческая письменная работа.

 

13. Объем, содержание и методика проведения занятий на всех этапах изучения художественного произведения обусловлены:

а) запланированным количеством часов, особенностями школьной программы рекомендациями методистов и учителей-новаторов;

б) спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся;

в) особенностями организации коррекционно-развивающего процесса обучения.

 

14. Классификация уроков литературы, разработанная В.В. Голубковым на основе определения места урока в системе по изучению темы, раздела, включает:

а) вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки;

б) урок изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи;

в) уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщения.

 

15. Сопоставление литературного произведения с его сценическим воплощением рекомендуется проводить при изучении:

а) драматических произведений;

б) эпических произведений;

в) лирического стихотворения.

 

16. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:

а) эпического произведения;

б) драматического произведения;

в) лирического произведения.

 

17. Какой путь анализа текста художественного произведения чаще используется на уроках литературы СКОШ V вида:

а) «вслед за автором»;

б) «прообразный»;

в) смешанный.

 

 

Компетентностная задача

 

 

18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

Тема: "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества"

Цель: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  1. Обучение анализа рассказа;
  2. Знакомство учащихся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали;
  3. Учить рассуждать на литературную тему.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать диалогическую речь;
  2. Развивать коммуникативные умения;

Воспитательная:

1. Воспитывать чувство уважения к писателю, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе как одному из средств развития личности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Оборудование:

· учебник,

· тетради учащихся,

· портрет писателя (художник В.А.Серов),

· иллюстрации к рассказу А.П.Чехов "Хамелеон" (художники Кукрыниксы, Н.Н.Вышеславцев, В.М.Бескаравайный).

 

Эпиграф к уроку:

Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

А.П.Чехов

Ход урока

I. Орг. момент.

- Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете и наверно, любите - Антоном Павловичем Чеховым.

II. Сообщение темы урока.

- А.П.Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились в 6 классе?

Ученик. В 6 классе мы читали юмористические рассказы А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил".

- Правильно. Молодцы.

1. Тема нашего урока: А.П.Чехов "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.

Цель урока: мы познакомимся с рассказом "Хамелеон" и определим в чем его смысл.

1. Слово учителя

- А.П.чехов прожил недолгую жизнь, всего 44 года, но она целиком была наполнена работой.

Рассказ "Хамелеон" он написал в 1884 году, в этот год Чехов закончил Московский университет, где учился на врача.

Однако, будучи еще студентом, с 1880 года, Антон Павлович начинает печатать свои короткие юмористические рассказы под псевдонимом "Антоша Чехонте".

- Ребята, а что такое псевдоним?

Ученик. Это вымышленное имя.

Учитель. Правильно. Давайте откроем тетради и запишем в словарик определение термина "псевдоним".

Псевдоним - (от греческого psendos- ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

Работа с иллюстрациями

- Давайте обратимся к портрету А.П.Чехова (портрет Чехова, художник С.А. Серов)

Здесь писатель изображен в тот период времени, когда после окончания университета он был полон сил и стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.

Однако это было очень непростое время для России. После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина "Отечественные записки, издан указ о "кухаркиных детях".

А.П.Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.

Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.

"Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба", - признавался А.П.Чехов - писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

- А теперь, обратимся к рассказу "Хамелеон".

3. Чтение рассказа "Хамелеон" (читает один заранее подготовленный ученик, другие учащиеся знакомятся с текстом только на уроке).

Беседа по тексту.

Учитель. Ваше первое впечатление от рассказа?

Ученик. Интересный. Смешной.

Учитель. Какие образы вам запомнились больше всех?

Ученик. Образы Очумелова, Елдырина.

Учитель. Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении - его портрет. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца)

Ученик. Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества. Под стать ему и городовой: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?

Ученик. Конфискованный - отобранный.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

Ученик. Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

5. Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

Ученик. Да, Вполне.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.