Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оператор с предусловием while





Общий вид:

while (выражение) код_цикла;

Если выражение в скобках - истина (не равно 0), то выполняется код_цикла. Это повторяется до тех пор, пока выражение не примет значение 0 (ложь). В этом случае выполняется оператор, следующий за while. Если выражение в скобках - ложно (равно 0), то цикл не выполнится ни разу.

Код_цикла может включать любое количество управляющих операторов, связанных с конструкцией while, взятых в фигурные скобки (блок), если их более одного. Среди этих операторов могут быть continue - переход к следующей итерации цикла и break - выход из цикла.

Например, необходимо сосчитать количество символов в строке. Предполагается, что входной поток настроен на начало строки. Тогда подсчет символов выполняется следующим образом:

char ch;

int count=0;

while ((ch=getchar())!='\n') count++;

Для выхода из цикла while при истинности выражения, как и для выхода из других циклов можно пользоваться оператором break.

Пример 1:

while (1) { // Организация бесконечного цикла

...

if (kbhit()&&(getch()==27)) break;

// Если нажата клавиша (результат работы функции kbhit()>0) и код ее равен 27 // (код клавиши “Esc”), то выходим из цикла

...

}

Пример 2:

...

while (!kbhit()); // Выполнять до тех пор, пока не нажата клавиша

...

Оператор цикла с постусловием do - while

Общий вид записи:

do код_цикла while (выражение);

Код_цикла будет выполняться до тех пор, пока «выражение» истинно. Все, что говорилось выше справедливо и здесь, за исключением того, данный цикл всегда выполняется хотя бы один раз, после чего проверяется, надо ли его выполнять еще раз.

 

Оператор цикла с предусловием и коррекцией for

Общий вид оператора:

for (выражение1; выражение2; выражение3) код_цикла;

Цикл for эквивалентен последовательности инструкций:

выражение1;

while (выражение2)

{

код_цикла...

выражение3;

}

здесь выражение1 - инициация счетчика (начальное значение), выражение2 -условие продолжения счета, выражение3 - увеличение счетчика. Выражения 1,2 и 3 могут отсутствовать (пустые выражения), но символы «;» опускать нельзя.

Например, для суммирования первых N натуральных чисел можно записать:

sum = 0;

for (i=1; i<=N; i++) sum+=i;

Операция «запятая» чаще всего используется в операторе for. Она позволяет включать в его спецификацию несколько инициализирующих выражений. Предыдущий пример можно записать в виде:

for (sum=0, i=1; i<=N; sum+= i, i++);

Оператор for имеет следующие возможности:

- можно вести подсчет с помощью символов, а не только чисел:

for (ch = 'a'; ch<='z'; ch++)...;

- можно проверить выполнение некоторого произвольного условия:

for (n = 0; s[i]>='0' && s[i]<'9'; i++)...;

или:

for (n = 1; n*n*n <=216; n++)...;

Первое выражение не обязательно должно инициализировать перемен­ную. Необходимо только помнить, что первое выражение вычисляется только один раз перед тем, как остальные части начнут выполняться.

for (printf(" вводить числа по порядку! \n"); num!=6;)

scanf("%d", & num);

printf(" последнее число - это то, что нужно.\n");

В этом фрагменте первое сообщение выводится на печать один раз, а затем осуществляется прием вводимых чисел, пока не поступит число 6.

Параметры, входящие в выражения, находящиеся в спецификации ци­кла можно изменять при выполнении операций в коде цикла.

Например:

for (n = 1; n<1000; n += delta)...;

Параметр delta можно менять в процессе выполнения цикла.

Использование условных выражений позволяет во многих случаях значительно упростить программу. Например:

for (i=0;i<n;i++)

printf("%6d%c",a[i],((i%10==0) || (i==n-1))? '\n': ’ ‘);

В этом цикле печатаются n элементов массива а по 10 в строке, разделяя каждый столбец одним пробелом и заканчивая каждую строку (включая последнюю) одним символом перевода строки. Символ перевода строки записывается поле каждого десятого и n -го элементов. За всеми остальными - пробел.

 

Операторы передачи управления

 

Формально к операторам передачи управления относятся:

- оператор безусловного перехода goto;

- оператор перехода к следующему шагу (итерации) цикла continue;

- выход из цикла, либо оператора switch - break;

- оператор возврата из функции return.

Рассмотрим их более подробно.

 

Оператор безусловного перехода goto

В языке Си предусмотрен оператор goto, хотя в большинстве случаев можно обойтись без него. Общий вид оператора:

goto < метка >;

Он предназначен для передачи управления на оператор, помеченный меткой. Метка представляет собой идентификатор, оформленный по всем правилам идентификации переменных с символом «двоеточие» после него, например, пустой помеченный оператор:

m1:;

Область действия метки - функция, где эта метка определена. В случае необходимости можно использовать блок.

Наиболее характерный случай использования оператора goto - выполнение прерывания (выхода) во вложенной структуре при возникновении грубых неисправимых ошибок во входных данных. И в этом случае необходимо, выйти из двух (или более) циклов, где нельзя использовать непосредственно оператор break, т.к. он прерывает только самый внутренний цикл:

for (...)

for (...)

{...

if (ошибка) goto error;

}

...

error: - операторы для устранения ошибки;

 

Если программа обработки ошибок нетривиальна и ошибки могут возникать в нескольких местах, то такая организация оказывается удобной.

Пример нахождения первого отрицательного числа в двумерном массиве:

for (i=0; i<N; i++)

for(j=0; j<M; j++)

{

if (v[i][j]<0) goto found;

... // Не найден

}

found:... // Найден

 

Программа с goto может быть написана и без него, хотя, за счет повторения некоторых проверок и введения дополнительных переменных. Например, рассмотренная программа может быть записана следующим образом:

found = 0;

for (i=0; i<N &&!found; i++)

for (j=0; j<M &&!found; j++)

found = v[i][j]<0;

if (found)... // Найден

else... // Не найден

Оператор continue

Этот оператор может использоваться во всех типах циклов, но не в операторах переключателя switch. Наличие оператора continue вызывает пропуск "оставшей­ся" части итерации и переход к началу следующей, т.е. досрочное завершение текущего шага и переход к следующему шагу.

В циклах while и do это означает непосредственный переход к проверочной части. В цикле for управле­ние передается на шаг коррекции, т.е. модификации выражения 3.

Фрагмент программы обработки только положительных элементов массива a, отрицательные значения пропускаются:

for (i = 0; i<n; i++)

{ if(a[i]<0) continue;

... // обработка положительных элементов

}

Оператор continue часто используется, когда последующая часть цикла оказывается слишком сложной, так что рассмотрение условия, обратного проверяемому, приводит к слишком высокому уровню вложенности программы.

 

Оператор break

Оператор break производит экстренный выход из самого внутреннего цикла или оператора-переключателя switch, к которому он принадлежит, и передает управление первому оператору, следующему за текущим оператором.

 

Оператор return

Оператор return; производит досрочный выход из текущей функции. Он, так же возвращает значение результата функции: return <выражение>;

В функциях, не возвращающих результат, он неявно присутствует после последнего оператора. Значение выражения при необходимости преобразуется к типу возвращаемого функцией значения.

Пример 1:

float estim(float *x, int n) {

int i;

float y;

if ((!x)||(!n) {

error(x,n);

return 0;

}

for (y=i=0; i<n; i++) y+=x[i];

return y/n;

}

 

Пример 2:

void error(void *x, int n)

{

if (!x) printf("\nМассив не создан");

if (!n) printf("\nМассив пустой");

}

 

 

Указатели

 

Указатели

Указатель – это переменная, которая может содержать адрес некоторого объекта. Указатель объявляется следующим образом:

<тип> *< ID переменной-указателя>;

Например: int *a; double *f; char *w;

С указателями связаны две унарные операции & и *.

Операция & означает «взять адрес» операнда. Операция * имеет смысл - «значение, расположенное по указанному адресу».

Обращение к объектам любого типа как операндам операций в языке C может проводиться:

- по имени (идентификатору - ID);

- по указателю (операция косвенной адресации):

указатель = &ID_объекта;

Пример 1:

int x, // переменная типа int

*y; // указатель на элемент данных типа int

y=&x; // y - адрес переменной x

*y=1; // косвенная адресация указателем поля x, т.е.

// по указанному адресу записать 1 ® x=1;

 

Пример 2:

int i, j=8,k=5, *y;

y=&i;

*y=2; // i=2

y=&j;

*y+=i; // j+=i ® j=j+i ® j=j+2=10

y=&k;

k+=*y; // k+=k ® k=k+k = 10

(*y)++; // k++ ® k=k+1 = 10+1 = 11

При вычислении адресов объектов следует учитывать, что идентифи­каторы массивов и функций являются константными указателями. Такую константу можно присвоить переменной типа указатель, но нельзя подвергать преобразованиям, например:

int x[100], *y;

y = x; // Правильно - присваивание константы переменной

x = y; // Ошибка: в левой части - указатель-константа

Указателю-переменной можно присвоить значение другого указателя, либо выражения типа указатель с использованием, при необходимости, операции приведения типа. Приведение типа необязательно, если один из указателей имеет тип "void *".

int i,*x;

char *y;

x=&i; // x ® поле объекта int

y=(char *)x; // y ® поле объекта char

y=(char *)&i; // y ® поле объекта char

 

Значение указателя можно вывести на экран с помощью спецификации %p (pointer), результат выводится в шестнадцатеричном виде.

Рассмотрим фрагмент программы:

int a=5, *p, *p1, *p2;

p=&a; p2=p1=p;

++p1;p2+=2;

printf(“a=%d, p=%d, p=%p, p1=%p, p2=%p.\n”, a, p, p, p1, p2);

Результат выполнения: a=5, *p=5, p=FFC8, p1=FFCC, p2=FFD0.

Графически это выглядит так (адреса взяты символически):

 

             
  p p1 p2     400A  
                           

 

p=4000, p1=4002=(4000+1*sizeof(*p)) -> 4000+2 (int)

р2=4004=(4000+2*sizeof(*p)) -> 4000+2*2







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.