Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧТО НАДО И НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ЗАДУМАЛ СУИЦИД





НЕ надо:

· Предлагать «взять себя в руки» и говорить «ты должен с этим справиться». Это давление, пусть даже у него самые добрые побуждения. А человек в суицидальном состоянии очень плохо переносит прессинг. Зачастую от просто не может последовать советам типа «соберись» (особенно, если у него депрессия или он переживает горе) и от этой невозможности чувствует себя ещё ничтожнее, ещё более не справившимся с жизнью, т.е становится ещё ближе к суициду.

· Всякое «я бы на твоём месте», уместное в дружеском разговоре, не годится для беседы с потенциальным самоубийцей – его это только раздражает, ведь вы никогда не были именно на его месте, даже если у вас есть собственный суицидальный опыт;

· Не надо демонстрировать ужас от задуманного или проповедовать, что самоубийствонедопустимо. Оставьте в покое теории и говорите о конкретном человеке, что не хотите его смерти, в частности, самоубийства.

· Не говорите на тему «я не верю, что ты это сделаешь», «это очень глупо, так поступают только дураки», «ты всё равно это никогда не совершишь». Всё это может подтолкнуть к суициду.

· Если речь идёт о ребёнке или подростке, то бессмысленно или даже вредно угрожать и наказывать – это только вызовет новую суицидальную попытку.

Надо:

· В первую очередь обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Если это по какой-то причине не возможно, то просто будьте рядом физически. Часто потенциальные самоубийцы «мониторят» свою жизнь в поисках «хотя бы одного человека, которому будет по-настоящему не всё равно, если я умру». Это «не всё равно» лучше подкрепить практикой.

· По этой же причине, ГОВОРИТЕ, что вам не всё равно. Человек должен слышать о том, что он нужен на этом свете, любим и дорог. Известно немало случаев, когда родственники или друзья (особенно старшего возраста), выражают свою искреннюю заботу, беспрерывно ругая потенциального самоубийцу за слабость, малодушие, а узнав о желании покончить собой, ещё и за попытки к «дезертирству». А потом удивляются, почему же им не удалось его остановить и как он не понял, что дорог им.

· Обсуждайте задуманный суицид без страха. Сама возможность говорить о своих намерениях снижает напряжение и силу душевной боли. Будьте готовы как можно подробнее обсудить то, как именно человек хочет совершить суицид: способ, цели, что будет потом, похороны, реакция окружающих и прочее. Порой одного этого - как бы проигрывания ситуации, её подробного проговаривания – достаточно, чтобы остановиться. Это происходит как бы вместо действия. После того, как внимательно и неоднократно выслушаете, вносите свои коррективы в его воображение, разбивая иллюзии (очень часто это именно иллюзии) о том, что «всем так будет лучше» или, наоборот «он (она) после этого будет мучится всю жизнь». Помогите проследить последствия (но не запугивайте при этом): пострадают его близкие; немало людей после попыток суицида остаются инвалидами или у них начинаются проблемы со здоровьем.

· Обсуждайте причину задуманного. Признавайте при этом чувства человека, давайте ему право на них. Не надо говорить: «ты должен её забыть, ведь прошло уже столько времени», «Ты не имеешь права злиться, ведь он (она) имеет право так поступить», «Ты обязан(а) справиться с собой». Это не нам решать, что должны другие в эмоциональном плане.

· Постарайтесь понять чувства человека и показать ему, что вы их понимаете. «Я понимаю, что раз ты не хочешь жить, что тебе, наверное, очень плохо». Если не уверены, что понимаете, то не притворяйтесь, а задавайте проясняющие вопросы: «мне кажется, что ты…», «Я правильно понимаю, что…» и т.п.

· Спрашивайте о других возможностях. Если к суициду ведёт конкретная ситуация, то как можно подробнее обсудите другие выходы, «поторгуйтесь».

· Говорите, что вы верите в хороший исход. «Я в тебя верю», «Тебе обязательно станет лучше». Подчеркнув, что понимаете, насколько происходящее тяжело, скажите, что тем не менее, вы верите, что всё пройдёт, что выход возможен.

· Проявляйте заботу. Покормите, сводите в кафе, сделайте то, что этот человек любит:хотя бы просто пройтись по улице или послушать музыку. Иногда минимальное снижение дискомфорта, смещение баланса в хорошую сторону достаточно, чтобы выжить.

· Если только есть возможность, помогите получить профессиональную помощь. Обычно психологи настаивает, чтобы потенциальный клиент позвонил сам (даже когда предварительно звонят родственники), но человека в депрессивном и суицидальном состоянии можно записать на приём и без него). В качестве поддержки можно даже первый раз привести его за руку.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ

РИСК ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ЗАМЕТНО СНИЖАЕТСЯ, ЕСЛИ:

1. У них есть занятие по душе. Интересная под работка, забота о любимых внуках, «клуб по интересам». Конечно, они не появляются на пустом месте, их нужно искать.

2. Есть способ сохранить нужность: например, занимаясь благотворительностью или применяя прежние навыки. Например: одна пожилая женщина, выйдя на пенсию, раз в неделю ездит в библиотеку, где она проработала всю жизнь, и делает то, до чего никогда не доходят руки у её работающих коллег – каталогизирует книги. Коллеги не могут нахвалиться на неё и постоянно подчёркиваю её нужность. Кроме того, это позволяет пожилой женщине сохранить круг общения. Другой пример: в одной семье было принято загружать уже очень немощную и плохо ходящую (но, к счастью, хорошо видящую) бабушку ручной работой: вышить, заштопать, разложить счета по папкам, вырезать нужные статьи из журнала и собрать в файлики. Каждый день для неё набирали существенную порцию дел. Бабушкин труд постоянно подчёркивался, её работу считали ценной и говорили ей об этом.

3. Освоить что-то новое. Обычно лучше настоять, чтобы пожилой человек выучился новому, даже преодолевая его страхи перед «необычным» и «ненужным» и вызванное ими сопротивление. Есть множество примеров того, как старики, освоив такие новшества, как аудиокниги (большая отдушина для тех, кто ослеп или плохо видит), компьютер или скайп (когда есть друзья, живущие в другом городе или в другой стране), существенно улучшали качество жизни, хотя до этого бешено сопротивлялись знакомству с «этими финтифлюшками». Новые навыки – не только способ занять бабушку или дедушку. С их приобретением окружающий мир становится гораздо менее враждебным и более понятным, вызывает у пожилого человека ощущение, что он здесь свой и ему есть место среди всего нового и современного. Это, в свою очередь, уменьшает тревожность. Да и само постижение нового вызывает гордость: «смог это – смогу и многое другое», «я ещё ничего и гожусь на что-то!» и становится одной из тем для разговоров. Последнее особенно важно для пожилых людей, в мире которых очень мало событий (например, если человек не может выходить из дома).

4. Они не одиноки. Любовь и внимание в данном случае не только (и даже не столько) физическая помощь, но и общение: многие пожилые люди страдают не от явного, а от скрытого одиночества, - иначе говоря, от непонимания и отчуждения. Когда вымотанное за день молодое поколение на вопрос «Как прошёл твой день?» или «Что было на работе?» рявкает в ответ «Там тебе не цирк» или устало говорит «Ничего, обычная рутина» - это трудно назвать беседой. Для психологического комфорта пожилого родственника нужно находить темы для общих с ним разговоров. Хорошо, когда у пожилого человека сохранилась способность заводить новых друзей, контактировать с теми, кто моложе по возрасту. В любом случае, человек должен общаться с теми, кто ему интересен, по крайней мере, раз в неделю, а лучше, конечно, чаще. Сейчас некоторым пожилым людям стало легче, потому, что появился скайп и интернет – этим стоит активно пользоваться.

5. Они занимаются спортом. Это могут быть простейшие тренажёры. К счастью, многие фитнесс-клубы предлагают пенсионерам бесплатные посещения. Есть так же йога для пожилых, дыхательная гимнастика и другие щадящие программы. Но стоит пренебрегать и медицинской помощью: депрессия и бессонница корректируются лекарственными препаратами (причём не только снотворными) в любом возрасте. Только не забывайте, что назначать их должен врач, потому, что и снотворное, и антидепрессанты всегда следует подбирать индивидуально, а их курс необходимо корректировать – это особенно важно, когда речь идёт о пожилых людях. Расстройства сна и настроения у пожилых людей могут быть вызваны проблемами с сердечно-сосудистой или эндокринной системой, их тоже нужно проверить.

Итоги возраста

· Главной особенностью данного возраста является процесс старения, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма.

· В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается.

· Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости.

· Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

· Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.

· Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

· Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

· Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

· В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда — привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.

· Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.

· Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитиемотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей.

· Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.

· После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает.

· Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.

· Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.

· Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

· Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

· Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

· Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается.

· Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

· В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

· Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.

· Следует отметить, что ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.