|
Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системыЛабораторный практикум
6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
6.5. Требования к самостоятельной работе студентов
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная 1. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М.: Академический проект, 2014. 2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология.. – М.: Юрайт, 2013. 3. Современная экспериментальная психология / под ред. В.Ф.Барабанщиковак. В 2 т., Т1 и Т2. – М.: Институт психологии РАН, 2011 Б) дополнительная 1. Алексеев К.И. Дискурс в современном мире. Психологические исследования. – М.Когито Центр, 2011. 2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара.: БАХРАХ-М, 2000. 3. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика. – М.: Институт психологии РАН. 2011 4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб. Питер, 2012 5. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж.Гудвин. – СПб.: Питер, 2004. 6. Мельникова О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качеств. исслед. в соц. психологии: учеб. пособие - М.: Академия, 2003 7. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб.: Речь, 2003 8. Основные методы сбора данных в психологии. Уч пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012. Режим доступа: http://www.biblioclub 9. Попова Т.А. Ассоциативный эксперимент в психологии. – М.: Флинта: Наука, 2011. – Режим доступа: http//ibooks.ru 10. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008 (Серия «Практикум по психологии»). 11. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПБ.: Питер, 2008 12. Чернов Ю.Г. Психологический анализ почерка. – М.Генезис, 2011 13. Экспериментальная психология: Практикум / Т.Г.Богданова, Ю.Б.Гиппенрейтер, Е.Л.Григоренко и др.; Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. - М.: Аспект Пресс, 2002.
В) программное обеспечение К программным средствам обеспечения дисциплины относятся компьютеризированные пакеты STATISTICA, SPSS, а программы пакета Windows (EXCEL). Сублицензионный договор №38139/UFA2542 от 9 января 2013 г. на право использования. - программы для ЭВМ IBM SPSS Statistics Standard; - программы для ЭВМ Statistica Base for Windows v.10 Russian Academic однопользовательские версии. Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы · http://www.psychology.ru - Психология на русском языке · URL: http://elibrary.ru Научная электронная библиотека · URL: http//ibooks.ru · URL: http: // www. biblioclub
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, в котором присутствует доска для записи, настенный монитор для демонстрации видеоматериалов. Для выполнения практических и лабораторных работ необходим компьютерный класс, в котором присутствует доска для записи, настенный монитор для демонстрации видеоматериалов, алгоритмов или интерактивная доска.
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины Учебный курс призван способствовать развитию общекультурных и профессиональных компетенций психолога, необходимых для проведения научно-исследовательской работы, развитию навыков использования полученных знаний в научной и практической деятельности психолога. Изучение курса строится на модульно-рейтигновой образовательной технологии. В основе построения и проведения занятий лежит компетентностный подход. Формами работы, способствующими формированию и развитию компетенций, являются: лекции, практические занятия в форме семинаров и лабораторных работ, самостоятельная работа студента. На семинарских и лабораторных занятиях проводится индивидуальная и групповая работа. На всех занятиях используются интерактивные формы обучения. Занятия на семинарах включают работу в малых группах, выступления с краткими сообщениями и докладами, презентации, обсуждение инструментария психолога, полевых материалов и отчетов, дискуссии по заданиям и темам курса. На занятиях применяется кейс-метод. Формой контроля качества освоения дисциплины является проверка готовности к участию в семинарских и лабораторных занятиях по результатам самоподготовки, оценивание активности студента на семинарах и лабораторных работах. Итоговый контроль - зачет. Аттестационные вопросы носят обобщающий характер и проводятся в тестовой или билетной форме.
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине. Формой промежуточной аттестации по данной дисциплине является зачет, который осуществляется в форме тестирования. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Признаки научного исследования. Валидность и надежность научного исследования. Основные методологические категории научного исследования. 2. Содержание и структура программы научного исследования 3. Основные вопросы методологии качественных и количественных методов исследования. Идеографический и номотетический подход. естественнонаучный и гуманитарный подход. 4. Качественные и количественные методы исследований: сравнительный анализ 5. Возможности обобщений в качественном исследовании 6. Выборка. Способы формирования выборки в количественных к качественных исследованиях 7. Методы количественного анализа данных 8. Эксперимент в психологии, преимущество экспериментального метода 9. Экспериментальные и внешние переменные, способы контроля 10. Влияние эффектов общения на результаты исследования 11. Экспериментальные планы. 12. Корреляционные исследования 13. Квазиэкспериментальные исследования 14. Наблюдение, как метод исследования: преимущества и недостатки, виды, организация и проведение. 15. Метод экспертных оценок. 16. Метод тестирования: 17. Метод анкетировани 18. Интервью: виды, правила организации и проведения. 19. Фокус-групповое исследование: правила организации и проведения 20. Беседа: виды, подготовка и проведение беседы. 21. Контент-анализ. Описание, общие принципы. 22. Нарратив. Исследование жизненных рассказов. 23. Обобщение и представление результатов исследования. Требования к стилю и языку изложения. 24. Формы представления результатов исследования.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030300 «Психология» № 797 от 22 декабря 2009 г.
Разработчик:
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ курс ____1_____________ семестр __________У и 1__________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1. Наблюдение как метод научного исследования План 1. Специфика наблюдения как метода исследования 2. Объективное наблюдение и самонаблюдение 3. Преимущества и недостатки наблюдения 4. Виды наблюдения в психологии 5. Единицы и категории наблюдения 6. Формы фиксации данных наблюдения 7.Организация наблюдения. Ведение, обработка и интерпретация протоколов Тезаурус: н аблюдение, самонаблюдение, единица измерения, квантификация, категории, интеракции Указания к выполнению задания. Составить конспект, ответив на вопросы. Составить терминологический словарь по данной теме. Дать общую характеристику метода наблюдения. Определить в чем проявляется активность наблюдателя. Определить смысл понятий «категории» и «единицы» измерения. Уяснить способы качественного описания событий. Рассмотреть основные методы квантификации наблюдаемой реальности. Определить значения терминов «event-sampling» и «time-sampling». Рассмотреть критерии объективности данных наблюдения и уяснить смысл понятий: надежность, валидность, согласованность, воспроизводимость. Выделить источники ошибок наблюдения. Представить классификацию видов психологического наблюдения, выделив критерии классификации. Описать протокол регистрации, процедуру проведения, этапы наблюдения. Определить, в чем заключаются особенности методики как стандартизированной техники наблюдения. Уяснить, как проводить протоколирование и первичную обработку протоколов наблюдения. Литература Основная 1. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб: Питер, 2004.- с.417-430. http://ozrp.narod.ru 2.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2007. (гл. Метод наблюдения)– с.58-85. Дополнительная 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Бахрах, 2000. – с.6-13. 2.Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003.- с.156-186, 82-96. 3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008 (Серия «Практикум по психологии»).
Вопросы для обсуждения 1. Опрос: интервью, анкета и беседа 2. Организация и проведение письменного опроса - Подготовка к анкетированию - Проведение анкетирования Терминологический тезаурус: анкета, Указания к выполнению задания. Составить конспект, ответив на вопросы. Опрос: интервью, анкета и беседа. Специфика применения опроса. Конструирование вопросника. Виды вопросов. Анкетирование: специфика и виды. Использование анкетирования в психологии. Анкетирование: специфика и виды. Рассмотрите виды вопросов в анкете: по содержанию (о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения), по форме (закрытые, полузакрытые, открытые), по способу формулирования (прямой, косвенный), по функции (основные (информационные), фильтры и уточняющие (контрольные)). Запишите этапы подготовки анкеты. Рассмотрите требования к формулировкам вопросов для анкеты. Обратите внимание на инструкцию к анкете и требования к ней, на требования к структуре опросника. Литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: издат.дом «БАХРАХ-М», 2000 – С.151-159. 2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003.- С.187-242. Дополнительная 1. Артемьева О.А. Качественные и количественные методы психологического исследования массовой коммуникации: учебное пособие /О.А.Артемьева – Иркутск.: Иркут.гос.ун-т, 2007. 2. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб: Питер, 2004.- С.430-439.
Практическое занятие 3. Планирование и проведение экспериментального исследования Вопросы для обсуждения 1. Программа научного исследования 2. Методы количественного исследования в психолого-педагогических исследованиях 3. Экспериментальные исследования 4. Квазиэкспериментальные исследования 5. Корреляционные исследования Терминологический тезаурус: экспериментальный план; двухуровневые и многоуровневые эксперименты, план временных серий, квазиэксперимент, кросскультурные исследования, план ex-post-facto, корреляция,.эффекты: плацебо, Хотторна, Пигмалиона (Розенталя), аудитории (социальной фасилитации), «первичности»; пилотажный эксперимент, содержательное и формальное планирование; валидность (внешняя, внутренняя, операциональная, конструктная); надежность, репрезентативная выборка, рандомизация, операциональное определение; переменная: зависимая, независимая, внешняя, дополнительная, побочная, ключевая, субъектная; сензитивность переменной; контроль переменных; элиминация; балансировка; контрбалансировка; рандомизация. Указания к выполнению задания. Составить конспект, ответив на вопросы. Составить терминологический словарь по данной теме. Раскройте содержание показателей, характеризующих качество научного исследования: валидность и надежность. Дайте определение понятиям: внешняя, внутренняя, конструктная, операциональная валидность. Раскройте содержание и структуру программы научного исследования. Экспериментальные переменные. Операциональное определение переменной. Виды независимых, зависимых и внешних переменных. Сензитивность зависимой переменной. Промежуточная переменная (побочная, внешняя). Контролируемая переменная (дополнительная). Понятие контроля. Методы контроля переменных. Рассмотрите социально-психологические аспекты психологического эксперимента, эффекты: плацебо, Хотторна, Пигмалиона (Розенталя), аудитории (социальной фасилитации), «первичности». Определите методы контроля влияния личности испытуемого на результаты эксперимента. Влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы контроля. Рассмотрите характеристики хорошей инструкции – понятливость, лаконичность, точность, полнота. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Понятие об экспериментальных и контрольных группах. Репрезентативность выборки. Объем экспериментальной выборки. Основные стратегии создания эквивалентных групп: рандомизация; стратифицированная рандомизация; подбор эквивалентных пар. Определите назначение «пилотажного эксперимента» и его особенности. Рассмотрите особенности межгруппового и внутригруппового плана. Покажите преимущества и недостатки данных планов. Экспериментальные планы. Критерии классификации экспериментальных планов: критерий строгого или истинного эксперимента; число осуществляемых экспериментальных воздействий; разделение экспериментальных схем на качественные и количественные – с учетом шкалы, в которой измерена независимая переменная. Классификация по Дж.Кэмпбеллу: доэкспериментальные, экспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Истинные экспериментальные планы. Планы с одной независимой переменной: двухуровневые и многоуровневые. Факторные планы. Особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте. Особенности планирования факторных экспериментов. Преимущества и недостатки факторных планов. Проведение факторного эксперимента. Квазиэксперимент. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Три вида доэкспериментальных планов, по Д. Кемпбеллу: анализ единичного случая, предварительное и итоговое тестирование на одной группе, сравнение статистических групп. Квазиэксперимент как эксперимент с ограниченными формами контроля. Основные источники нарушения валидности в квазиэкспериметах. Проблема доказательства причинно-следственных связей. Ограниченность обобщений в квазиэкспериментах. Классификация квазиэкспериментальных схем. Корреляционные исследования. Области применения корреляционных исследований. Оценка валидности корреляционных исследований. Гипотезы в корреляционных исследованиях. Переменные в корреляционных исследованиях. Возможные интерпретации корреляционных связей между переменными. Основные виды корреляционных исследований. Возможность каузальных выводов из корреляционных исследований. Обобщить теоретический материал заполнив таблицу.
Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2010. 2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж.Гудвин. – СПб.: Питер, 2004. 3.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы – М.: Аспект Пресс, 2013.
Вопросы для обсуждения 1. Виды интервью: стандартизированное, нестандартизированное. Правила организации и проведения интервью 2. Беседа как разновидность опроса: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная 3. Навыки ведения беседы. Подготовка и проведение стандартизированной беседы Терминологический тезаурус: беседа, интервью, (структурированное, полуструктурированное, неструктурированное; фокусированное и нефокусированное; индивидуальное и групповое), открытые и закрытые вопросы. Указания к выполнению задания. Составить конспект, ответив на вопросы. Выявить соотношение понятий: беседа - интервью - анкета. Охарактеризовать сферы применения методав. Выписать виды интервью (структурированное, полуструктурированное, свободное; фокусированное и нефокусированное; индивидуальное и групповое, однократное и многократное, диагностическое и клиническое). Записать план проведения интервью. Изучить методические рекомендации по формулировки вопросов для проведения полуструктурированного интервью. Изучить правила организации и проведения интервью. Рассмотреть возможные способы анализа: поиск тем, классификация, создание тематического набора испытуемого/группы. Рекомендации по описанию исследования, проведенного с помощью полуструктурированного интервью. Дать общую характеристику метода беседы, выделить особенности его применения. Беседа как разновидность опроса: стандартизированная, частично стандиртизированная, свободная.Навыки ведения беседы: перефразирование, обобщение, уточнение, резюмирование. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы.
Практическое задание (выполняется на занятии) Ознакомиться с процедурой проведения частично стандартизированный тип беседы на материале исследования самооценки по методике Дембо-С.Я.Рубинштейн. Составить краткий план-конспект данной методики. Подготовить необходимый для исследования материал – листочки формата А;,фломастеры. Литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: издат.дом «БАХРАХ-М», 2000 – С.151-159. 2. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование, Тренинг. /под ред Ю.М.Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 62, 69-93. 2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003.- С.217-228. Дополнительная 1. Артемьева О.А. Качественные и количественные методы психологического исследования массовой коммуникации: учебное пособие /О.А.Артемьева – Иркутск.: Иркут.гос.ун-т, 2007. 2. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб: Питер, 2004. ПРИЛОЖЕНИЕ ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ БЕСЕДА (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА). ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Частично стандартизированный тип беседы на материале исследования самооценки по методике Дембо-С.Я.Рубинштейн. Методика является классической в области изучения самооценки. На листе бумаги проводят вертикальную черту, в отношении которой обследуемому говорят, что она обозначает «счастье», причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастные люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки по шкалам «ум», «характер», «здоровье». Затем сразу же приступают к беседе, в которой выясняется содержание представлений испытуемого о счастье, здоровье, характере и уме, о самом себе. Самооценка понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми. Предлагаемая в данном случае процедура позволяет описать самооценку испытуемого в достаточно общем виде на основе анализа содержания ее вербальных компонентов. Методические цели задания. Знакомство с частично стандартизированным типом беседы предполагает: 1) подготовку программы беседы и подробную разработку ее тактики (системы и типов вопросов); 2) самостоятельное проведение беседы; 3) подробный разбор проведенной беседы с анализом типичных ошибок; 4) составление заключения по результатам анализа содержания проведенной беседы; 5) знакомство со способами усиления достоверности собираемых данных. Процедура проведения исследования самооценки. Общая продолжительность всего исследования составляет 1—1,5 часа. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т.д. Она должна проводиться в изолированной комнате, без посторонних, т. е, «тет-а-тет». Введением в исследование может служить следующее высказывание экспериментатора: «Вероятно, Вам, как и каждому из нас, приходилось сравнивать себя с другими людьми. Поэтому работа, которую я Вам сейчас хочу предложить, не будет для Вас новой или необычной. У Вас наверняка сложились мнения и представления о себе и о других людях». Это высказывание не может произноситься быстро и невнятно: по сути дела экспериментатор должен получить положительный ответ или реакцию на каждую часть этого высказывания. Экспериментатор чертит на чистом листе бумаги вертикальную линию и говорит: «Допустим, что на этой линии расположились люди всего мира: вот здесь, сверху (показ рукой) — самые счастливые, а здесь, внизу (показ) — самые несчастные. Как Вы думаете, где Ваше место среди всех этих людей по счастью? Поставьте карандашом отметку в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь» (испытуемому дают цветной карандаш для отметки). Данную инструкцию необходимо выучить дословно; четко и неторопливо произнести и разъяснить испытуемому все ее части. Но, в то же время у испытуемого не должно создаться впечатления заученности текста, поскольку, повторяем, с самого начала опыт должен проводиться в форме свободного общения с ним. После того, как испытуемый отметил свое актуальное место на шкале «счастье», ему предлагают обозначить и свое желательное положение, т.е. ответить на вопрос: «Где бы Вы хотели быть по этой шкале?». Инструкцию можно разъяснять, повторять, но обсуждать решение испытуемого на данном этапе ни в коем случае не следует. Затем рядом с первой линией проводят на листке еще одну такую же вертикальную черту и предлагают испытуемому очередную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму; сверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу — самые глупые, где бы Вы определили свое место?» Далее просят обозначить свое желательное положение, т. е. где бы испытуемый хотел находиться на этой шкале. Затем проводятся аналогичные линии и даются аналогичные инструкции по «характеру»: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу — самые плохие по характеру люди»; то же самое и по «здоровью»: «Вверху самые здоровые, внизу — самые больные». К описанным четырем шкалам, предложенным С.Я.Рубинштейн, можно ввести дополнительную шкалу — «знание себя», на которой испытуемый должен отметить только реальную, актуальную самооценку. Опираясь на показатели этой шкалы, можно судить о степени критичности испытуемого: высокая оценка по этой шкале нередко свидетельствует о некритичном отношении к себе, слишком низкая оценка может быть показателем неуверенности в себе. Процедура проставления оценок на шкалах, проходит довольно быстро, в течение 10—15 минут. Затем, после ее завершения, экспериментатор переходит к выяснению содержания отметок двигаясь по шкалам в обратном порядке: «здоровье», «характер», «ум», «счастье». Вводными словами к беседе может послужить следующее высказывание экспериментатора: «Ну, а теперь, когда Вы полностью выполнили предложенное Вам задание, давайте поговорим подробнее о том, какие мнения, представления сложились у Вас о себе и о других людях. Вот, например, шкала "здоровье"..». Это высказывание не должно быть произнесено торопливо, невнятно, с запинками и т.д., а напротив, неспешно, уверенно, доброжелательно, всей интонацией как бы приглашая продолжить, вступить в беседу.
Программа беседы достаточно постоянна для каждой шкалы и строится примерно в следующей последовательности: 1) выяснение содержания актуальной оценки; 2) выяснение содержания полюсов шкалы; 3) выяснение содержания и причин желаемой оценки. Тактика экспериментатора в данном случае является относительно свободной. Им могут быть заданы разные вопросы в зависимости от особенностей испытуемого, хода беседы и т.д. Обязательно по каждому из пунктов следует просить испытуемого приводить поясняющие примеры, иллюстрирующие его суждения о себе или других людях. Возможные вопросы по шкале «ум»: — В каком смысле Вы понимаете слово «ум», когда оцениваете себя? — Как Вы себя сами оцениваете по уму? — Кого бы Вы могли поставить на шкале по уму чуть выше себя? Приведите, если можно, описание такого человека; — Кто с Вашей точки зрения самый глупый? — Кого бы Вы могли на шкале по уму поставить чуть ниже себя? Опишите поконкретнее, что это за человек? — Каким умом Вы бы хотели обладать? — Чего Вам не хватает, чтобы приблизиться к идеалу? т.п Примерная последовательность вопросов по шкале «счастье»: - «Каким же образом Вы оценивали себя по «счастью»? (Желательно добиться четкой словесной оценки. Это важно с двух точек зрения: во-первых, насколько эта оценка корреллирует с обозначенной на шкале точкой; например, на шкале обозначена середина, а испытуемый говорит, что он очень «счастливый»; во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части). — Как бы Вы могли описать свое состояние счастья? — Кто, с Вашей точки зрения, самый счастливый и почему? — Кто, с Вашей точки зрения, самый несчастный и почему? — Чего же Вам не хватает, чтобы быть совсем счастливым? — Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния? Если испытуемый дает низкую оценку по этой или по любой другой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья: самого себя или окружающий мир, необходимо при этом с большей или меньшей степенью точности определить, какие свойства самого себя или какие свойства мира имеет в виду испытуемый. Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. При этом испытуемого спрашивают: «С чем связана такая высокая оценка? Являетесь ли Вы ее причиной, или другие люди, обстоятельства жизни?». Подобные вопросы можно задавать испытуемому при наличии очень низкой или очень высокой оценки на любой из предъявленных ему шкал. После окончания беседы по четырем основным шкалам — «здоровье», «характер», «ум», «счастье» (необходимо выдержать именно такую последовательность в беседе) экспериментатор обращается к дополнительной шкале «знание самого себя». Здесь круг вопросов несколько иной: в беседе необходимо выяснить, чем определяется оценка знания самого себя; каковы причины ее высоты на шкале; что такое знание себя, по мнению испытуемого; какие люди знают себя, в чем это проявляется; трудно ли знать себя, можно ли этому научиться; если можно, то как, если нельзя, то почему и т.д. Поведение экспериментатора во время опыта. Проведение беседы требует от психолога большого мастерства. Всякая небрежность, невнимание к личности испытуемого, попытка прямо диктовать ему требования и инструкции неизбежно приведут к неудаче опыта, к превращению беседы — в лучшем случае — в формальное анкетирование. Ситуация данного задания — предъявление шкал самооценки — облегчает задачу экспериментатора, поскольку испытуемому дается некоторый конкретный материал, который является хорошим предлогом, «зацепкой» для дальнейшей беседы, развертывания ее программы. Однако в этих условиях требования к экспериментатору остаются высокими. Необходимо с самого начала стремиться показать заинтересованность экспериментатора в ответах испытуемого. При этом экспериментатор не должен быть многоречивым, нужно по возможности избегать всяких оценочных суждений. Именно многоречивость, стремление постоянно вмешиваться в беседу, комментировать, оценивать, направлять испытуемого, подсказывать ему желательный ответ, как правило, характеризует неопытного психолога. Следует также с самого начала понять и помнить, что беседа, даже стандартизированная, не ограничена требованием быть столь безупречно строгой, как эксперимент, скажем, в области исследования движения глаз или кратковременной памяти. Испытуемые по тем или иным причинам могут нарушать продуманный заранее план беседы, уходить в сторону, задерживаться на несущественных, на первый взгляд, вопросах. Подобные действия не являются, однако, «срывом» эксперимента, а, напротив, делают ситуацию беседы более интересной, поэтому их надо так же тщательно протоколировать, как и материал «плановой» беседы. В течение всего времени исследования поведение экспериментатора должно быть очень тактичным и сдержанным. Аксиомой для психолога является и соблюдение принципа анонимности полученных данных о сторонах личности испытуемого, право использования этих данных лишь в рамках сугубо научных и профессиональных целей.
Закончив выяснять содержание отметок испытуемого на всех пяти шкалах, экспериментатор переходит к завершающей части беседы. Для этого используются высказывания такого типа: «Вот мы с Вами добрались до конца нашей работы. Мы обсудили Ваши оценки, поставленные на шкалах. Беседовать с Вами было очень интересно, Я очень признателен Вам за Ваш труд» Но, может быть, у Вас возникли вопросы и ко мне? Не хотите ли теперь задать их?». Очень важно, о чем спросит испытуемый, насколько это будет пересекаться с содержанием беседы. Окончательно завершая беседу, необходимо еще раз выразить признательность испытуемому. Фиксация беседы и ее протокол. Регистрирование беседы не должно мешать общению испытуемого и исследователя. Наиболее удобной формой регистрации является скрытая или открытая запись беседы на магнитофонную ленту. Ведь кроме содержания беседы, на магнитофонной ленте фиксируются интонационные особенности речи испытуемого, ее эмоциональная окрашенность, паузы, оговорки и т.д. Чтобы снять напряжение испытуемого при открытой записи беседы на магнитофон, следует объяснить ему, с какой целью делается запись, - для того, чтобы во время разговора экспериментатор не отвлекался на ведение протокола. Надо сразу же включить магнитофон и дать испытуемому прослушать запись голосов обоих участников беседы. Благодаря этому несложному приему магнитофон становится такой же частью «психологического поля», как и, например, стол, за которым сидят собеседники. Микрофон и магнитофон располагаются сбоку от собеседников, так, чтобы при хорошем качестве записи эта аппаратура не была все же в центре поля зрения испытуемого, а располагалась ближе к периферии. Однако и при наличии магнитофонной записи, и особенно при ее отсутствии, экспериментатор обязан вести протокол и фиксировать в нем особенности поведения испытуемого во время беседы, его жесты, мимику, пантомимику, эмоциональные реакции. В самом общем виде форма протокола следующая:
Вверху на каждой странице протокола записываются инициалы испытуемого, дата и время проведения эксперимента (начало и конец). В графе слева записываются этапы беседы, названия предъявляемых шкал, реплики, вопросы и замечания экспериментатора; в средней графе — поведение испытуемого, его жесты, мимика, эмоциональные реакции; в правой графе — высказывания, ответы и пояснения испытуемого.
Записи в протоколе, выполняемые как во время беседы, так и после нее (при переписывании с магнитофонной ленты для последующей обработки), должны быть дословными, а не сокращенными. Именно выполняемый по указанной форме подробный протокол является материалом, который и становится предметом последующего анализа. Описание и анализ содержания беседы. В первую очередь следует описать общее поведение испытуемого в ходе всего опыта, его динамику от начала до конца беседы, изменение жестов и мимики испытуемого, насколько скованно он держится и т.д. Затем следует подробно остановиться на том, как строилось общение в ходе беседы, какие были реакции испытуемого на вопросы экспериментатора, характер ответов, их развернутость и содержательность, какую позицию занимал испытуемый в ходе общения (активную, пассивную, формальную и т.п,) и в чем конкретно она проявлялась. Необходимо дать характеристику речи испытуемого: особенности стилизации его фраз; богатство словаря; наличие эмоционально-экспрессивных выражений в речи, характер интонационной динамики в речи; использование штампов речи и т.д. Следует далее перечислить основные темы, которые возникли в ходе беседы при реализации ее программы, попытаться установить их смысловые связи и высказать предположение о причине возникновения этих связей, опираясь, естественно, на высказывания испытуемого и на их содержание. Затем необходимо, используя отметки на шкалах» поставленные испытуемым, и протокол беседы с ним, проанализировать полученные результаты самооценки по каждой из четырех основных шкал (здоровье», «ум», «характер», «счастье»). При этом необходимо: — обозначить высоту самооценок по данной шкале (актуальную и желаемую); — проанализировать полученные сведения о содержании актуальной самооценки; — проанализировать полученные сведения о содержании полюсов шкалы (т. е. крайних точек всего субъективного «поля оценок», внутри которого испытуемый определяет себя); — проанализировать полученные сведения о содержании желаемой самооценки; — сделать заключение по результатам исследования данной шкалы. Вслед за анализом четырех основных шкал следует перейти к разбору результатов, полученных по д Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|