Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кронштейны и выкружки гребных валов





 

У двух- и трехвинтовых судов гребные валы по бортам выходят из наружной обшивки. Без подкреплений эти валы вследствие собственного веса работали бы неравномерно, поэтому они обычно поддерживаются кронштейнами или выкружками гребных валов (рис. 6.16).

Кронштейны гребных валов должны оказывать минимальное сопротивление и обеспечивать безвихревое подтекание воды к гребным винтам; поэтому их лапы имеют эллиптическое, параболическое или обтекаемое поперечное сечение. Гребной вал расположен в ступице, лапы которой идут под углом примерно 90° друг к другу. Лапы кронштейнов гребного вала либо укреплены на наружной обшивке с помощью широких литых фланцев, либо проведены через наружную обшивку и соединены с флорами или шпангоутами и с наружной обшивкой.

В зависимости от формы кормовой оконечности гребной вал выходит из корпуса судна под более или менее острым углом к наружной обшивке. До выхода из корпуса судна гребные валы защищены выкружками (мортирами). В отличие от кронштейнов мортиры могут доводиться почти до ступицы гребного винта и, таким образом, защищают гребной вал от морской воды (коррозии). Выкружки гребного вала плавно переходят в корпус судна. В качестве опоры гребного вала и как кормовой сальник выкружки использован однолапый кронштейн, который сварен с наружной обшивкой и флорами. В начале выкружки гребного вала трюмные шпангоуты принимают форму выкружки; конечный участок выкружки усилен листовыми ребрами, которые переходят во флоры или присоединяются к шпангоутам.

Рис. 6.16. Кронштейны, выкружки и коридор гребного вала:

а — короткие выкружки (мортиры) с кронштейном гребного вала; b — длинные выкружки гребного вала; с — разрез по выкружкам гребных валов; d — коридор гребного вала.



1 — аварийный выход; 2 — рецесс.

Коридор гребного вала

 

Коридор гребного вала должен защищать валопровод, а также его подшипники от повреждений. От кормовой переборки машинного отделения до ахтерпиковой переборки он выполнен водонепроницаемым (рис. 6.16,с). Высоту и ширину коридора гребного вала выбирают такими, чтобы вал, подшипники вала и сальник были доступными. Размеры поперечного сечения гребного вала составляют в зависимости от размеров судна от 1,5X1,2 до 2,5X1,8 м. Если поперечное сечение коридора при острых кормовых обводах не может быть выдержано до ахтерпиковой переборки, то коридор заканчивается рецессом. Это пространство, которое образуется в нос от водонепроницаемой переборки между концом коридора гребного вала и наружной обшивкой и по направлению вверх до водонепроницаемой палубы, В коридор гребного вала можно попасть из машинного отделения через водонепроницаемую дверь. В конце коридора, у ахтерпиковой переборки имеется аварийный выход, который кончается выше палубы переборок. Коридор гребного вала состоит из листов с приваренными к ним ребрами жесткости. Потолок коридора для достижения большей прочности обычно выполняют сферическим; только если рядом с коридором расположены цистерны или если потолок коридора одновременно является частью палубы, его выполняют горизонтальным.

Люки и шахты

 

Под грузовыми люками понимают вырезы в палубе, необходимые для погрузки и разгрузки. Чтобы обеспечить быструю и простую перегрузку, их делают максимально большими. По этой причине встречаются грузовые суда, у которых люки составляют 80% ширины и длины трюмов, чтобы краны и погрузочно-разгрузочные устройства могли обслуживать почти весь трюм. У контейнеровозов и рудовозов люки грузовых трюмов обычно соответствуют площади трюма. Люки имеют прямоугольную форму, их углы закруглены, а края отделаны двумя продольными и двумя поперечными комингсами. Продольные комингсы переходят в концах люков в карлингсы. Чтобы избежать несчастных случаев, комингсы изготовляют высотой примерно 0,8 м и более. Толщина комингсов колеблется в зависимости от типа и размеров судна от 8 до 11 мм; сквозные продольные люковые комингсы, играющие роль продольных связей, выполняются такой же толщины, как соответствующая палуба. Под палубой у комингсов фланцы отгибают, чтобы повысить жесткость и избежать повреждений тросов грузовых подъемных механизмов. Выше палубы комингсы подкреплены кницами, стойками и расположенными горизонтально профилями. Люки закрыты деревянными или стальными крышками, лежащими на съемных бимсах, а также парусиной. На больших грузовых судах применяют только стальные люковые закрытия с механическим или гидравлическим приводом.

Расположенная над машинным и котельным отделениями шахта ведет к самой верхней палубе. Ее поперечное сечение выполнено таким, чтобы через нее можно было вынимать машины и котлы. Шахта машинного отделения закрыта верхним световым люком с окнами (рис. 6.17). В шахтах смонтированы вентиляционные трубопроводы, газоходы, утилизационные котлы, цистерны суточного расхода топлива для механизмов, противопожарное оборудование, трубопроводы и т. д. Шахты состоят из продольных и поперечных стенок с подкреплениями, к которым сверху примыкают комингсы. Толщина листов для стенок шахт составляет в зависимости от их положения и от размеров судна 5 — 9 мм.

 

 

Рис. 6.17. Люки, шахты, верхний световой люк, трапы:

а — грузовой люк; b — тамбур трапа; с — верхний световой люк; d — машинное отделение и шахта.

1 — поперечный комингс; 2 — продольный комингс; 3 — палуба; 4 — верхний световой люк.

 

Сходные люки с закрытиями служат для прохода людей по трапам с открытых палуб на нижележащие палубы. Трапы, если они расположены не в надстройках, имеют тамбуры (рис. 6.17,b).

Фундаменты

 

Фундаменты служат для размещения и крепления машин, котлов, различных установок и устройств и т. д. (рис. 6.18). Все это оборудование воздействует на фундаменты собственным весом и инерционными силами, возникающими при продольной и поперечной качке судна, а также неуравновешенными усилиями, создающимися при работе механизмов. Фундамент воспринимает эти усилия и передает их на связи корпуса судна.

Рис. 6.18. Фундаменты:

а — фундамент главного двигателя на настиле второго дна; b — фундамент главного двигателя на одинарном дне; с — фундамент для цилиндрического огнетрубного котла; d — фундамент для водотрубного котла; е — фундамент для компрессора.

1 — кницы (с полками); 2 — флор; 3 — днищевой стрингер; 4 — вертикальный киль; 5 — поперечные бракеты; 6 — продольные балки; 7 — опорные горизонтальные полосы; 8 — фундамент вспомогательного двигателя; 9 — анкерная связь; 10 — стопор котла; 11 — седельная опора.

 

Фундамент дизеля — фундамент главного двигателя — состоит из двух непрерывных продольных балок, которые постепенно переходят в настил второго дна. На верхние кромки продольных балок приварены так называемые опорные горизонтальные полосы, на которые с помощью пригоночных деталей установлен фундамент двигателя и которые связаны друг с другом винтовыми болтами. Продольные балки фундамента и опорные полосы подкреплены на каждом флоре поперечными бракетами с поясками между продольными фундаментными балками и кницами на наружных сторонах. Днищевые связи и настил второго дна в районе фундамента машин усилены; под продольными балками фундаментов в большинстве случаев расположены дополнительные стрингеры. На небольших судах с одинарным дном фундамент для главного двигателя, как правило, не устанавливают. Двигатель крепится к опорным листам высоких флоров, форма которых соответствует форме поддона картера.

Фундамент упорного подшипника, который должен воспринимать аксиальный упор гребного винта, тоже прочно соединен с днищем судна. Если упорный подшипник не образует с фундаментом главного двигателя единый узел, то в соответствии с возникающими усилиями упора под упорным подшипником устанавливают дополнительные стрингеры и бракеты.

Фундаменты под котлы разделяют на фундаменты под цилиндрические огнетрубные и водотрубные котлы. Водотрубные котлы по конструкции и по форме очень разнообразны, в соответствии с этим их фундаменты также могут иметь самую различную форму. Фундаменты под цилиндрические огнетрубные котлы состоят из двух седлообразных балок, которые подогнаны к форме котла. В продольном направлении они связаны двумя продольными балками с полками. Чтобы предотвратить смещение котла в продольном направлении, на концах котлов установлены стопорные опоры. Анкерные связи на каждой стороне предотвращают скатывание котла с фундамента при бортовой качке.

Вспомогательные механизмы, такие как генераторы, тяжелые насосы, компрессоры, также имеют фундаменты, которые отличаются от фундаментов главного двигателя в основном меньшими размерами и более слабой конструкцией, а также формой, которая соответствует станинам этих механизмов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.