|
Объем заданий для очной формы обученияЗадания к самостоятельной работе по дисциплине «История психологии» Время на изучение и выполнение данной дисциплины – 60 часов. Тема 1. Введение. Психологическая мысль в странах Древнего Востока. Психологические учения античности Задания к теме1. 1.. Заполните таблицу, раскрыв зачатки психологических представлений в философских учениях античности. Обозначьте общее и различия.
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с. 2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1 3. Платон. Избранные диалоги, - М.: ЭКСМО 2007.— 768 с. 4. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.
Тема 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения Задания к теме Задание 1. Обозначьте сходства и различия в философских концепциях средневековья в Европе и арабских странах. Задание 2. Обозначьте новые психологические проблемы, которые поднимались в средневековье. Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. 2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1 3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Тема 3. Завершение развития психологии в рамках учения о душе Задания к теме 1. Сравните эмпиризм и рационализм по следующим критериям: - источник происхождения знаний; - природа всеобщих понятий; - границы познавательных возможностей человека. 2. Сравните философско-психологические взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса: - задача науки, предмет, методологические принципы; - методы исследования; - понимание психических явлений.
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с. 2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1 3. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.
Тема 4. Выделение проблемы сознания и определение путей его изучения Задания к теме 1. Опишите в чем заключаетсяоткрытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики. В чем заключается революционный характер этого открытия? 2. Напишите ответ на вопрос. Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие бессознательного в психике и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее, именно с идеалистических позиций он внес много нового в научную психологию. Что именно?
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 567 с. 2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1 3. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688с.
Тема 5. Становление и развитие ассоциативной психологии Задания к теме 1. Дайте характеристику основных этапов развития ассоциативной философии. заполнив таблицу.
2. Что говорит современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с. 2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1 3. Марицинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М.: Академия. 2008. – 544с.
Тема 6. Развитие психологических знаний в России в XIX веке Задания к теме 1. Опишите подход И.М.Сеченова к разработке коренных проблем психологии: - представление о психике и ее детерминации; - аппарат торможения рефлексов; - используемые в психологии методы. 2. Проанализируйте как происходило развитие прикладной психологии (психотехника, педология, поведенчество, психоанализ).
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с. 3. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1 4. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009.– 1279 с.
Тема 7. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку Задания к теме 1. Проанализируйте роль В.Вундта (1832-1920) в становлении экспериментальной психологии. 2. Сравните теории структурализма (Э.Титченер) и функционализма (Ф.Брентано, У.Джемс). 3. В чем состоит значение для психологии эволюционной теория Ч.Дарвина? 4. Рассмотрите основные направления развития психологии в России (И.М.Сеченов, К.Д.Кавелин, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, Г.И.Челпанов).
Предполагаемая литература 1. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с. 3. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1 4. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Электронный ресурс] / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21948&cat=1044&page=1 5. Сеченов, И.М. Элементы мысли [Электронный ресурс] / И.М Сеченов. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21949&cat=1044&page=3
Тема 8. Становление экспериментальной психологии. Задания к теме 1. Назовите авторов и дайте краткое описание следующих открытий в области физиологии и экспериментальной психологии ХIХ в.: абсолютный порог, дифференциальный порог, метод средней оценки, логарифмическая зависимость интенсивности ощущения от величины раздражителя, измерение скорости прохождения нервного импульса.
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Дополнительная литература 1. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005. - 829 с. 2. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688 с.
Тема 9. Становление и развитие прикладных отраслей психологии Задания к теме 1. Рассмотрите основные направления первых экспериментальных исследований: изучение ощущений, восприятия и внимания; начало экспериментального изучения эмоций; изучение ассоциаций и памяти; Вюрцбургская школа исследования мышления; французская школа экспериментальной психологии: - исследователи; - изучаемая проблематика; - вклад в науку. 2. Раскройте предмет и методы прикладных отраслей психологии, сложившиеся к началу ХХ в. Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / 3. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005. - 829 с. 4. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688 с.
Тема 10. Развитие психологии в XX веке. Основные психологические школы. Задания к теме Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания: 1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой. 2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований. 3. Подготовить презентацию доклада. Вопросы для обсуждения и презентации: 1. Этапы развития психоанализа. Отход З.Фрейда от гипнотерапии и формирование основ концепции: психоанализ как метод и как теория личности. Основные положения: структура личности и стадии развития. 2. Индивидуальная психология А.Адлера: комплекс неполноценности и социальный интерес, анализ ранних воспоминаний. 3. Аналитическая психология К.Юнга: коллективное и индивидуальное бессознательное, понятие об архетипах, психологические типы. Значение психоанализа как метода и как теории. 4. К.Хорни: базальное чувство тревоги и понятие о невротической личности. А.Фрейд: психоаналитическая концепция социализации. 5. Э.Фромм: психоанализ и марксизм, экзистенциальное противоречие человеческого существования. 6. Э.Эриксон: эпигенетическая теория развития личности. 7. Исследования Э.Торндайка интеллекта животных: первые эксперименты, понятие о проблемной ситуации, законы научения. 8. Основания перехода к объективному исследованию поведения. Д.Уотсон: принципы бихевиоризма; Основные экспериментальные достижения бихевиоризма. 9. Когнитивный бихевиоризм Э.Толмена. Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К.Халла. Оперантный бихевиоризм Б.Скинера.
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / 3. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005.- 829 с. 4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с. 5. Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ., 2004, - 576 с.
Тема 11. Важнейшие направления и тенденции развития отечественной психологии советского периода Задания к теме 1. Раскройте особенности экспериментального метода (Г.Челпанов, Н.Ланге, А.Лазурский) 2. Перечислите основные положения культурно-исторической концепции Л.Выготского. 3. Раскройте теорию деятельности С.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. 4. Раскройте теорию функциональных систем А.Лурия. 5. В чем заключаются идеи комплексного и системного подхода в трудах Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова?
Предполагаемая литература 1. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1 2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2 3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. – 1136 с. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с. 5. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009. – 1279 с.
Тема 12. Современные направления развития зарубежной психологии Задания к теме Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания: 1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой. 2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований. 3. Подготовить презентацию доклада. Вопросы для обсуждения и презентации: 1. Экзистенциально-гуманистическая психология как теория и практика. 2. Общая характеристика неофрейдизма. Основные представители. 3. Общая характеристика необихевиоризма. Исследования А.Бандуры, Дж.Роттера. 4. Когннитивные исследования. Основные положения конгнитивно-ориентрированного подхода. У.Найссер. Теория обнаружения сигнала. Теория личностных конструктов Г.Келли.
Предполагаемая литература 1. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1 2. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с. 3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / 4. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005.- 829 с. 5. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.
Тема 13. Развитие психологии в России в постсоветский период Задания к разделу Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания: 1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой. 2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований. 3. Подготовить презентацию доклада. Вопросы для обсуждения и презентации: 1. Культурно-исторический подход в современной психологии. 2. Новые отрасли психологии: социальная психология, психология личности, космическая психология, нейропсихология, патопсихология, психосемантика и др. 3. Системный подход в отечественной психологии. 4. Деятельностный подход в современной психологии. 5. Методологический кризис 90-х годов в отечественной психологии и поиск новых путей развития. 6. Перспективы развития психологии.
Предполагаемая литература 1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / 3. Российская психология. Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009, - 1279 с. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|