Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объем заданий для очной формы обучения





Задания к самостоятельной работе по дисциплине «История психологии»

Время на изучение и выполнение данной дисциплины – 60 часов.

Тема 1. Введение. Психологическая мысль в странах Древнего Востока. Психологические учения античности

Задания к теме1.

1.. Заполните таблицу, раскрыв зачатки психологических представлений в философских учениях античности. Обозначьте общее и различия.

Представители античной философии Учение о душе Учение о познании Учение о чувствах Учение о воли, характере, темпераменте
Демокрит        
Стоики (Лукреций, Эпикур)        
Платон        
Аристотель        
Античные врачи        

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Платон. Избранные диалоги, - М.: ЭКСМО 2007.— 768 с.

4. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.

 

Тема 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения

Задания к теме

Задание 1. Обозначьте сходства и различия в философских концепциях средневековья в Европе и арабских странах.

Задание 2. Обозначьте новые психологические проблемы, которые поднимались в средневековье.

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

 

Тема 3. Завершение развития психологии в рамках учения о душе

Задания к теме

1. Сравните эмпиризм и рационализм по следующим критериям:

- источник происхождения знаний;

- природа всеобщих понятий;

- границы познавательных возможностей человека.

2. Сравните философско-психологические взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса:

- задача науки, предмет, методологические принципы;

- методы исследования;

- понимание психических явлений.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.

 

Тема 4. Выделение проблемы сознания и определение путей его изучения

Задания к теме

1. Опишите в чем заключаетсяоткрытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики. В чем заключается революционный характер этого открытия?

2. Напишите ответ на вопрос. Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие бессознательного в психике и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее, именно с идеалистических позиций он внес много нового в научную психологию. Что именно?

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 567 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688с.

 

Тема 5. Становление и развитие ассоциативной психологии

Задания к теме

1. Дайте характеристику основных этапов развития ассоциативной философии. заполнив таблицу.

Этап Временные рамки Исследователи Проблематика, ее значение для психологии
       

2. Что говорит современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Марицинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М.: Академия. 2008. – 544с.

 

Тема 6. Развитие психологических знаний в России в XIX веке

Задания к теме

1. Опишите подход И.М.Сеченова к разработке коренных проблем психологии:

- представление о психике и ее детерминации;

- аппарат торможения рефлексов;

- используемые в психологии методы.

2. Проанализируйте как происходило развитие прикладной психологии (психотехника, педология, поведенчество, психоанализ).

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1

4. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009.– 1279 с.

 

Тема 7. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку

Задания к теме

1. Проанализируйте роль В.Вундта (1832-1920) в становлении экспериментальной психологии.

2. Сравните теории структурализма (Э.Титченер) и функционализма (Ф.Брентано, У.Джемс).

3. В чем состоит значение для психологии эволюционной теория Ч.Дарвина?

4. Рассмотрите основные направления развития психологии в России (И.М.Сеченов, К.Д.Кавелин, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, Г.И.Челпанов).

 

Предполагаемая литература

1. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1

4. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Электронный ресурс] / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21948&cat=1044&page=1

5. Сеченов, И.М. Элементы мысли [Электронный ресурс] / И.М Сеченов. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21949&cat=1044&page=3

 

Тема 8. Становление экспериментальной психологии.

Задания к теме

1. Назовите авторов и дайте краткое описание следующих открытий в области физиологии и экспериментальной психологии ХIХ в.: абсолютный порог, дифференциальный порог, метод средней оценки, логарифмическая зависимость интенсивности ощущения от величины раздражителя, измерение скорости прохождения нервного импульса.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

Дополнительная литература

1. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005. - 829 с.

2. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688 с.

 

Тема 9. Становление и развитие прикладных отраслей психологии

Задания к теме

1. Рассмотрите основные направления первых экспериментальных исследований: изучение ощущений, восприятия и внимания; начало экспериментального изучения эмоций; изучение ассоциаций и памяти; Вюрцбургская школа исследования мышления; французская школа экспериментальной психологии:

- исследователи;

- изучаемая проблематика;

- вклад в науку.

2. Раскройте предмет и методы прикладных отраслей психологии, сложившиеся к началу ХХ в.

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005. - 829 с.

4. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688 с.

 

Тема 10. Развитие психологии в XX веке. Основные психологические школы.

Задания к теме

Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания:

1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой.

2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований.

3. Подготовить презентацию доклада.

Вопросы для обсуждения и презентации:

1. Этапы развития психоанализа. Отход З.Фрейда от гипнотерапии и формирование основ концепции: психоанализ как метод и как теория личности. Основные положения: структура личности и стадии развития.

2. Индивидуальная психология А.Адлера: комплекс неполноценности и социальный интерес, анализ ранних воспоминаний.

3. Аналитическая психология К.Юнга: коллективное и индивидуальное бессознательное, понятие об архетипах, психологические типы. Значение психоанализа как метода и как теории.

4. К.Хорни: базальное чувство тревоги и понятие о невротической личности. А.Фрейд: психоаналитическая концепция социализации.

5. Э.Фромм: психоанализ и марксизм, экзистенциальное противоречие человеческого существования.

6. Э.Эриксон: эпигенетическая теория развития личности.

7. Исследования Э.Торндайка интеллекта животных: первые эксперименты, понятие о проблемной ситуации, законы научения.

8. Основания перехода к объективному исследованию поведения. Д.Уотсон: принципы бихевиоризма; Основные экспериментальные достижения бихевиоризма.

9. Когнитивный бихевиоризм Э.Толмена. Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К.Халла. Оперантный бихевиоризм Б.Скинера.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005.- 829 с.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

5. Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ., 2004, - 576 с.

 

Тема 11. Важнейшие направления и тенденции развития отечественной психологии советского периода

Задания к теме

1. Раскройте особенности экспериментального метода (Г.Челпанов, Н.Ланге, А.Лазурский)

2. Перечислите основные положения культурно-исторической концепции Л.Выготского.

3. Раскройте теорию деятельности С.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

4. Раскройте теорию функциональных систем А.Лурия.

5. В чем заключаются идеи комплексного и системного подхода в трудах Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова?

 

Предполагаемая литература

1. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2

3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. – 1136 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с.

5. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009. – 1279 с.

 

Тема 12. Современные направления развития зарубежной психологии

Задания к теме

Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания:

1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой.

2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований.

3. Подготовить презентацию доклада.

Вопросы для обсуждения и презентации:

1. Экзистенциально-гуманистическая психология как теория и практика.

2. Общая характеристика неофрейдизма. Основные представители.

3. Общая характеристика необихевиоризма. Исследования А.Бандуры, Дж.Роттера.

4. Когннитивные исследования. Основные положения конгнитивно-ориентрированного подхода. У.Найссер. Теория обнаружения сигнала. Теория личностных конструктов Г.Келли.

 

Предполагаемая литература

1. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

4. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005.- 829 с.

5. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.

 

Тема 13. Развитие психологии в России в постсоветский период

Задания к разделу

Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания:

1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой.

2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований.

3. Подготовить презентацию доклада.

Вопросы для обсуждения и презентации:

1. Культурно-исторический подход в современной психологии.

2. Новые отрасли психологии: социальная психология, психология личности, космическая психология, нейропсихология, патопсихология, психосемантика и др.

3. Системный подход в отечественной психологии.

4. Деятельностный подход в современной психологии.

5. Методологический кризис 90-х годов в отечественной психологии и поиск новых путей развития.

6. Перспективы развития психологии.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. Российская психология. Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009, - 1279 с.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.