Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Его глаза прослеживают каждого,





Он — солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путём.

 

Мастерски переданы индивидуальные черты: скуластое лицо, тяжёлые веки, прикрывающие глаза, желваки около властного рта, чётко очерченный подбородок. Игра светотени на гладкой поверхности гранита усиливает выразительность образа.

Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развёрнутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, чёрным камнем, серебром и горным хрусталём, что кажутся живыми. Большие уши слегка оттопырены. Он привык слушать и повиноваться. Именно такой человек мог следовать словам поучения:

«Если ты человек приближённый и сидишь в совете своего господина, — сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом».

Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор учёные-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлён вдаль.

Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлён в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щёки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать в нём египетский мастер. На царевиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зелёная бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.

В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, подчёркнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий изгиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремлённый в вечность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчётливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто жёлтой охрой, на её фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зелёного цвета. Пышная прическа перехвачена беллой лентой с разноцветными розетками.

Спинки кресел покрыты чёрными иероглифами. Ярко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным декоративным обрамлением фигур.

 

3.2. Рельефы и фрески

Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски и стелы. Они располагались таким образом, что фигуры, интервалы меж­ду ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Взаимная уравновешенность всех эле­ментов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом. Как же осуществлялись росписи регистров (го­ризонтальных поясов)? Египетские мастера чаще всего использова­ли технику так называемого «утопленного» рельефа, когда линия контура располагалась ниже фона плиты. Сначала подготавливали поверхность стены, а затем на еёё выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка. По­верхность фигур детально и тщательно прорабатывалась. Парал­лельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков, мелкие складки широких рукавов. При этом учи­тывали и источники освещения, благодаря которым достигался уди­вительный эффект тонкой вибрации поверхностей.

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имеющие символический смысл.

Пространство внутри контура заполнялось минеральными кра­сками или цветными пастами. Затем вся фигура обводилась более широким контуром, отделявшим изображение от фона. В цветовой гамме преобладало всего несколько цветов: жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вызывают наше восхищение. Например, бе­лые одежды раскрашивались таким образом, что у зрителей созда­валась полная иллюзия прозрачности ткани, сквозь которую про­свечивает тело человека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец...

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении. Чёткими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары по­койному. С царственной важностью они ведут быков, их движения размеренны и непринужденны. Одни наклоняются, другие оборачи­ваются назад, третьи заботливо поглаживают по спине быков. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами, множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов. Бесконечен поток пленных с захваченными трофеями.

Фрески и рельефы разбиты на четыре — шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.

Стенопись царских гробниц напоминала яркий развёрнутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстра­циями, выполненными с тонким художественным вкусом и мастер­ством.

Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза, работа на поле и в саду. Мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках по несколько уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла громоздкую плетёную корзину.

Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим оча­ровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной прора­ботке деталей одежды, украшений, длинных пышных париков.

В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с жи­вотными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Особенности различных птиц или рыб переданы так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному то­ну, художникам удавалось передать изысканность оперения птиц, ха­рактерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Худож­ник рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.

Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта получили дальнейшее развитие в рельефах и фресках многих наро­дов мира.

 

3.3. Сокровища гробницы Тутанхамона

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древне­го Египта считают так называемый амарнский период, главные до­стижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религи­озно-политической реформы стало запрещение многочисленных ста­рых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Ато­ну. Атон изображался в виде солнечного диска с расходящимися лу­чами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества.

Многое изменилось в искусстве во время правления Эхнатона. От художников он требовал прежде всего правдоподобия в передаче индивидуальных черт человека. Известно, что сам фараон не обла­дал могучим телосложением, а его наружность меньше всего соот­ветствовала идеалу героического владыки. Он был болезненно худ, непропорционально сложённое тело с тонкой длинной шеей, тонки­ми ногами и выпуклым животом вряд ли могло вдохновить худож­ников. И всё же он был сильным и властным человеком, способным диктовать свою волю окружающим. Посмотрите на рельеф «Покло­нение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически. Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть его образа.

Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эх­натона. К их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным» — именно так говорилось о ней поэтических произведениях того времени. Её скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в археологическом отчёте: «Описывать бесцельно — смотреть!»

Действительно, трудно описать словами одухотворённую нежность этого лёгкого, стремительно профиля, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность черт благородного точёного лица. Не мог не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственна осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Становится понятным это поэтическое послание Эхнатона царице Нефертити:

Я люблю сладкое дыхание

Твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь

Твоей красотой.

Мое желание — слышать

Твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест

Северного ветра.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.