Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Динамика институтов. Процесс институализации





Сущность института есть достижение стабильности; тем не менее, сами институты очень изменчивы: стабильность общест­ва достигается не за счет абсолютной неизменности каждого конкретного института, а скорее за счет их гибкости, спо­собности адаптироваться к новым условиям.

Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание устойчивости и изменчивости институ­тов. С развитием каждого конкретного общества меняется как набор представленных в них институтов, так и содержание де­ятельности и организация каждого института. В то же время для того, чтобы общество сохранялось как целое, необходимо, чтобы между двумя последовательными этапами его истории наблюдалась определенная преемственность институтов.

Ни один институт общества не остается неизменным в те­чение всего периода существования общества - структура и способы его деятельности со временем ме­няются, приспосабливаясь к новым условиям.

Устойчивость/изменчивость институтов определяется сле­дующими факторами:

-изменением внешних условий функционирования института (как социальных, так и природных); например, родовая община поздних собирателей или ранних земледельцев превращается в территориальную общину в развитом аграрном обществе, под влиянием изменения климата, увеличения плотности населения.

-процессами внутри группы, на которой базируется инс­титут, в частности, тенденцией к самосохранению нес­мотря на коренное изменение условий (в том числе самих потребностей); так, по­литическая партия лейбористов Великобритании давно уже не является парти­ей, представляющей интересы рабочего класса - ее социальная база значительно шире.



Процессом институализации называется формирование со­циального института для удовлетворения какой-либо социаль­ной потребности. Институализация проходит несколько этапов, на каждом из которых определяющую роль играет тот или иной элемент института.

- осознание потребности;

- начало активной деятельности по ее удовлетворению и формирование в процессе этой деятельности профессиональных или полупрофессиональных кругов;

- первичное формирование системы норм и ценностей, регулирующих деятельность;

- разработка хартии института;

- складывание системы организаций, определение ресурсов, принятие законодательных актов (в аграрном и индустриальном обществе).

Разделение этапов условно - на каждом из них, помимо основной, решаются и другие задачи.

 

Семья как социальный институт

Согласно определению, принятому в социальной статисти­ке, и разделяемому большинством социологов, семья есть большая или средняя социальная группа, обладающая тремя ос­новными свойствами:

1) все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;

Все они проживают в одном помещении, или, точнее говоря, в сооружении, которое в данном обществе принято

считать единым помещением (местом жительства);

3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятельностью, обеспечивающей им основные средства существова­ния.

Во всех обществах семья ведет совместный быт. В обществах, основанных на товарно-денежных отношени­ях, семья обязательно имеет общий бюджет.

В традиционных обществах "совместное хозяйство" озна­чает как правило, внутрисемейное разделение труда в рамках охоты и собирательства, сельского хозяйства или ремесла. Например, мужчина ходит на охоту, женщина занимается соби­рательством трав, плодов, и т.д. Мужчина пашет и сеет, жен­щина ухаживает за скотом, участвует в обмолоте и просушке зерна, и т.д.

В современном обществе члены семьи, как правило, не связаны участием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов, свое занятие в одной из отраслей общественного хозяйства. Поэтому важнейшими приз­наками семьи становятся: совместный бюджет, охватывающий значительную часть личных доходов; совместное приготовление пищи; совместное решение относительно наиболее крупных при­обретений (недвижимость, автомобиль, товары длительного пользования, и т.д.).

Ведение так называемого "личного подсобного хозяйства" (дачный или садовый участок) становится существенным приз­наком семьи в том случае, если доходы (или натуральные про­дукты), полученные от этого участка, являются важным эле­ментом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участков, и тем не менее являются полноценными семьями.

От понятия "семья" следует отличать понятие "брак".

Брак есть устойчивый и признанный данным обществом со­юз между мужчиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами) созданный, как правило, для воспроизводства и вос­питания детей.

За последние десятилетия произошли существенные изме­нения в понимании сущности брака. В частности, возникает вопрос, можно ли считать браком устойчивый союз, не предпо­лагающий рождение (или усыновление) и воспитание детей, или сожительство гомосексуальных пар? Следует ли в связи с этим расширить классическое определение брака? Такое расширение, на наш взгляд, нецелесообразно, так как различные марги­нальные случаи всегда существовали во всех обществах. Они требуют специального анализа и терминологии. Мы же будем ориентироваться на преобладающий в большинстве об­ществ тип брачного поведения.

Типология брака и семьи

Основными формами брака являются моногамия и полига­мия(полигиния и полиандрия).

Во все мире, во всех известных культурах, наиболее рас­пространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Поли­гиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких за­конных жен допускает ислам.

Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допус­кающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.

Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общес­тва, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротичес­ких пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между несколькими мужчинами и женщина­ми (Л. Морган, Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили та­кую форму из некоторых широко распространенных в традицион­ных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконс­трукцию необоснованной.

Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, не­обходимостью сохранения имущества в рамках рода.

Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ива­на Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Од­нако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельству­ют о существовании группового брака - скорее наоборот.

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая класси­фикация выделяет:

-нуклеарные семьи, включающие 1 брачную пару с несо­вершеннолетними детьми или без детей;

-расширенные семьи, включающие более одной брачной па­ры, или брачную пару и других совершеннолетних родственни­ков;

- неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обяза­тельным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар.

В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля не­полных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысяче­летий позднего присваивающего и раннего производящего хозяй­ства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка ("тотем") и символы при­надлежности к роду.

Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской ли­нии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской.

Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обяза­тельно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общи­ну, при патрилинейном - женщины.

У многих народов (например, у индейцев Северной Амери­ки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие до­ма, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких до­мов составляло единую расширенную семью, включающую множес­тво брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.

Следует отметить, что род - образование не биологичес­кое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало (а часто даже предполагало) сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой органи­зации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации дея­тельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.