|
Готическое искусство XIII-XIV вв.Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы зданий гражданского назначения, такие как биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки, ратуша. Здание ратуши обычно имеет 2-3 этажа и галерею в нижнем ярусе, парадные залы для заседания городского совета. Башня ратуши – символ независимости города. В синтезе искусств ведущая роль принадлежит архитектуре. Основа готического храма – крестовый нервюрный свод. Мастера придают диагональной арке (оживе) простую полуциркульную форму. Для того, чтобы щековые арки были той же высоты, их делают стрельчатыми. Оживы и щековые арки (нервюры или гурты) образуют статически напряженную каркасную сетку. Нервюры передают нагрузку на столбы – пилоны. Пилоны часто представляют собой пучки колонн (нервюр). Нервюры выполнялись из камня, сам свод мог быть и кирпичным. В некоторых архитектурных школах, например в Англии, количество нервюр было очень велико. Строители вводили дополнительные нервюры, так называемые лиэрны, тьерсероны. Стены между пилонами заменяются оконными проемами или витражами. Аркбутаны – противораспорные элементы, наклонные арки или полуарки, одной пятой примыкали к основанию свода центрального нефа, а другой упирались в массивный контрфорс. Таким образом, конструкция готического храма приобретает скелетный, каркасный характер. Появляются и характерные декоративные элементы: перспективный портал, ползучие цветы или крабы (орнамент из листьев по краям готических архитектурных деталей), вымперг (декоративный фронтон над порталом или окном), капители колонн с лиственными орнаментами, роза (центральный витраж фасада), ряд капелл, обрамляющих апсиду. При украшении храма реже используются фрески, ведущая роль переходит к витражам. XIII в. – век витража во Франции. В средние века в начале при изготовлении цветного стекла использовали ограниченное число цветов, вследствие чего оно производило несколько примитивное впечатление. Это объясняется несовершенством технологии. Но каждый, кто изучал окна Шартского собора при меняющемся освещении и видел, как заходящее Солнце зажигает мозаику каменной розы, превращая ее в великолепный заключительный аккорд, тот никогда не забудет божественной красоты этого момента. В середине. XIII в. использовали совмещение стекол, получая сложные оттенки цветов (красный и синий давали лиловый). XIV в. – время угасания искусства витража во Франции. В период готики наблюдается расцвет монументальной скульптуры и горельефа (высокого рельефа). Вырабатывается канон скульптурных композиций (расположение их в определенной части здания). Так в алтарной части располагаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта – Новый Завет, на северном фасаде трансепта – Ветхозаветные сцены (скульптура Шартского собора, собора Парижской Богоматери). Со второй половины XIIIв. Пластика фасадов более динамична, фигуры подвижнее (скульптура Амьенского и Реймского соборов). В позднеготической скульптуре наблюдается измельченность форм и дробность композиций.
Национальные художественные школы в это время имеют свои особенности. Во Франции готика делится на периоды: 1. ранняя - конец XII-XIII вв.; 2. зрелая или “лучистая” – вторая половина XIIIв.; 3. поздняя или “пламенеющая” - XIV-XV вв. К первому периоду относится трехнефный Собор в Лане (1174-1226) и Собор Парижской Богоматери (архитектторы Жан де Шелль, Пьер де Монтро, 1163-1208) – пятинефное здание, вмещающее до 9000 человек. Здесь присутствуют романские черты: полуциркульные арки, невысокие окна, скупость декора. Шартский собор (1194-1260) знаменует переход к зрелой готике. Собор в Реймсе (1212-1311) создан архитекторами Жаном д’Орбе, Жаном ле Лупом, Гоше де Реймсом, Бернаром де Суассоном, Робером де Куси. Амьенский собор (архитекторы Роберо де Люзаршен, Тома де Кормоне, Рено де Кормон, 1218-1258) – самый большой и высокий во Франции. Его длина 145м, высота центрального нефа – 42.5м. Собор называют «готическим Парфеноном». Собор в Руане перегружен декором и его соотносят с поздней готикой.
Немецкая готическая архитектура сложилась позже французской. Период высокой готики здесь приходится на конец XIII – начало XIV вв., поздней – конец XV- начало XVI вв. Немецкие соборы проще в плане, венец капел в них, как правило, отсутствует. Аркбутаны редки, своды выше (собор в Фрейбурге XIII – XIV вв., собор в Ульме 1377- XVI в.). На севере Германии основной строительный материал – кирпич. Кирпичная готика вообще характерна для Северной Европы. Кельнский собор – яркий пример пламенеющей готики.
Готика в Англии проявилась рано – в XII в. и просуществовала до конца XVI в. Но строительство соборов в Англии связано не с городом, а с монастырями. Здесь отсутствует венец капелл. Наблюдается распластанность главного фасада в ширину. Башня над средокрестьем является доминантой собора (трехнефный собор в Солсбери, 1220-1270 имеет длину 145м; собор в Линкольне имеет длину 155м).
В XIII-XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Италии в XIII в. Проторенессанс, поэтому здесь нашли воплощения лишь отдельные элементы готики (Миланский собор, Дворец Дожей).
ЛЕКЦИЯ Искусство Ближнего и Среднего Востока.
Ближний Восток. К VII в. относится возникновение культуры арабов. Арабские племена аравийского полуострова объединенные идеями ислама завоевали Сирию, Иран, Ирак, Египет и другие области. Созданное арабами государство Халифат, простиравшееся от Индии до Пиренеев прошло два периода развития: 1. Халифат династии Омейядов (VII - начало VIII в.) с центром в городе Дамаске; 2. Халифат династии Абассидов (вторая половина VIII - IXв.) с центром в городе Багдаде. Основополагающее значение для архитектуры арабов имело зодчество Ирана династии Сасанидов (226-651 гг.). Они восприняли центрическую композицию сооружения, завершенную куполом. В строительстве использовался в основном кирпич, отчасти камень – известняк, песчаник. В организации дома использовался дворовой принцип с устройством галереи по периметру. Применялись плоские покрытия и кровли, в центрических помещениях использовались купола с легкой стрельчатостью. Сходны по планам мечети (храмы) и медресе (от араб. – место учения, духовные школы –семинарии). В центре находится двор (сахн), обнесенный галереями. В медресе эти галереи делились на мелкие помещения – худжиры, которых жили семинаристы. Балочные перекрытия галерей покоятся на стрельчатых или подковообразных арках. Святилища, расположенные в алтарной нише (михрабе) ориентированы на Мекку. Главный арочный портал (глубокая арка) со стороны улицы получила название айван входа или пиштак. Айван может и выходить во внутренний двор. Минареты – башни, с которых священник (муэдзин) созывает на молитву (араб. азан). По количеству минаретов определялся статус храма. Один-два минарета имели квартальные мечети. 4, 6, 8 и даже 16 минаретов имеют пятничные (или соборные) мечети (Большая мечеть Дамаска 708г., Амра в Каире 642 г., Ибн-Тулун в Каире 879 г., Аль-Асхар в Каире 970-972 гг.). Различают мечети для ежедневных молений (масджит), пятничные мечети (джами), загородные мечети (мусаллах, намазгах). По планировке мечеть может быть: 1. Колонная (арабская). Прямоугольный двор окружен галереями с трех сторон, со стороны киблы (направления молитвы) находится многоколонный молитвенный зал. 2. Айванная со сводчатыми айванами по осям внутри двора. 3. Центрально-купольная. Молитвенный зал перекрыт куполом. Широко распространены мавзолеи – тюрбе (кубический объем, завершенный куполом). Комплексы мавзолеев составляли некрополи (Шах-и-Зинда в Самарканде). На караванных путях строились гостиницы – караван-сараи. Жилые дома делились на женскую и мужскую половину подворно и поэтажно. Второй этаж нередко выступал над нижним и имел зарешеченные балкончики.
Средний Восток. На территории Ирана и Авганистана возникли и развивались крупные городские центры Шираз, Исфаган, Газна, Герат, Кабул и другие. Города делились на три части: цитадель, шахристан (основная часть), рабат (торгово-промышленное предместье). В пределах шахристана возводились диваны (официальные сооружения), пятничная мечеть, квартальные мечети, медресе, базары и т.д. (медресе Мадаре-и-Шах в Исфагане в Иране, комплекс Мазар-и-Шериф в Авганистане, святилище Али). В период с 1369 по 1406 гг. на территории Ирана, Афганистана и части Средней Азии существовало могущественное государство Тимура со столицей в Самарканде. Для архитектуры этого времени характерно активное использование цвета в виде покрытий с керамической поливной облицовкой. Здесь преобладают небесно-голубой, синий, зеленый, белый и черный цвета на общем фоне желто-серых кирпичных стен. В мусульманских постройках преобладает два вида декора: герех (или гирих от перс. - узел, геометрический мотив, символизирующий космический порядок) и арабеска (растительный орнамент, символизирующий земную природу). Также для украшения применялись китабе (араб. – надпись, письмо, письмена) – прямоугольная или фигурная панель с надписями арабской графикой, вид эпиграфического орнамента. Китабе включался в композицию декора архитектурной панели, двери, надгробия, ковра, страницы или переплета рукописи. Сталактиты (от греческого – натекший от капли) или мукарны, мукарнас (араб.) – декоративная конструкция нависающих друг над другом рядов гипсовых, керамических или деревянных призматических фигур, обычно полых с нишеобразным вырезом. Они напоминают пчелиные соты. В Средней Азии в XV-XVII вв. Самарканд и Бухара являются центрами мусульманской культуры. Здесь большое развитие получило декоративно-прикладное искусство, керамика, ткачество, миниатюра, изготовление ковровых изделий. Сохранились ансамбли культовых и общественных построек, которые образовывали парадные площади, называемые регистанами (перс. –место, покрытое песком). В VII-XV вв. Испания оказывается под властью мусульманских народов, которые пришли в нее с Северной Африки. Отсюда название стиля искусство этого времени – мавританский. Сохранился памятник архитектуры того времени – Альгамбра в Гранаде (XIV в.). В настоящее время в мусульманских странах продолжается развитие искусства, обусловленного религиозными воззрениями.
Дополнительные сведения. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|