|
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯТермин «средние века» появился в эпоху Возрождения, в науку был введен итальянскими гуманистами. «Средние века» - это принятое в культурологической науке обозначение периода в истории Европы между античностью и Новым временем. Этот период охватывает более тысячелетия – с V в. (падение Западной Римской империи и отмирание античной культуры) по XVI в. (возрождение античности в Новое время). Выделяют следующие этапы средневековой культуры: - раннее средневековье (V-IX вв.) - зрелое средневековье (IX-XI вв.) - позднее средневековье (XIV-XVI вв.).
Источники и основы средневековой культуры Образование и наука Рыцарская и городская культура Искусство
Источники и основы средневековой культуры. Источникамисредневековой культуры являются т.н. «романское начало» - традиции Западной Римской империи: право, наука, искусство, философия, христианство и «германское начало» - культура языческих варварских племен: франков, бриттов, саксов и др. В социально-экономическом отношении средневековью соответствует зарождение, развитие и разложение феодализма. Средневековое общество имело сословно-иерархическую структуру и делилось на три сословия: духовенство, рыцарство и народ («третье сословие»). Каждое из них имело иерархическое членение, за каждым из них средневековое сознание признавало не просто полезную для общества функцию, а священную обязанность. Все заботы о духовной жизни («дела небесные») были уделом духовенства, оно считалось первым, высшим сословием. Рыцарство решало государственные задачи («дела земные»), поддерживало церковь, защищало веру и народ. «Третьему сословию» (крестьянам, бюргерам, купцам, ремесленникам) Господь повелел трудиться, возделывая землю или торгуя плодами своего труда и тем обеспечивать существование всех. Естественно, что выполнение всех перечисленных обязанностей требовало соответствующего образа жизни и деятельности. Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. Именно христианство стало основной осью мира Европы, которая влияла на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты и устои общества. Средневековое мироощущение было основано на представлении о дуализме (двойственности) мира, который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный, идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, мир, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала - тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ. Учение о греховности человека и Страшном Суде, страх перед неотвратимым наказанием порождали в средневековом обществе особую психологическую атмосферу, принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью жизни и неотвратимостью смерти. Церковь в средние века была важнейшим институтом культуры, она стремилась к господству над всем христианским миром (крестовые походы), выступала арбитром в спорах между государствами, активно вела коммерческую деятельность (продажа индульгенций). Огромную роль в ее структуре играло монашество. Монастыри добились значительных успехов в ведении хозяйства и превратились в подлинные центры культурной жизни, образования, воспитания и науки. Римско-католическая церковь всегда боролась с конкурентами - еретиками, ведьмами и колдунами, используя инквизицию. Образование и наука Средневековье знало три вида школ: низшие школы при церквях и монастырях; средние школы при епископских кафедрах; высшие школы - университеты. Наиболее старинными университетами Европы считаются Парижский университет (Сорбонна) во Франции, Оксфордский и Кембриджский в Англии и Неаполитанский в Италии, они основаны в XIII в. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения были диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие профессора и схолары (студенты). Средневековая университетская наука носила название схоластики, она была тесным образом связана с богословием и теологией. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание - эти главные источники христианского учения - схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. В ранний период своего развития схоластика, захватившая многие страны Европы, имела положительное значение. Схоласты возобновили изучение античного наследия, в XII - XIII вв. они разрабатывали проблемы познания. Крупнейшими средневековыми схоластами были Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский. Кроме схоластики, в средние века существовало еще и другое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика. Мистики (Бернард Клервосский, Иоганн Таулер, Фома Кемпийский) отвергали необходимость изучения Аристотеля и логического доказательства основ веры. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем "созерцания", т. е. молитв и благочестивых размышлений, без помощи какой-либо "языческой науки". Важное место в научной культуре европейского средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя ее цели и применявшиеся средства были весьма сомнительны и чаще всего иллюзорны, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейской алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому. Рыцарская и городская культура. Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества тем не менее развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Рыцарство выработало в XIII в. обычаи, манеры, ритуал дворянской вежливости (куртуазность), разнообразные светские, придворные и военно-рыцарские развлечения. Из последних в средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. В ХII в. получили широкое распространение рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения (циклы романов о короле Артуре, «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах»). Рыцарская лирическая поэзия (миннезингеров и трубадуров) воспевала образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты, в XII - XIII вв. начали появляться сатирические произведения. Весьма значительным явлением была поэзия вагантов, родиной которой считается Франция. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность. Смеховая культура господствовала в карнавале и площадных представлениях жонглеров. Явление народно-смеховой культуры позволяет по-новому осмыслить культурный мир средневековья и обнаружить, что «мрачному» средневековью было свойственно и празднично-поэтическое восприятие мира. Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. Искусство В искусстве средневековья господствовала архитектура, скульптура и живопись играли подчиненную роль. Сложилось два основных архитектурных стиля - романский и готический. Романский стиль, получил развитие с конца X в. Термин «романский» указывал на сходство средневековых построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье - во Франции, Вормсе - в Германии. К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIII - XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в Европе. Храмовые постройки готического стиля, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики - устремленность ввысь. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, палитра красок - богаче. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Парижской богоматери в Париже, Лондонское Вестминстерское аббатство и собор в г. Линкольне - в Англии, Миланский собор - в Италии, Пражский - в Чехии. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|