Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные законы и нормативные документы (НД)





 

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01. 96.

2. Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95.

3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» в редак­ции от 27.12.95.

4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93.

5. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» от 19.04.91.

6. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 7.08.98.

 

НД по стандартизации

 

1. ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.

3. ГОСТ Р 1.4-93. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты пред­приятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

4. ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, из­ложению, оформлению и содержанию стандартов.

5. ПР 50.1.001-93*. Правила согласования и утверждения технических условий.

* Правила, утвержденные Госстандартом РФ.

 

6. ПР 50-688-92. Временное типовое положение о техниче­ском комитете по стандартизации.

7. ПР 50.1.003-94. Порядок проведения Госстандартом Рос­сии государственного контроля и надзора за соблюдением обя­зательных требований государственных стандартов, правил обя­зательной сертификации и засертифицированной продукции (работ, услуг).

8. Руководство 2 ИСО/МЭК. Общие термины и определе­ния в области стандартизации и смежных видов деятельности.

9. Руководство 7 ИСО/МЭК. Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий.

10. Руководство 51 ИСО/МЭК. Общие требования к изло­жению вопросов безопасности при подготовке стандартов.

11. Перечень ЕЭК ООН по стандартизации. Рабочая группа по вопросам политики в области стандартизации. ЕЭК ООН. Женева, 1992.

12. ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ИСО 9001:1994) Система качест­ва. Модель обеспечения качества при проектировании, разра­ботке, производстве, монтаже и обслуживании.

13. ГОСТ Р ИСО 9002-96 (ИСО 9002:1994) Система качест­ва. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.

14. ГОСТ Р ИСО 9003-96 (ИСО 9003:1994) Система качест­ва. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.

15. ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по про­верке систем качества. Часть 1. Проверка.

16. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по про­верке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов по проверке систем качества.

17. ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по про­верке систем качества. Часть 3. Руководство программой про­верок.

18. ГОСТ Р 40. 0003-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества.

19. ГОСТ Р 40. 005-96 Система сертификации ГОСТ Р. Ре­гистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифи­цированными системами качества и производствами.

20. Пр. 50.3.001 Правила по сертификации. Система серти­фикации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аккре­дитации.

 

НД по сертификации и аккредитации

 

21. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 16.02.94 № 3.

22. Порядок проведения сертификации продукции в Рос­сийской Федерации с изменениями от 1998г. Утвержден По­становлением Госстандарта России от 21.09.94 № 15.

23. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции. Утверждена Постановлением Гос­стандарта России от 21.09.94 № 14.

24. Требования к органу по сертификации продукции и по­рядок его аккредитации. Утверждены Госстандартом России от 21.09.94 №16.

25. ГОСТ Р 51000.5-96. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг.

26. ГОСТ Р 51000.2-95. Общие требования к аккредитующе­му органу.

27. ГОСТ Р 51000.1-95. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования.

28. ГОСТ Р 51000.3-96. Общие требования к испытательным лабораториям.

29. Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 № 16.

30. ГОСТ Р 51000.4-96. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.

31. ГОСТ Р 51000.6-96. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг.

32. ГОСТ 16504-81 ГСИ. Испытания и контроль качества продукции. Основные требования и определения.

33. ГОСТ 27002-89. Надежность в технике. Основные поня­тия. Термины и определения.

34. ГОСТ Р 40. 101-95 Государственная регистрация добро­вольных систем сертификации.

35. ГОСТ Р 51000.1-95 Государственная система стандарти­зации Российской Федерации. Система аккредитации в Рос­сийской Федерации. Система аккредитации органов по серти­фикации, испытательных и измерительных лабораторий.

36. ГОСТ Р 51000.2-95 Государственная система стандартиза­ции Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу.

37. ГОСТ Р 51000.3-96 Государственная система стандарти­зации Российской Федерации. Система аккредитации в Рос­сийской Федерации. Общие требования к испытательным лабо­раториям.

38. ГОСТ Р 51000.4-96 Государственная система стандарти­зации Российской Федерации. Система аккредитации в Рос­сийской Федерации. Общие требования к аккредитации испы­тательных лабораторий.

39. ГОСТ Р 51000.5-96 Государственная система стандарти­зации Российской Федерации. Система аккредитации в Рос­сийской Федерации. Общие требования к органам по сертифи­кации продукции и услуг.

40. ГОСТ Р 51000.6-96 Государственная система стандарти­зации Российской Федерации. Система аккредитации в Рос­сийской Федерации. Общие требования к аккредитации орга­нов по сертификации продукции и услуг.

41. ГОСТ Р 51000.9-96 Государственная система стандарти­зации Российской Федерации. Система аккредитации в Рос­сийской Федерации. Общие требования к аккредитации орга­нов, проводящих аттестацию персонала.

42. Руководство ИСО/МЭК 16. Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов.

43. Руководство ИСО/МЭК 25. Общие требования к оценке технической компетенции испытательных лабораторий.

44. Руководство ИСО/МЭК 38. Общие требования к прием­ке испытательных лабораторий.

45. Руководство ИСО/МЭК 34. Общие правила междуна­родных систем сертификации продукции третьей стороной.

46. Руководство ИСО/МЭК 48. Руководящие положения по оценке и регистрации системы качества поставщика третьей стороной.

47. EN 45001. Общие требования к деятельности испыта­тельных лабораторий.

48. EN 45002. Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий.

49. EN 45003. Общие требования к органам по аккредита­ции лабораторий.

50. EN 450011. Общие требования к органам по сертифика­ции, проводящим сертификацию продукции.

51. EN 450012. Общие требования к органам по сертифика­ции, проводящим сертификацию систем обеспечения качества.

52. EN 450013. Общие требования к органам по сертифика­ции, проводящим аттестацию персонала.

53. EN 450014. Общие требования к декларации поставщика о соответствии.

 

НД по метрологии

 

54. ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определе­ния.

55. МИ* 2247-93 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения.

* МИ — рекомендации государственных метрологических научных центров.

 

56. ГОСТ 8.117-81 ГСИ. Единицы физических величин.

57. ПР 50.2.006-94 ГСИ. Поверка средств измерений. Орга­низация и порядок проведения.

58. ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерения.

59. ПР 50.2.014-94 ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

60. МИ 2277-94 ГСИ. Система сертификации средств изме­рений. Основные положения и порядок проведения работ.

61. ПР 50.2.002-94 ГСИ. Порядок осуществления государст­венного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологи­ческих правил и норм.

62. ПР 50.2.004-94 ГСИ. Порядок осуществления государст­венного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

63. ПР 50.2.017-95 ГСИ. Положение о российской системе калибровки.

64. ИСО 10012-1:1992. «Требования, гарантирующие качест­во измерительного оборудования. — Часть 1: Система подтвер­ждения метрологической пригодности измерительного обору­дования».

 

Рекомендуемая литература

 

1. Версан В. Г., Сиськов В.И., Дубицкчй Л.Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. — М.: Изда­тельство стандартов,1995.

2. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: АМИ, 1998.

3. Дейл П. Менеджмент. Стратегия и тактика. — С-П.: ПИ­ТЕР, 1999.

4. Дэниэлс Д.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес. — М.: Дело Лтд, 1994.

5. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. — М.: ИПК Издательство стандартов, 1996.

6. Колпачев В.И., Кормышев В.В. Экспортерам о сертифика­ции продукции. — М.: Издательство ВИПСИ, 1995.

7. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. — Издательство стандартов, 1992.

8. Кузнецов В.А., Ялунина Г. В. Основы метрологии. — М.: ИПК Издательство стандартов, 1995:

9. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. — С.-Пб.: Наука, 1996.

10. Сертификат, качество товара и безопасность покупате­ля./ Под ред. Г.П. Воронина и В.Г. Версана. — М.: ВНИЦ, 1998.

 

Основные термины и понятия

 

Аккредитация — 1) официальное признание того, что испытатель­ная лаборатория правомочна осуществлять испытания или конкретные типы испытаний продукции; 2) процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заяв­ленной области.

Аккредитующий орган — орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации.

Аттестат аккредитации — документ, выданный аккредитующим органом и регистрирующий факт официального призна­ния компетентности организации в определенной об­ласти деятельности (либо независимости и компетент­ности).

Аттестация организации — проверка организации с целью опре­деления ее соответствия критериям аккредитации.

Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Ведение классификатора — комплекс работ, направленных на своевременное внесение изменений во все документы, с ним связанные, доведение этих изменений до пользовате­лей. Работы по ведению координирует Госстандарт Рос­сии.

Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия, процесса или услуги быть использованным для замены другого изделия, процесса, услуги с целью выполнения одних и тех же требований (норм, правил). Различают геометри­ческую взаимозаменяемость, связанную с размерами из­делия, детали и т.п.; функциональную взаимозаменяе­мость, связанную с возможностью выполнения издели­ем той же функции.

Глобальный маркетинг — одна из концепций международного маркетинга. Комплекс маркетинга, применяемый орга­низацией для осуществления деятельности на наднациональных рынках (рыночных сегментах), характери­зующихся сходной реакцией на ее предложения, стан­дартизирован (обычно с элементами адаптации к на­циональным особенностям).

Государственный реестр систем сертификации — официальный перечень зарегистрированных систем сертификации.

Государственный эталон единицы величины — эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории государства.

Доаккредитация — расширение области аккредитации какой-либо аккредитованной организации.

Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Защита продукта — сохранность продукции в условиях воздей­ствия климатических или других неблагоприятных фак­торов при ее использовании, транспортировке или хра­нении.

Заявитель — предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение аккредитации или сертифика­ции.

Знак соответствия — зарегистрированный в законодательном порядке сертификационный знак, используемый соглас­но порядку сертификации третьей стороной для про­дукции (услуги), находящейся в полном соответствии с требованиями нормативного документа, применяемого при сертификации.

Идентификация — процедура, посредством которой устанавли­вается соответствие продукции требованиям, которые предъявляются к ней (к данному виду или типу) в нор­мативных или информационных документах.

Изменение к стандарту — модификация, дополнение или ис­ключение определенных разделов (частей фрагментов) нормативного документа. Результаты изменения публи­куются отдельно в виде перечня (листка) изменений.

Измерительная техника — совокупность технических средств и методик проведения измерений.

Инспекционный контроль аккредитованной организации — про­верка, проводимая аккредитующим органом, с целью выяснить, что деятельность аккредитованной организа­ции продолжает соответствовать установленным требо­ваниям.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия, цель которой устано­вить, что продукция продолжает соответствовать задан­ным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Квалификационные испытания — метод оценки работы лабора­тории путем проведения параллельных таких же испы­таний в другой аналогичной лаборатории (межлабора­торных испытаний).

Комплекс маркетинга — совокупность управляемых составляю­щих маркетинговой деятельности организации или ры­ночная политика, «маркетинг-микс» (marketing mix). Составляющими комплекса маркетинга являются: то­варная политика (product), продвижение товара на ры­нок (promotion), ценовая политика (price), сбытовая по­литика (place) и кадровая политика (personal). Марке­тинг-микс называют также концепцией «5Р».

Консенсус — согласие, характеризующееся отсутствием возра­жений по существенным вопросам в процессе принятия нормативного документа (стандарта) у большинства за­интересованных сторон. Консенсус не предполагает полного единодушия.

Критерии аккредитации — требования, используемые аккреди­тующим органом, которым должна отвечать организа­ция, чтобы быть аккредитованной.

Маркетинговые исследования — систематическое определение данных, необходимых для анализа и решения стоящих перед организацией задач, сбор информации, ее изуче­ние, обработка и представление результатов.

Международная организация по стандартизации — организация, членство в которой открыто для соответствующего на­ционального органа любой страны.

Метод измерений — сочетание принципов и средств измерений, соответствующих выбранному принципу.

Метод испытания — установленные технические правила про­ведения испытаний.

Методика испытаний — техническая процедура для определения одной или нескольких специфических характеристик материала или изделия.

Мультинациональный маркетинг — одна из концепций междуна­родного маркетинга. Комплекс маркетинга дифферен­цирован и адаптирован для каждого из целевых рыноч­ных сегментов, характеризующихся явными отличитель­ными особенностями (национальными, культурными, традиционными и пр.).

Недифференцированный маркетинг — стратегия маркетинга, на­правленная на весь рынок с одним и тем же предложе­нием в противовес разработке отдельного предложения для каждого (выбранного в качестве целевого) сегмента.

Новое издание стандарта — новое печатное издание норматив­ного документа, включающее изменения к предыдущему изданию, даже если в текст стандарта внесено только содержание листка поправок (листка изменений).

Нормативные документы на продукцию, представляемую к обя­зательной сертификации — Законы РФ, государствен­ные стандарты, санитарные нормы и правила, строи­тельные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требо­вания по безопасности продукции и услуг.

Нормативный документ — документ, в котором изложены уста­новленные в процессе стандартизации правила, прин­ципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.

Нотификация — официальное уведомление по какому-либо ме­ждународному вопросу. Здесь — по вопросу, касающе­муся международной стандартизации.

Область аккредитации — один вид работы или несколько видов, на выполнение которых аккредитована конкретная ор­ганизация.

Омологация — официальное утверждение, приемка. По терми­нологии ЕЭК ООН относится к приемке оборудования дорожных транспортных средств.

Операционный маркетинг — совокупность целей, инструментов маркетинга и конкретизированного комплекса маркетинга по отношению к рынку, где происходит деятель­ность фирмы.

Ответственный маркетинг - маркетинг, концепция которого сопряжена с двумя ключевыми идеями: забота о благо­получии покупателей, а не об удовлетворении их крат­косрочных потребностей; ориентация фирмы на долго­срочное благополучие общества в целом. Примером мо­жет служить концепция ответственного маркетинга, о которой заявляет корейская фирма "Самсунг электро­никс", имея в виду российский рынок: главное требова­ние, которым она руководствуется при создании новых товаров, является абсолютная безопасность для здоровья пользователей (особенно детей), конечно, наряду с вы­соким качеством, надежностью и приемлемой ценой.

Охрана окружающей среды — защита среды обитания от небла­гоприятного воздействия продукции, процессов и услуг.

Оценка соответствия — любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции требованиям технических регламентов или стандартов. Наиболее часто соответствие подтверждается сертифи­кацией. К процедуре оценки соответствия могут быть отнесены: отбор проб, испытания, контроль, регистра­ция, аккредитация, утверждение (принятие), а также их сочетание.

Переиздание стандарта — новое печатное издание нормативного документа без изменений.

Пересмотр стандарта — внесение всех необходимых изменений в содержание и оформление нормативного документа. Результаты пересмотра представляются путем опублико­вания нового издания стандарта.

Петля качества — схематическая модель взаимозависимых ви­дов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла — от оп­ределения потребности и проектирования до утилиза­ции.

План по стандартизации — программа работы органа, зани­мающегося стандартизацией, в которой перечисляются названия текущих работ по стандартизации.

Позиционирование товара — определение его места на рынке в условиях конкуренции с другими аналогичными предло­жениями с учетом изученных потребительских предпоч­тений и политики конкурентов.

Поправка к стандарту — устранение из опубликованного текста опечаток, лингвистических и т.п. ошибок. Результаты поправки представляются опубликованием отдельного листка либо новым изданием стандарта.

Признанное техническое правило — техническое положение, ко­торое по признанию большинства компетентных специа­листов в процессе разработки и принятия стандарта или другого нормативного документа отражает передовые на­учно-технические достижения.

Применение нормативного документа — использование его в производстве, торговле или других сферах, касающихся продукции, процессов, услуг.

Принцип измерений — использование определенной физической величины (явления) для получения результата измере­ния. Например, измерение температуры с использова­нием термоэлектрического эффекта.

Программа качества — документ, который регламентирует кон­кретные мероприятия по улучшению качества, распре­деление ресурсов и последовательность действий, отно­сящихся к продукции (услуге, проекту).

Проект стандарта — предлагаемый вариант нормативного доку­мента, предназначенный для широкого обсуждения, го­лосования или принятия в качестве стандартов.

Прослеживаемость — возможность проверки наличия состав­ляющих системы обеспечения качества, при этом они должны не только реализоваться практически, но и быть документально оформлены. В отношении продукции Прослеживаемость означает возможность проследить за использованием, местона­хождением и соответствием единицы продукции опре­деленным нормам посредством идентификации.

Размер физической величины — количественная определенность физической величины, присущая конкретному матери­альному объекту (явлению, процессу). Истинный размер есть объективная реальность, не зависящая от измере­ний.

Разрядный (рабочий) эталон — эталон (средство измерения), ко­торый применяется для поверки рабочих средств изме­рений.

Региональная организация по стандартизации — организация, членство в которой открыто для соответствующего на­ционального органа каждой страны только одного гео­графического, политического или экономического ре­гиона.

Рециклинг — повторное промышленное использование отходов производства и потребления. Знак рециклинга означает возможность переработки отходов или то, что товар по­лучен из вторичного сырья.

Сегментация — процесс выделения на рынке групп потребите­лей, предъявляющих однородные (сходные) требования к предлагаемым товарам.

Сертификационный центр — юридическое лицо, уполномоченное одновременно выполнять функции органа по сертифи­кации и испытательной лаборатории.

Сигнальная информация — совокупность сведений об основных публикуемых периодических изданиях того или иного на­именования. Часто ограничивается перечнем заголовков статей.

Система аккредитации — система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.

Система обеспечения качества — совокупность организационной структуры, процедур, процессов, ресурсов, ответствен­ности работников. Составляющие (мероприятия, элемен­ты) системы качества должны быть прослеживаемы на всех участках петли качества.

Система управления качеством окружающей среды — часть об­щей системы управления, которая включает организа­ционную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, вне­дрения, достижения целей, оценки достигнутого в рам­ках реализации экологической политики.

Совместимость — пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию для выполнения установ­ленных требований при заданных условиях.

Соответствие назначению — способность изделия, процесса или услуги выполнять определенные функции при заданных условиях.

Социальная лояльность компании — степень выполнения требо­ваний конвенций МОТ и ООН в отношении использо­вания детского и принудительного труда, обеспечения безопасности и гигиены работ, соблюдения свободы ас­социации и права заключения коллективных договоров и др.

Средства контроля (испытаний, измерений, анализа) — уста­новки, приборы, приспособления, инструменты, которые характеризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходи­мыми для обеспечения контроля с требуемой точно­стью.

Если контроль проводится химическим методом, к сред­ствам добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты.

Оборудование и реактивы могут быть стандартизован­ными или изготовленными специально для конкретного испытания.

Срок действия стандарта — период времени от даты введения в действие нормативного документа до момента его отме­ны. Решение о введении и отмене принимает ответст­венный за стандартизацию орган, принявший этот до­кумент.

Схема сертификации (форма, способ) — определенная совокуп­ность действий, официально принимаемая в качестве до­казательства соответствия продукции заданным требова­ниям.

Тезаурус — словарь, в котором максимально полно представле­ны термины с примерами их употребления.

Тип транспортного средства — транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий по ха­рактеристикам, содержащимся в конкретных правилах ЕЭК ООН и национальных стандартах.

Требования к маркировке касаются места ее нанесения (на про­дукцию, ярлыки, упаковку и на тару); способа нанесения (гравировка, штамповка и др.) и содержания. В слу­чае необходимости используют предупредительную мар­кировку, касающуюся условий применения, транспор­тировки, хранения, пожаро- и взрывоопасности продук­та, сроков периодического осмотра (контроля состоя­ния) и т.п.

Требования к приемке являются по существу правилами, кото­рые устанавливают обязательные условия к приемке продукции по качеству и количеству, виды и программы испытаний или контроля качества (количества).

Требования к транспортировке и хранению устанавливают условия, которые необходимо соблюдать в процессе перевозок и хранения продукции с целью обеспечения сохранности ее качества, количества, безопасности. Условия (прави­ла) касаются: видов транспорта и транспортных средств, допустимых внешних воздействий на продукт (механичес­кие, климатические и др.), места хранения, условий скла­дирования, особых правил и сроков хранения (для от­дельных видов продукции).

Требования к упаковке устанавливают количество единиц про­дукции в одной упаковке, требования к упаковочным ма­териалам, к способу упаковывания в зависимости от ус­ловий транспортировки и хранения и т.д.

Требования надежности — требования по выполнению продук­цией своих функций с заданной эффективностью в оп­ределенном интервале времени и сохранению их в про­цессе транспортировки, хранения, ремонта. Количест­венные параметры надежности — безотказность, долго­вечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Требования назначения — требования к свойствам продукции, характеризующим ее основные функции, для выполне­ния которых она предназначена в заданных условиях. Сюда же относят совместимость и взаимозаменяемость. В зависимости от вида продукции требования назначе­ния могут относиться к производительности, точности и скорости обработки (станок); содержанию основного вещества, примесей, добавок, калорийности (пищевой продукт). Совместимость может быть функциональной, геометрической, биологической, электромагнитной, элек­трической, программной и др.

Требования по эксплуатации (ремонту, утилизации) касаются правил подготовки и ввода в эксплуатацию, порядка мон­тажа (для соответствующих изделий), технического об­служивания основных условий использования. Выпол­нение этих требований обеспечит работоспособность и безопасность продукта в соответствии с его качествен­ными характеристиками.

Требования ресурсосбережения — требования к экономному ис­пользованию сырья, материалов, топлива, энергии, трудо­вых ресурсов при производстве продукции и при регла­ментированном режиме использования продукта по на­значению. Количественными показателями этих требова­ний могут быть: удельный расход сырья, материалов, энергии и т.п., а также коэффициент полезного дейст­вия, трудоемкость по отношению к единице потреби­тельских свойств и т.п.

Требования технологичности характеризуют приспособленность продукции к переработке, эксплуатации, ремонту с мини­мальными затратами при задуманных значениях парамет­ров качества.

Требования эргономики — требования к обеспечению согласован­ности технических характеристик продукции с характе­ристиками и свойствами человеческого организма, раз­мерами и особенностями фигуры человека.

Туристический продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Унификация — оптимизация количества размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Унификация, как правило, связана с сокращением многообразия. В русской версии термин «унификация» обычно понима­ют как приведение к единообразию технических характе­ристик изделий, документации, терминов, обозначений и т.п.

Уровень развития научно-технического прогресса — результат обоб­щенных достижений науки, техники и практического опыта применительно к продукции, процессам, услугам в определенной области.

Услуга как объект стандартизации включает как услуги и условия для обслуживания населения, так и производственные ус­луги для предприятий и организаций.

Центр по сертификации (сертификационный центр) — юридиче­ское лицо, выполняющее одновременно функции испы­тательной лаборатории и органа по сертификации.

Экологический аспект деятельности — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, связанный с взаимодействием с окружающей средой.

Эксперт по аккредитации — лицо, осуществляющее все или от­дельные функции по аккредитации и аттестации орга­низаций, компетентность которого признана аккреди­тующим органом.

Эталон единицы величины — средство измерений, предназна­ченное для воспроизведения и хранения единицы величи­ны (кратных либо дольных ее значений) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

 

Ответы к тестам для самоконтроля

 

Глава 1: 1. а, б; 2. 6; 3. а, б.

Глава 2: 1. б, в, г; 2. а, б; 3. б, в.

Глава 3: 1. 6; 2. а, б; 3. 6.

Глава 4: 1. а, б, в; 2. а, б; 3. а, б.

Глава 5: 1. б; 2. в; 3. б.

Глава 6: 1. б; 2. б, в, г; 3. а, б.

Глава 7: 1. в; 2. б; 3. а, в, г.

Глава 8: 1. а; 2. а, б, в; 3. в.

Глава 9: 1. а, б; 2. б; 3. а.

Глава 10: 1. б; 2. б; 3. в.

Глава 11: 1. б; 2. а, б, в; 3. б.

Глава 12: 1. б; 2. б; 3. а.

Глава 13: 1. в; 2. а, б; 3. б.

Глава 14: 1. б, в; 2. в; 3. а, б.

Глава 15: 1. б; 2. б; 3. а.

Глава 16: 1. а, б, в; 2. а; 3. в.

Глава 17: 1. в; 2. а; 3. а, б.

Глава 18: 1. б; 2. б; 3. а.

Глава 19: 1. б, в; 2. б; 3. б.

Глава 20: 1. а, в; 2. б; 3. б.

Глава 21: 1. а; 2. в; 3. б.

Глава 22: 1. б; 2. в; 3. а..

Глава 23: 1. а, б, в; 2. а; 3. в.

Глава 24: 1. в; 2. а; 3. б.

Глава 25: 1. б; 2. б; 3. а, б.

Глава 26: 1. а, б; 2. б; 3. а.

Глава 27: 1. а; 2. а; 3. а, б.

Глава 28: 1. а; 2. а, б, в, г; 3. б.

Глава 29: 1. в; 2. а, б, в, г; 3. а, в.

Глава 30: 1. а; 2. в; 3. а..

Глава 31: 1. а, б; 2. б; 3. б.

Глава 32: 1. в; 2. в; 3. в.

Глава 33: 1. а, в; 2. а; 3. в, г.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов*

* Входит в Соглашение по техническим барьерам в торговле (приводится с не­большими сокращениями).

 

Общие положения

 

В. Настоящий Кодекс открыт для принятия любым органом по стандартизации на территории страны — члена Организации по между­народной торговле, будь то центральный правительственный орган, ме­стный правительственный орган или неправительственный орган; лю­бым правительственным региональным органом по стандартизации, одним или несколькими членами которого являются страны — члены Организации по международной торговле, а также любым неправитель­ственным региональным органом по стандартизации, один или более членов которого расположены на территории страны — члена Организа­ции по международной торговле (именуемые в Кодексе совместно «органами по стандартизации» и отдельно «органом по стандартизации»).

С. Органы по стандартизации, принявшие Кодекс или перестав­шие его выполнять, должны известить об этом Информационный центр ИСО/МЭК в Женеве. В уведомлении необходимо указать на­именование и адрес заинтересованного органа и текущую и перспек­тивную сферы деятельности в области стандартизации. Уведомление можно направить либо непосредственно в Информационный центр ИСО/МЭК, либо через национальный орган—член ИСО/МЭК, либо, предпочтительно, через соответствующий национальный орган—член или международный филиал ИСОНЕТ, что уместнее.

 

Основные положения

 

D. В отношении стандартов орган по стандартизации должен предос­тавить для продукции, выпускаемой на территории любой другой стра­ны — члена Организации по международной торговле, не менее бла­гоприятный режим, чем для аналогичной отечественной продукции или продукции, выпускаемой в любой другой стране.

Е. Орган по стандартизации должен гарантировать, что стандарты разрабатываются, принимаются и применяются не с целью создания дополнительных препятствий для международной торговли.

F. Если международные стандарты уже существуют или находятся в завершающей стадии разработки, орган по стандартизации должен ис­пользовать их или соответствующую их часть в качестве основы для разрабатываемых им стандартов, кроме тех случаев, когда такие меж­дународные стандарты или их части неэффективны или нецелесооб­раз







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.