|
Основные законы и нормативные документы (НД)
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01. 96. 2. Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95. 3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27.12.95. 4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93. 5. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91. 6. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 7.08.98.
НД по стандартизации
1. ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. 2. ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов. 3. ГОСТ Р 1.4-93. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения. 4. ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. 5. ПР 50.1.001-93*. Правила согласования и утверждения технических условий. * Правила, утвержденные Госстандартом РФ.
6. ПР 50-688-92. Временное типовое положение о техническом комитете по стандартизации. 7. ПР 50.1.003-94. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и засертифицированной продукции (работ, услуг). 8. Руководство 2 ИСО/МЭК. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности. 9. Руководство 7 ИСО/МЭК. Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий. 10. Руководство 51 ИСО/МЭК. Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов. 11. Перечень ЕЭК ООН по стандартизации. Рабочая группа по вопросам политики в области стандартизации. ЕЭК ООН. Женева, 1992. 12. ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ИСО 9001:1994) Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. 13. ГОСТ Р ИСО 9002-96 (ИСО 9002:1994) Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании. 14. ГОСТ Р ИСО 9003-96 (ИСО 9003:1994) Система качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции. 15. ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка. 16. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов по проверке систем качества. 17. ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок. 18. ГОСТ Р 40. 0003-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества. 19. ГОСТ Р 40. 005-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами. 20. Пр. 50.3.001 Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аккредитации.
НД по сертификации и аккредитации
21. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 16.02.94 № 3. 22. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации с изменениями от 1998г. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 № 15. 23. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции. Утверждена Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 № 14. 24. Требования к органу по сертификации продукции и порядок его аккредитации. Утверждены Госстандартом России от 21.09.94 №16. 25. ГОСТ Р 51000.5-96. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг. 26. ГОСТ Р 51000.2-95. Общие требования к аккредитующему органу. 27. ГОСТ Р 51000.1-95. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования. 28. ГОСТ Р 51000.3-96. Общие требования к испытательным лабораториям. 29. Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 № 16. 30. ГОСТ Р 51000.4-96. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. 31. ГОСТ Р 51000.6-96. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг. 32. ГОСТ 16504-81 ГСИ. Испытания и контроль качества продукции. Основные требования и определения. 33. ГОСТ 27002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. 34. ГОСТ Р 40. 101-95 Государственная регистрация добровольных систем сертификации. 35. ГОСТ Р 51000.1-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. 36. ГОСТ Р 51000.2-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу. 37. ГОСТ Р 51000.3-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к испытательным лабораториям. 38. ГОСТ Р 51000.4-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. 39. ГОСТ Р 51000.5-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг. 40. ГОСТ Р 51000.6-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг. 41. ГОСТ Р 51000.9-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов, проводящих аттестацию персонала. 42. Руководство ИСО/МЭК 16. Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов. 43. Руководство ИСО/МЭК 25. Общие требования к оценке технической компетенции испытательных лабораторий. 44. Руководство ИСО/МЭК 38. Общие требования к приемке испытательных лабораторий. 45. Руководство ИСО/МЭК 34. Общие правила международных систем сертификации продукции третьей стороной. 46. Руководство ИСО/МЭК 48. Руководящие положения по оценке и регистрации системы качества поставщика третьей стороной. 47. EN 45001. Общие требования к деятельности испытательных лабораторий. 48. EN 45002. Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий. 49. EN 45003. Общие требования к органам по аккредитации лабораторий. 50. EN 450011. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции. 51. EN 450012. Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем обеспечения качества. 52. EN 450013. Общие требования к органам по сертификации, проводящим аттестацию персонала. 53. EN 450014. Общие требования к декларации поставщика о соответствии.
НД по метрологии
54. ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определения. 55. МИ* 2247-93 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения. * МИ — рекомендации государственных метрологических научных центров.
56. ГОСТ 8.117-81 ГСИ. Единицы физических величин. 57. ПР 50.2.006-94 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения. 58. ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерения. 59. ПР 50.2.014-94 ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений. 60. МИ 2277-94 ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ. 61. ПР 50.2.002-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм. 62. ПР 50.2.004-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. 63. ПР 50.2.017-95 ГСИ. Положение о российской системе калибровки. 64. ИСО 10012-1:1992. «Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. — Часть 1: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования».
Рекомендуемая литература
1. Версан В. Г., Сиськов В.И., Дубицкчй Л.Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. — М.: Издательство стандартов,1995. 2. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: АМИ, 1998. 3. Дейл П. Менеджмент. Стратегия и тактика. — С-П.: ПИТЕР, 1999. 4. Дэниэлс Д.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес. — М.: Дело Лтд, 1994. 5. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. — М.: ИПК Издательство стандартов, 1996. 6. Колпачев В.И., Кормышев В.В. Экспортерам о сертификации продукции. — М.: Издательство ВИПСИ, 1995. 7. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. — Издательство стандартов, 1992. 8. Кузнецов В.А., Ялунина Г. В. Основы метрологии. — М.: ИПК Издательство стандартов, 1995: 9. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. — С.-Пб.: Наука, 1996. 10. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя./ Под ред. Г.П. Воронина и В.Г. Версана. — М.: ВНИЦ, 1998.
Основные термины и понятия
Аккредитация — 1) официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять испытания или конкретные типы испытаний продукции; 2) процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области. Аккредитующий орган — орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации. Аттестат аккредитации — документ, выданный аккредитующим органом и регистрирующий факт официального признания компетентности организации в определенной области деятельности (либо независимости и компетентности). Аттестация организации — проверка организации с целью определения ее соответствия критериям аккредитации. Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Ведение классификатора — комплекс работ, направленных на своевременное внесение изменений во все документы, с ним связанные, доведение этих изменений до пользователей. Работы по ведению координирует Госстандарт России. Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия, процесса или услуги быть использованным для замены другого изделия, процесса, услуги с целью выполнения одних и тех же требований (норм, правил). Различают геометрическую взаимозаменяемость, связанную с размерами изделия, детали и т.п.; функциональную взаимозаменяемость, связанную с возможностью выполнения изделием той же функции. Глобальный маркетинг — одна из концепций международного маркетинга. Комплекс маркетинга, применяемый организацией для осуществления деятельности на наднациональных рынках (рыночных сегментах), характеризующихся сходной реакцией на ее предложения, стандартизирован (обычно с элементами адаптации к национальным особенностям). Государственный реестр систем сертификации — официальный перечень зарегистрированных систем сертификации. Государственный эталон единицы величины — эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории государства. Доаккредитация — расширение области аккредитации какой-либо аккредитованной организации. Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Защита продукта — сохранность продукции в условиях воздействия климатических или других неблагоприятных факторов при ее использовании, транспортировке или хранении. Заявитель — предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации. Знак соответствия — зарегистрированный в законодательном порядке сертификационный знак, используемый согласно порядку сертификации третьей стороной для продукции (услуги), находящейся в полном соответствии с требованиями нормативного документа, применяемого при сертификации. Идентификация — процедура, посредством которой устанавливается соответствие продукции требованиям, которые предъявляются к ней (к данному виду или типу) в нормативных или информационных документах. Изменение к стандарту — модификация, дополнение или исключение определенных разделов (частей фрагментов) нормативного документа. Результаты изменения публикуются отдельно в виде перечня (листка) изменений. Измерительная техника — совокупность технических средств и методик проведения измерений. Инспекционный контроль аккредитованной организации — проверка, проводимая аккредитующим органом, с целью выяснить, что деятельность аккредитованной организации продолжает соответствовать установленным требованиям. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия, цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации. Квалификационные испытания — метод оценки работы лаборатории путем проведения параллельных таких же испытаний в другой аналогичной лаборатории (межлабораторных испытаний). Комплекс маркетинга — совокупность управляемых составляющих маркетинговой деятельности организации или рыночная политика, «маркетинг-микс» (marketing mix). Составляющими комплекса маркетинга являются: товарная политика (product), продвижение товара на рынок (promotion), ценовая политика (price), сбытовая политика (place) и кадровая политика (personal). Маркетинг-микс называют также концепцией «5Р». Консенсус — согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам в процессе принятия нормативного документа (стандарта) у большинства заинтересованных сторон. Консенсус не предполагает полного единодушия. Критерии аккредитации — требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной. Маркетинговые исследования — систематическое определение данных, необходимых для анализа и решения стоящих перед организацией задач, сбор информации, ее изучение, обработка и представление результатов. Международная организация по стандартизации — организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны. Метод измерений — сочетание принципов и средств измерений, соответствующих выбранному принципу. Метод испытания — установленные технические правила проведения испытаний. Методика испытаний — техническая процедура для определения одной или нескольких специфических характеристик материала или изделия. Мультинациональный маркетинг — одна из концепций международного маркетинга. Комплекс маркетинга дифференцирован и адаптирован для каждого из целевых рыночных сегментов, характеризующихся явными отличительными особенностями (национальными, культурными, традиционными и пр.). Недифференцированный маркетинг — стратегия маркетинга, направленная на весь рынок с одним и тем же предложением в противовес разработке отдельного предложения для каждого (выбранного в качестве целевого) сегмента. Новое издание стандарта — новое печатное издание нормативного документа, включающее изменения к предыдущему изданию, даже если в текст стандарта внесено только содержание листка поправок (листка изменений). Нормативные документы на продукцию, представляемую к обязательной сертификации — Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности продукции и услуг. Нормативный документ — документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизации правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей. Нотификация — официальное уведомление по какому-либо международному вопросу. Здесь — по вопросу, касающемуся международной стандартизации. Область аккредитации — один вид работы или несколько видов, на выполнение которых аккредитована конкретная организация. Омологация — официальное утверждение, приемка. По терминологии ЕЭК ООН относится к приемке оборудования дорожных транспортных средств. Операционный маркетинг — совокупность целей, инструментов маркетинга и конкретизированного комплекса маркетинга по отношению к рынку, где происходит деятельность фирмы. Ответственный маркетинг - маркетинг, концепция которого сопряжена с двумя ключевыми идеями: забота о благополучии покупателей, а не об удовлетворении их краткосрочных потребностей; ориентация фирмы на долгосрочное благополучие общества в целом. Примером может служить концепция ответственного маркетинга, о которой заявляет корейская фирма "Самсунг электроникс", имея в виду российский рынок: главное требование, которым она руководствуется при создании новых товаров, является абсолютная безопасность для здоровья пользователей (особенно детей), конечно, наряду с высоким качеством, надежностью и приемлемой ценой. Охрана окружающей среды — защита среды обитания от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг. Оценка соответствия — любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции требованиям технических регламентов или стандартов. Наиболее часто соответствие подтверждается сертификацией. К процедуре оценки соответствия могут быть отнесены: отбор проб, испытания, контроль, регистрация, аккредитация, утверждение (принятие), а также их сочетание. Переиздание стандарта — новое печатное издание нормативного документа без изменений. Пересмотр стандарта — внесение всех необходимых изменений в содержание и оформление нормативного документа. Результаты пересмотра представляются путем опубликования нового издания стандарта. Петля качества — схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла — от определения потребности и проектирования до утилизации. План по стандартизации — программа работы органа, занимающегося стандартизацией, в которой перечисляются названия текущих работ по стандартизации. Позиционирование товара — определение его места на рынке в условиях конкуренции с другими аналогичными предложениями с учетом изученных потребительских предпочтений и политики конкурентов. Поправка к стандарту — устранение из опубликованного текста опечаток, лингвистических и т.п. ошибок. Результаты поправки представляются опубликованием отдельного листка либо новым изданием стандарта. Признанное техническое правило — техническое положение, которое по признанию большинства компетентных специалистов в процессе разработки и принятия стандарта или другого нормативного документа отражает передовые научно-технические достижения. Применение нормативного документа — использование его в производстве, торговле или других сферах, касающихся продукции, процессов, услуг. Принцип измерений — использование определенной физической величины (явления) для получения результата измерения. Например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта. Программа качества — документ, который регламентирует конкретные мероприятия по улучшению качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к продукции (услуге, проекту). Проект стандарта — предлагаемый вариант нормативного документа, предназначенный для широкого обсуждения, голосования или принятия в качестве стандартов. Прослеживаемость — возможность проверки наличия составляющих системы обеспечения качества, при этом они должны не только реализоваться практически, но и быть документально оформлены. В отношении продукции Прослеживаемость означает возможность проследить за использованием, местонахождением и соответствием единицы продукции определенным нормам посредством идентификации. Размер физической величины — количественная определенность физической величины, присущая конкретному материальному объекту (явлению, процессу). Истинный размер есть объективная реальность, не зависящая от измерений. Разрядный (рабочий) эталон — эталон (средство измерения), который применяется для поверки рабочих средств измерений. Региональная организация по стандартизации — организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны только одного географического, политического или экономического региона. Рециклинг — повторное промышленное использование отходов производства и потребления. Знак рециклинга означает возможность переработки отходов или то, что товар получен из вторичного сырья. Сегментация — процесс выделения на рынке групп потребителей, предъявляющих однородные (сходные) требования к предлагаемым товарам. Сертификационный центр — юридическое лицо, уполномоченное одновременно выполнять функции органа по сертификации и испытательной лаборатории. Сигнальная информация — совокупность сведений об основных публикуемых периодических изданиях того или иного наименования. Часто ограничивается перечнем заголовков статей. Система аккредитации — система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов. Система обеспечения качества — совокупность организационной структуры, процедур, процессов, ресурсов, ответственности работников. Составляющие (мероприятия, элементы) системы качества должны быть прослеживаемы на всех участках петли качества. Система управления качеством окружающей среды — часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики. Совместимость — пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию для выполнения установленных требований при заданных условиях. Соответствие назначению — способность изделия, процесса или услуги выполнять определенные функции при заданных условиях. Социальная лояльность компании — степень выполнения требований конвенций МОТ и ООН в отношении использования детского и принудительного труда, обеспечения безопасности и гигиены работ, соблюдения свободы ассоциации и права заключения коллективных договоров и др. Средства контроля (испытаний, измерений, анализа) — установки, приборы, приспособления, инструменты, которые характеризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходимыми для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если контроль проводится химическим методом, к средствам добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты. Оборудование и реактивы могут быть стандартизованными или изготовленными специально для конкретного испытания. Срок действия стандарта — период времени от даты введения в действие нормативного документа до момента его отмены. Решение о введении и отмене принимает ответственный за стандартизацию орган, принявший этот документ. Схема сертификации (форма, способ) — определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям. Тезаурус — словарь, в котором максимально полно представлены термины с примерами их употребления. Тип транспортного средства — транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий по характеристикам, содержащимся в конкретных правилах ЕЭК ООН и национальных стандартах. Требования к маркировке касаются места ее нанесения (на продукцию, ярлыки, упаковку и на тару); способа нанесения (гравировка, штамповка и др.) и содержания. В случае необходимости используют предупредительную маркировку, касающуюся условий применения, транспортировки, хранения, пожаро- и взрывоопасности продукта, сроков периодического осмотра (контроля состояния) и т.п. Требования к приемке являются по существу правилами, которые устанавливают обязательные условия к приемке продукции по качеству и количеству, виды и программы испытаний или контроля качества (количества). Требования к транспортировке и хранению устанавливают условия, которые необходимо соблюдать в процессе перевозок и хранения продукции с целью обеспечения сохранности ее качества, количества, безопасности. Условия (правила) касаются: видов транспорта и транспортных средств, допустимых внешних воздействий на продукт (механические, климатические и др.), места хранения, условий складирования, особых правил и сроков хранения (для отдельных видов продукции). Требования к упаковке устанавливают количество единиц продукции в одной упаковке, требования к упаковочным материалам, к способу упаковывания в зависимости от условий транспортировки и хранения и т.д. Требования надежности — требования по выполнению продукцией своих функций с заданной эффективностью в определенном интервале времени и сохранению их в процессе транспортировки, хранения, ремонта. Количественные параметры надежности — безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Требования назначения — требования к свойствам продукции, характеризующим ее основные функции, для выполнения которых она предназначена в заданных условиях. Сюда же относят совместимость и взаимозаменяемость. В зависимости от вида продукции требования назначения могут относиться к производительности, точности и скорости обработки (станок); содержанию основного вещества, примесей, добавок, калорийности (пищевой продукт). Совместимость может быть функциональной, геометрической, биологической, электромагнитной, электрической, программной и др. Требования по эксплуатации (ремонту, утилизации) касаются правил подготовки и ввода в эксплуатацию, порядка монтажа (для соответствующих изделий), технического обслуживания основных условий использования. Выполнение этих требований обеспечит работоспособность и безопасность продукта в соответствии с его качественными характеристиками. Требования ресурсосбережения — требования к экономному использованию сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов при производстве продукции и при регламентированном режиме использования продукта по назначению. Количественными показателями этих требований могут быть: удельный расход сырья, материалов, энергии и т.п., а также коэффициент полезного действия, трудоемкость по отношению к единице потребительских свойств и т.п. Требования технологичности характеризуют приспособленность продукции к переработке, эксплуатации, ремонту с минимальными затратами при задуманных значениях параметров качества. Требования эргономики — требования к обеспечению согласованности технических характеристик продукции с характеристиками и свойствами человеческого организма, размерами и особенностями фигуры человека. Туристический продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу. Унификация — оптимизация количества размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Унификация, как правило, связана с сокращением многообразия. В русской версии термин «унификация» обычно понимают как приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации, терминов, обозначений и т.п. Уровень развития научно-технического прогресса — результат обобщенных достижений науки, техники и практического опыта применительно к продукции, процессам, услугам в определенной области. Услуга как объект стандартизации включает как услуги и условия для обслуживания населения, так и производственные услуги для предприятий и организаций. Центр по сертификации (сертификационный центр) — юридическое лицо, выполняющее одновременно функции испытательной лаборатории и органа по сертификации. Экологический аспект деятельности — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, связанный с взаимодействием с окружающей средой. Эксперт по аккредитации — лицо, осуществляющее все или отдельные функции по аккредитации и аттестации организаций, компетентность которого признана аккредитующим органом. Эталон единицы величины — средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (кратных либо дольных ее значений) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.
Ответы к тестам для самоконтроля
Глава 1: 1. а, б; 2. 6; 3. а, б. Глава 2: 1. б, в, г; 2. а, б; 3. б, в. Глава 3: 1. 6; 2. а, б; 3. 6. Глава 4: 1. а, б, в; 2. а, б; 3. а, б. Глава 5: 1. б; 2. в; 3. б. Глава 6: 1. б; 2. б, в, г; 3. а, б. Глава 7: 1. в; 2. б; 3. а, в, г. Глава 8: 1. а; 2. а, б, в; 3. в. Глава 9: 1. а, б; 2. б; 3. а. Глава 10: 1. б; 2. б; 3. в. Глава 11: 1. б; 2. а, б, в; 3. б. Глава 12: 1. б; 2. б; 3. а. Глава 13: 1. в; 2. а, б; 3. б. Глава 14: 1. б, в; 2. в; 3. а, б. Глава 15: 1. б; 2. б; 3. а. Глава 16: 1. а, б, в; 2. а; 3. в. Глава 17: 1. в; 2. а; 3. а, б. Глава 18: 1. б; 2. б; 3. а. Глава 19: 1. б, в; 2. б; 3. б. Глава 20: 1. а, в; 2. б; 3. б. Глава 21: 1. а; 2. в; 3. б. Глава 22: 1. б; 2. в; 3. а.. Глава 23: 1. а, б, в; 2. а; 3. в. Глава 24: 1. в; 2. а; 3. б. Глава 25: 1. б; 2. б; 3. а, б. Глава 26: 1. а, б; 2. б; 3. а. Глава 27: 1. а; 2. а; 3. а, б. Глава 28: 1. а; 2. а, б, в, г; 3. б. Глава 29: 1. в; 2. а, б, в, г; 3. а, в. Глава 30: 1. а; 2. в; 3. а.. Глава 31: 1. а, б; 2. б; 3. б. Глава 32: 1. в; 2. в; 3. в. Глава 33: 1. а, в; 2. а; 3. в, г.
Приложения
Приложение 1
Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов* * Входит в Соглашение по техническим барьерам в торговле (приводится с небольшими сокращениями).
Общие положения
В. Настоящий Кодекс открыт для принятия любым органом по стандартизации на территории страны — члена Организации по международной торговле, будь то центральный правительственный орган, местный правительственный орган или неправительственный орган; любым правительственным региональным органом по стандартизации, одним или несколькими членами которого являются страны — члены Организации по международной торговле, а также любым неправительственным региональным органом по стандартизации, один или более членов которого расположены на территории страны — члена Организации по международной торговле (именуемые в Кодексе совместно «органами по стандартизации» и отдельно «органом по стандартизации»). С. Органы по стандартизации, принявшие Кодекс или переставшие его выполнять, должны известить об этом Информационный центр ИСО/МЭК в Женеве. В уведомлении необходимо указать наименование и адрес заинтересованного органа и текущую и перспективную сферы деятельности в области стандартизации. Уведомление можно направить либо непосредственно в Информационный центр ИСО/МЭК, либо через национальный орган—член ИСО/МЭК, либо, предпочтительно, через соответствующий национальный орган—член или международный филиал ИСОНЕТ, что уместнее.
Основные положения
D. В отношении стандартов орган по стандартизации должен предоставить для продукции, выпускаемой на территории любой другой страны — члена Организации по международной торговле, не менее благоприятный режим, чем для аналогичной отечественной продукции или продукции, выпускаемой в любой другой стране. Е. Орган по стандартизации должен гарантировать, что стандарты разрабатываются, принимаются и применяются не с целью создания дополнительных препятствий для международной торговли. F. Если международные стандарты уже существуют или находятся в завершающей стадии разработки, орган по стандартизации должен использовать их или соответствующую их часть в качестве основы для разрабатываемых им стандартов, кроме тех случаев, когда такие международные стандарты или их части неэффективны или нецелесообраз Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|