|
Лекция 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМАСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА Строение организации. Строение любой организации подчиняется определенным закономерностям, и в организации всегда присутствуют необходимые для ее формирования, функционирования и развития элементы. Структура организации. Структура представляет собой каркас внутреннего строения организации, ее «скелет» или состав и соотношение, входящих в организацию подсистем. Структура отвечает на вопрос: из чего состоит организация? Структура определяет содержание организации, как оглавление отражает содержание книги. Структура организации – это система построения и деятельности организации, ее подразделений, взаимоотношений между ними, особенностей и направлений функционирования и развития. Выделяются различные виды структур в зависимости от их содержания и назначения (табл. 3.1.1). Здесь представлены, в основном, макроструктуры без детального анализа их содержания.
Таблица 3.1.1. Структуры организации
Организационная структура, в частности проявляет себя в организационной структуре управления, которая отражает особенности организации и деятельности управляющей системы в организации. Характеристики организационной структуры управления организации мы рассмотрим в последующих главах. Подразделения организации. Одним из результатов структурирования являются подразделения организации, то есть постоянные образования внутри организации, которые могут иметь как управленческие, так и производственные и иные функции. Органы организации. Органами считается устойчивые управленческие образования внутри организации, то есть - это основные управляющие подсистемы социальной системы или организации в организации [26, с.267]. В зависимости от предназначения, способа принятия решений и сферы деятельности выделяются различные группы органов (табл. 3.1.2). Таблица 3.1.2. Органы организации.
Органы являются одним из видов структурных подразделений – элементов организации, определенных структурой. Кроме органов в организации выделяются рабочие группы, совещания, наблюдательные и др. советы, которые представляют собой непостоянные открытые, а иногда и неформальные, образования. Иерархия в организациях. Иерархией является порядок соподчиненности органов в организации. Для организации характерны два основных вида иерархий: управленческая и профессиональная. Управленческой иерархией является соподчиненность органов и лиц, входящих в управляющую систему организации, то есть осуществляющих управленческую деятельность в организации, это иерархия менеджеров от высшего руководства до низового управленческого звена (рис. 3.1.1). Профессиональная иерархия представляет собой порядок соподчиненности органов и лиц, работающих в организации в одной профессиональной сфере деятельности, в первую очередь, отражающую отраслевую или проблемную принадлежность организации. В производственной организации высшим профессиональным лицом является главный инженер. Безусловно, все иерархии взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, а в небольших организациях сложно провести четкую грань между ними.
Рис. 3.1.1. Вариант управленческой иерархии в организации.
Уровни в организации. Уровень в организации – горизонталь, определяющая равнозначные по иерархии элементы структуры, органы в организации [26, с.268]. В организациями одного уровня являются высший руководящий и центральный контрольно-ревизионные органы, органами другого уровня - все центральные исполнительные и консультативные органы, органами третьего уровня - органы, например, территориальных подразделений организации и т.д. Направления деятельности в организации. Направления деятельности определяют содержание работы тех или иных органов, как уже говорилось выше, они бывают функциональными, проектными, дивизиональными и др. В зависимости от этого формируются организационные структуры управления организаций, о чем будет сказано в последующих разделах. Взаимодействия в организации. Взаимодействия, взаимоотношения, связи в организации – это механизмы обмена информацией, ресурсами и др. Взаимодействия вместе с органами формируют структуру организации. Внутри организаций представлены самые разные взаимоотношения: профессиональные, организационные, информационные, кадровые и др. Каналы коммуникации в организации. Взаимоотношения в организациях осуществляются, в том числе, посредством каналов коммуникации, которые представляют собой способы продвижения внутри организации информации, ресурсов и др. Особым видом каналов коммуникации являются каналы горизонтальной или вертикальной мобильности индивидов, которые представляют собой механизмы перемещения сотрудников в организации либо по горизонтали (например, из одного подразделения в другое), либо по вертикали (например, по карьерной лестнице). Базовые элементы. Любая организация – это не просто общность, а совокупность общностей, объединенных в одной организации. Эти общности посредством координационной управленческой деятельности объединяются в единое целое. Системообразующие организационные объединения, которые, по сути, являются фундаментом в организме организации, называются базовыми элементами. Таким образом, организация формируется своей структурой, подразделениями, органами, расположенными по определенной иерархии на определенных уровнях с определенными направлениями деятельности, а также базовыми элементами. В организации устанавливаются взаимодействия и строятся каналы коммуникации для взаимодействия между органами и подразделениями. Управляющая система организации – совокупность элементов организации, осуществляющих управленческую деятельность внутри организации для реализации миссии, достижения поставленных целей, обеспечения ее деятельности через осуществление принятия и реализации управленческих решений. Внешняя среда организации. Как уже отмечалось, внешняя среда – совокупность условий пребывания организации, на которые она не может оказать существенного влияния. Внешняя среда организации прямого действия. Учредители – лица принявшие решение о создании данной организации, то есть те, кто является первичной общностью, вокруг которой и по воле которой будет формироваться новая организация. Учредители, как правило, становятся первыми собственниками и акционерами организации, к которым впоследствии могут примкнуть и другие инвесторы, желающие принять участие в жизни данной организации. Потребители – лица, потенциально готовые приобретать продукты данной организации, все те, от мнения и настроения которых зависит настоящее и будущее всех организаций. Партнеры – это организации и лица, оказывающие организации то или иное содействие в ее деятельности. Партнерами организации могут быть: - поставщики сырья, комплектующих, оборудования и материалов, - оптовики, - организации, оказывающие содействие в продвижении продуктов организации и др. Конкуренты – это организации, выступающие по отношению к данной организации соперниками в борьбе за потребителя. Наиболее жесткие конкурентные отношения складываются между организациями, производящими сходные или взаимозамещающие продукты. Государство – часть внешнего окружения организации, которая выступает для нее как арбитр, определяющий правила игры и следящий за их соблюдением. Местные сообщества – совокупность проживающих или работающих на данной территории граждан. Это фактор внешней среды организации, в котором пребывает каждодневная деятельность данной организации. Объединения организаций – союзы, ассоциации и иные варианты консолидации, в которых, так или иначе, вынуждена участвовать почти каждая организация. Об особенностях интеграционных процессов мы поговорим ниже. Внешняя среда организации косвенного действия. Политическая среда – совокупность внешних политических условий, в которых пребывает организации. К данному фактору относится политическая система, общественно-политические настроения, преобладающие в обществе идеологические и политические ценности, особенности межпартийных отношений, уровень политической нестабильности и др. Правовая среда – совокупность юридических условий создания, функционирования и развития организации, она представляют собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих существование организаций. Экономическая среда – совокупность условий функционирования и развития организаций с точки зрения социально-экономического состояния общества и государства. Экономика оказывает влияние на организацию не только через возможности привлечения инвестиций и продвижения продукта, но и через макроэкономическую ситуацию в стране, когда темпы роста экономики, предпринимательская активность и благосостояние граждан становятся важнейшими факторами. Культурная среда – совокупность условий функционирования и развития организации с точки зрения духовной жизни общества. Здесь выделяется идейная среда, а также совокупность условий этнического, религиозного, демографического и иного социального характера, которые, так или иначе, оказывают влияние на организацию. Географические условия – совокупность условий, связанных с территориальным расположением организации и ее структурных подразделений. Территориальная сфера организации деятельности проявляется в климатических, геофизических, транспортных и иных факторах. Экология – совокупность условий жизнедеятельности организации, связанных с балансом природы и человека. Данный аспект, безусловно, влияет на все стороны деятельности любой организации. Научно-технический прогресс – это фактор, связанный с ускорением развития науки и техники в современных условиях. Для организации это имеет технологическое значение, так как позволяет использовать в ее деятельности достижения науки и техники. Международные отношения, безусловно, являются фактором внешней среды для крупной или внешнеэкономической организации, что обусловлено постоянной интеграцией России в международные и глобальные, в том числе торговые, институты. Таким образом, организация подвергается воздействию множества внешних переменных, что необходимо учитывать в практической деятельности. Резюме. 1. Структура организации – это система построения и деятельности организации, ее подразделений, взаимоотношений между ними, особенностей и направлений функционирования и развития. 2. Организационная структура - структурирование в зависимости от особенностей построения и функционирования организации: особенности иерархии, число уровней, каналы коммуникации, управление и производство и др. Организационная структура в управляющей системе организации представляет собой организационную структуру управления. 3. Организация формируется своей структурой, подразделениями, органами, расположенными по определенной иерархии на определенных уровнях с определенными направлениями деятельности, а также базовыми элементами. В организации устанавливаются взаимодействия и строятся каналы коммуникации для взаимодействия между органами и подразделениями. 4. Управляющая система организации – совокупность элементов организации, осуществляющих управленческую деятельность внутри организации для реализации миссии, достижения поставленных целей, обеспечения ее деятельности через осуществление принятия и реализации управленческих решений. 5. Управляемая система организации – совокупность элементов организации, осуществляющая деятельность внутри организации, определяемую управляющей системой организации. 6. Самоуправление в организации – деятельность лиц и структурных подразделений данной организации по самостоятельному осуществлению управленческих и иных функций. 7. Внутренняя среда организации – совокупность факторов, определяющих внутреннее состояние данной организации. Эти факторы поддаются непосредственному изменению со стороны организации. 8. Внешняя среда организации – совокупность факторов, определяющих внешнее воздействие на состояние организации, на которые сама организация не может оказать существенного влияния. Факторы внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на организацию, называются факторами внешней среды прямого действия. Факторы внешней среды, оказывающие опосредованное влияние на организацию, называются факторами внешней среды косвенного действия.
Свойства организации. Таблица 4.1.1 Общие системные свойства организаций.
Общие организационные свойства организаций. Как уже отмечалось выше, организация представляет собой социальную систему (явление, функционирующее в сфере человеческих отношений), соответственно для данной системы характерны общие организационные свойства (табл. 4.1.2.) [26, с.182-199], [23, с.41].
Таблица 4.1.2. Общие организационные свойства организаций.
Специфические свойства организации. Дополнением обозначенных выше характеристик являются специфические свойства организаций, присущие социальным образованиям, характерны для того или иного направления деятельности. Что бы не обижать коллег из различных отраслей и направлений менеджмента, рассмотрим специфические свойства социальных систем на примере политических организаций – общественных объединений, осуществляющих целенаправленную деятельность по завоеванию, обладанию, удержанию и использованию государственной власти (табл. 4.1.3.).
Таблица 4.1.3. Специфические свойства организаций.
Классификация организаций. Очевидно, что в человеческой деятельности представлены самые различные виды организаций. Варианты их классификации представлены в табл. 4.2.1. [21, с.26], [23, с.63-64].
Таблица 4.2.1. Варианты классификации организаций.
Для идентификации как процесса установления тождественности, совпадения или принадлежности системы определенному типу или классу систем используются систематизация, таксономизация и классификации. Систематизация – приведение чего-либо в систему на основе выявления и группировки однородных элементов по определенным признакам. Таксономизация – иерархическое выделение в сложно организованных системах таксонов – объектов, обладающих общностью свойств и признаков. Данное выделение проводится для определения принадлежности объектов нижних уровней, последовательно и относительно, к объектам верхних уровней. Таксономическое требование запрещает ставить в один ряд понятия (элементы, системы) разных уровней общности, как, например, целое и часть. Классификация – распределение элементов классифицируемого множества по классам в логической соподчиненности на основе присущих им закономерностей. Классификация должна быть системной. Это значит: - в рамках одной классификации используется только один классифицируемый признак – основание деления классифицируемого множества элементов; - все элементы классифицируемого множества распределяются по выделенным классам: нет ни «пустых» классов, ни «свободных» элементов – не вписавшихся ни в один из имеющихся классов (объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления). Но и системная классификация не может быть достаточной для всех случаев жизни: сложные явления и предметы могут классифицироваться по ряду признаков. Это позволяет иметь несколько взаимодополняющих классификаций, выбирая каждый раз ту, что дает срез наиболее полезной для решения стоящей задачи информации [22, с.7]; - классификация может иметь внутреннюю иерархию. Выше мы продемонстрировали некоторые элементы классификации, рассмотрим их подробно. Классификация по степени формализованности. Как уже отмечалось выше, по данному основанию выделяются формальные и неформальные организации. Классификация по форме собственности. Данная классификация предопределена российским законодательством, в результате которого соответственно появляются: - государственные организации, которые находятся в государственной собственности (собственности Российской Федерации или субъектов РФ), - муниципальные организации – те, которые пребывают в муниципальной собственности (собственности муниципальных образований), - частные организации – организации, находящиеся в частной собственности (собственности физических или юридических лиц), - иные организации – те организации, которые пребывают в иной форме собственности. Законодатель не уточнил характер этой собственности, но можно предположить, что он имел в виду, например, собственность общественных объединений или коллективную собственность владельцев квартир, объединившихся в товарищество собственников жилья. Классификация по отношению к получению прибыли как главной цели деятельности. В соответствии с данным критерием выделяются коммерческие организации, чьи руководители считают прибыль своей главной целью, и некоммерческие организации, способные получать прибыль, но создаваемые для решения той или иной социальной задачи. При этом, некоммерческие организации прибыль не распределяют между учредителями, а направляют на решение социальных уставных задач. Классификация по характеру существования. Здесь можно обозначить реальные (организации, существующие в реальной деятельности) и виртуальные (организации, существующие в виртуальном пространстве, либо в индивидуальном или массовом сознании). Классификация по социальной значимости деятельности (см. Табл. 4.2.2).
Таблица 4.2.2. Классификация организаций по социальной значимости деятельности.
Классификация по территориальному характеру деятельности (см. Табл. 4.2.3).
Таблица 4.2.3. Классификация организаций по территориальному характеру деятельности.
Классификация по степени открытости. Организации по степени открытости подразделяются на открытые (прозрачные) и закрытые. Открытыми (прозрачными) признаются те организации, которые в своей деятельности используют открытые формы работы, чьи документы доступны для общества, чьи реальные и декларируемые цели прозрачны для общественного контроля. Закрытыми, соответственно, являются организации, не дающие обществу возможность следить за своей внутренней жизнью и демонстрирующие окружающим только благоприятные или декларируемые собственные стороны. Большинство современных организаций должны стремиться к открытости в своей деятельности, что говорит об уважении к потребителям и партнерам и продиктовано принципами управления XXI века. Классификация по характеру инновационной деятельности. По характеру инновационной деятельности организации подразделяются на инновационно активные и инновационно пассивные. Инновационно активными являются организации, руководствующиеся в своей деятельности, принципами постоянного обновления характера и форм проявления деятельности, перманентной разработки нового знания, непрекращающегося использования новых организационных, информационных и др. технологий. Соответственно инновационно пассивными представляются организации осуществляющие деятельность по инерции, используя отработанные методы, живущие «по старинке». Данная стратегия оправданна на ограниченном временном этапе, когда срабатывают отлаженные механизмы. На более длительных отрезках уже необходим инновационный подход, позволяющей организации играть на опережение и быть готовой к угрозам и вызовам среды. Классификация по размеру организаций. Классифицировать организации по размеру (крупные, средние и малые) можно по различным основаниям. При этом общепринятых критериев не существует. Принято, например, подразделять организации по числу сотрудников или по обороту. Но к какому разряду отнести крупные IT-компании, которые с малым числом сотрудников имеют многомиллионные обороты? Классификацию организаций по организационно-правовым формам мы ра Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|